p> В целом выводы по философии Древнего Востока. 1. Она имела ряд особенностей, отражающих особенности развития народов, их социально-хозяйственные и государственные традиции. 2. Многие тезисы этой философии вошли в последующие философские
системы: -индийское - «то есть ты ( или всё есть одно )», - первое слово
философии о единстве всего существующего нашло своё отражение в метафизике
всеединства Вл. Соловьёва; -египетское - о материальной первооснове природных явлений нашло
своё отражение в античной философии материалистов. -китайское - а) философия даосов о естественном пути всех вещей -
Дао - нашло своё отражение в нравственном категорическом императиве канта,
диалектике Гегеля. б) конфуцианская школа стала первой
догматической школой, обосновывающей авторитетную власть - нашло своё
отражение в советской философии. 3. В изучаемых регионах не были развиты периоды культуры - Возрождение, Просвещение, Реформация.
Античная философия.
Известно, что наша цивилизация является дочерней по отношению к
античности, поэтому античная философия выступает как предтеча современной
философии. Античная философия - это философия древних греков и древних римлян. Она существовала с 6 века до нашей эры до 6 века нашей эры, т.е. около
1200 лет: 1. Начало - Фалес (625 - 547 г.г. до нашей эры) – конец - декрет императора Юстиниана о закрытии философских школ в Афинах (529 г. нашей эры).
От формирования архаических полисов на ионийском и италийском побережье (г.
Милет, Эфес, Элея) до расцвета демократических Афин и последующего кризиса
и крушения полиса.
Всплеск философской мысли был обусловлен: -демократическим устройством общества; -отсутствием восточной тирании; -удалённым географическим положением.
В своём развитии античная философия прошла 4 этапа: 1 этап: Досократовский с 7 - 5 века до нашей эры (знаменитые немецкие
филологи-классики 19 века: Герман Дильс, Вальтер Кранс вводят термин
"Досократики" для совокупного обозначения натурфилософских школ). Ионийская группа школ: -Милетская: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен (6 век до нашей
эры). -Элейская школа (5 век до нашей эры): Парменид, Ксенофан. -Гераклит из Эфеса. Афинская группа школ: -Пифагор и пифагорийцы. -Механицизм и атомизм: Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит, Левкипп. -Софизм (2 половина 5 века до нашей эры): Протагор, Горгий,
Продик, Гиппий. 2 этап: Классический (с половины 5 до конца 4 века до нашей эры). Сократ (469 - 399 г.г. до нашей эры). Платон (427 - 347 г.г. до нашей эры). Аристотель (384 - 322 г.г. до нашей эры). Этические школы: - гедоническая (Аристипп) - циническая (Антисеен). 3 этап: Эллинистический (конец 4 - 2 века до нашей эры). Философские школы: -перипатетика (школа Аристотеля) -академическая философия (Платоновская академия) -стоическая школа (Зенон из Китиона) -эпикурейская (Эпикур) -скептицизм. 4 этап: Римский (1 век до нашей эры - 5-6 века нашей эры) -стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий) -эпикуреизм (Тит Лукреций Кар) -скептицизм (Секст Эмпирик). Характеристика этапов.
1-й этап характеризуется как натурфилософия (философия природы). 1. Важнейшим открытием человеческого разума для греков выступает закон (Логос), которому подчиняется всё и все, и что отличает гражданина от варвара.
Отсюда:
1. Идёт поиск первоначала (первокирпичика) из которого создано всё сущее. а) из конкретного вещества (625-547 г.г. до нашей эры) * У Фалеса первоначало - вода (всё происходит из воды и в воздух
обращается). * У Анаксимена (585-525 г.г. до нашей эры) - воздух (из-за его
бесконечности и подвижности), из него рождаются вещи: «при разряжении
рождается огонь, а при сгущении - ветер, затем туман, вода, земля, камень.
А из этого возникает всё прочее.» * У Гераклита - огонь. «Этого мира никто не сотворил, а он всегда был,
есть и будет вечно живой огонь, создающий сущее из противоположных
стремлений». Душа - огонь. б) из чего-то неопределённого * У Анаксимандра (610-545 г.г. до нашей эры) - Апейрон
(беспредельное), «апейрон есть не что иное как материя, в которой как бы
соединены противоположности (горячее - холодное и т.д.), выделение которых
и обуславливает всё развитие в различных формах. Это движение вещей вечно». * У Левкиппа (500-440 г.г. до нашей эры) и Демокрита (460-370 г.г. до нашей
эры) - атом. Атомы - это элементы, из которых состоит вся природа. Атом
неделим, вечен, неизменен, непроницаем. Поэтому и мир вечен, неуничтожим. Отличаются атомы между собой: -по форме (треугольник, крючок, и т.д.), душа человека и мысли состоят
из атомов - круглых, гладких, мельчайших и подвижных. Расположены они в
теле. -по величине (и весу). -по движению. в) суть вещей в числах. * Пифагор (580-конец 5 века до нашей эры) - всё есть число. Число у
Пифагора - не абстрактное количество, а существенное и деятельное качество
верховной Единицы, т.е. бога, источника мировой гармонии. Числа выражали,
по их мнению, определённый порядок, гармонию окружающего мира и
многообразие вещей и явлений. «Где нет числа и меры, там хаос и химеры». г) сущность вещей в их бытии * У Парменида - субстанция - бытие как таковое. «Бытие есть, небытие нет,
ибо небытие невозможно ни познать (ведь оно непостижимо), ни высказать.
Бытие вечно, едино, неподвижно, неуничтожимо, тождественно и всегда равно
самому себе. Оно однородно и непрерывно, шарообразно. Пустого в
пространстве нет - всё наполнено бытием. 2. Обосновываются космогонические теории строения мира. Исходя из понимания субстанции мира (или первокирпичика), философы
Древне Греции создают свои космогонические теории строения мира
(вселенной). * Фалес - Земля - плоский диск, плавающий по поверхности воды, - она -
центр Вселенной. Звёзды, Солнце, Луна состоят из Земли и питаются
испарениями воды, затем во время дождя вода возвращается и переходит в
Землю. * Гераклит (первый диалектик) - его космология строится на основе
стихийной диалектики. Мир - упорядоченный космос. Образование этого космоса происходит на основе
общей изменчивости, текучести вещей. «Всё течёт, всё изменяется, нет ничего
неподвижного.» Вся природа, не останавливаясь изменяет своё состояние. «В одну и туже
реку нельзя войти дважды.» Мир рождается и умирает. В основе всего движения лежит Борьба противоположностей - она абсолютна. Демокрит: атомы движутся хаотично, сталкиваясь, они образуют вихри, из них
- земля и светила, и в дальнейшем целые миры. Идея - о бесконечном
множестве миров во Вселенной. 2-ой этап (Классический) характеризуется как антропологический, т.е.
центральной проблемой становится проблема человека. Отсюда: 1. Происходит переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению человека, его жизни во всех многообразных проявлениях, возникает субъективистко - антропологическая тенденция в философии. 2. Решаются проблемы: А) Проблема человека, его познания его отношения с другими людьми. Сократ впервые в центре философии видит проблему человека как морального
существа: -раскрывает природу нравственности человека; -определяет, что есть Добро, Зло, Справедливость, Любовь, т.е. то,
что составляет суть души человека; -показывает, что необходимо стремиться к познанию себя именно как
человека вообще, т.е. моральной, общественно-значимой личности. Познание - главная цель и способность человека, т.к. в конце процесса
познания мы приходим к объективным общезначимым истинам, к познанию добра,
красоты, блага и человеческого счастья. В лице Сократа человеческий разум
впервые стал мыслить логически. Б) Проблема политики и государства и их отношение к человеку. * Сократ - государство сильно тем, как граждане исполняют законы - для
каждого Отечество и Законы должны быть выше и дороже отца и матери.
* Платон - создал теорию «Идеального государства», разделив общество на
три сословия: 1-ое - управленцы - философы 2-ое - стражи (воины) 3-е - низшие (крестьяне, ремесленники, торговцы). -государство есть воплощение идей, а люди выступают в
виде игрушек, придуманных и управляемых Богом. * Аристотель - человек есть политическое животное, проявление заботы о
другом есть проявление заботы об обществе. В) Проблемы синтеза философского знания, построения метафизических
систем, признававших два мира - мир идей и текучий, подвижный мир вещей,
поиска рационального метода познания этих миров. * Платон - основоположник идеалистической европейской философии. 1. Впервые разделил философию на два течения в зависимости от решения ими вопроса о природе истинного бытия (на материалистов и идеалистов). 2. Платон открыл сферу сверхчувственного бытия - «мир идей». Первооснова - это мир идей. Идеи нельзя пощупать, их нельзя увидеть, осязать. Идеи можно «созерцать» только умом, через понятия. Вещный мир тоже необходим, но он является лишь тенью мира идей. Истинное бытие - это мир идей. Платон объявил мир идей божественным царством, в котором до рождения человека пребывает его бессмертная душа. Затем она попадает на грешную землю и временно находясь в человеческом теле, вспоминает о мире идей. Таким образом, познание - это воспоминание душой своего до земного
существования.
* Аристотель - ученик Платона, его труды считаются вершиной философской мысли Древней Греции. Основные положения его учения:
подверг критике платоновскую теорию Идей («Платон мне друг, но истина
дороже»);
создал учение о категориях (сущность и качество);
учение о материи и форме: первым ввёл понятие Материя, признавая её вечной,
несотворимой, неуничтожимой;
произвёл разграничение наук на теоретические, практические и творческие: Теоретические: -метафизика (или собственно философия) - изучает первопричины всех вещей,
первоначало всего сущего; -физика - изучает состояние тел и определённые «материи»; - математика - абстрактные свойства реальных вещей. Практические: -этика - наука о норме поведения -экономика, политика Творческие: -поэтика
-риторика.
развил науку логики, назвав её «органической» наукой для изучения бытия,
выделил в ней метод познания - индукции;
учение о душе, на котором основана аристотелевская этика. 3-й этап: эллинистический. Связан с упадком древнегреческого рабовладельческого общества,
распадом Греции. Кризис привёл к утрате Афинами и другими греческими
полисами политической самостоятельности. Афины вошли в состав огромной
державы, созданной Александром македонским. Распад державы после смерти завоевателя, усилил развитие кризиса,
который вызвал глубокие изменения в духовной жизни общества. Общая характеристика философии этого этапа: -переход от комментаторства учений Платона и Аристотеля к проблемам
этики, проповедям скептицизма и стоицизма: Скептицизм - философская концепция, подвергающая сомнению возможность
познания объективной действительности. Стоицизм - учение, провозглашающее жизненный идеал - невозмутимость и
спокойствие, способность не реагировать на внутренние и внешние
раздражители. Главные проблемы: -мораль и свобода человека, достижение счастья; -проблемы возможности познания мира; -структуры космоса, судьбы космоса и человека; -отношение Бога и Человека. 4-й этап: Римский В этот период решающую роль в античном мире стал играть Рим, под влияние
которого попадает Греция. Римская философия формируется под влиянием
греческой, особенно эллинистического периода. Т.е. в ней развиваются
стоицизм и эпикуреизм, которые приобретают свои особенности. В период упадка Римской империи, усилился кризис общества, обусловивший
катастрофу личного существования. Усилилась тяга к религии и мистицизму. Отвечая на вопросы времени, сама философия становилась религией, мостом к
христианству. ВЫВОДЫ:
1. Античная философия основана на принципе объективизма. Это означает, что субъект пока не становится выше объекта (как это случилось в новоевропейской философии).
2. Античная философия исходит из чувственного космоса, а не из абсолютной личности (что характерно для Средневековья).
3. Космос - это абсолютное божество, а это означает, что античная философия пантеистична, т.е. отождествляет Бога и природу. Греческие боги природны и похожи на людей. Космос одушевлён.
4. Космос обуславливает необходимость. Необходимость применительно к человеку есть судьба. Но поскольку она ему доподлинно неизвестна, он может делать выбор.
5. Античная философия достигла высокого уровня в разработке понятий (категорий), но она почти не знает законов.
6. В античной философии ещё нет чёткого противопоставления материализма и идеализма, и то и другое направление носят стихийный характер.
Философия Средневековья.
Средневековая европейская философия - это чрезвычайно важный
содержательный и продолжительный этап в истории философии. Хронологически этот период охватывает 5 - 15 века.
Характеристика этого периода: 1. Становление и расцвет эпохи феодализма. 2. Господство религии и церкви в общественном сознании. Христианство становится государственной религией. Ф. Энгельс: «догматы церкви стали одновременно и политическими аксиомами, а библейские тексты получили во всяком суде силу закона». 3. Церковь монополизировала все процессы развития образования и научного знания. Большинство учёных было представителями духовенства, а
монастыри являлись очагами культуры и науки. Это определило характер философии Средневековья: -движение философской мысли было пронизано проблемами религии; -церковная догма являлась исходным пунктом и основой философского
мышления; -философия довольно часто пользовалась религиозным понятийным
аппаратом; -любая философская концепция, как правило, приводилась в соответствие с
учением церкви; -философия сознательно ставит себя на службу религии «Философия -
служанка богословия». Две тенденции в Средневековой философии: 1-я - сакрализация - сближение с религиозным учением; 2-я - морализация - сближение с этикой, т.е. практическая
направленность философии на обоснование правил поведения христианина в
мире. Черты Средневековой философии.
1.Теоцентричность - т.е. высшей реальностью признаётся не природа, а Бог. Главные принципы миропонимания:
а) креационизм - (или творение) - т.е. принцип сотворения мира Богом из
ничего.
Бог вечен, неизменен, ни от чего не зависит, он источник всего сущего и
недоступен для познания. Бог - это высшее благо.
Мир изменчив, непостоянен, преходящ, совершенен и хорош постольку,
поскольку сотворён Богом.
б) принцип Откровения - будучи в принципе недоступным для познания смертным
людям, христианский Бог Сам открывал себя через откровение, которое
зафиксировано в священных Книгах - Библии. Основным инструментом познания
выступала вера как особая способность души человека.
Задача теолога-философа раскрыть тайны и загадки библейских текстов и тем
самым приблизиться к познанию высшей реальности. 2.Ретроспективность - средневековая философия обращена в прошлое, ибо
максима средневекового сознания гласила: «чем древнее, тем подлиннее, чем
подлиннее, тем истиннее» (а самым древним документом была Библия). 3.Традиционализм - для средневекового философа любая форма новаторства
считалась признаком гордыни, он должен был постоянно придерживаться
установленного образца, канона. Совпадение мнения философа с мнением других
было показателем истинности его взглядов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|