p>ИдеализмИдеализм (франц. idйalisme, от греч. idйa - идея), общее обозначение
философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое,
духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично,
производно, зависимо, обусловлено. И., таким образом, противостоит
материализму в решении основного вопроса философии - об отношении бытия и
мышления, духовного и материального как в сфере существования, так и в
сфере познания. Хотя И. возник более двух с половиной тысячелетий тому
назад, термин этот, как обозначение одного из двух лагерей, борющихся в
философии, появился лишь в начале 18 в. В 1702 немецкий идеалист Лейбниц
писал о гипотезах Эпикура и Платона, как самого крупного материалиста и
самого крупного идеалиста. А в 1749 французский материалист Д. Дидро назвал
И. "...самой абсурдной из всех систем" (Избранные соч., т. 1, М. - Л.,
1926, с. 28).
Философский термин "И." не следует смешивать с употребляемым в обыденном
языке, в повседневных рассуждениях на моральные темы словом "идеалист",
которое происходит от слова "идеал" и обозначает бескорыстного человека,
стремящегося к достижению возвышенных целей. В философском смысле "И."
также и в этической области обозначает отрицание обусловленности морального
сознания общественным бытием и признание его первичности. Смешение этих
понятий нередко использовалось идеалистами в целях дискредитации философии
материализма.
При всём фундаментальном единстве идеалистического лагеря в решении
основного вопроса философии внутри этого лагеря следует различать две его
главные формы: И. объективный и субъективный.
Субъективный идеализм, одна из основных разновидностей идеализма; в отличие
от объективного идеализма, отрицает наличие какой-либо реальности вне
сознания субъекта либо рассматривает её как нечто полностью определяемое
его активностью.
Объективный идеализм
Объективный идеализм, одна из основных разновидностей идеализма; в отличие
от субъективного идеализма, считает первоосновой мира некое всеобщее
сверхиндивидуальное духовное начало («идея», «мировой разум» и т.п.).
С исторической предшественницей объективного И. мы встречаемся уже в
религиозно-художественных образах древнеиндийской Упанишад (материальный
мир - покрывало Майи, за которым скрывается истинная реальность
божественного первоначала, Брахмана). В концептуальной форме объективный И.
получил первое законченное выражение в философии Платона. В средневековой
философии его представлял схоластический реализм, в новое время его
крупнейшие представители - Г. В. Лейбниц, Ф. В. Шеллинг, Г. Гегель.
Субъективный идеализм получил наиболее яркое выражение в учениях английских
идеалистов 18 в. Дж. Беркли и Д. Юма.
Наличие двух главных форм И. не исчерпывает многообразия различных версий
идеалистических философских систем. В пределах этих двух форм в истории
философии имели место их вариации, определяемые тем, как понимается
духовное первоначало: как мировой разум (панлогизм) или мировая воля
(волюнтаризм), как единая духовная субстанция (идеалистический монизм) или
множество духовных первоэлементов (монадология - см. Монада, плюрализм),
как разумное логически постигаемое начало (идеалистический рационализм),
как чувственное многообразие ощущений (идеалистический Эмпиризм и
сенсуализм, феноменализм) или как незакономерное, алогичное "свободное"
начало, не могущее быть объектом научного понимания (иррационализм).
По своему происхождению и на всех ступенях своего развития И. тесно связан
с религией. По сути дела, И. возник как концептуальное, понятийное
выражение религиозного миросозерцания и в последующие эпохи служил, как
правило, философским оправданием и обоснованием религиозной веры. По словам
В. И. Ленина, философский И. есть "...дорога к поповщине..." (см. Полн.
собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 322).
Многовековая история И. весьма сложна. В самых различных видах на разных
этапах истории он по-своему выражал эволюцию форм общественного сознания в
соответствии с характером сменяющихся социальных формаций и новым уровнем
развития науки. Основные формы И., получившие дальнейшее развитие в
последующей истории философии, возникли уже в Древней Греции. Своего
наивысшего расцвета философский И. достиг в немецкой классической философии
(конец 18 - 1-я половина 19 вв.), обосновавшей и развившей новую
историческую форму рационализма - идеалистическую диалектику. С переходом
капитализма в империалистическую стадию доминирующей чертой идеалистической
философии становится поворот к иррационализму в его различных версиях. В
современную эпоху господствующими в буржуазной философии идеалистическими
течениями являются: неопозитивизм преимущественно в англосаксонских
странах), экзистенциализм (в континентальных западноевропейских странах),
феноменология (обычно переплетающаяся с экзистенциализмом), неотомизм (в
католических странах). Реализм Реализм (от позднелат. realis — вещественный, действительный),
идеалистическое философское направление, признающее лежащую вне сознания
реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов
(Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания, независимый
от субъекта, познавательного процесса и опыта (философский Р. 20 в.).
Р. в средневековой философии — один из основных наряду с номинализмом и
концептуализмом вариантов решения спора об универсалиях, выясняющего
онтологический статус общих понятий, т. е. вопрос об их реальном
(объективном) существовании. В отличие от номинализма, для которого реальна
лишь единичная вещь, а универсалия — общее имя, и от концептуализма, для
которого универсалия — основанное на реальном сходстве предметов обобщение
в понятии, Р. считает, что универсалии существуют реально и независимо от
сознания (universalia sunt realia).
В богатом оттенками учении Р. обычно выделяют два его вида: крайний Р.,
считающий универсалии существующими не независимо от вещей, и умеренный Р.,
полагающий, что они реальны, но существуют в единичных вещах. Так же как и
номинализм, Р. в крайнем своём выражении из-за пантеистических тенденций
(см. Пантеизм) вошёл в конфликт с церковью, поэтому в средние века
господствовал умеренный Р.
Проблема универсалий исторически восходит к учению Платона об организующих
мир и самодовлеющих сущностях — «идеях», которые, находясь вне конкретных
вещей, составляют особый идеальный мир. Аристотель, в отличие от Платона,
считал, что общее существует в неразрывной связи с единичным, являясь его
формой. Оба эти воззрения воспроизводились в схоластике: платоновское — как
крайний Р., аристотелевское — как умеренный.
Платоновский Р., переработанный в 3—4 вв. н. э. неоплатонизмом и
патристикой (крупнейший представитель последней Августин истолковывал
«идеи» как мысли творца и как образцы творения мира), переходит в
средневековую философию. Иоанн Скот Эриугена (9 в.) считал, что общее
целиком присутствует в индивидууме (единичные вещи) и предшествует ему в
божественном уме; сама вещь в своей телесности есть результат облечения
сущности акциденциями (случайными свойствами) и является суммой
умопостигаемых качеств. В 11 в. крайний Р. возникает как оппозиция
номинализму И. Росцелина, выраженная в доктрине его ученика Гильома из
Шампо, утверждавшего, что универсалии как «первая субстанция» пребывают в
вещах в качестве их сущности. В русле платоновского Р. развивают свои
учения Ансельм Кентерберийский (11 в.) и Аделард Батский (12 в.). Ансельм
признаёт идеальное бытие универсалий в божественном разуме, но не признаёт
их существования наряду с вещами и вне человеческого или божественного ума.
Но наиболее устойчивым и приемлемым для церкви оказался Р. Альберта
Великого и его ученика Фомы Аквинского (13 в.), синтезировавших идеи
Аристотеля, Авиценны и христианской теологии. Универсалии, согласно Фоме,
существуют трояко: «до вещей» в божественном разуме — как их «идеи», вечные
прообразы; «в вещах» — как их сущности, субстанциальные формы; «после
вещей» в человеческом разуме — как понятия, результат абстракции. В томизме
универсалии отождествляются с аристотелевской формой, а материя служит
принципом индивидуации, т. е. разделения всеобщего на особенное. Умеренный
Р., серьёзно поколебленный номиналистом У. Оккамом, продолжает существовать
и в 14в.; последняя значительная доктрина умеренного Р. появляется в 16 в.
у Ф. Суареса. Средневековый Р. (как и унаследовавший его установки
классический рационализм), пытаясь осмыслить проблему общего и единичного,
не разрешил противоречий, обусловленных интерпретацией общих понятий как
абстракций, предшествующих обобщающей деятельности познания.
Материализм
Материализм (от латинского materialis — вещественный), одно из двух
главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в
пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и
рассматривает сознание, мышление как свойство материи в противоположность
идеализму, принимающему за исходное дух, идею, сознание, мышление,
психическое, субъективное. Признание первичности материи означает, что она
никем не сотворена, а существует вечно, что пространство и время суть
объективно существующие формы бытия материи, что мышление неотделимо от
материи, которая мыслит, что единство мира состоит в его материальности.
Материалистическое решение второй стороны основного вопроса философии — о
познаваемости мира — означает убеждение в адекватности отражения
действительности в человеческом сознании, в познаваемости мира и его
закономерностей. Слово «М.» начали употреблять в 17 веке главным образом в
смысле физических представлений о материи (Р. Бойль), а позднее в более
общем, философском смысле (Г. В. Лейбниц)для противопоставления М.
идеализму. Точное определение М. впервые дали К. Маркс и Ф. Энгельс,
«философы разделились на два больших лагеря», сообразно тому, как отвечали
они на вопрос об отношении мышления к бытию. «Те, которые утверждали, что
дух существовал прежде природы... составили идеалистический лагерь. Те же,
которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам
материализма» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т.
21, с. 283). Такого понимания М. придерживался и В. И. Ленин (см. Полное
собрание сочинений, 5 изд., т. 18, с. 98).
Противники М. употребляют неправильную терминологию для обозначения М. 1)
Те, которые отрицают или ставят под сомнение существование чего-либо вне
ощущений, называют М. «метафизикой» (поскольку М. признаёт существование
внешнего мира). На этом же основании «метафизикой» именуются объективный
идеализм и фидеизм, которые признают существование абсолютного духа или
бога вне опыта отдельных людей; таким образом, здесь М. смешивается с
идеализмом. 2) М. называют «реализмом», поскольку М. признаёт реальность
внешнего мира. Отмечая, что термин «реализм» употребляется иногда в смысле
противоположности идеализму, Ленин писал: «Я вслед за Энгельсом употребляю
в этом смысле только слово: материализм, и считаю эту терминологию
единственно правильной, особенно ввиду того, что слово „реализм” захватано
позитивистами и прочими путаниками, колеблющимися между материализмом и
идеализмом» (там же, с. 56). 3) Пытаясь принизить М. до уровня обыденного,
философски неоформленного убеждения людей в реальности внешнего мира, враги
М. именуют его «наивным реализмом». 4) Отождествляя М. в целом как
направление с механистическим М., некоторые критики М. называют его
«механицизмом». Энгельс отмечал, что ошибочное приравнивание
«материалистического» и «механического» идёт от Гегеля, который хотел
унизить М. эпитетом «механический». 5) Нередко слово «М.» употребляется
произвольно, в низменном смысле: «Под материализмом филистер понимает
обжорство, пьянство, похоть и плотские наслаждения и тщеславие,
корыстолюбие, скупость, алчность, погоню за барышом и биржевые плутни,
короче — все те грязные пороки, которым он сам предается втайне» (Энгельс
Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 21, с. 290).
Типология школ материализма. В литературе М. характеризуется с самых разных
сторон, в его связях с другими социальными явлениями, что служит основанием
для различных его классификаций.
1) Выделяются две исторические эпохи в прогрессивном развитии М., которым
соответствуют домарксистский М. и марксистский М. Домарксистский М.
охватывает все формы М., которые исторически предшествовали возникновению
диалектического М. Те школы, которые появлялись после возникновения
марксизма, строго говоря, не могут относиться к домарксистскому М., так как
они не представляют собой дальнейшего развития М. и занимают особое место в
истории М. Существуют два взгляда на хронологическую границу, разделяющую
эпохи домарксистского и марксистского М.: согласно первому, эта граница —
общая для всех стран и народов — середина 40-х годов 19 века, когда возник
марксизм. Но в таком случае для тех стран, где рабочее движение развилось
позднее (например, Россия, страны Востока), процесс развития
домарксистского М., совершавшийся в пределах этих стран, пришлось бы
искусственно разрывать на две обособленные стадии. Согласно второй точке
зрения, домарксистским является М., распространённый в данной стране до
проникновения в неё марксизма.
2) Единственно последовательным является марксистский М. В. И. Ленин
называл К. Маркса «...основателем современного материализма, неизмеримо
более богатого содержанием и несравненно более последовательного, чем все
предыдущие формы материализма...» (Полное собрание сочинений, 5 изд. т. 18
с. 357).
Непоследовательность М. проявляется различным образом, а) Когда линия М.
проводится в понимании природы, а общественные явления трактуются
идеалистически. Так было, например, у французских материалистов 18 века, у
Фейербаха, а также русских революционных демократов 19 века.
Непоследовательный материалист-учёный может проводить линию М. в своей
специальной области, а в философских вопросах защищать идеализм (см. Ф.
Энгельс, в книге: Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 22, с. 305).
б) Когда одна группа или сторона гносеологических вопросов решается с
позиций М. (например, первая сторона основного вопроса философии), а другая
— с позиций идеализма и агностицизма, в) Когда отрицаются или игнорируются
всеобщая связь явлений и развитие природы, её саморазвитие. В частности,
метафизический М. неспособный объяснить происхождение вещей и явлений мира,
нередко приходит к идеалистической концепции «первого толчка».
3) По отношению к общественно-исторической практике различаются
созерцательный М. и практически действенный М. «Главный недостаток всего
предшествующего материализма — включая и фейербаховский — заключается в
том, что предмет, действительность, чувственность берётся только в форме
объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная
деятельность, практика, не субъективно» (Маркс К., там же, т. 3, с. 1). М.,
ставящий задачу не только объяснить мир, но изменить его, есть марксистский
М.
4) С точки зрения метода мышления, которым пользуются материалисты,
выделяются диалектический М. и метафизический М. Для диалектического М.
характерны внутреннее единство, нераздельная слитность диалектики и
материалистической теории познания. Метафизический М. имеет много
разновидностей, зависящих от того, какая сторона действительности или
процесса познания превращается в абсолют.
5) С точки зрения сознания противополагаются научный и вульгарный
материализм. Научный М. видит качественное отличие психического от
физического. Напротив, вульгарный М. (например, К. Фохт, Л. Бюхнер, Я.
Молешотт) отождествляет сознание с материей. В понимании общественных
явлений проявлением вульгарного М. является экономический М.,
противоположный историческому М. Историческому М. противостоят различные
школы упрощённого М., дающие неправильное объяснение общественных явлений:
а) антропологический М. (Л. Фейербах, отчасти Н. Г. Чернышевский) (см.
Антропологизм); б) географический М. (см. Географическая школа в
социологии); в) натуралистический М. (натурализм), который считает природу
определяющим фактором развития общества.
6) С точки зрения отношения к различным ступеням, или сторонам, процесса
познания, различались школы рационалистического и сенсуалистического М.
(см. Рационализм и Сенсуализм).
7) Различаются сознательный М. и стихийный, или наивный, философски
неоформленный М. Стихийный М. естествоиспытателей В. И. Ленин называл
естественноисторическим М. Существует неразрывная связь стихийного М.
естественников с философским М. как направлением. Естественноисторический
М. есть М. «...наполовину бессознательный и стихийно-верный духу
естествознания...» (Ленин В. И., Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 18,
с. 243).
8) Различные школы М. характеризуются по национально-географическим и
хронологическим признакам. Обычно оба эти признака соединяются вместе, в
результате чего образуются характеристики определённых школ М.: например,
древнегреческий М., французский М. 18 века, русский М. 19 века и так далее.
Иногда подобная характеристика даётся раздельно с учётом только одного из
этих признаков, например: античный М. или М. 17 века (объединяющий
английских, французских, голландских и других материалистов этого времени).
9) М. характеризуется по имени мыслителя, который его разрабатывал;
например, выделяется М. Ф. Бэкона, Л. Фейербаха, Н. Г. Чернышевского и так
далее. Этим подчёркиваются индивидуальные черты и особенности философского
учения данного материалиста. Однако М. как общее мировоззрение нельзя
отождествлять ни с какой-либо одной из его школ, ни с какими-либо
естественнонаучными теориями.
Критерием истинности М. служит общественно-историческая практика. Именно на
практике опровергаются ложные построения идеалистов и агностиков и
неоспоримо доказывается истинность М. Чтобы успешно вести активную борьбу
против идеализма, М. должен быть философски осознанным; в активной
направленности М. против идеализма выражена его партийность. В. И. Ленин
писал, что «...материализм включает в себя, так сказать, партийность,
обязывая при всякой оценке события прямо и открыто становиться на точку
зрения определённой общественной группы» (там же, т. 1, с. 419). В этой
связи различают воинствующий М. и М., не ведущий активной борьбы против
идеализма. Для воинствующих материалистов В. И. Ленин считал обязательным
связь не только с философами-атеистами, но и с естествоиспытателями (см.
там же, т. 45, с. 31).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|