рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Шпаргалка для сдачи кандидатского минимума по философии и при подготовке к нему

1.      1-ое начало, доминирующее – аполлоновское (созерцательно-спокойное, логически размышляющее, интеллектуализированное начало); но это начало само по себе мертво, оно живо лишь потому, что находится в единстве со вторым.

2.      2-ое начало - дионисийское, вакхическое (жизнеутверждающее, чувственно эмоциональное, оргиистическое).


Вера (2) сочетается со знанием (1). С этого сочетания  и начинается Европа. Завершается она тем, что философия и культура тотально рационализируются. (Пример – гегелевская философия, которая неуютна для Шопенгауэра, Ницше). Эта рациональность ведет к тому, что мистический компонент окончательно и бесповоротно изживается. Наука побеждает и изживает религию. Это Ницше выражает афоризмом: «Бог умер». Люди сами «погубили» Бога, тем самым, обессмыслив свою жизнь. Ницше считал, что религию нужно упразднить, и она фактически упразднена. Компенсацией Бога может быть  для человека творчество различных типов (научное, художественное и т.п.).


Религия, мораль, наука – путы человека. Христианство – религия обесчеловеченных людей. Христианская мораль - восстание рабов морали. Христианство переворачивает традиционные понятия добра и зла. Добро до Сократа ассоциировалось с силой, властью, аристократизмом. Христианство устраивает переворот. Евреи - самый зловредный народ из-за их морали. Добро ассоциируется с бедностью, и т.п. При жизни Христа христианство было другим.


Ницше предложил выйти за пределы этой реальности, встать «по ту сторону добра и зла», освободиться от христианской морали. Должен появиться новый тип людей – «белокурая бестия». Они будут вести себя по законам этой расы, а по отношению к другим так, как хотят. Принцип всё разрешается (проще всего тем, у кого наибольший потенциал воли – они должны выжить). Вся культура построена на страхе и жестокости. Так давайте признаем это. Политика - власть вне морали. Ницше восхищается людьми, которые наворотили больше всего трупов. Концентрация на появление таких людей. Этот великий человек дальше и толкает историю. Больной - паразит общества. Слабого нужно толкнуть, помочь ему упасть.


Этапы (ипостаси) духовного развития человека (Заратустра).

1.      Верблюд - животное покладистое. Я должен везти все, что положат и терпеть все лишения.

2.      В пустыне трансформируется во льва - я хочу, я имею право, я могу. Разрушительный характер.

3.      Далее, после утоления желания, лев превращается в ребенка. Ребенок создает. Высшая стадия. Наступит только после первых двух - рабской зависимости и злого начала.


Ницше не призывает к аморализму. Он предлагает быть свободным от морали, чтобы «суметь морально жить» Т.е. нужно обрести базовое свойство человека - свободу.



34-35) Социокультурные предпосылки и характерные черты русской философии.
В. С. Соловьев. Н. А. Бердяев


Философия зарождается в древней Греции и, пройдя путь по Западной Европе, выступает в самостоятельной роли. Религия — диалог с высшей субъективностью; философия — принцип свободы. Философия развивается только в условиях свободы, как внутренней, так и внешней. Следовательно, Европа естественный наследник античной философии (латынь скалькировала греческий философский язык).


Особенности исторической судьбы России.

1.      Россия получила христианство из Византии и, следовательно, это не латинский источник, а греческий. При этом Россия быстро перешла на свой язык (кириллица). Россия не получила античного наследства напрямую, а только через мистику. Русская философия развивалась как богословские рассуждения и была глубоко мистична.

2.      Только в XVIII веке начало проявляться влияние Европы “Русская мысль долго была связана с религиозной почвой…”

3.      К XIX веку Российская культура перенимает основы рациональности с Запада. Основное воздействие Запада на Россию происходит в художественной культуре — литература и искусство; причем это быстро переделывается под русскую самобытность (например, балет пришел из Франции, но сильнее всего развился в России и всем известен “русский балет”, а не “французский”). Появляются формирователи науки — Ломоносов, Лобачевский. При этом сохраняются черты синкретичности (целостности).


Социокультурные предпосылки русской философии.

1.      Европа приняла греческую рациональность из рук в руки. Они все рассматривают рационально. Россия не получила напрямую рациональности греков и не развила ее. Она ее получила только через мистику, т. е. через православие.

2.      В Европе феодализм (бандит-дворянин). В России такого нет.

3.      В Европе две власти – духовная и светская. В России церковь является олицетворением свободы, а сильное государство — цензура и диктат. Духовность заменяется православием.

4.      Почти во все времена не было в России духовного руководителя, а была русская духовность.

4.      Самостоятельность человека не получила должной правовой основы (право заменяет мораль) и, следовательно, получается некоторая общинность.

5.      Культура России — эмоционально и нравственно насыщена. Это отражение русской ментальности.


Характерные черты русской философии.

1.      Русская философия глубоко мистична.

2.      В европейской философии есть разделение на онтологию, гносеологию, логику. В русской – нет.

3.      В русской философии человек всегда в центре, причем в контексте других людей. В Европе к этому долго шли. Философия в России изучает, прежде всего, человека и его пути в жизни, о смысле его в истории. При этом встает проблема действования, проблема обществования, а не проблема личности (как на Западе). На первый план выдвигается проблема веры и действования.

4.      В русском антропоцентризме теория и практика неразделимы. Например, в слове “правда” подразумевается “истина” или/и “добро”. “Правда сливает воедино истину и справедливость. Русские философы ищут целостность движения человеческого духа.

5.      Каждая философия выдвигает теорию познания, т.е. как человек может познавать мир. При рациональном подходе (Кант) — сначала знать, а потом верить. Для России все наоборот — сначала верить, затем поступать, а затем и знать. Россия никогда не выдвигает на первый план познание. Более всего интересует целостность подхода.

6.      В русской философии всегда присутствует дух свободы.



Владимир Сергеевич Соловьев (1853 - 1900)

С него начинается новый этап в развитии философии. Он первым в России создал свою особую философскую систему. В своих работах он рассматривает проблему добра; его увлекает идея поиска начала («Критика отвлеченных начал»). Его задача состоит в органическом синтезе всего того, что распалось в западной философии. Основной труд — «Оправдание добра». Основа: философия положительного всеединства сущего.


Всеединство сущего – основа мира. Синтез истины, добра и красоты. Все сущее содержит в себе эти три компонента. Абсолютное осуществляет благо через истину в красоте.

Реальный мир – воплощение всеединства сущего, тело Божие. Все материальное одухотворено божественным началом, скреплено божественным единством.

Боголицетворение всеединства сущего, абсолютная личность, любящая и милостивая, но наказующая за грехи.

София – мировая душа, мудрость божия, посредник между всеединством сущего и реальным миром.

Человек – центр всеобщего сознания природы, освободитель и спаситель природы, вершина творения Бога, посредник между Богом и природой. Человек призван видоизменить природу до ее одухотворения, совершенной интеграции.

Богочеловек – Бог вместе с человеком.

Цель мировой истории – единство Бога и внебожественного мира.

Христианство – открывает идеалы совершенного добра.

Право – не способно открыть идеалы добра. Оно препятствует проявлению лишь крайних форм зла.


Соловьев считает, что основное отличие человека от животного — стыд. В противоположность Декарту («Мыслю, следовательно, я существую») он выдвигает другой тезис «Стыжусь, следовательно, я существую». Адам и Ева прикрылись фиговыми листками, следовательно, преодолели животное начало в человеке.


Смысл человеческого существования можно разложить на три вектора:

1.      Стыд — биологическое начало в человеке;

2.      Разум — интеллектуальное начало, отношение к другим (жалость или милосердие).

3.      Бог — абсолютное начало (благоговение);


Теория познания

Познание мира – познание всеединства сущего. Оно достигается лишь цельным знанием, включающим в себя:

1.      Рациональное (философское) знание.

2.      Эмпирическое (научное) знание.


Основа цельного знаниямистическое знание, включающее в себя:

1.      Вера в безусловное существование предмета познания.

2.      Интуиция – дает истинную идею предмета.

3.      Творчество – реализация истинной идеи в данных опыта.


Свободная теократия

Богочеловеческий союз всех людей, преодоление эгоизма и вражды, создание на земле царства божьего, где будут разрешены все социальные противоречия. Свободная теократия может быть результатом объединения Католической и Православной церквей в рамках церковно-монархической государственности.


В конце жизни разуверился в возможности свободная теократия и пришел к идее катастрофического конца истории.


Бердяев

С начала 20-ого века один из главных идеологов богоискательства. Цель общественного развития – осуществление идеалов правильно понимаемого нового христианства. Религиозные идеалы (вечная жизнь и др.) могут быть осуществлены на земле.


Главная проблема: смысл существования человека и в связи с ним смысл бытия в целом. Ее решение может быть только антропоцентрическим - философия “познает бытие из человека и через человека”, смысл бытия обнаруживается в смысле собственного существования. “Объективной реальности не существует, это иллюзия сознания, существует лишь объективация реальности. Объективированный мир не есть подлинный реальный мир. Объект есть порождение субъекта. Лишь субъект экзистенциален, лишь в субъекте познается реальность.”


Два главных принципа

1.      Принцип объективации

2.      Примат свободы над бытием. Бытие вторично. Это есть уже необходимость, объект. Человек осознает неподлинность эмпирического мира.


Объективация - трансформация духа в бытие, вечности - во временное, субъекта - в объект, порождение неподлинного мира явлений, где результаты духовной активности человека приобретают формы пространства и времени, начинают подчиняться причинно-следственным отношениям и законам формальной логики. Соответствует грехопадению, отлучению от Бога.

Осмысленное существование - это существование в истине, достижимое человеком на путях спасения (бегства от мира) или творчества (активного переустройства мира культурой, социальной политикой).

Свобода. Человеческая иррациональная свобода коренится из “ничто”, но это не пустота, это первичный принцип, предшествующий Богу и миру.

Бог присутствует лишь в свободе и действует лишь через свободу. Бог во мне, и, если я умираю, умирает и Бог.

Зло содержится в добытийственном хаосе. Бог за него не ответственен.

Творчество – также происходит из свободы и является его реализацией. Противоборство зла и творчества составляет сущность новой эпохи.

Человек – дитя Божие, цельное его подобие, но и дитя свободы, над которой бессилен Бог. Личность первичнее бытия. Бытие – несвобода, дух – свобода.

Необходимость – сущность материи. В ней – природное зло. Слепой механический мир необходимости порабощает и губит человека.

Назначение истории – реализация божественного в человеке, создание богочеловечества.

Богочеловечество – социальная организация людей на религиозной основе.

Три этики

1.      Этика закона

2.      Этика искупления

3.      Этика творчества



36) Проблемы человеческого существования в философии экзистенциализма.


Экзистенциализм – «философия существования». Одно из самых модных философских течений в середине ХХ века. Выражает общее чувство времени: чувство упадка, бессмысленности и безысходности всего происходящего.


Задача философии – заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Экзистенциалисты исходят из единичного человеческого существования, которое характеризуется комплексом отрицательных эмоций: озабоченность страх, сознание приближающегося конца своего бытия.


Отношение сущность « существование.

Экзистенциалисты говорят, что первично существование. Раньше (Аристотель, Августин) говорили, что первична сущность. Экзистенциальный страх перед небытием.


Мартин Хайдеггер (1880-1976)

Основатель немецкого экзистенциализма. Книга "БЫТИЕ И ВРЕМЯ" ознаменовала возникновение этого направления философии. Феноменологический метод (заимствован у феноменологии Гуссерля).


Феномен - "то, что себя обнаруживает", "самообнаруживающееся", "открытое", "себя-в-самом-себе-обнаруживающее". Феномен сам по себе есть цель познания. Это не то же, что явление. Явление указывает на нечто, лежащее за ним - сущность, а феномен - на самого себя.

Экзистенции - сущность человеческого бытия.

Эзистенциалы - понятия, посредством которых Хайдеггер описывает структуру бытия человека. Он отличает их от "категорий", с помощью которых описывала бытие традиционная философия, начиная с Аристотеля.


Работа «Бытие и время». Основная мысль - о человеческом существовании как исходном моменте осмысления всего сущего. Эта мысль развертывается в учении о "бытии человека". Вопрос о смысле бытия забыт традиционной философией. Человек не может смотреть на мир иначе, чем сквозь призму своего бытия (экзистенции), разума, чувств, воли. Структура человеческого бытия - "забота".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.