рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Шпаргалка для сдачи кандидатского минимума по философии и при подготовке к нему


Основной итог гегелевской философии: нужно подходить ко всему с точки зрения развития, диалектики. Диалектический подход Гегеля - это рационализм, доведенный до высшей степени совершенства. Панлогизм (логика на всех уровнях, является определяющим фактором и для природы и, для всего мира). Начинается с категории чистого бытия. Просто есть чистое бытие. Становление - нечто взаимодействует с чистым бытием. Категории качества и количества. Качество это то, без чего объект существовать не может. Количество безразлично к объекту, но до определенного предела. Количество плюс качество есть мера.


Абсолютная идея - деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении. Цель – в самопознании. В процессе самопознания абсолютная идея проходит 3 этапа:

Этапы самопознания абсолютной идеи:

1.      Абсолютная идея как чистая мысль (наука логики).

2.      Воплощение замысла в природном материале - натурфилософия.

3.      Духовное и природное соединение вместе в истории общества - философия духа.


Этапы реализации абсолютной идеи (?):

1.      Вначале абсолютная идея формулирует себя как некоторый замысел - тезис.

2.      Затем она формирует из некоторого материала воплощение замысла - антитезис.

3.      Недовольство замысла реализацией приводит к появлению синтезиса. Сам синтезис становится тезисом и т.д.


тезис ® антитезис ® синтезис

"в себе" ® "для себя" ® "в себе и для себя"


Гегелевская философская система выделяет триады:

1.      Бытие (чувств. созерцание) ® Сущность (оформление в слове) ® Понятие

2.      Качество ® Количество ® Мера

3.      Понятие ® Субъективное понятие ® Понятие, реализующееся в объектах

4.      Субъективный дух (индивида) ® Объективный дух ® Абсолютный дух ( это стадии развития абсолюта)

5.      Искусство ® Религия ® Философия


Гегель вводит свой язык. Он, например, считает, что метафизика - это учение, отрицающее развитие и движение («Феноменология духа»). Мы освоили этот термин через Маркса.


Три закона диалектики:

1.      Перехода количества в качество.

2.      Отрицание отрицания. Развитие происходит по спирали.

3.      Единства и борьбы противоположностей.


Гегель об истории. Свобода и необходимость.

Достоинство Гегеля состоит в том, что он сумел глубоко осмыслить историю и проявить ее движущие факторы (но, однако, несколько односторонне). История - процесс самосознания, самоутверждения обществом своих потенций. Процесс строительства общества осуществляется людьми из окружающей их природы. По сути, история – это история мысли, история саморазвития мирового духа. В ходе этого процесса мировой дух воплощается в народный дух. Носителем мирового духа является каждый раз дух какого-то одного конкретного народа, а другие народы или исчерпали свои возможности, или ещё не созрели.


4 этапа в истории с точки зрения прогресса в сознании свободы:

1.      Восточный мир – свободен один деспот

2.      Греческий мир – свобода для некоторых. Принцип «прекрасной индивидуальности»

3.      Римский мир – свобода для некоторых. Принцип «абстрактной всеобщности»

4.      Германский мир – полная гражданская и политическая свобода. Именно германский народ, который уже установил разумное государственное устройство и есть настоящий носитель всемирно-исторического прогресса.


В рамках идеального государства Гегелем снимается антиномия свободы и необходимости. В государстве свобода объективизируется, а всё разумное утверждается как необходимое. Человек признает это необходимое как закон и следует ему.


С чем нельзя согласиться в гегелевской концепции:

1.      Человек – исполнитель исторического заказа, требования исторического разума. Он действует, но действие его ограничивается той мерой, в какой он осознал требование времени. "Наполеон - это абсолютная идея верхом на коне". Тезис: "Все действительное разумно, все разумное действительно". Разум - это мировой разум. Мировой разум - это тотальность, которая проглатывает, все индивидуальности. Человек - лишь инструмент развертывания этой тотальности.

2.      Европоцентризм - общество от примитивного первобытного состояния приходит к конкретному цивилизованному состоянию, в котором находится современная Гегелю Европа; на этом развитие прекращается (финалистская концепция). Гегель ограничивает историю только Европой.

3.      Славянские и иные народы - вне истории. Они не привносят ничего нового, а только заимствуют.

4.      Природа - лишь материал, из которого мировой разум создает необходимые ему предметы, которые живут не своей природной жизнью, а жизнью духа. Гегель не говорит о бережном отношении к природе, он не корректирует высказывание Бэкона "Знание-сила" (звериное отношение к природе). Маркс: за счет природы решаются все проблемы человека (но возникает проблема экологии).



29) Антропологический материализм Фейербаха.


Л. Фейербах (1804-1872) – ученик Гегеля. Работы: "Сущность христианства" (историко-философская работа), "Необходимость реформы философии" (1842), "Основные положения философии будущего".


Откуда взялось христианство?

1.      Народ породил Христа

2.      Появилась особая личность, наделенная харизмой.


Фейербах подошел к этому с неожиданной стороны. Фейербах признает, что исторические и социальные корни философии Гегеля и христианства одни и те же (они говорят об одном и том же). Они пытаются каждый на своем языке (христианство - богословский; Гегель - философский) рассмотреть устройство человеческого общества, его историю в отчуждении от самого человека. Христианство, как и любая философия (особенно гегелевская) - это отчужденная родовая природа человека. Это отчуждение определяется тем, что люди реально отчуждены друг от друга. Поэтому свои идеалы они фиксируют в виде христианского вероучения с одной стороны, и в виде философии Гегеля - с другой. Свои идеальные представления о своем предназначении, способности быть всемогущим человек реализует в Боге.


Будущая философия должна решить проблему отношений:
от Я«Бог«Ты перейти к Я«Ты.


Фейербах отстаивает антропологический принцип в философии. Антропологизм: проблема существования человека – единственный, универсальный и высший предмет философии. Он считает, что философия должна стать антропологией. "Истина не материализм, не идеализм, не физиология, не психология, а только антропология. Главным понятием в философии должно быть понятие любви. Нужно переделать человеческую жизнь в соответствии с принципами разума, добра и труда.


Человек обладает:

1.      Способностью мыслить;

2.      Способностью любить и ненавидеть;

3.      Способностью действовать.


Бубер: Человек у Фейербаха - беспроблемный человек. Проблема психофизического параллелизма: как соединить в человеке физическое и духовное. Фейербах говорит, что нельзя рассматривать отдельно дух и тело. Мыслит не мозг, а человек с помощью мозга.

 Мыслит не мозг и не душа… Субъектом мышления является человек".



30) Философия Маркса. Диалектико-материалистическое понимание истории.


Основные принципы марксистской философии

Карл Маркс, Фридрих Энгельс. Пытались соединить диалектику и материализм. Маркс: «у Гегеля диалектика стоит на голове, надо поставить на ноги». Надо отказаться от некоей первоначальной идеи - идеи абсолютного разума. Необходимо увидеть развитие диалектических принципов в самой действительности. Единство мира в его материальности. Существует только материя и ее проявления. Принцип атрибутивности движения материи - движение обладает абсолютным статусом и носит универсальный характер. Формы существования материи: пространство и время; являются объективной формой.


Познание носит диалектический характер: от живого созерцания к абстрактному мышлению, а через них к практике.


Маркс перевертывает традиционную схему и говорит, что общественное бытие определяет общественное сознание. В хижине и в дворце люди думают по разному. Сущность человека социальна. Это совокупность всех общественных отношений.


Понятие общественно-экономической формации

Общественно-экономическая формация включает в себя:

1.      Производительные силы - люди и средства производства, предметы труда (то, на что направлена трудовая деятельность) и орудия труда.

2.      Производственные отношения. Различаются производственно-экономические отношения (собственность) и производственно-технологические отношения. Производственно-экономические отношения в марксизме еще называются базисом. Политика, право, мораль, религия, искусство. Это надстройка. Со сменой базиса меняются все эти формы культурной жизни.


Социально-политические формации:

1.      первобытнообщинный строй,

2.      рабовладельческий,

3.      феодальный,

4.      капиталистический,

5.      социалистический. (это финалистский подход).


Движущие силы и закономерности социально-исторического процесса

Два периода в жизни Маркса:

1.      Период гуманизма (до 1846). История есть история самих индивидов, действующих и взаимодействующих друг с другом.

2.      Период сайентизма. История есть результат диалектики производительных сил и производственных отношений, борьба классов.


Три закона развития общества (интерпретация законов диалектики).

1.      Классовая борьба движет историю.

2.      Развитие производительных сил происходит эволюционным образом, тогда как производственно-экономические отношения сменяются скачком. Скачок происходит именно через революции (насилие).

3.      Развитие происходит по спирали. Отрицание отрицания. Социализм - отрицание частной собственности.


О происхождении человека и сознания

Труд создал человека.


Недостатки

1.      Исчезает субъект и минимизируется роль духовности.

2.      Европоцентризм



31) Философский пессимизм Шопенгауэра.


Артур Шопенгауэр - последователь Канта, противник Гегеля. Гегель увидел у Канта чистый разум, а Шопенгауэр исходит из практического разума. Берет за основу волю. Основатель философии пессимизма. Основная работа «Мир как воля и представление».


Шопенгауэр исходит из мысли о том, что идеализм и материализм неправомерны, уязвимы, ошибочны, так как мир объясняется на основе других вещей.

 

Составляющие мира:

1.      Представление - исходная точка распадения на объект и субъект. Представление возникает на ответ движения организмов в поисках пищи. В историческом плане появляется с появлением первого класса, хотя бы класса насекомых. «Нет объекта без субъекта также как и нет субъекта без объекта». Развитие форм представлений происходит на уровне живой природы (для нас).

2.      Воля - некая иррациональная сила. Воля - порыв к жизни. Она не только в человеке. Она простирается на всю Вселенную как эфир. Воля наиболее кристаллизованно проявляется в человеке, в его бытии. Существует исходный резервуар волевого начала – абсолютная воля. Исходная мировая воля носит агрессивный, злой характер. Все живое должно двигаться, чтобы найти пищу. Так как этот процесс объективный, то в таком же направлении развивается и мир. Все к худшему. Ресурсы ограничены. Со всем этим нельзя ничего поделать, так устроен мир. «Все к худшему в этом худшем из миров» (в противоположность Лейбницу). Философия глобального пессимизма.


Созидательная деятельность человека – мыльные пузыри. В любом случае человека ждет смерть. Говорил о упанишадах и буддизме (минимум деяний, чтобы не углублять страдания) как о основах своей философии. Крайне негативно относился к христианству. Нужно пытаться укрощать свои потребности. Этика: нужно укрощать волю, не увеличивать количество зла. Критика общества массового потребления. Одним из первых считает такой путь развития общества тупиковым. Предрекает гибель всего телесного мира.



32-33) Философские взгляды Ницше. Личности в философской концепции Ницше (белокурая бестия, воля к власти). Ниспровержение им традиционной системы ценностей.


Фридрих Ницше (1844-1900). Ницше по образованию и призванию - филолог (человек совершенно другого склада ума, чем его предшественники). Ницше не пишет классических философских работ, не использует классического философского языка. Он пишет в форме эссе, использует афоризмы. Произведения: «Так говорил Заратустра», По ту сторону добра и зла», «Антихрист – проклятие христианству». Взрывает философский язык.


У Шопенгауэра воля к жизни, у Ницше – воля к власти. Это инструмент самоутверждения человека, возможность воплотить всё задуманное. Политическая власть, в науке - власть над природой, власть Вагнера над звуком, власть писателя над материей слова и т.д. У слабых это воля к свободе, у сильных – воля к большей власти или справедливости, и самых сильных – любовь к человечеству (маскировка стремления к подавлению чужой воли). Ницше переносил идеи Дарвина о борьбе за существование животных на жизнь человека. Он подчеркивал в человеке биологическое начало. Интеллект не познает мир, а лишь схематизирует его в той мере, в какой это нужно для практической потребности.


У Шопенгауэра человек – беспроблемен, а у Ницше человек – проблема. Все проблемы в самом человеке. Человек – несостоявшееся животное, и потому несчастен. Человек – нечто текучее и пластичное. Из него можно сделать все что угодно. Ницше углубляет тему иррациональности в жизни человека.


Философствование определило интерес Ницше к античности. Исследует прародину Европы – древнюю Грецию, родину тотальной рациональности. Первая работа - «Рождение трагедии или эллинизм и пессимизм» (1872г). Казавшаяся единой для европейского мыслителя античная культура (и цивилизация ) на самом деле двойственна:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.