рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Явление Ницше

Явление Ницше

смотреть на рефераты похожие на "Явление Ницше"
Министерство общего и профессионального образования

Обнинский институт атомной энергетики

Реферат на тему:

Выполнил студент

2 курса гр. ИС-28

Грибов А.А.

Обнинск

2000 г.

ВРЕМЯ В СВОЕМ БЕСКОНЕЧНОМ ТЕЧЕНИИ, В ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ПЕРИОДЫ, ДОЛЖНО
НЕИЗБЕЖНО ПОВТОРЯТЬ ОДИНАКОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВЕЩЕЙ. ЭТО НЕОБХОДИМО; ЗНАЧИТ,
НЕОБХОДИМО И ТО, ЧТО ВСЯКОЕ ЯВЛЕНИЕ ПОВТОРЯЕТСЯ. СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ЧЕРЕЗ
БЕСКОНЕЧНОЕ, НЕОГРАНИЧЕННОЕ, НЕПРЕДВИДИМОЕ КОЛИЧЕСТВО ЛЕТ, ЧЕЛОВЕК ВО ВСЕМ
ПОХОЖИЙ НА МЕНЯ, ПОЛНОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ МЕНЯ, СИДЯ В ТЕНИ ЭТОЙ СКАЛЫ, НАЙДЕТ В
СВОЕМ УМЕ ТУ ЖЕ МЫСЛЬ, КОТОРУЮ НАШЕЛ СЕЙЧАС Я, И ЭТА МЫСЛЬ БУДЕТ ЯВЛЯТЬСЯ В
ГОЛОВЕ ЧЕЛОВЕКА НЕ ОДИН, А БЕСЧИСЛЕННОЕ КОЛИЧЕСТВО РАЗ, ПОТОМУ ЧТО
ДВИЖЕНИЕ, УПРАВЛЯЮЩЕЕ ВСЕМИ ЯВЛЕНИЯМИ, БЕЗОСТАНОВОЧНО. ЕСЛИ ТАК, ТО ВСЯКАЯ
НАДЕЖДА ДОЛЖНА БЫТЬ ОТВЕРГНУТА, И МЫ ДОЛЖНЫ ОПРЕДЕЛЕННО УСТАНОВИТЬ СЕБЕ,
ЧТО НИКАКАЯ НЕБЕСНАЯ ЖИЗНЬ НЕ ВСТРЕТИТ НАС И ЧТО В БУДУЩЕМ НАС НЕ ЖДЕТ
НИКАКОЕ УТЕШЕНИЕ. МЫ ТОЛЬКО ТЕНИ СЛЕПОЙ ОДНООБРАЗНОЙ ПРИРОДЫ, МЫ ПЛЕННИКИ
МИНУТЫ. НО НАДО ПОМНИТЬ, ЧТО ЭТО СТРАШНАЯ ИДЕЯ, УБИВАЮЩАЯ В НАС ВСЯКУЮ
НАДЕЖДУ, ОБЛАГОРАЖИВАЕТ И ОДУХОТВОРЯЕТ КАЖДУЮ МИНУТУ НАШЕЙ ЖИЗНИ; МГНОВЕНИЕ
НЕПРЕХОДЯЩЕ, ЕСЛИ ОНО ВЕЧНО ВОЗВРАЩАЕТСЯ; МАЛЕЙШИЙ МИГ ЯВЛЯЕТСЯ ВЕЧНЫМ
ПАМЯТНИКОМ БЕСКОНЕЧНОЙ ЦЕННОСТИ И КАЖДЫЙ ИЗ НИХ БОЖЕСТВЕНЕН.

ПУСТЬ ВСЕ БЕСПРЕРЫВНО ВОЗВРАЩАЕТСЯ - ЭТО ЕСТЬ ВЫСШАЯ СТЕПЕНЬ СБЛИЖЕНИЯ
МЕЖДУ БУДУЩИМ И СУЩЕСТВУЮЩИМ МИРОМ; В ЭТОМ ВЕЧНОМ ВОЗВРАТЕ - И ЗАКЛЮЧАЕТСЯ
ВЫСШАЯ ТОЧКА МЫШЛЕНИЯ.

Фридрих Ницше
ВВЕДЕНИЕ

БОЛЬШЕ - ПОЛЕ БИТВЫ, ЧЕМ ЧЕЛОВЕК

Ни для кого не секрет, что первым осмысленным способом общения было сочетание звуков. В дальнейшем, вместе с развитием интеллекта человека, совершенствовалась и его речь, которая представляла собой уже некую
«музыку» звуков - сформированных в слова. Это сделало возможным появление поэтов, которые придали этой музыке различные формы - от катастрофически ужасных до изысканно красивых. Кроме того, познав себя и свой язык, человек научился вкладывать в обычные высказывания некий подтекст, эдакий
«телепатический сигнал», например известные всем «центурии Нострадамуса»
(не содержащие прямых предсказаний, впрочем, абсолютно соответствующих реальным событиям) написаны именно в этом стиле. Да что центурии - сама
БИБЛИЯ написана так, что только одаренный, глубоко духовный читатель сможет увидеть в ней не только учебник нравственности и сборник смыслов жизни, а также - магические предсказания и предостережения адресованные потомкам.
Таковыми являются на мой взгляд и бессмертные творения Фридриха Ницше, человека - стиль которого еще до сих пор до конца не разгадан.

Имеется масса практических аргументов, показывающих, что попытка достичь цели, которую ставил Ницше (отмечу - в дословном прочтении или буквальном понимании), на самом деле приведет к совершенно противоположным результатам… Поэтому, в обществе зачастую существует только один характер ответов на вопрос о гуманности учения Ницше - негативный. Абсолютизация исследования неординарности Ницше, то есть попытка внеличностного подхода, привела к парадоксальным выводам. Впрочем, любая абсолютизация приводит к крайностям и в познании и, что всего печальнее, в социально нравственной практике. Поэтому при попытке объективно определить словосочетание
«философия Ницше» практически все профессиональные философы пожимают плечами или разводят руками. Он вообще не философ - в приемлемом для них смысле слова! И они правы, потому что творчество такого ранга и масштаба, как ницшевское – это война, ибо как еще можно определить столь яростную попытку переоценки всех, без исключения, моральных ценностей, созданных человечеством на протяжении всей истории существования. А по сему, само
"событие" Ницше, можно адекватно воспринять только в "подлиннике", не подвергая какому-либо обобщению и систематизации. И значит, такого рода попытки - надлежит оценивать со значительной долей условности (лучше со смехом), потому что серьезное отношение к сфабрикованным фальшивкам типа
"Воли к власти" приводит к возникновению новоиспеченных фюреров и реальным войнам.

Само по себе "явление" Ницше можно, на пример, охарактеризовать, так - некто, заглянув в недоступную многим глубину, узрел там нечто, настолько поразившее его, что итогом явилось появление нового органа восприятия вещей: «Я словно ранен стрелой познания, отравленной ядом кураре: видящий все...». Оглянувшись затем вокруг он не мог застать ни чего другого, кроме сплошных несоответствий виденному. Диссонанс оказался настолько душераздирающий, что провидец не в силах был больше молчать и заговорил, но не в стиле гипнотических предсказаний, а в форме не выносимой какофонии всех разом включенных аварийных сигналов, переводящей огромную, ни с чем не сравнимую силу мысли из чисто умозрительной сферы в область политики.

«Что же, собственно, случилось со мной тогда? Я не понимал себя, но инстинкт действовал как повеление». Интервал прошлого, длинною в двадцать пять веков, сплющился до вчерашнего дня, но перед открытой кровоточащей раной оставленной «отравленной стрелой» бессмысленной выглядела любая давность сроков и в свете лозунга: «Вся история как лично пережитая – результат личных страданий!» - несравненный артист языка объявил войну лжи тысячелетий, находя слова, «разрывающие сердце Богу», и - коварнейший парадокс! - почти ни когда не использовавший слов, смогших бы раз и навсегда пресечь лавину будущих кривотолков в связи с собственным добрым именем и глубочайшими интенциями своего учения. «У меня нет времени для себя – вперед», то есть тактика безрезервных боев - битва в расчете на катастрофу, ибо только такой расчет и давал единственный шанс на победу в схватке с ложью тысячелетий. Ситуация – менее всего рассчитанная на адекватное восприятие и понимание, более всего на кривотолки и удобнейшую подозрительность. Вот в чем единственная вина Ницше – у него не было времени.

Так что же собственно случилось тогда? Ответ был дан в Турине 6 января
1889 г., в письме Ницше к Я. Буркхардту, написанному на четвертый день официально признанного сумасшествия: «Дорогой господин профессор, в конце концов меня в гораздо большей степени устраивало быть славным базельским профессором, нежели богом; но я не осмелился зайти в своем личном эгоизме так далеко, чтобы ради него поступиться сотворением мира». Вот она – конечная цель: новый мир – мир Сверхчеловека. Та цель, ради которой стоит погибнуть в неравной войне. Войне (хочу особо подчеркнуть это) внутри себя, где читателю отводится роль судьи – судьи разумного, а не праздного и поверхностного, как это получилось на самом деле.

Война, в которой несостоявшийся профессор состоялся профессиональным воином, где "милитаризация" самой философии была не идеологическим отражением хищнических интересов, а почти инстинктивной реакцией на идеологизацию политики как таковой. Война, как неизбежность, которую вызвало апокалиптическое виденье истории ближайших двух столетий - как восхождения нигилизма, крушения всех ценностей, экологических катастроф, одичание психики, растворения политики в духовности, кошмарных войн планетарного масштаба, ведущихся во имя фундаментальных философских учений, вынуждающее бить в набат. Война, в которой были неизбежны катасрофические последствия: «Ибо когда истина вступит в борьбу с ложью тысячелетий, у нас будут сотрясения, судороги землетрясения, перемещения гор и долин о каких никогда еще не грезили… все формы власти старого общества взлетят на воздух». Война которая, по своей сути, велась лишь с самим собой, ибо: «кто нападает на свое время - тот может нападать лишь на себя», что в целом объясняет невероятность феномена Ницше, который первым из тех, кто так или иначе был одержим проблемой: «стань тем, кто ты есть», довел ее до немыслимо радикальных глубин и последствий. Эксперимент - по разрушению традиционных ценностей, непременным условием которого был фактор самоидентификации, обернулся сплошным саморазрушением, вплоть до буквально
- сумасшествия, которое и стало ужасающим критерием истины этого разума.
Эксперимент по изобретению лекарства от глупости, последствия которого были в тысячу раз страшнее расщепления атомного ядра. Эксперимент – катастофически сорвавшийся, но, что гораздо важнее, все-таки случившийся.

В свете выше сказанного - является бесспорным заявление о том, что понять величайшее искусство Ницше невозможно без последовательных жизнеописаний самого творца. Эта многогранная и противоречивая философия - тесно связана с его психологией, со всей его жизнью, и может быть разумно истолкована лишь в неразрывной связи с "патологией его болезненного гения".
Воистину! - сама жизнь Ницше и есть воплощение его философии во всей ее суровой величественности и трагичности. Не почувствовав страдания и боль, которые сопровождали мыслителя всю его жизнь, невозможно постичь глубину его мысли. А не познав всей сути и ограничившись лишь беглым прочтением его произведений, весьма легко неправильно оценить то воздействие, которое, к сожалению, оказало учение Ницше на кровавый ХХ век.

Читайте Ницше! Но помните о юношеском признании автора о какой-то книге, а в сущности, о всех своих книгах, дающее шифр к разгадке стиля художника: «По сути дела, это музыка, случайно записанная не нотами, а словами»; и еще одно личное признание: «Многие слова пропитались у меня иными солями и имеют для моего языка другой вкус, чем для моих читателей».
Читайте Ницше! Возможно именно к нам обращался он говоря в конце XIX века:
"Только после завтра принадлежит мне. Иные люди родятся posthum". Читайте
Ницше! Вооружившись аксиомой обязательной для всех читателей Ницше:
«Наиболее вразумительным в его языке является не само слово, а тон, сила, модуляция, темп, с которыми проговаривается ряд слов, - короче, музыка за словами, страсть за этой музыкой, личность за этой страстью: стало быть, все то, что не может быть написано». Но бросьте книгу, если вы не доросли до упомянутых Ницше «забытых добродетелях правильного чтения», чтобы не прослыть дураками, которым Заратустра дал определение: «читающие бездельники», ведь "подлинник" Ницше уже доступен каждому.

Мошеннический образ, долгое время служивший прообразом "сильных" ничтожеств, безвозвратно сдается в архив авантюр века. Остается иной образ, но – осторожно! – отнюдь не безопасный, отнюдь не легко перевариваемый, все еще взрывоопасный («Я не человек, я – динамит!»), но – иной. «Философ неприятных истин» – так он назвал себя еще до того, как истины эти были им же названы «ужасными».

«УСЛОВИЯ, ПРИ КОТОРЫХ МЕНЯ МОЖНО ПОНИМАТЬ, - А ТОГДА УЖ ПОНИМАТЬ С
НЕИЗБЕЖНОСТЬЮ, - МНЕ ОНИ ИЗВЕСТНЫ ДОСКОНАЛЬНО, ДОПОДЛИННО. НЕОБХОДИМО В
ДЕЛАХ ДУХА ЧЕСТНОСТЬ И НЕПОДКУПНОСТЬ, И НЕОБХОДИМО ЗАКАЛИТЬСЯ В НИХ, -
ИНАЧЕ НЕ ВЫДЕРЖИШЬ СУРОВЫЙ НАКАЛ МОЕЙ СТРАСТИ. НУЖНО СВЫКНУТЬСЯ С ЖИЗНЬЮ НА
ВЕРШИНАХ ГОР, - ЧТОБЫ ГЛУБОКО ПОД ТОБОЙ РАЗНОСИЛАСЬ ЖАЛКАЯ БОЛТОВНЯ О
ПОЛИТИКЕ, ОБ ЭГОИЗМЕ НАРОДОВ. НУЖНО СДЕЛАТЬСЯ РАВНОДУШНЫМ И НЕ ЗАДАВАТЬСЯ
ВОПРОСОМ О ТОМ, ЕСТЬ ЛИ ПОЛЬЗА ОТ ИСТИНЫ, НЕ ОКАЖЕТСЯ ЛИ ОНА РОКОВОЙ ДЛЯ
ТЕБЯ... НУЖНО, КАК-ТО СВОЙСТВЕННО СИЛЬНОМУ, ОТДАВАТЬ ПРЕДПОЧТЕНИЕ ВОПРОСАМ,
КОТОРЫЕ В НАШИ ДНИ НИКТО НЕ ОСМЕЛИВАЕТСЯ СТАВИТЬ; НЕОБХОДИМО МУЖЕСТВО,
ЧТОБЫ СТУПИТЬ В ОБЛАСТЬ ЗАПРЕТНОГО; НЕОБХОДИМА ПРЕДОПРЕДЕЛЕННОСТЬ - К ТОМУ,
ЧТОБЫ СУЩЕСТВОВАТЬ В ЛАБИРИНТЕ. И СЕМИКРАТНЫЙ ОПЫТ ОДИНОЧЕСТВА. И НОВЫЕ УШИ
ДЛЯ НОВОЙ МУЗЫКИ. И НОВЫЕ ГЛАЗА - СПОСОБНЫЕ РАЗГЛЯДЕТЬ НАИОТДАЛЕННЕЙШЕЕ.
НОВАЯ СОВЕСТЬ, ЧТОБЫ РАССЛЫШАТЬ ИСТИНЫ, ПРЕЖДЕ МОЛЧАВШИЕ. И ГОТОВНОСТЬ
ВЕСТИ СВОЕ ДЕЛО В МОНУМЕНТАЛЬНОМ СТИЛЕ - ДЕРЖАТЬ В УЗДЕ ЭНЕРГИЮ
ВДОХНОВЕНИЯ... ПОЧИТАТЬ СЕБЯ САМОГО; ЛЮБИТЬ СЕБЯ САМОГО; БЫТЬ БЕЗУСЛОВНО
СВОБОДНЫМ В ОТНОШЕНИИ СЕБЯ САМОГО»

Ф. Ницше
ЛИЧНОСТЬ ФРИДРИХА НИЦШЕ

КАК СТАНОВЯТСЯ СОБОЙ

Я хочу научить вас устремляться вслед за мной в далекое будущее…

Ф. Ницше

Время, в которое жил Фридрих Ницше, было очень сложным: Германия переживала болезненный процесс объединения, проводимый жесткой рукой
Бисмарка, ломались столетиями накопленные стереотипы и нормы которые были так привычны, приятны и ценны немцам. Интеллигенция, прекрасно образованная, воспитанная цветом европейской культуры из великих поэтов, философов и музыкантов, больше всего желала плодотворного развития идей и традиций самой передовой в то время в Европе, немецкой культуры и лишь очень немногие видели необходимость радикальных перемен. Одним из них был
Фридрих Ницше.

Он родился 15 октября 1844г. в Реккене, Саксония. Отец и дед его были пасторами. Фридрих был серьезным уравновешенным мальчиком. Несмотря на молодые годы, совесть его была чрезвычайно требовательной. Он гордился своим происхождением и твердо веруя в благородство своего рода, едва ли не инстинктивно впитал в себя эту атмосферу правдивости и честности; страдая от малейшего выговора, не раз, тут же, хотел заняться само исправлением.
Мальчик уже тогда знал: «Когда умеешь владеть собой, то начинаешь владеть всем миром». Им владел титанический инстинкт творчества: с раннего детства у него было непреодолимое влечение к музыке и письменной речи: «видимой мысли». Уже тогда он предчувствуя свою особою судьбу избранника, обрел поразительный дар - жить в возвышенном.

В 1858 г. Ницше поступает в знаменитую школу Пфорта, где впервые пробует писать, а в последствие, совместно с друзьями, основывает музыкально-литературный союз "Германия". Учеба в школе, а затем в Домской гимназии давалась Фридриху легко, но больше учебных предметов мальчика волновали поэзия и особенно музыка. Его кумирами стали: Моцарт, Гайдн,
Шуберт, Бетховен и Бах. В современной же музыке Берлиоза или Листа он не находил ничего, способного взволновать человека. Его талант - уже не возможно удержать! Стихотворение "Без родины" является поразительным предчувствием 14-летнего Фридриха своей будущей жизни, а в сочинении "О музыке" он напишет: «Всех людей, презирающих ее (музыку), необходимо рассматривать, как бездарных, животно-подобных созданий... »

Сложившееся в те годы мировоззрение Ницше нашло отражение в написанном им в октябре 1861 г. сочинении о поэте Гёльдерлине, тогда не признанном и почти неизвестном. Его творчество, воспевавшее слияние человека и природы в духе античности и ярко отразившее разлад общества и личности, привлекло юношу тем, что Гельдерлин сумел выразить настроения, присущие Ницше уже тогда.

В апреле 1862 г. Ницше создает два философско-поэтических эссе. В этих небольших произведениях, скорее, набросках уже видны зародыши тех проблем, вокруг которых до самого конца жизни Ницше будет обречена вращаться его беспокойная мысль; здесь содержатся, чуть ли не все основные идеи его будущих произведений: в первом - "Рок и история", он напишет: «…В свободе воли заключен для индивида принцип обособления, отделения от целого, абсолютная неограниченность, но рок вновь органически связывает человека с общим развитием... Абсолютная свобода воли без рока сделала бы человека
Богом, фаталистический принцип – механизмом». Во втором эссе "Свобода воли и рок" нужно отметить появление резких выпадов Ницше против христианской идеи потустороннего мира: «То, что Бог становится человеком, указывает лишь: человек должен искать свое блаженство не в бесконечности, а создать свое небо на земле; иллюзия неземного мира исказила отношение человеческого духа к миру земному: она была созданием детства народов... В тяжких сомнениях и битвах мужает человечество: оно осознает в самом себе начало, сердцевину и конец религий».

Развитие эти мысли получат, конечно, гораздо позднее, но критика церковных догматов, переоценка всех сложившихся за тысячи лет человеческих ценностей, признание ограниченности и относительности всякой морали, мысль о философе и историке как о пророке, ниспровергающем ради будущего прошлое, проблема места и свободы личности в обществе и истории, пронесенное обществом через века отрицание личностной исключительности человека, страстная мечта о новой исторической эпохе, когда наконец-то род людской возмужает и осознает свои задачи, - все это можно уловить в его первых философских опытах. Вновь и вновь на протяжении всей жизни он будет возвращаться к этим темам, с каждым разом все более страстно и открыто.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.