рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Явление Ницше

p> Антикварная - охраняет и почитает все прошлое, ибо оно освящено традициями. Она по своей природе консервативна и отвергает все, что не преклоняется перед прошлым, отметает все новое и устремленное в будущее.
Когда современность перестает одухотворять историю, антикварный род вырождается в слепую страсть к собиранию все большего и большего числа фактов, погребающих под собой настоящее.

Критическая, которую Ницше ставит выше других - привлекает прошлое на суд и выносит ему приговор от имени самой жизни как темной и влекущей за собой силы. Но он сразу предупреждал, что критическая история очень опасна, поскольку мы продукт прежних поколений, их страстей, ошибок и даже преступлений. И оторваться от всего этого невозможно.

Все виды истории имеют свое несомненное право на существование. В зависимости от обстоятельств, целей и потребностей всякий человек нуждаются в известном знакомстве с каждым из этих видов. Важно лишь то, чтобы история не заменяла собою жизнь, чтобы прошлое не затмевало настоящего и будущего.
Поэтому слабых людей история подавляет, вынести ее могут только сильные личности. В этом Ницше видел как пользу, так и вред истории для жизни.

"Шопенгауэр как воспитатель"(1874) и "Рихард Вагнер в Байрейте"(1875-
76) содержат указания к высшему пониманию культуры и восстановлению самого понятия "культура". В них выставлены образы суровейшего эгоизма и самодисциплины, наполненные суверенным презрением ко всему, что называется
"Империя"; два несвоевременных типа, которых, в прочем к тому времени, сам автор уже превзошел.

Из этих четырех покушений первое имело исключительный "успех", оно вызвало столько шума и брани о которых сам автор не смел и мечтать.
Сомнение Ницше, родится ли из победы Германии и ее политического объединения блестящая культура (так же как произошло это с древними греками после окончания персидских войн во времена Перикла) - звучало раздражающим диссонансом на фоне бравурного грохота литавр, возвещавших эру культурного расцвета и уязвляло самолюбие победоносной нации. В статье "Господин
Фридрих Ницше и немецкая культура" лейпцигская газета объявила его «врагом
Империи и агентом Интернационала». Поистине, трудно представить что-либо более комичное, нежели последнее обвинение, но после публикации этих
"покушений" в Германии стали замалчивать Ницше, который в "Несвоевременных" публично разрушил иллюзию восприятия себя как рядового профессора филологии.

В 1875-76 гг. Ницше переживает глубочайшее потрясение в связи с известиями: о смерти профессора Ричля и решением Ромундта стать католическим священником.

Наступил короткий период позитивистского перерождения Ницше, мечтавшего променять свой филологический ангажемент на естественнонаучное ученичество. Прилежание ремесленника стало выше природной одаренности, наука - выше искусства, целью культуры стало уже не сотворение художественного гения, а познание истины. Этот первый период перерождения был ознаменован весьма болезненной сменой идолов: вместо Шопенгауера -
Вольтер, испытанный пятновыводитель по части всяческой романтики, героики и морального прекраснодушия. Период этот совпал со столь резким ухудшением здоровья, что Ницше в октябре 1876 г. получил годичный отпуск для лечения и отдыха, во время которого, уехав в Сорренто, работал над новой книгой, составленной в форме афоризмов, ставшей обычной для его последующих сочинений.

Основная трактовка афористической манеры письма Ницше: «мысли изложенные в виде коротких литературных фрагментов; единственная возможная форма творчества в подобном состоянии - состоянии невообразимых физических страданий». Чушь! - По себе других не судят! Афоризм Ницше рождался не из ущерба, а из избытка. Это преодоление "человека" запечатленное в преодолении языка и воплощенное в этот жанр, как в единственно соизмеримую ему форму выражения. Это отнюдь не логика, а скорее палеонтология мысли, поверх логических норм и запретов. Афоризм Ницше - зигзаг оригинального образа мышления, чуждого традиционной систематики, свободного и музыкального. Ницше не фиксирует строго очерченную мысль, а скорее, нюансирует все, что приходит на ум, предлагает не жесткую формулу, а широкое поле для палеонтологии с осторожным обдумыванием всего предполагаемого. По словам принстонского профессора В. Кауфмана: «В одном и том же разделе Ницше нередко занят этикой, эстетикой, философией истории, теорией ценностей, психологией и, быть может, еще полудюжиной других областей, Поэтому усилия издателей Ницше систематизировать его записи должны были потерпеть неудачу». Что это, как ни сама жизнь Ницше?

В мае 1878 г. выход в свет книги "Человеческое, слишком человеческое"
- книги «для свободных умов». Произведение с вызывающим посвящением "Памяти
Вольтера", в которой Ницше публично и без особых церемоний порвал с прошлым и его ценностями: эллинством, христианством, метафизикой и вагнерианством - произвела впечатление взорвавшейся бомбы и послужила причиной, теперь уже, официального разрыва каких-либо отношений с Р. Вагнером.

"Человеческое, слишком человеческое" - памятник суровой самодисциплине, с помощью которой Ницше положил конец «всему привнесенному в меня мошенничеству высшего порядка, идеализму, Богу». Это признание заблуждения «своего инстинкта» обернувшееся катастрофой осознания иллюзорности огромного вагнеровского солнца, освещавшего и согревавшего юношеские порывы Ницше. Это к тому же, несмотря на боль и отчаянье, осознанное уничтожение огромной любви (кроме которой по существу не было уже никакой другой), которое открывало перспективу абсолютного одиночества в уже назревшем походе на мораль и все ценности истории человечества. Уход от Вагнера - это по существу, лишь повод для разрыва с самим собой, то есть в первую очередь с базельской профессурой.

«Когда я пошел дальше один, я дрожал; вскоре за тем я был болен, больше чем болен, я изнемог - изнемог от неудержимого разочарования во всем, что остается для вдохновения нам, современным людям, в растраченной всюду силе, работе, надежде, юности, любви, изнемог от отвращения ко всему идеалистическому лганью и изнеженности совести, которая вновь одержала здесь верх над одним из храбрейших; изнемог наконец, и не в последнюю очередь, от гложущей тоски беспощадного подозрения - что я осужден отныне на более глубокое недоверие, более глубокое подозрение, более глубокое одиночество, чем когда-либо прежде. Ибо у меня не было никого, кроме
Рихарда Вагнера...»

Основная версия случившегося усматривает причину перелома мировоззрения Ницше - в тлетворном влиянии на него "злого демона" - философа и психолога Пауля Рэ, с которым Ницше тесно общался, живя в
Сорренто. Возможно, эта дружба и сыграла некую роль, но лишь катализатора уже предпочтенной тональности мышления Ницше, охладевшего к вагнерианству и метафизике немецкого идеализма. Кроме того, подаренная Ницше книга Рэ
"Происхождение моральных чувств", вышедшая годом раньше "Человеческого, слишком человеческого", содержит дарственную надпись автора: "Отцу этой книги с благодарностью от ее матери", которая при скидке на все развлекательные обертоны смысла, вносит бесспорную ясность в вопрос о влиянии.

В 1879 г. Кризис болезни: почти каждодневные приступы, сопровождающиеся непрерывной рвотой, значительное ухудшение зрения - вплоть до невозможности самому читать и писать. Летом этого же года, из-за невозможности преподавать - по состоянию здоровья, Ницше подает прошение об отставке и, получив ежегодную пенсию в 3000 франков, покидает Базель. С этого момента великий мыслитель, который еще осуществит великий поход на мораль и прежние представления о добре, зле, любви, религии - начинает, в сущности, скитальческий образ жизни. Этому периоду принадлежит "Странник и его тень".

В 1880 г. Ницше с П. Гастом выезжает в Венецию. Гаст много читает для
Ницше, а так же переписывает и правит рукописи, к тому времени, уже полуслепого творца. В сущности Гаст начиная с "Человеческого, слишком человеческого" выполнял роль писателя, а Ницше - автора. Так же появилась и
"Утренняя заря", в которой уже сформулировано одно из краеугольных понятий ницшеанской этики - "нравственность нравов".

Проанализировав связь падения нравственности с ростом свободы человека, Ницше предположил: «свободный человек хочет во всем зависеть от самого себя, а не от какой-либо традиции». Последнюю он считал: «высшим авторитетом, которому повинуются не оттого, что он велит нам полезное, а оттого, что он вообще велит». Вот - еще пока не высказанное, но уже прочерченное отношение к морали, как к чему-то относительному, так как поступок, нарушающий сложившуюся традицию, всегда выглядит безнравственным, даже если в его основе лежат мотивы - положившие начало той самой традиции.
Немногим позже, в Мариенбаде, Ницше скажет: «Наверно со времен Гете здесь не было еще такого напряжения мысли, и даже Гете не приходилось обдумывать столь принципиальные вещи - я далеко превзошел самого себя».

"Утренняя заря" – книга мыслей «о морали как предрассудке». С этой книги Ницше начинает свой великий поход против общепринятой морали самоотречения. Однако несмотря на первый открытый призыв расстаться со всем тем, что до сих пор почиталось и даже боготворилось, "Утренняя заря" не содержит ни одного отрицательного слова, ни одного нападения, ни капли злости. Сам Ницше так определит ее: "Эта утверждающая книга изливает свой свет, свою любовь, свою нежность на сплошь "дурные" вещи, она возвращает им
"душу", чистую совесть и преимущественное право на существование. На мораль не нападают, ее просто не принимают в расчет…". Основная задача этого произведения: подготовить человечеству момент высшего самосознания, который помог бы в грядущей переоценке освободиться от старых ценностей и принять все новое, что до сих пор запрещали, презирали и проклинали в морали. Иначе говоря, попытка указать верный путь: «Есть так много утренних зорь, которые еще не светили».
В 1881 г. происходит самое главное событие в жизни Ницше, в долине Верхнего
Энгадина на него снизошли два "видения": идея «вечного возвращения» и образ
Заратустры. Здесь происходит перелом, который ярко продемонстрирован в следующей книге.
Зимой 1881-82 гг. появится "Веселая наука". Задуманное как продолжение к предыдущей книге , это произведение - с весельем, песнями и плясками, переходит от радикализации восприятия мировозрительного горизонта
"Человеческого, слишком человеческого" до катастрофизма книг последнего периода. Здесь - ревизии подвергается и сам Вольтер, взятый в союзники против испорченной вагнерианством "грандиозной греческой проблемы". Урок
Вольтера был усвоен, а афористическая техника ученика не то чтобы не уступает, но и явно превосходит образец, поэтому этот сорт ментальности, так же, будет отброшен как выжатый лимон, а полученный эффект самоочищения и самоопределения позволит сказать: «Теперь я, с большой долей вероятности
, самый независимый человек в Европе».
С этого момента началось новое измерение мысли Ницше, невиданное никогда прежде отношение к двум с половиной тысячелетиям европейской истории, культуре и морали как к личной своей проблеме: «Я вобрал в себя дух Европы
- теперь я хочу нанести контрудар». Столь интимное переживание истории не могло обернуться ни чем иным, как "ясновидением" и открытой раной оставленной "отравленной стрелой познания", а сам Ницше - "полем битвы".
Здесь он проникнет за «6000 футов по ту сторону человека и времени» и определит задачи, которые и не мерещились Вольтеру.
В 1882 г. некоторое улучшение состояния. Ницше едет в Рим, где знакомится с Лу фон Саломэ, почитательницей своего таланта. Он будет настолько увлечен ею, что дважды предложит выйти за него замуж. «Лу - дочь русского генерала, и ей 20 лет; она проницательна, как орел, и отважна, как лев, и при всем том, однако, слишком девочка и дитя...». Причина столь страстного увлечения становится ясна после знакомства Элизабет Ницше с Лу, после которого сестра, охваченная ужасом из-за «совершенной аморальности подруги своего брата», увидела в ней "персонифицированную философию" Ницше.
Беспокойство матери и интриги сестры в скором времени сказываются на Ницше пугающе-серьезным образом: вплоть до мыслей о самоубийстве и разрыва с Лу, матерью и сестрой. Глубокие и искренние переживания сказываются и на состоянии здоровья: «...если мне не удастся открыть фокус алхимика, чтобы обратить и эту грязь в золото, то мне конец...».

В 1883-85 гг. Ницше создает своего рода библию "Так говорил
Заратустра". Это произведение станет вершиной лика поэта в Ницше, гений которого - творец иллюзий, предложит воображению людей иную любовь и ненависть, иное добро и зло, но не в угоду своему развоевавшемуся ЭГО, а во имя спасения человечества.


ТАК ГОВОРИЛ ЗАРАТУСТРА

«Я хочу учить людей смыслу их бытия: этот смысл есть сверхчеловек, молния из темной тучи, называемой человеком. смотрите, я - провозвестник молнии; а имя той молнии - сверхчеловек»
Так говорил Заратустра

«Книга для всех и ни для кого» - так звучит подзаголовок библии Ницше.
Таков круг его подлинных читателей и всего о нем. Эта священная, для
Ницше, книга - огромна по своему замыслу. Она не только вызывающе смелая и чрезвычайно захватывающая, но и без сомнения, обладает огромной лирической силой. Это произведение, если следовать генезису мысли Ницше, было задумано как новое евангелие, которое заставит забыть евангелие Христа.
Предыстория появления этого произведения начинается еще с 1875 г., когда
Ницше, исследовав все учения нравственности, указал на их иллюзорное основание. Кроме того усиленно занимаясь изучением трудов по естествознанию, он познакомился с гипотезой Дюринга., который высказал мысль, что Вселенную можно было бы представить, в любой момент времени, в виде определенной комбинации элементарных частиц. Тогда мировой процесс будет калейдоскопом этих различных комбинаций, число которых имеет предел.
А это означает, что после построения последней комбинации может вновь сложиться первая. Следовательно, мировой процесс - не что иное, как циклическое повторение однажды уже бывшего. Дюринг как позитивист отвергал такую гипотезу, считая количество комбинаций уходящим, по выражению Гегеля, в «дурную бесконечность». Однако эта идея глубоко поразила Ницше.
Переосмыслив предположение Дюринга, Ницше создает концепцию, что в основе бытия лежит некое определенное количество квантов силы, понимаемых не физически, а биологически. Кванты эти, подобно объективациям воли в философии Шопенгауэра, находятся в постоянной борьбе друг с другом, образуя при этом различные сочетания. А так как число квантов постоянно, то количество сочетаний конечно, и периодически должны складываться комбинации, уже существовавшие когда-то прежде: «Все становление имеет место только в рамках вечного круговращения и постоянного количества силы».
Таким образом, бытие в том виде, в каком оно существует, не имеет цели и смысла, оно неумолимо вновь и вновь повторяется, никогда не переходя в небытие - неизбежный вечный круговорот и вечное возвращение. Но, следовательно, повторяется и человек, а значит, никакой потусторонней небесной жизни в природе не существует и каждое мгновение вечно, поскольку неизбежно возвращается. Свое понимание мира Ницше определит так: «Это слепой механизм, непрерывно и бесцельно вертящееся колесо». Между тем, он захотел быть в этом мире пророком, учить о добродетелях и целях жизни, возвышать и обесценивать ценности, диктовать скрижали.
В начале 80-х, на Ницше снизошли два "видения": сначала идея о "Вечном возвращении", а потом и образ самого Заратустры. Эти "видения" Ницше проиллюстрирует в окончании «Веселой науки»:
Первое - в беседе с демоном (отрывок «Величайшая тяжесть»): «...что если бы днем или ночью подкрался к тебе в твое уединеннейшее одиночество некий демон и сказал тебе: «Эту жизнь, как ты ее теперь живешь и жил, должен будешь ты прожить еще раз и еще бесчисленное число раз; и ни чего в ней не будет нового, но каждая боль и каждое удовольствие, каждая мысль и каждый вздох, и все несказанно малое и великое в твоей жизни должно будет заново вернутся к тебе, и все в том же порядке и в той же последовательности, - также и этот паук и этот лунный свет между деревьями, также и это вот мгновение и я сам. Вечные песочные часы бытия переворачиваются все снова и снова – и ты вместе с ними, песчинка из песка!» …Овладей тобою эта мысль, она бы преобразила тебя и, возможно, стерла бы в порошок; вопрос сопровождавший все и вся: «Хочешь ли ты этого еще раз и еще бесчисленное число раз?» – величайшей тяжестью лег бы на твои поступки!..»
Второе – в стихотворении «Сильс - Мария»:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.