7. Специфика
философских проблем и способы их решения в истории философии.
8.
Характеристика основных разделов философского знания.
9. Функции
философии в обществе. Место и роль философии в современном
мире.
Философия - средство
самопознания и самосознания человека, который является высшим звеном космической
эволюции. Философия помогает человеку осознать уникальность своего бытия,
раскрыть высшие ценности своей жизни и на этой основе сформулировать свои представления
о смысле жизни, о своем предназначении, о свободе, истине, добре, творчестве,
красоте, счастье. В философии находит логическое завершение умственное развитие
личности, выражается суверенитет человеческого интеллекта, который именно
благодаря философии приобретает права законодателя человеческой жизни.
Без философии
невозможно стать высокообразованным и обладающим тонкой интеллектуальностью человеком.
Философия формирует у личности универсальную широту кругозора, уверенность в
своих духовных силах, склонность к критическому анализу и постоянному творческому
поиску. Философия нужна каждому для самореализации в качестве разумного
существа и единственного в материальном мире носителя и субъекта духовности.
Философия обеспечивает полноту интеллектуального потенциала личности. Философия
является интеллектуально-духовным ядром культуры. Основные сферы духовной
культуры (политика, право, религия, мораль, искусство, наука) уходят своими
корнями в пласты философских идей.
Принято выделять
следующие функции философии в системе духовной культуры - интеграционную,
интерпретационную, эвристическую, прогностическую и рефлексивно-критическую.
Интеграционная функция
состоит в том. что с помощью философии осуществляется органическое соединение
всех компонентов содержания человеческой культуры - онтологического,
гносеологического, логического, этического, эстетического, аксиологического, жизненно-практического.
Именно с помощью философии человек вырабатывает всеобщие принципы понимания и
объяснения природы человека и мира в целом, создает предельно обобщенные идеи и
представления о бытии. Философия объединяет всю духовную культуру в некое целостное
единство в рамках данной исторической эпохи.
Интерпретационная функция философии
состоит в том, что она служит исходной интеллектуальной базой для понимания
природы еще не познанных явлений внешнего мира, общества и мышления. Всякий
раз. когда человек сталкивается с новым явлением - таинственным, загадочным,
парадоксальным, он обращается к философии и именно в ней ищет рациональное
истолкование еще не познанных предметов и процессов. Философия выступает как бы
последней инстанцией интеллекта человека, именно в философии человек получает
отправные основания для Духовного постижения непознанного во всем сущем.
Эвристическая функция
философии состоит в том, что она ориентирует человеческую мысль на открытие
новых истин, побуждает к познанию, к формированию оригинальных истолкований
познаваемых явлений.
Прогностическая функция
философии состоит в том, что она обращена не только к прошлому и настоящему, но
и к будущему. Философия осмысливает стратегические направления развития
человечества, его исторические перспективы и его культуру. Философия определяет
главные тенденции, общий характер и основные направления развития культуры,
общества и человека.
Рефлексивно-критическая функция
философии состоит в том, что она критически осмысливает существующую культуру и
то состояние, в котором находится общество и личность. Философия помогает осознать
и освободиться от иллюзий, заблуждений, предрассудков, ошибок своей эпохи.
Философия чутко улавливает отживающие формы жизни, готовит общественное сознание
к необходимости перемен, пытается ответить на коренные вопросы бытия.
Таким образом, философия синтезирует и
обобщает данные обыденного опыта, научного познания и всей человеческой
культуры и на этой основе формулирует всеобщие определения бытия, объясняет
внутреннюю природу мира и человека.
В философии всегда
воплощается дух своей эпохи. Современный мир выдвигает множество проблем, для
успешного решения которых необходима философская культура, умение жить и
работать в быстроменяющихся условиях, в соответствии с требованиями жизни.
10. Основные
области философского знания. Природа философских
проблем.
Несмотря на то, что состав проблем и их
выражение у философов разных эпох и народов различен, в них в той или иной мере
есть и общее, и уже одно это обстоятельство говорит о том, что они не случайны,
а порождены какими-то глубокими причинами.
По И.Канту философия является наукой
«о последних целях человеческого разума. Это высокое понятие сообщает философии
достоинство, т.е. абсолютную ценность... Сферу философии... можно подвести под
следующие вопросы: 1. Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я
смею надеяться? 4. Что такое человек?».
В книге Швейцера «Культура и этика» названы
следующие проблемы мировоззрения: конечен или бесконечен мир? В чем смысл твоей
жизни? Что тебе надо в мире? Чего достигли те, кто действовал до тебя? Какое
значение имело то, к чему они стремились, для бесконечного мира? Что такое
истина? Разрешима ли дихотомия человеческого существования: конечности тела и
бесконечности духа? В чем счастье человека? Что такое красота, любовь, героизм?
И являются ли они ценностями, ради которых стоит жить?
В современной
литературе формулируются такие проблемы: Как дух соотносится с материей?
Существуют ли в глубинах бытия сверхъестественные силы? Конечен или бесконечен
мир? В каком направлении развивается Вселенная и имеет ли она цель в своем
вечном движении? Существуют ли законы природы и общества или человек лишь верит
в них в силу своей склонности к порядку? Что такое человек и каково его место
во всеобщей взаимосвязи явлений мира? Какова природа человеческого разума? Как
человек познает окружающий его мир и самого себя? Что есть истина и
заблуждение? Что такое добро и зло? В каком направлении и по каким законам
движется история человечества и в чем ее сокровенный смысл? Все эти и подобные
им вопросы не могут не волновать каждого мыслящего человека, в какой бы сфере жизни
он ни действовал. Размышляя о такого рода вопросах, человек может прийти и
неизбежно приходит к определенной мировоззренческой позиции.
11.Отличие
языка философии от обыденного языка и языка науки.
Специфика
философских категорий.
На всех этапах
развития научного знания с момента возникновения способом его построения,
выражения, существования стали понятия. Понятия - язык науки, без
которого она существовать не может. Язык - информационно-знаковая
система, способ и средство существования и передачи мысли. Язык появился в
процессе практической деятельности человека на ранней стадии его существования
как способ обыденного эмпирического познания и средство общения. Такой язык называют
естественным, предметно-практическим языком. Единицей этого языка стало слово.
Возникнув стихийно, по мере развития практических действий и форм общения,
язык приобретает системность, упорядоченность, структуру, особенно это проявляется
на этапах становления письменности. (IV - III тыс. до н.э.).Всему видимому,
непосредственно воспринимаемому с помощью органов чувств, человек давал обозначения,
о чем впоследствии скажут: мир предметов - мир видимый. Это явление назвали
«чувственная видимость природы».
Вместе с тем человек
постигал внутренние, скрытые от непосредственного наблюдения связи,
взаимодействия, соединяющие предметы в единую систему, целостный мир, он пытался
выявить движущие силы, превращающие одни явления в другие, усложняющие и упорядочивающие
мир. В древнегреческой философии этот феномен активности связи возвели в ранг
Ума: «Все вещи были вперемешку, затем пришел Ум и их упорядочил», «Ум движущая
причина», «Ум - творящая причина». (Анаксагор, V век до н.э.), а
несколько раньше Гераклит (VI-V в. до н.э.) это всеобщее активное,
упорядочивающее начало бытия назовет Логосом (законом, необходимостью). Этот
мир скрытого, внутреннего, мир связей, в который можно проникнуть только
разумом (рацио), мыслью, был назван «рационалистической сущностью природы», и
языком его обозначения и познания стали понятия. Понятие - это отражение
внутренних, общих, существенных связей.
Но уже Платон (V - IV век до н.э.)
заметил, что знание может говорить языком математики (математических понятий)
и языком философии (категорий), а Аристотель (IV в. до н.э.)
представил систему категорий, что говорит о том, что уже в древнегреческой
философии язык стал способом осознания системы связей предметного мира как
источник его активности.
Итак, в процессе
углубления знаний о мире происходит усложнение языка, формируются понятия как
отражение общих связей (язык науки) и категории как отражение универсальных,
существенных связей мира (язык философии).
Категории - это
движущаяся мысль, процесс, отражающий и выражающий связи во взаимопереходах, в
развитии, взаимообусловленности. Именно поэтому они составляют основу развивающейся
мысли. Категории отражают не единичную связь, а систему наиболее общих,
подвижных, динамичных связей, такая система взаимосвязанных понятий составляет
фундамент философской науки (см. Г. В. Ф. Гегель: «Наука логики»). Соответственно,
категории - это системообразующий принцип построения мысли, объяснительный
принцип действующих процессов мира (их сущности, причинности,
необходимости...) и прогностический принцип, на основе которого строится модель
изменений в мире будущего. В то же время, каждая из категорий включает в себя
другие категории и представляет собой систему охватываемых ею категорий. Эту
особенность студенты могут рассмотреть на основе анализа таких категорий, как
материя, сущность, бытие, качество, количество и т.д.
12.Бытие как фундаментальная философская
категория. Основные формы бытия. Специфика человеческого бытия.
Важнейшими формами бытия
являются пространство, время, движение
системность. в истории
философии 2 основные точки зрения на время и
пространство. 1---
субстанциальная концепция. Вр и пр есть самостоятельные сущности, существующие
наряду с материей и независимо от нее. Отношение между ними как между самостоят
субстанциями.
НЕЗАВИСИМОСТЬ св-в пр и
времени от протекающих в них мат процессов. 2--- реляционная. Пр-во и время не
сам сущности, а суть системы отношений, которые образуют между собой мат
объекты. Вне системы взаимодействий пр и время не сущ. Зависимость прова и
времени от взаимодействия материальных систем. в античности начали рассматривать
проблему. Парменид --- движения не существует. Апории Зенона как проблематика
непрерывности пр и времени. В соответствии с Демокритом прво до 20 вв отождествляется
с пустотой, считается абс и вечным. Его свойства изотропно, однородно. Время
однородно и необратимо..
13.Содержание
философских категорий "мир" и "человек". Человек как
предмет познания философии и частных наук. Эволюция воззрений на человека в
истории философии.
Несмотря на то, что
на календаре конец II-го тысячелетия новой эры, человек остается во многом загадочным
существом. Согласно Библии, он создан "по образу и подобию Божию". А
философы определяли его по-разному, называя то "мыслящим тростником",
то "полу-ангелом"- "полузверем" то "политическим
животным", то "венцом природы". Так кто же он? Однозначного
ответа на этот вопрос не существует, поскольку человек является чрезвычайно
сложным и неисчерпаемым феноменом.
Определяющим для
античной философии представлением о человеке было учение Аристотеля: человек
есть живое существо, состоящее из тела и души (душа есть форма, двигающая и
изменяющая тело), наделенное духовным началом ("разумом", который
бессмертен) и устремлённое к жизни в обществе (“политическое животное”). Вместе с
тем, человек
античности остается частицей космоса: итак, в античной философии образ человека
носит космоцентрический характер.
В философии
средневековья представление о человеке складываете, на основе Библии. Человек
перестает быть существом двух-мерным, состоящим из "тела" и
"души" / совмещающей разум с интеллектом/, а обретает три измерения:
"тело", "душу", "дух"; через "дух" на основе
веры он становится открытым божественному началу, мудрости; устремленность к
единому Богу дает человеку новый онтологический статус религиозно-духовного
существа.
В эпоху возрождения христианский
образ человека претерпевал значительные изменения. Автономность личности, несущей в
себе безграничность творческих способностей, интерес к самому человеку оказваются в
центре внимания мыслителей. Происходило и возрождения античного представления о
человеке – микрокосме, но на почве христианства.
В новое время, когда
основной сферой человеческой деятельности становится познание, человек обретает
огромную веру в собственные силы, на место Бога ставя самого себя и тем самым, превращаясь в
«человекобога». При этом знаменитое изречение Декарта – «мыслю, следовательно, существую» -
отражает представление о человеке как о «мылсящей вещи».
В свою очередь,
учение Маркса трактует человека как носителя природного и социального начал,
однако акцент в марксистской антропологии направлен на общественно-трудовую
деятельность индивида, и по определению Маркса, "сущность человека не есть
абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть
совокупность всех общественных отношений".
14.Категория
"материя" как средство философского объяснения мира. Отличие
категории "материя" от естественнонаучных представлений о строении и
свойствах конкретных вещей и процессов.
Реальность - действительное, невымышленное
существование. Единство мира состоит в его материальности, а не в бытии.
Объективно определяется как существующее до, вне и независимо от сознания.
Термин сознание входит в определение материи в широком значении - как сознание
вообще: индивидуальное и общественное. Независимость от сознания имеет более
широкое значение; включая в себя содержание терминов до и вне, она означает,
что внешний мир не нуждается для своего существования в сознании, обладает
самостоятельным существованием, собственным сознанием. Независимость внешнего
мира от сознания и зависимость сознания от внешнего мира означают первичность
одного по отношению к другому. Независимость (первичность) материи выступает в
трёх основных отношениях: 1) Независимость внешнего мира, существующего до
сознания. 2) Независимость высокоорганизованной материи, обладающей сознанием.
3) Независимость внешнего мира от своего мысленного отображения. Сущность
внешнего мира определяется через противопоставление сознанию. Противоположность
материи и сознания заключается в независимости материи от сознания и
производности сознания от материи. Материя - это не только всеобщая сущность
мира, но и все её проявления, всё многообразие особенного и единичного. Материя
- это весь бесконечный мир, включая его сущность и бесконечные её проявления.
Любая вещь обладает ... субстратом и свойствами, присущими этому субстрату.
Материя выступает как всеобщий субстрат, который является носителем всех
свойств материи. Материя как субстанция - причина самой себя. Всеобщие свойства
материи называются её субстратами. Субстанция несёт в себе свои атрибуты как
свои внутренние свойства. Три атрибута материи, выступающих в качестве её
внутренних форм бытия: пространство, время и движение (развитие). К атрибутам
материи относятся также ещё ряд её свойств: отражение, бесконечность,
качественное и количественное многообразие материи. Если пространство и время -
формы бытия материи, то многообразие характеризует содержание материи. Материя
- бесконечно многообразный мир, существующий в перечисленных выше формах бытия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|