§ 18
В первом
случае необходимо простое выяснение правовых оснований, посредством которого и
устанавливается, кому принадлежит это оспариваемое
особое право. Однако для такого разбора мнений обеих сторон нужен третий,
кто был бы свободен от их интереса владеть этой вещью и обращал бы внимание только на право, как
таковое.
Пояснение. В первом случае возникает, таким образом, гражданский процесс.
В нем-то и оспаривается право другого, по на правовой основе. Обе спорящие
стороны в том как раз и сходятся, что они признают право как право. И вступить
во владение должен лишь тот, кто прав, а не тот, скажем, кто имеет влияние,
власть или больше заслуг. Стороны расходятся только в отношении подведения особенного
под всеобщее . И именно
в этом причина того, что между судьей и обеими сторонами не возникает ни личной
обиды, поскольку одна сторона недовольна его
приговором, ни личной обиды судьи против той
стороны, которую он признал неправой. И так как здесь нет посягательства на
что-либо личное, то сторона, несправедливо
претендовавшая на собственность другого, не наказывается.
§ 19
Второй
случай, напротив, касается ущерба, наносимого моей личной внешней свободе,
моему телу и жизни или же моей собственности вообще
путем насильственных действий.
Пояснение. Сюда относится в первую очередь незаконное лишение меня свободы посредством тюремного заключения
или рабства. Не иметь возможности отправиться туда, куда хочешь, и т.п.-
это и есть лишение естественной внешней свободы. Сюда же относится нанесение ущерба телу и жизни. Последнее
гораздо значительнее, нежели лишение меня собственности. Хотя жизнь и тело суть нечто внешнее, как и собственность, тем
не менее под ними задета моя личность, ибо мое непосредственное самоощущение
находится в самом моем теле.
§ 20
Принуждение,
установленное подобным поступком, не только должно быть прекращено, т. е.
внутренняя ничтожность такого поступка должна быть наказана не только негативно, но необходимо также, чтобы и
позитивно осуществилось возмездие. <
Против такого поступка необходимо выставить как довод форму разумности вообще,
всеобщность, или равенство. > Ведь если поступающий так существо разумное, то в его
поступке заключено то, что его поступок есть почто
всеобщее. Грабя другого, ты грабишь себя! Убивая
кого-нибудь, ты убиваешь всех и самого себя! Поступок - это закон, который ты
устанавливаешь и который именно своим поведением ты признал в себе и для себя.
Поступающего так можно поэтому вместо себя подвести
под тот самый способ действия, который он установил,
и тем самым восстановить нарушенное им равенство: jus talionis [право возмездия].
Пояснение. Возмездие основывается вообще на разумной природе несправедливо
поступающего, иначе говоря, оно состоит в том, что
несправедливое превращается в справедливое. Несправедливый поступок - это
единичный неразумный поступок.
Но так как он совершается
разумным существом, то он представляет собой, правда не по своему содержанию,
по по форме, все же нечто разумное и
всеобщее. Кроме того, его следует рассматривать
как принцип или закон. Однако, как таковой,
этот закон действителен вместе с тем только для
{несправедливо] поступающего, ибо только он, поступая так, признает этот закон, другие же не
признают. Несправедливо поступающий сам подпадает
под этот принцип или этот закон, который и должен быть осуществлен по отношению к
нему. Несправедливость, которую он совершил, в применении к нему является
справедливостью, ибо этим вторым действием, им признанным, восстанавливается
равенство. Здесь мы имеем только формальное право.
§ 21
Возмездие,
однако, не должно осуществляться отдельным обиженным человеком или его близкими, ибо у
них общеправовая точка зрения связана в то же время со случайностью страсти.
Оно должно быть действием третьего, обладающего властью, который выставляет как довод и исполняет только всеобщее. В последнем
случае оно называется наказанием.
Пояснение.
Месть и наказание
отличаются друг от друга тем, что месть - это возмездие, поскольку оно осуществляется обиженной
стороной, а наказание - это возмездие, поскольку
оно налагается судьей. Возмездие потому-то и должно осуществляться как наказание, что в случаях мести имеет влияние страсть
и право оказывается в тени. К тому же месть но обладает
формой права, а имеет форму произвола, так как
обиженная сторона действует, всегда повинуясь чувству или субъективной
побудительной причине. Именно поэтому справедливость, осуществленная как месть, и является в свою
очередь новой обидой, воспринимается только как единичный
поступок и воспроизводится, таким образом, без
примирения до бесконечности.
Глава вторая
Гражданское общество
§ 22
Понятие
права как сила, располагающая властью и независимая от побуждений единичности, обладает действительностью
только в гражданском обществе.
§ 23
Семья представляет собой естественное общество, члены которого
связаны любовью, доверием и естественным попиновонием (пиэтет).
Пояснение. Семья представляет собой естественное
общество, во-первых, потому, что членом семьи
являются нс в силу своей воли, а в силу своего естества, и, во-вторых, потому,
что отношения между членами семьи основаны не столько на размышлении и решении, сколько па чувстве и побуждении. Эти отнотпения являются необходимыми и разумными, но
форма сознательного усмотрения отсутствует. Это скорое
инстинкт. Любовь членов семьи
друг к другу основывается на том, что одно Я составляет с другим отдельным Я
некоторое единство.
Они пе считают себя отдельными в их отношении друг к Другу.
Семья - это органическое целое. Ее части - это,
собственно говоря, не части, а члены, которые
имеют свою субстанцию
только в этом целом и отдельно от этого целого
самостоятельностью не
обладают. Доверие, питаемое членами семьи друг к другу, состоит в том, что
каждый интересуется но собой, а только целым. Естественное повиновение внутри семьи основывается
на том, что в этом целом существует только одна воля, а именно принадлежащая
главе семьи. В этом отношении семья составляет
только одно лицо. <
Нация. >
§ 24
Государство - это общество людей с правовыми отношениями, в
котором люди имеют значение друг для друга не в силу каких-либо индивидуальных
естественных
отношений сообразно своим естественным склонностям и чувствам, а как лица, и эта личность каждого
косвенно утверждается. Если семья, разрастаясь, превратилась
в нацию и государство составляет с нацией одно целое, то это - большое счастье.
Пояснение. Народ связан в одно языком, нравами и обычаями, а также образованием.
Но связь эта еще не образует
государства. Для государства, правда, весьма
важны, кроме того, мораль, религия, благосостояние и богатство всех его
граждан. И оно должно заботиться о содействии этим обстоятельствам, однако
непосредственную цель государства составляют не они, а право.
§ 25
Естественное
состояние - это состояние
некультурности, насилия и несправедливости. Из такого состояния люди должны
вступить в гражданское общество, ибо только в последнем правовое отношение обладает действительностью.
Пояснение. Естественное состояние часто изображается в качестве совершенного
состояния человека как с точки зрения благоденствия, так и с точки зрения
нравственной доброты. Во-первых, следует заметить, что невинность, как таковая, не имеет никакой моральной
ценности, поскольку она представляет собой
незнание зла и покоится на отсутствии тех потребностей,
при которых зло может совершаться. Во-вторых, это
состояние является скорее состоянием насилия и несправедливости
именно потому, что в нем люди оценивают себя сообразно природе. По природе же
они неравны как в отношении физических сил,
так и духовных способностей. И посредством насилия и хитрости люди делают
действительным это свое различие. Разум существует,
правда, и в естественном
состоянии, но естественное является
господствующим. Поэтому люди должны перейти из
него в такое состояние, в котором господствует
разумная воля.
§ 26
Закон есть абстрактное выражение всеобщей, в
себе и для себя существующей воли.
Пояснение. Законом всеобщая воля является в той мере, в какой она является им с
точки зрения разума. При этом совсем не
обязательно, чтобы каждый отдельный человек непременно сам узнал или отыскал эту волю. Совсем но обязательно также и то, чтобы
каждый отдельный человек объявлял свою волю, а затем отсюда извлекался бы всеобщий результат. Именно
поэтому в действительной
истории и не бывало так, чтобы каждый отдельный гражданин какого-либо народа
предлагал закон, а затем путем общественного
обсуждения договаривался с другими об этом законе. Закон содержит в себе
необходимость правовых отношений между людьми. Законодатели не издавали
произвольных постановлений. Их постановления не являются определениями их
частного изволения. Благодаря своему глубокому уму они познали, что является
истиной и сущностью правового отношения.
§ 27
Правительство есть индивидуальность
в себе и для себя существующей воли. Оно есть сила, издающая и применяющая или
исполняющая заколы.
Пояснение. Государство имеет законы. Последние,
стало быть, суть воля в ее всеобщей абстрактной сущности, которая, как таковая,
бездеятельна, так как принципы, максимы еще не выражают и не заключают в себе
какого-либо действительного воления, а [выражают]
лишь всеобщее воление. Для этого всеобщего только
правительство является деятельной и осуществляющей
волей. Закон существует как обычай, правительство
же представляет собой сознательную силу бессознательного обычая.
§ 28
Всеобщая
государственная власть заключает в себе различные входящие в нее специальные власти:
1) законодательную вообще 2) административную и финансовую
(чтобы создавать себе средства для осуществления свободы); 3) (независимую) судебную и полицейскую;
4) военную и власть вести войну и
заключить мир.
Пояснение. Характер государственного устройства зависит прежде всего от того, осуществляются ли эти специальные
власти непосредственно центром правительства;
затем, соединены ли некоторые из них в одной власти, или же они разделены;
например, отправляет ли правосудие непосредственно
государь или регент, или же имеются специальные судебные учреждения; затем, объединяет ли в себе правитель также и
церковную власть, и т. д. Важно и то, обладает ли в государственном устройстве
верховный центр правительства неограниченной финансовой
властью в том смысле,
что он может всецело
но собственному усмотрению как устанавливать, так
и расходовать налоги. Затем, соединены ли
некоторые власти в одной, например соединены ли
судебная и военная власть в одном должностном лице. Характер государственного
устройства бывает определен еще и тем, все ли
граждане принимают участие п управлении государством. Таким государственным устройством
является демократия. Извращение последней -
это охлократия, или господство черни, когда та часть народа, которая не имеет собственности и
придерживается
недостойных взглядов, силой не допускает достойных
граждан к государственным делам. Демократия может
возникнуть и сохраниться только при простых, неиспорченных
правах и маленьких размерах государства. Аристократия - ото
государственное устройство, в котором
исключительное право управлять государством имеют только определенные привилегированные семьи.
Извращением ее является олигархия, когда
число семей, имеющих право управлять государством, незначительно. Такое положение дел опасно потому, что в олигархии
специальные власти
осуществляются непосредственно одним советом. Монархия - это
государственное устройство, при котором управление государством находится в руках одного человека и но
наследству остается в одной семье. В наследственной монархии исключены
те споры и гражданские войны, которые могут возникнуть при смене престола в выборной
монархии, ибо честолюбие могущественных особ но может питать никакой
надежды на трон. Монарх, правда, пе в состоянии непосредственно осуществлять
всю правительственную власть и частично доверяет осуществление
специальных властей коллегиям или же государственным чинам, которые именем короля под его надзором и
согласно законам осуществляют возложенную на них
власть. В монархии гражданская свобода более защищена, чем в других
государственных устройствах. Извращением монархии является деспотизм, когда правитель осуществляет управление
государством по своему произволу. Для монархии существенно,
чтобы правительство обладало по отношению к
частным интересам людей достаточной твердостью и должной властью. Но с другой
стороны, необходимо также, чтобы права граждан были защищены законами. Хотя
деспотическое правительство и обладает наивысшей
властью, однако при
таком государственном устройстве в жертву приносятся
права граждан. Деспот
обладает наибольшей властью и может использовать силы своего государства
произвольно. Но эта точка зрения как раз и является
самой опасной. Государствепиый строй народа
не есть чисто внешнее устройство. Народ может иметь как то, так и другое
государственное устройство. Оно зависит главным образом от характера народа, от
его нравов, степени
образованности, от образа жизни и численности
народа.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|