55.Место
античной философии в истории философии.
Первые древнегреческие школы и направления
были связаны с мифологией, в которой осуществлялись первоначальные попытки
объяснения мира .
Мифология ставит
вопрос: «Почему, в силу каких причин, под влиянием чего возникло все
существующее?» - и создает несколько типических объяснительных конструкций. Миф
объясняет события в природе (рождения мира, небесных тел, земных и небесных
стихий) волей божества. Причина происхождения мира выводится за пределы
природы, вверяется воле и промыслу богов.
Вопросы, впервые
поднятые мифом, сохранили значение для религии и философии, что свидетельствует
об их исключительной важности для человека:
• из чего все рождается и во что
все превращается?
• чем все существующее управляется?
• где первооснова всего?
Философия Древней
Греции пытается отвечать на все эти вопросы с помощью учения о первоначале. В
отличие от мифологии и религии у первых древнегреческих философов сама
природа, а не что-то внеприродное становится причиной всего того, что в ней и с
ней происходит. Когда мифология задавалась вопросами: почему так устроены
космос и его тела, то от творцов мифов никто не требовал доказательств (те спокойно
могли бы сослаться лишь на богов и на предания). Первые же греческие мудрецы
(ученые) должны были представить доказательства конкретного или теоретического
характера. Кроме того, переход к поиску первооснов (вода, огонь, воздух и др.)
бытия древнегреческими мыслителями знаменовал следующий шаг развития мышления
и сознания по сравнению с мифологией, которая онтологические вопросы решала
через первопричины (боги). «Первооснова» в отличие от «первопричины» является
понятием более высокого уровня абстракции, обобщения.
На вопрос о природе как целом
античная философия отвечает уже с позиций зарождающейся науки, с
предоставлением доказательств тех положений, которые
она выдвигает. Появляется учение о природе - физика («фюсис»). В соответствии с
ним древнегреческие мыслители считали, что природа-это сущность (суть
чего-либо), что это то, что не очевидно, что нужно выявить, найти, что не
совпадает с нашим непосредственным опытом.
Греки совершают
кардинальный поворот в математике: они старались сформулировать задачу и ее
решение самым общим образом, без отнесения к особой области деятельности. Происходит
переход от «конкретной», «прикладной» математики (искусства счета) к
абстрактной математике с системой доказательств. С первых своих шагов (Фалес,
Анаксимандр, Анакси-мен) и до Евклида (III в. до н.э.) математика стремительно
превращалась в завершенную науку.
Геометрия Евклида,
которой пользовались и пользуются на протяжении всего последующего развития человечества,
воспринималась как абсолютная истина вплоть до XIX в., до появления
геометрии Лобачевского-Римана. Все греческие философы были математиками.
Платон принципом своей Академии объявил «Не геометр, да не войдет».
Наряду с математикой в античной Греции
существовали первые биологические знания и географические сведения, которые
носили описательный характер. Аристотеля, например, считают одним из виднейших
биологов и классификаторов науки
56.Эмпиризм и
рационализм в философии Нового времени Вклад Ф.Бекона и Р.Декарта в развитие
философии.
Бэкон - выступил против схоластической философии и
выдвинул доктрину естественной философии, основывающейся на опытном познании.
Взгляды Бэкона сформировались на основе достижений натурфилософии Возрождения и
включали в себя натуралистическое миросозерцание с основами аналитического
подхода к исследуемым явлениям и эмпиризм. Понимание науки включало новую
классификацию наук, в основу которой он положил такие способности человеческой
души, как память, воображение, разум. Соответственно этому главными науками
должны быть история, поэзия, философия. Высшая задача познания и всех наук -
господство над природой и усовершенствование человеческой жизни. Знание- сила.
Но только знание, которое истинно. Бэкон сформулировал понятия материи как природы/бесконечной
совместимости вещей. Материя обладает движением - внутренней активной силой (напряжение
материи). 19 видов движения. Движение и покой - равноправные свойства материи.
Бэкон разработал принцип эмпиризма (в max степени опирается на разум при
анализе фактов); опытно-индуктивный метод - постепенное образование понятий
путем истолкования фактов и явлений природы. (Метод собирания информации от
единичного к всеобщему) Предпосылкой реформы науки должно стать очищение разума
от заблуждений (4 вида). Идолы рода - ошибки, обусловленные наследственной природой
человека. Идолы пещеры - ошибки свойственные отдельному человеку/некоторым
группам людей в силу субъективных симпатий, предпочтений. Идолы площади -
ошибки порождаемые речевым общением и трудностью избежать влияния слов на умы
людей. Идолы театра - ошибки, связанные со слепой верой в авторитеты, истина -
дочь времени, а не авторитета.
57.И.Кант -
родоначальник немецкой классической философии. Вопросы гносеологии в творчестве
И.Канта.
Впервые как главный фактор, определяющий
систему познания, рассматривает специфику познания субъекта, где различает 2
уровня: 1) Эмпирический (относятся индивидуально - психологические особенности
человека). 2) Трансцендентальный (всеобщие определения, составляющие
принадлежность человека как такового). 2 периода в творчестве Канта: 1)
Докритический 2) Критический В (1) занимается проблемами интологии (науки о
бытии). 1755 г. “всеобщая и естественная история и теория неба”: мир создан
богом по законам математики, а люди пытаются понять эти законы. Однажды
созданный мир не меняется. Проблемы становления и направленного развития
солнечной системы решает, опираясь на: систему Коперника, законы Кеплера, закон
Галилея (о падении), закон всемирного тяготения и механики Ньютона. (Докритический
период на позициях материализма). На месте солнечной системы некоторые
механические частицы, разница в плотности скопления, они обладали силами
притяжения и отталкивания => завихрения падающих частиц => образование
солнца и планет. Существование других галактик. В (2) периоде переходит на
позиции дуализма. Подвергает критике разум, который является всесильным и
беспощадным критиком. 1781 г. Критика чистого разума, вещи воздействуют на наши
органы чувств => мы знаем вещи не такими, какими они являются в себе, а лишь
те изменения, которые они производят в нашем сознании. Человеческие ощущения -
нечто закрытое для свойств внешних вещей. Человеческий опыт ограничен и
конечен, а объективный мир всегда шире того, который представлен в нашем чувственном
опыте => мы не можем делать заключения строгой всеобщности. Отсюда (Кант -
агностик) действительное мировоззрение принципиально невозможно. Процесс познания
проходит 3 ступени: 1) Созерцание. Хаос ощущений, не отражающих собственной
природы вещей. Упорядочивается с помощью пространства и времени => создание
чувственной картины мира (не имеет сходства с действительностью). 2) Рассудок.
Чувственные картины упорядочиваются с помощью априорных (в неопытных,
субъективных) категорий мышления - единство, реальность, отрицание, качество.
=> создаётся наука, формулируются законы науки, которые не существуют в
природе. 3) Разум: имеет место с обобщениями, полученными на 2 ступени. Разум
группирует и завершает мысли в виде 3 идей: космологическая (идея о внешнем
мире); психологическая (идея о душе); теологическая (идея о боге). На основе
космологической идеи - ряд противоречивых заключений (антиномий): - мир конечен
в пространстве и времени - мир бесконечен в пространстве и времени - мир состоит
из простых частей - мир делится до бесконечности. - в мире всё существует по
необходимости - в мире есть свобода. В философии Канта возникает новая форма диалектики:
- она субъективна; - парадоксальна - реальные противоречия охвачены, но
существенно обрублены.
58.
Диалектика Г.В. Гегеля.
Объективный идеалист и диалектик.
В основе его философии лежат 2 фундаментальных понятия - абсолютно лог. идея
(мысль, существующая объективно и порождающая природу и человека, а они -
результаты мышления, лог. идеи) и развитие (движение от низшего к высшему, от
простого к сложному, развитие идеи - процесс её движения к истине). 3 основных
закона развития: 1) переход количества в качество и обратно; 2) единство и
борьба противоположностей; 3) отрицание отрицания. Идея проходит в своём
развитии 3 ступени: 1. Логика: идея, существующая до природа, пространства и
времени, развивает из себя своё собственное богатство содержания. Этап бытия (наряду
с категориями, возникают категории перехода количества в качество); Сущность;
Понятие (синтез первых двух, возникновение понятия, развитие идеи, начиная с
чистого бытия, которое есть чистая мысль как таковая, лишённая каких либо
определений, характеристик, так как бытие лишено определений, оно есть ничто,
то есть чистое бытие, логически превращённое в небытие тождественно небытию.
Борьба бытия и заложенного в нём небытия создают становление, в результате
которого рождается наличное бытие, переходящее в качество, количество. На этапе
бытия противоположные понятия относительно разделены и переходят друг в друга.
На этапах сущности и понятия противоположности взаимопроникают друг в друга. 2.
Природа: здесь идея переходит в своё ______. Природа 3-хслойна, движется от
низшего к высшему. 3 ступени: 1) механизм (простое); 2) химизм (более сложное);
3) организм (самое сложное). Исчерпав возможности развития в форме природы,
идея возвращается в себя, переходя в дух, который представляет собой идею,
выраженную в человеческом обществе. 3. Дух. На этом этапе идёт строительство
человека, отделение природных сил человека от его мыслительной деятельности.
Субъективный дух. Развитие человека и его психики. Объективный дух. (показ.
Общество, котором существует человек). Абсолютный дух определяет форму
общественного сознания (искусство, религия). Таким образом это вселенская идея
абсолютной идеи, развитие от низшего к высшему. У Гегеля вся деятельность
остаётся в прошлом. Он разорвал сознание и материю, заставил понятия разворачивать
своё внутреннее содержание. Наступает проблема противоречия между методом и
системой Гегеля, который должен иметь законченный характер. Человек появляется
в мире с абсолютной необходимостью, является разумным результатом развития
идеи.
59.Философская
концепция К.Маркса. Роль и значение идей К.Маркса во всемирной истории XIХ-ХХ веков.
Отчужденный труд М рассм
в 4 аспектах.
1.Рабоч использует матер,
взятые у природы и получает в итоге нужные для жизни предметы, продукты труда.
Ни исх материал, ни прод ему не принадлежат - они ему чужие. Чем больше р.
работает, тем больше мир предм, не принадл ему. Природа делается для раб только
средством труда, а предметы, кот создаются в производстве - средством жизни,
физ
существования. Раб
полностью от них зависит.
2. Процесс труда для р
принудителен. Но такой труд - это не удовлетвор потребности в труде, а только
средство для удовлетвор др потребностей. Только вне труда р. распоряжается
собой - т.е. свободен. Т.о он свободен только осущ. жизненные функции, общие у
чел с животными. А труд – форма деят, специф для чел, для раб представляется
унижением в себе человека.
3. Труд подневольный
отнимает у чел его "родовую" жизнь. Род челов. живет в природе. Жизнь
чел неразрывно связана с прир. Эта связь - деятельный контакт с прир, в кот
главное - труд,
производство:
"...производственная жизнь и есть родовая жизнь". Но для раб
труд - лишь средство для поддержания собственной жизни, а не рода. Р относится к прир
и производству не
как своб человек, а как рабочий, т.е отчужденно. Это и значит,что у раб отобраны
и родовая жизнь и чел сущность.
4.Подневольный труд
порождает отчужд между людьми. Раб чужды друг другу, поскольку они конкурируют
за возм трудиться.
60.Философская
мысль в России.
Русская философия XIX
века (основные направления и идеи).}
Фил. мысль в Р.
формировалась под влиянием общемировой фил. Однако специф Р фил во многом
складывалась под влиянием социально культурных процессов, происходивших на
Руси. Христианизация Р. сыграла огромную роль в становлении рус. фил мысли.
Первым р мыслителем мир
уровня был конечно же Ломоносов (1711 - 1765). - гениальный
ученый-энциклопедист.
А.Н. Радищев (1749 - 1802). - отстаивал
материалист фил позиции, считая, что "бытие вещей независимо от силы
познания о них и существует по себе".
Впервые в рус. мысли
систематически разрабатывал пробл человека.
провозгласил идею
человечности не в лоне религиозной философии, а в
качестве основного
стержня светской общественной мысли. В социальной
философии опирался на
идеи естественного права. Пафос гуманизма и
свободы, стремление к
установлению общественного порядка на пути революции, противник либеральных
реформ как бесполезных и не радикальных.
Самостоятельное
философское творчество возникает в нач 19 в.
Направление, тяготевшее к
Шеллингу, "общество любомудров" Идеалистическая диалектика в натурфилософии,
гносеологии, общ теории.
Куча народу --
Велланский, Давыдов, Павлов, в кружке --- Одоевский,
Веневитов, Кюхельбеккер,
Киреевский, Кошелев до Пушкина и Грибоедова, сотр в альманахе.
Выдающимся рус фил и социальным мыслителем был
П.Я. Чаадаев (1794-1856). Его общефил концепция - дуалистическая. Физ мир
построен из атомов и молекул, т.е. эл-тов материальных, из кот образуются все
тела. Тела сущ в простр, кот есть объективная форма вн мира, и во времени, кот
субъективно. Движ и взаимодействие рассматривалось им в духе механицизма, кот,
однако,
ограничивался миром физ
явлений. Сознание чел не подчин мех закономерностям природы, а явл. р-том бож
творения. Познание по Ч. тоже
дуалистично: в обл
естествознания действуют рационалистические и эмпир. методы, а в дух мире, объекты
кот обладают свободой, действует откровение.
Человек есть объективное единство 2 миров - физ
и духовного, как существо свободное, кот в своем истор бытии подчинено
диалектике необходимости и свободы. Задача фил изучать человека именно как
духовное существо. Наиболее общие законы мира чел не может понять без наития
свыше, отсюда большая роль божественного закона в природе в духе объективного
идеализма.
Идеи коллективизма ---
человеческая коллективность определяет индивидуальность, а коллективный разум -
субъективный. Коллективная сущность человека есть то, чем он отличается от
животного.
На понимании соотношения
необходимости и своб во многом строится
и концепция фил истории
Ч, связанная прежде всего с заботой о судьбе
России. Здесь его взгляды
эволюционировали. В нач период он считал
необходимым тотальное
единство рода человеческого (применительно к Р - единение Р с др народами)
Затем взгляды Ч в отношении судеб Р изменились. Он стал рассм оторванность Р от
мир истор процесса как преимущество, кот позволит быстро овладеть достиж зап
цивилизации, избегнув при этом присущих ей пороков. О говорил, что Россия
отстала от Запада, потом перешел к мнению об особой роли России, которая еще
отыскивает своб нац идею. В развитии общ особую роль играют
религиозно-нравственные начала, для наступления царства божия необходимо
религиозное воспитание человечества. При этом необходима модернизация веры, а в
общ будут царить равенство, братство и свобода. Не сочувствуя социализму,
предрекал его победу в силу того, что остальное еще хуже.
Особенности нац развития
России ставят в центр осмысление нац задач и путей развития. Своеобр направлением
в Р фил явились воззрения славянофилов. Кошелев, Самарин, тут же Даль, Тютчев,
А.С.Хомякова (1804-1860) и И.В.Киреевского (1806-1856). Аксаков. В центре их
внимания нах судьбы Р и ее роль в мир истор процессе. В самобытности истор
прошлого они видели залог всечеловеческого призвания Р., тем более, что по их
мнению, зап культура уже завершила круг своего развития и клонится к упадку,
что выраж в порожденном ею чувстве обманутой надежды и безотрадной пустоты.
Россия сохранила главное
--- православие и общину. Возрождение форм
патриархата, возврат к
правосл идеалам Святой Руси -- это соц-ист
концепция имеющая
провиденциальный и религиозно--мистический характер.
Церковь есть
первореальность, проповедовал соборность и общину,
отрицая как индивидуализм
в разл проявлениях (социология, мораль),
так и казарменный
коллективизм, лишающий свободы. Община или
соборность--- союз
индивидов во имя бога и любви.
Славяноф. развивали
основанное на религиозных представлениях учение о чел и обществе. Хомяков -
учение об иерархической структуре души и ее "центральных силах".
Киреевский - "внутреннее средоточие духа". Достиж целостности чел и
связанное с этим обновление общ жизни они видели в идее общины, дух основа
которой - церковь. Первоначало всего сущего - бог. Истор прогресс связан с
отысканием "дух смысла". Сущность мира м.б. познана лишь синтезом
всех духовных функций чел, так называемой "Разумной
Зрячестью" или
"живознанием", исходное начало кот - религия. при этом трагизм чел
жизни в том, что будучи призванными к свободе в церкви,они уходят от свободы в
природную или социальную необходимость.
61.Позитивизм
и основные ступени его развития.
Во второй пол 19в
позитивизм становится наиболее влиятельным течением зап фил. П. объявил единственным
источником истинного знания конкретные, частные науки и выступил против ф. как
метафизики, но за ф. как особую науку. Под метаф. они понимали умозрительную ф.
бытия (онтологию,гносеологию)
П - фил позитивного
знания, отвергающая теорет спекуляции и умозрения как средства получ знания.
Они говорили, что только совокупность наук дает право говорить о мире в
целом. Т.о. если ф.
научна то она должна распрощаться с попыткой судить о мире в целом. Это реакция
на неспособность старой философии решить проблемы, связанные с развитием науки.
Понятия прежней философии (о бытие, сущности, причинах), которые в силу их высокой
абстрактности не могут быть проверены или разрешены посредством опыта, позитивизм
объявил ложными и
лишенными смысла. П предпринял попытку осмысления истины на основе точного
экспериментального знания. Идея знать – чтобы предвидеть, предвидеть --- чтобы
обладать силой. Фактически оказалось, что позитивисты отрицали сущностное
познание мира, так как ориентировались только на чувственное познание. Причем
сами категории позитивизма --- отрицание умозрения, феноменализм --- оказались
слишком уморительными, метафизическими.
3 этапа в эволюции
позитивизма:
1.Собственно позитивизм
(30-70гг 19в) - Огюст Конт, Дж.Ст.Миль, Спенсер
2. Эмпириокритицизм
(конец 19в) - Мах, Авенариус.
3. Неопозитивизм (с сер
20х гг20) - Шлик, Карнап, Нейроз, Витгенштейн, Б.Рассел.
Основатель поз О.Конт
(1798-1857). его работа: "Курс позитивной филос"
Основные идеи этой
работы, три закона: 1) трех стадий;2) постоянного
подчинения воображения
наблюдению;3) энциклопедический закон,
классификация наук.
62.Современные
неоклассические философские концепции (экзистенциализм, неотомизм,
фрейдизм и т.д.)
Экзистенциализм -
Философия существования. Иррационалистическая фил. Наиболее крупные представители:
М. Хейдеггер, религиозный( К Ясперс, Г.Марсель, )
атеистический (Ж.П.Сартр,
А.Камю), Н.Аббаньяно.
В Герм э. стал складываться после 1 мир войны
(обстановка озлобления и
уныния) Нов волна -
Франция времен оккупации и после 2 мир войны. Э. поставили вопрос о смысле
жизни, о судьбе чел, о выборе и личной ответственности в условиях исторических
катастроф и противоречий.
Исходный пункт фил. Э. - изолированный, одинокий
индивид, все интересы которого сосредоточены на нем же самом, на его
собственном ненадежном и бренном существовании. Отчуждение человека от общества.
Экзистенциальные проблемы - это такие пробл, которые возникают из самого факта
сущ человека. Для Э имеет значение только его собственное сущ и его движение к
небытию.
Экзистенция представляет
собой центральное ядро человеческого Я,
благодаря чему я
выступает не как отдельный мыслящий индивид и не как мыслящее всеобщее, а как отдельная
неповторимая личность. Экзистенция не сущность человека, а открытая
возможность. Важнейшее определение эк -- ее необъективируемость. можно
объективировать способности и знания через матер мир, рассматривать психические
акты и деят, единственное, что неподвластно объект - эк. В обыденной жизни
челов не осознает эк, для этого ему надо оказаться в пограничной ситуации.
Обретая себя как экз, человек обретает свободу.
Фрейдизм -
название теории и метода психоанализа. Назван так по имени Зигмунда Фрейда
австр.врача-невропатолога и психиатра. Убежденный детерминист,Фрейд, исследуя причины
патологических процессов в психике, решительно отказался от материалистич. в своей основе
попыток объяснить изменения содержания психических актов физиологическими
причинами. Но одновременно он совершенно отошел от материалистического мировоззрения,
отказался от
объективных
методов исследования психики. Суть ее состоит в отрыве психики от материальных
условий и причин, ее порождающих. Психика рассматривается как нечто
самостоятельное, существующее параллельно материальным процессам и управляемое
особыми, непознаваемыми, вечными психическими силами, лежащими за пределами
сознания. Над душой человека властвуют, как рок, неизменные психические
конфликты бессознательных стремлений к наслаждению (прежде всего половому), к
агрессии с "принципом реальности", к кот.приспосабливается
сознание. Все психические состояния, все действия человека, а затем и все
исторические события и общ-ые явления Фрейд подвергает психоанализу,
т.е.истолковывает как проявление бессознательных, и прежде всего сексуальных,
влечений. Так, идеальное-психическое (и прежде всего непознаваемое
"Оно" - бессознательное) становится у Фрейда причиной истории
человечества, морали, искусства, науки, религии, государства, права, войн и
т.п.
В первом приближении
теория такова. Либидо, в первых работах сексуальная энергия человека, явл
движущей силой психики. Процесс
развития сознания связан
в первую очередь с фазами сексуального развития ребенка. Но свободное
выражение сексуальности подавляется обществом и воспитанием, накладывается ряд
табу, тогда вступают в
действие вытеснение и
сублимация.
Стыдные поступки,
запретные мотивы и желания вытесняются в область бессознательного, но продолжают
жить в психике человека и оказывают влияние на его действия. Но энергия либидо
не может накапливаться, не находя выхода. Поэтому срабатывает механизм защиты,
и энергия осуществляется в разрешенных действиях -- спорт, искусство, работа,
творчество. Таким образом, либидо становится движ силой прогресса. Если
сублимация не происходит, то человек может психически заболеть.
63.Ленин как философ.
Л. развил все составные части марксизма —
философию, политич. экономию, научный коммунизм. Обобщив с позиций марксистской
философии достижения науки, особенно физики, кон. 19 — нач. 20 вв., Л. развил
дальше учение диалектич. материализма. Он углубил понятие о материи, определив
её как объективную реальность, существующую вне человеческого сознания,
разработал коренные проблемы теории отражения человеком объективной действительности
и теории познания. Большой заслугой Л. является всесторонняя разработка
материалистич. диалектики, в особенности закона единства и борьбы противоположностей.
«Ленин — первый мыслитель века, который в достижениях современного ему
естествознания увидел начало грандиозной научной революции, сумел вскрыть и
философски обобщить революционный смысл фундаментальных открытий великих
исследователей природы... Высказанная им мысль о неисчерпаемости материи стала
принципом естественнонаучного познания» (там же, с. 14). Крупнейший вклад внёс
Л. в марксистскую социологию. Он конкретизировал, обосновал и развил важнейшие
проблемы, категории и положения исторического материализма об
обществ.-экономич. формациях, о закономерностях развития общества, о развитии
производит, сил и производств, отношений, о взаимоотношении базиса и надстройки,
о классах и классовой борьбе, о гос-ве, о социальной революции, о нации и нац.-
освободит. движениях, о соотношении объективного и субъективного факторов в
обществ, жизни, об обществ, сознании и роли идей в развитии общества, о роли
народных масс и личности в истории.
Л. существенно
дополнил марксистский анализ капитализма постановкой таких проблем, как
становление и развитие ка-питалистич. способа произ-ва, в частности в
относительно отсталых странах при наличии сильных феодальных пережитков, агр.
отношения в условиях капитализма, а также анализ бурж. и бурж.-де-мократич.
революций, социальной структуры капиталистич. общества, сущности и формы бурж.
государства, историч. миссии и форм классовой борьбы пролетариата. Важное
значение имеет вывод Л. о том, что сила пролетариата в историч. развитии
неизмеримо больше, чем его доля в общей массе населения.
Л. создал учение об империализме как
высшей и последней стадии в развитии капитализма. Вскрыв сущность империализма
как монополистич. и гос.-монополистич. капитализма, охарактеризовав его основные
признаки, показав крайнее обострение всех его противоречий, объективное
ускорение создания материальных и социально-политич. предпосылок социализма,
Л. сделал вывод о том, что империализм — это канун социалистич. революции.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|