Шпаргалка по философии для вступительного экзамена в аспирантуру
1.
Философия, её
проблемы и роль в обществе.
Слово
"философия" древнегреческого происхождения (от "филео"-
"люблю" и "софиа" - "мудрость").
Философия - это система взглядов на
окружающий мир, законы его развития, пути познания. Считают, что слово
"философ" впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор
(ок. 580-500 годы до н.э.) по отношению к людям, которые стремятся к высокой
мудрости и правильному образу жизни. Термин "философия" истолковал и
закрепил в европейской культуре Платон (427-347 до н.э.).
Философия изучает общие законы, которым
подчиняются все области действительности - бытие и познание. Философия изучает
внутреннюю природу мира, законы его развития, универсальные связи бытия. Итак,
философия раскрывает наиболее общие законы развития мира, пути его познания.
Философия дает ответ на самые общие и самые трудные вопросы, которые возникают
перед мыслящим человеком : что такое мир, в котором мы живем, как он устроен,
разделен ли мир на дух и материю, и если да, то что такое дух и материя ? Подчинен
ли дух материи или он обладает независимыми силами ? Развивается ли Вселенная
по направлению к некоторой цели ? Действительно ли существуют законы природы
или мы просто верим в них благодаря присущей нам склонности к порядку ? Что
такое человек, в чем смысл жизни и назначение человека ? Что такое добро и что
такое зло? Что такое красота, вера, справедливость? Что надо сделать, чтобы
жизнь стала лучше ? Исследовать эти вопросы и пытаться ответить на них - дело
философии.
Наблюдая окружающий
нас мир, можно заметить, что все его предметы и явления либо материальны, либо
идеальны, духовны.
К материальным
явлениям относится все то, что существует объективно, то есть вне сознания
человека и независимо от него / предметы и процессы на Земле, тела Вселенной /.
То, что существует в
сознании человека, составляет область его психической деятельности. Мысли,
чувства, переживания - это сфера идеального, духовного.
Как же связаны между собой материальное и
духовное, порождается ли духовное материальным или наоборот материальное
порождается духовным?
Вопрос о характере этой связи, об отношении
мышления к бытию, духовного к материальному и составляет основной вопрос
философии.
2.Социокультурные предпосылки
возникновения философии. Религия и мифология.
Исторически первой
формой мировоззрения является мифология. Она возникла на самой ранней
стадии общественного развития. В мифологии отражено поэтическое богатство и
мудрость народов. В них мы находим образную картину мира, сочетание реальности
и фантазии, естественного и сверхъестественного, знания и веры, мысли и эмоций.
Мифология закрепляла принятую систему ценностей, формы поведения. Человечество
в мифах искало ответы на вопросы о том, как устроен мир, о его происхождении, о
мировой гармонии, о человеке, тайнах рождения и смерти.
Эти вопросы
унаследовали от мифа две древнейшие формы мировоззрения - религия и философия.
Религия (от лат.
"религио" - благочестие, набожность, святыня). Основу религии
составляет вера в сверхъестественные силы. Религия -социально-организованная
вера человеческих сообществ, форма их поклонения "высшим силам". Религия
- важное явление духовной культуры. Возникновение религии связано с сознанием
зависимости людей от сил природы и истории. Отсюда смешанное чувство страха и
уважения верующих по отношению к высшим силам, Богу - высшему существу,
достойному поклонения.
Религия - средство социальной регламентации,
сохранения нравов. адиций, обычаев. Велика роль религии в накоплении и передаче
культуры- Обращаясь к эмоционально-образному опыту человечества, религия
способствовала развитию духовности человека, культивируя человеческие чувства
любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, совести, справедливости.
Большинство людей во
все времена черпало именно в религии свои моральные и общемировоззренческие
установки. Лишь с ростом образованности, культуры, с научным прогрессом
последних двух столетий широкое распространение получает свободомыслие,
которое характерно для философии и невозможно в религии. В отличие от религии,
с ее преимущественным вниманием к человеческим тревогам, надеждам, к поиску
веры, философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения.
И в этом нашла отражение неистребимая потребность человека понять мир и человека
с позиций знания, разума.
Философское познание основано на
присущей людям любознательности, которая перерастает в интеллектуальную
потребность беспредельного расширения и углубления знаний о мире. С помощью
философии человек умозрительно постигает мир в таких его срезах, которые не
даны или даже не могут быть даны ни в каком опыте. По сути это способность
интеллекта к сверхопытному знанию. Разве можно постичь опытным путем внешний
мир как целостную беспредельную в пространстве и непреходящую во времени, бесконечно
превосходящую человеческие силы, не зависящую от человека (и человечества),
объективную реальность, с которой люди должны постоянно считаться Опыт не дает
человеку такого знания, а философская мысль, вполне осознавая определенную
ограниченность разума, пытается постичь бесконечное многообразие окружающего
нас мира. Мыслящий дух при помощи Разума, а также чувственной и
интеллектуальной интуиции все глубже проникает в тайны бытия.
Задача и смысл философии не исчерпывается
вопросами познания Философия призвана указывать высшие цели человеческого бытия
нравственные ценности, каким надо быть, чтобы быть человеком Ориентация на
человека и высшие нравственные ценности сообщает философии достоинство и
внутреннюю ценность, а также придает ценность всем другим знаниям. Философия
выявляет наиболее общие идеи, представления, формы опыта, на которых базируется
та или иная конкретная культура, жизнь людей в целом. Эти наиболее общие идеи
называют универсалиями. Важное место среди них занимают категории (это
наиболее общие понятия для выражения связей и отношений в вещах к которым
относят такие универсальные понятия, как бытие, материя, предмет, явление,
процесс, свойство, отношение, изменение, развитие, причина, следствие.
3. Понятие мировоззрения, его типы и структура. Мировоззрение и философия, их тождество и различие.
Наши представления о
мире и месте человека в нем. наши знания, убеждения, чувства, настроения,
надежды существуют как более или менее целостное понимание людьми мира и себя.
В каждую историческую эпоху люди имеют определенное мировоззрение - предельно
общие убеждения, принципы познания, идеалы, нормы жизнедеятельности, то есть
общие черты интеллектуального, эмоционального, духовного настроя той или иной
эпохи. При этом в реальной жизни мировоззрение формируется и живет в сознании
отдельных конкретных людей. И каждый человек имеет собственные, не во всем
совпадающие с другими, а иногда и сильно отличающиеся от них самые общие
представления о мире и жизненные программы.
В мировоззрение
входят знания - повседневные, профессиональные, научные. Чем солиднее запас
знаний в ту или иную эпоху у народа или отдельного человека, тем более
серьезную опору может получить соответствующее мировоззрение. Кроме знаний, в
мировоззрение входят ценности - отношение людей ко всему происходящему в соответствии
с их интересами, тем или иным пониманием смысла жизни. Это и идеалы, и понятия
добра и зла, понятия прекрасного и безобразного и т.д. В мировоззрение входят
разум и чувства, а также воля, убеждения. Кроме того, в мировоззрение входит и
сомнение. Сомнение - обязательный момент самостоятельной, осмысленной позиции в
области мировоззрения.
Жизнь рождает у
человека сложную гамму чувств, переживаний : чувства благоговения и восхищения
природой, оптимистическую любознательность и желание познать мир и в то же
время пессимистические настроения неуверенности, беспомощности, одиночества,
беспросветной горестной тоски. Душевный настрой человека зависит от многих
причин; условия жизни людей, социальное положение, национальные особенности,
тип культуры, темперамент, возраст.
состояние здоровья -
эти и многие другие факторы влияют на каждого из нас по разному.
Характерная особенность мировоззрения
состоит в том. что оно включает в себя и взгляды, основанные на здравом смысле,
повседневном опыте людей. Это так называемая "жизненная философия",
которая складывается стихийно и является массовым и реально работающим
сознанием. "Жизненная философия" проявляется в обыденных, массовых,
повседневных формах, включает жизненный опыт, навыки, традиции, веру
предшествующих поколений, "память веков", а также ошибки,
националистические предрассудки, иллюзии и заблуждения своей среды.
В таблице
представлено мировоззрение в совокупности с составляющими его основными
элементами. ж -• •-' '-••..' •-'•••>•.
мировоззрение
Итак, мировоззрение -
система взглядов на мир в целом. Это совокупность взглядов, оценок, принципов,
определяющих самое общее видение, понимание мира, места человека в нем и вместе
с тем жизненные принципы, позиции, программы поведения.
А каково же место
философии в мировоззрении, как связаны философия и мировоззрение? Теоретический
уровень миропонимания, теоретическая обоснованность взглядов присущи философии.
Соотношение философии и мировоззрения
может быть схематично представлено в виде двух концентрических кругов, где
больший круг -Мировоззрение, а входящий в него меньший круг - философия.
4. Диалектика
единичного и общего, возможности и действительности, необходимости
и случайности.
5.Философия и
наука. Является ли философия наукой?
Сегодня можно дать
следующее определение философии и её предмета: философия - это наука
об универсальных принципах и законах развития мира, материального
и духовного бытия.
Следует иметь в виду,
что наука как система знаний никогда не имеет завершенной формы. Наука-это
постоянно развивающийся, наполняющийся более глубоким содержанием процесс, в
котором уточняются, изменяются проблемы, обоснования, вводятся новые понятия,
при этом сохраняются основные фундаментальные положения, принципы, которые
принимают характер абсолютного знания и составляют стержень науки. В процессе
разработки теории выдвигаются различные /иногда взаимоисключающие/ идеи, но в
любом случае в борьбе мнений, разработке новых концепций или углублении
прежних моделей идёт обогащение знаний либо новой теорией, либо отдельными
положениями в виде новых проблем, понятий, методов. Это естественноисторический
процесс становления и развития науки /физики, математики, биологии,
философии/. И если философию отдельного мыслителя нельзя назвать наукой в
целом, то она тем не менее является учением, теорией, составляющей вклад в
науку как развивающийся процесс /речь не идет о лже - или псевдонауке/.
Безосновательно лишать философию статуса науки на том основании, что она в
своем историческом развитии представлена различными направлениями /материализм
и идеализм, диалектика и метафизика /, течениями /позитивизм, экзистенциализм,
прагматизм, диалектический материализм../, школами, сообществами/.
6. Эволюция
представлений о предмете и функциях философии.
Философия начинается
с поиска ответа на вопрос: «Что есть все?» /Фалес, 624 - 547 г. до н.э./. Многообразие
ответов на него сводилось к одному: поискам «начала, лежащего в основании»,
имеющего значение первоначала, «вечной основы», сущности, первопричины - субстанции.
Всем управляет Логос - закон, который приводит мир к гармонии через связь и
борьбу противоположностей /Гераклит, 544 - 483 г. до н.э./. В учении
Парме-нида /VI - V
вв.
до н.э./ вводится одно из самых основополагающих философских понятий -
«бытие», соединяющее в себе, как заметил Аристотель, «универсум как одну
субстанцию», «все сущее» /существующее, единое, совокупное/. Своим суждением:
«То же самое - мысль и то, о чем мысль возникает» - Парменид положил начало
основному вопросу философии - об отношении мышления и бытия, сознания и материи,
- разделившему философов на два лагеря - материалистов, и идеалистов. Сократ
вводит понятие «идеального» /нематериального/ бытия и обращает философию к
человеку.
В философии атомистов
IV -1 вв. до н.э.
поиски основы как начала и причины всего существующего приводят к обоснованию
принципов /основоположений/ философии, ведущим среди которых стал принцип причинности:
«Ни одна вещь не происходит попусту, но все в силу причинной связи и
необходимости».
Подведёт итог всем
этим рассуждениям Аристотель /384 - 322 г. до н.э./ Он назовет философию
наукой, «которая носит название мудрости» и предметом которой является «сущее,
начало и причины существующей реальности».
Греческая философия
определила стратегию развития философского учения: единая основа, сущность
/субстанция/ мира как целостности, причины всех изменений, многообразия и
разнообразия, законы и принципы как упорядочивающее и основополагающее начало.
В период
средневековья /V - XV
в./
с распространением и утверждением христианства в странах Западной Европы меняются
представления о назначении философии. Концепцию философии и её роли выразил
византийский мыслитель Иоанн Дамаскин /675 - 753 г./: «Философия есть познание
сущего».... «Философия - служанка теологии /богословия /».
Потребностью
Возрождения /XIV - XVI
в./
и Нового времени /XVII - середина XIX в./, эпохи развития нового /капиталистического/ способа производства и
социально-политических перемен, стало развитие научных знаний, открывающих
законы природы, увеличивающих возможности человека в познании и практическом
преобразовании природы. В центре внимания философии того времени - человек и
его познавательные способности, проблема метода научного познания. Главной
задачей философии считается создание метода естественных наук, обоснование
философских принципов бытия и познания, создание системы научного знания.
Немецкая классическая
философия /XVIII - XIX в./ дает обоснование научного статуса
философии. Г. В. Ф. Гегель /1770 -1831 г./ охарактеризует философию как «объективную
науку об истине» /«Лекции по истории философии»/, содержанием которой должны
стать всеобщие принципы и законы. «Философия есть познание Вселенной как единой
органической целостности» /«Эстетика»/. Разработка диалектики как философского
учения об универсальной связи и развитии /но в рамках идеалистической системы/
способствовала превращению философии в методологию.
В марксизме /XIX - XX в./, в
отличие от предшествующей философии, получило развитие материалистическое
понимание общественного развития как естественноисторического процесса.
Диалектико-материалистический подход к проблемам развития мира позволил
определить предмет философии: универсальные диалектические законы природы,
общества и мышления.
Современная
западноевропейская философия представлена различными направлениями:
неопозитивизм, экзистенциализм, прагматизм, неотомизм и т.д. С постановкой ими
проблемы сущности, предмета, функции философии можно ознакомиться в
соответствующей литературе. Сегодня можно дать следующее определение философии
и её предмета: философия - это наука об универсальных принципах и законах развития мира, материального
и духовного бытия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|