Во многих развивающихся странах ( особенно в
Тропической Африке) сложился довольно элементарный рисунок городского
расселения. Существует один крупный центр общенационального значения при
довольно большом количестве малых городов в сельской местности. Отметим,
однако, что почти во всех развивающихся странах появились крупные города,
имеющие свыше 100 тыс. жителей каждый. В Латинской Америке, например, за
1870-1990 гг. число таких городов увеличилось более чем в 50 раз.
В развивающихся странах формируются и все
более сложные формы урбанистической организации: агломерации городов,
"городские коридоры", расположенные между крупнейшими центрами. Они
сложились в наиболее урбанизированных и индустриальных странах. Среди них
Индия, Аргентина, Бразилия, Мексика, Венесуэла, Чили и некоторые другие. В
Венесуэле, например, формируются 3 мегалополиса, в том числе между столицей
Каракасом и побережьем. К концу века в них будет сосредоточено 77% населения Венесуэлы
(в начале 70-х годов на занимаемой ими территории проживало 42.6%
венесуэльцев).
Почти во всех развивающихся странах отмечается
нарастающее ухудшение состояния окружающей среды в столичных и других
агломерациях и на прилегающих к ним территориях. Это, в частности, обусловлено
тем, что в странах "третьего мира" типична высокая территориальная
привязка "загрязняющих" отраслей промышленности к крупнейшим и
крупным городам.
Это обостряет и без того кризисное состояние
городской окружающей среды. Возникла реальная опасность для состояния здоровья
городского населения, особенно в многочисленных окраинных ареалах
сосредоточения наименее обеспеченных групп населения.
В ядрах агломерацией в развивающихся странах
вокруг делового центра расположены основные городские магистрали. Обычно
площадь под ними не соответствует возрастающим темпам автомобилизации. Рядом с
кварталами многоэтажной застройки находятся предприятия "городских"
отраслей легкой, пищевой, химической промышленности. В непосредственной близости
располагаются кварталы с наивысшей скученностью населения. По направлению к
периферии плотность населения обычно постепенно падает. Но вместе с тем резко
возрастает площадь временных и наименее обеспеченных инфраструктурой поселений
мигрантов, составляющих все более весомую долю в общей численности населения
городов. На "вылетных" магистралях обычно сооружаются крупные
предприятия и возникают новые зоны застройки. Происходит неуклонный рост доли
населения и промышленности именно окраинных периферийных частей агломераций.
Это в условиях недостаточной оснащенности предприятий очистными сооружениями
еще более ухудшает состояние окружающей среды на расширяющихся городских
площадях.
Большие и все увеличивающиеся территории
занимают трущобы и временные окраинные поселения. Они лишены элементарных
удобств и медико-санитарных условий. Их население в незначительной степени
втянуто в производственную и иные сферы жизни своих городов. Во многих городах
развивающихся стран население таких ареалов растет в два раза более высокими
темпами, чем все население таких центров. Это обстоятельство ведет к тому, что
во всех развивающихся странах города занимают все более значительные площади.
Рост урабанизационных территорий показывает
пример Дели. При разработке его генерального плана границы столичной зоны были
определены в радиусе 100 км. Но реально радиус границ составляет 240 км. В этой
и в других агломерациях в развивающихся странах особенно быстро растут участки
временной застройки, занимаемые переселенцами. Нередко эти городские территории
сохраняют деревенский облик. В их пределах довольно значительные площади
занимают сельскохозяйственные земли. Это особенно типично для городов
Тропической Африки.
Во временных, спорадически возникших
поселениях, на окраинах больших и даже средних городов проживают сотни
миллионов мигрантов из деревень. В таких поселениях, которые нередко называются
"колониями нищеты", "пролетарскими колониями" и другими
подобными названиями, качество жизни населения и состояния среды обитания особенно
неудовлетворительны. В Карачи, например, еще в 70-е годы насчитывалось 200
трущобных ареалов. Лишь 30% жилищ имели водопровод, 20% - подключены к
канализации. Данные специального обследования показывают, что в
неудовлетворительных условиях проживает не менее половины населения Карачи.
Это, как и в других крупных городах развивающихся стран, главным образом,
переселенцы из сельской местности. Плотность населения в таких ареалах в Карачи
превышает 1600 человек на 1 га. В Медельине, крупнейшем экономическом центре
Колумбии, в таких поселках маргинального населения еще в недавнем прошлом
электричеством пользовались 45% населения, системой водоснабжения 26%,
канализацией 43%. Между тем это один из главных центров всей Латинской Америки.
Характер урбанизации в развивающихся странах
определяет и ряд общих особенностей внутреннего устройства (членения)
"слаборазвитого города". В нем выделяются резко отличающиеся друг от
друга составные части. В частности, быстрый рост городского населения
сопровождается особенно высокими темпами увеличения численности пришлого
населения и, прежде всего, мигрантов из сельской местности. Характерны
трудности их адаптации к условиям городской жизни, к новой для них городской
окружающей среде. Не только в крупных, но и в средних , а нередко и в небольших
городах, в непосредственной близости от центрального "делового
округа" быстро растут кварталы трущоб и поселения наименее обеспеченных
групп "маргинального" (наименее обеспеченного и не участвующего в
полной мере в городской жизни) населения.
В центральных частях "слаборазвитого
города" возрастает плотность населения, чаще всего достигающая высоких, а
иногда и критических показателей. Быстро увеличивается площадь под дорогами и
другими транспортными сооружениями. Автомобилизация, интенсивно развивающаяся в
городах "третьего мира", становится все более весомым фактором
ухудшения состояния и качества окружающей городской среды.
В городах всех развивающихся стран
значительная часть жилого фонда и особенно в окраинных поселениях маргинального
населения, находится в весьма неудовлетворительном состоянии. В целом по группе
развивающихся стран на массовое жилищное строительство предназначается примерно
1% ВНП. Это (в относительном выражении) существенно меньше, чем в
индустриальных странах.
Существует прямая связь между уровнем
социально-экономического прогресса и рынком жилья в развивающихся странах.
Например, в Пакистане средний доход на 1 жителя составлял в 1988 г. всего 350
долл. В 1960-1980 годах в стране население увеличилось на 84%, а число жилищ
лишь на 56%. Во втором по значению центре Аргентины - Кордове за 1980-1991 годы
все население увеличилось на 19%, а в неблагоустроенных поселениях мигрантов на
34%.
В среднем по группе развивающихся стран из
каждых 100 семейств 72 живут в плохих жилищных условиях. В Африке же этот
показатель достиг 92. За 1970-1988 годы число жилищ, не имеющих качественной
питьевой воды, выросло со 138 до 215 млн., а лишенных канализации на 340 млн.
Состояние городской природной среды
К концу первой четверти XXI в. ежегодный рост
городского населения в развивающихся странах по одному из прогнозов ООН
составит примерно 90 млн.человек. Это ведет к поглощению городами
сельскохозяйственных земель. Но именно в большинстве развивающихся стран, где
нередко (особенно в Африке) часть городского населения занимается сельским
хозяйством, особенно болезненно проявляется растущая нехватка
сельскохозяйственных угодий. Такое "расползание" городов также
ухудшает и экологическое состояние урбанизированных территорий в развивающихся
странах.
Показательны данные о росте территории столицы
Чили. Если в 1930-1950 годах она увеличивалась в среднем за год на 200 га, то в
80-е годы более чем на 1300 га. В 1952 г. в поселениях маргинального населения
проживало 6,3% населения Сантьяго, к 1973 г. этот показатель утроился. В Египте
города занимают не менее 1/10 площади наиболее плодородных земель. С 1900 г. по
начало 80-х годов площадь Дели увеличилась в 13 раз. Только за 10 лет в
1965-1975 годы столица Перу Лима "поглотила" 14 тыс. га наиболее
ценных орошаемых земель в долине реки Римак. В столице Доминиканской республики
в 70-е и 80-е годы население возросло с 600 до 2300 тыс. человек. Это привело к
распространению городской застройки на зону пригородного сельского хозяйства. Произошло
ухудшение продовольственного положения столичного района, а в его зоне стали в
кризисной форме проявляться последствия нарушенности экологического равновесия.
Нередко отчуждение земель под городскую застройку охватывает ценные
сельскохозяйственные угодья под многолетними культурами.
В городах развивающихся стран с их
неупорядоченной застройкой все чаще отмечается инженерно-геологическое и
гидрогеологическое неблагополучие. Это приводит к проседанию территории,
провалам, опусканию территории и ряду других неблагополучных последствий экологического
свойства. Причины этих явлений различны, но среди них выделяется усиление
давления экономики и населения на застроенную территорию. Немаловажное значение
имеет и то, что новые поселения нередко создаются на неблагоприятных в
инженерно-геологическом и гидрогеологическом отношениях участках,
"взбираются" на склоны холмов и высоких гор (или
"спускаются" в заболоченные местности).
В агломерации Мехико, расположенной на средней
высоте 2240 м. над уровнем моря, временные поселения встречаются на высотах
более 3000 м. Там уже ощущаются нехватка кислорода, особые трудности в
снабжении топливом для готовки пищи и обогрева лачуг, а также в доставке воды
цистернами. Заселение этих участков способствует распространению склоновой
эрозии.
На экологическую ситуацию в агломерации Мехико
огромное и угрожающее воздействие оказывает оседание значительной части ее
территории в результате продолжающегося использования подземных вод для
водоснабжения многомиллионного столичного района. При этом, несмотря на
угрожающую гидрогеологическую ситуацию в центральной части города Мехико, а
также на месте дренированного еще испанскими завоевателями озера Тескоко,
продолжается интенсивное промышленное и жилищное строительство.
Положение усугубляется ограниченностью и
отдаленностью мексиканской столицы от высокогорных ресурсов поверхностного
стока. Поэтому и на длительную перспективу подземные воды сохранят значение для
снабжения водой столичного района Мексики. Многие здания и различные
транспортные сооружения из-за опускания территории находятся под угрозой
разрушения. Дренирование территории на месте осушенных озер вызывает частые
пыльные бури. Ежегодно отмечается до 7 таких бурь, особенно в сухое время года.
В столичном районе Мексики в немалой степени из-за ухудшения условий экологии и
качества окружающей среды отмечается рост заболеваемости раком. Различным
аллергическим заболеваниям подвержена 1/7 часть населения Мехико.
В Калькутте - единственном в Индии крупном
речном портовом комплексе- отмечается нарушение литологической структуры. Такая
же причина препятствует развитию Банкока, где также наблюдается опускание
территории из-за нарастающего использования подземных вод при неблагополучной
гидрогеологической ситуации. Опускание территории в этом крупнейшем
промышленном центре Юго-Восточной Азии усиливает опасность опустошительных
наводнений.
Ухудшение качества воздушного бассейна крупных
городов в развивающихся странах связано с опережающими, относительно роста
населения и промышленности, темпами производства и потребления энергии. Основой
развития электроэнергетики в развивающихся странах стало строительство тепловых
электростанций, как правило, без дорогостоящих устройств по защите окружающей
среды. В Таиланде, например, потребление электроэнергии удваивается каждые 5-6
лет. В Бразилии по прогнозу за 1970-2010 годы население вырастет в 2,3 раза, а
потребление первичных источников энергии в 13,8 раз. Но и при этом ее
потребление на душу населения составит 31% от уровня США.
Объем твердых отходов в городах развивающихся
стран в среднем на 1 жителя в 3-4 раза меньше, чем в индустриальных странах.
Проблемы сбора, хранения, транспортировки и утилизации твердых отходов
представляют немалые трудности и для городов в странах высокого уровня
развития. Но для центров в развивающихся странах, многие из которых к тому же
расположены в тропиках с повышенными показателями температуры и влажности, эти
проблемы особенно сложны из-за низкого уровня технической оснащенности
городского хозяйства.
В Африке лишь до 1/3 городского населения
обслуживаются коммунальными службами по сбору твердых отходов. Это там стало
важным фактором нестабильности состояния здоровья горожан. Слабость
организованной очистки городских территорий в городах развивающихся стран
вызывает засорение и выводит из строя и без того недостаточные дренажные
устройства. Это осложняет водоснабжение и сброс сточных вод.
В некоторых развивающихся странах накоплен
определенный опыт по сбору, хранению и использованию твердых отходов. Это,
прежде всего, относится к Коста-Рике. Но это лишь единичные примеры. Даже в
наиболее экономически развитой агломерации "третьего мира" Сан-Паулу
(крупнейший город Южного полушария) нет достаточных площадей для хранения и
утилизации твердых отходов. В наименее развитом районе Бразилии - на
Северо-Востоке большинство муниципий не имеют средств для организации сбора
твердых отходов. И это происходит в стране, входящей в число государств мира с
наибольшим объемом промышленного производства.
Экологическое состояние воздушного бассейна в
крупных городах в развивающихся странах стало угрожающим. В столичном районе
Малайзии (а между тем это одна из наиболее развитых стран "третьего
мира") в 80-е годы качество окружающей среды в городах было в 2-3 раза
ниже, чем в США. В Калькутте не менее 3/5 населения страдает от заболеваний
дыхательных путей.
Существует и важные географические факторы,
влияющие на состояние окружающей среды в городах развивающихся стран. Это, в
частности, способность атмосферы разбавлять поступающие в нее загрязняющие
вещества в зависимости от метеорологических условий на различных широтах. В
тропиках, где расположено большинство развивающихся стран, способность
атмосферы к восприятию и разбавлению поступающих в нее загрязняющих веществ
примерно в 3 раза ниже, чем в средних широтах в Западной Европе.
Исследования, проведенные в ряде развивающихся
стран, показали наличие в атмосфере их крупнейших городов особо опасных
концентраций загрязнителей. Такой вывод применительно к 18 крупнейшим центрам
Латинской Америки сделан Панамериканской организацией здравоохранения. В
крупнейших городах высокая, а нередко, и опасная степень загрязнения воздушного
бассейна, в известной степени, обусловлена весьма значительной концентрацией
промышленности. В большинстве центров "пальма первенства" в
загрязнении атмосферы принадлежит автомобильному транспорту. В Каракасе ,
например, на него приходится примерно 4/5 общего объема загрязнения воздушного
бассейна.
Выбросы окиси углерода приводят к массовым
отравлениям, что сопровождается падением содержания гемоглобина в крови и
ухудшением снабжения тканей организма кислородом. Опасность для здоровья
городского населения увеличивается и потому, что из индустриальных стран в
регион "третьего мира" перемещаются крупные мощности химической
промышленности и черной металлургии. При этом нередко крупные производственные
комплексы в этих отраслях, особенно сооружаемые транснациональными
корпорациями, для удешевления проектов не располагают современными и
дорогостоящими очистными сооружениями.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|