Факты составляют реальную основу выводов
и заключений финансового контроля, но без систематизации и обобщений,
логического осмысления контроль существовать не может, так как в нем не будет
общественной потребности. Факты становятся составной частью научных и
практических знаний лишь тогда, когда они выступают в систематизированном,
обобщенном виде, являясь основанием и подтверждением законов
действительности. Законы и факты в финансовом контроле получают определенную
интерпретацию и служат базой для управления экономикой при условии, когда они
обобщены в теории.
В основе функции финансового контроля
находится процесс изучения определенного объекта (предмета или явления) с
целью установления закономерностей его возникновения, развития и
преобразования в интересах рационального использования в практической
деятельности людей. Поэтому возникает необходимость развития финансового контроля,
как и системы научных знаний.
Наука - это динамическая система знаний,
раскрывающая новые явления в обществе и природе с целью применения их в
практической деятельности людей. Экономическая наука развивается вместе с
развитием производительных сил и производственных отношений в конкретных
общественно-экономических формациях. Развитие каждой науки основано на ее
собственных законах и исторических условиях, присущих данной формации. Вместе
с тем в каждой формации действуют общие экономические законы, влияющие на
развитие науки.
Исходя из этой концепции науки, финансовый
контроль представляет собой динамическую систему экономических знаний,
направленных на устранение негативных явлений в развитии производительных сил
и производственных отношений с целью их регулирования в расширенном
воспроизводстве.
Финансовый контроль, подобно любой
экономической науке, изучает проблемы расширенного воспроизводства
общественно необходимого продукта, поэтому не может ограничиваться лишь
качественными определениями экономических законов и категорий, он изучает и
их количественные соотношения. Развитие производительных сил и
производственных отношений в обществе обусловило появление новых
функциональных экономик: научная организация и экономика труда; эффективность
капитальных вложений и новой техники; ценообразование; финансы, денежное
обращение и кредитование; бухгалтерский учет, контроль и анализ хозяйственной
деятельности; математические методы и применение вычислительной техники в
экономических исследованиях, планировании и управлении экономикой и ее
отраслями. Финансовый контроль находится в тесной взаимосвязи с
планированием, управлением и анализом хозяйственной деятельности. Эта связь
проявляется в том, что эти функциональные экономические науки исследуют один
и тот же объект, но с различной целевой функцией.
Таким образом, финансовый контроль в
своем развитии интегрируется с другими функциональными экономическими
науками.
В процессе взаимодействия наук достижения
одних наук изучаются методом и средствами других. Потоки информации ряда наук
перерабатываются одной наукой. Например, информация о развитии экономики
обобщается статистикой, хотя эти информационные потоки образовались в
процессе взаимодействия и влияния на хозяйственные процессы планирования,
бухгалтерского учета, контроля и анализа хозяйственной деятельности, финансирования
и других экономических наук. Правдивость этой информации, ее объективность и
достоверность устанавливаются финансовым контролем.
Таким образом, финансовый контроль,
используя экономическую теорию, выполняет жизненно важную роль в обеспечении
практическими рекомендациями систем управления производством, распределением
и потреблением. Выявляя диспропорции и негативные явления в обществе, он
способствует их устранению и предупреждению повторения, рациональной
организации производственных отношений и оптимальному использованию
производительных сил.
Финансовый контроль выполняет конкретные
функции экономической науки: познавательную - выявляет факторы, отрицательно
влияющие на развитие производительных сил и производственных отношений, с
целью их регулирования; практическую - обеспечивает управление экономикой
конкретными методами в части рационального расходования материальных,
трудовых и финансовых ресурсов. Отсюда финансовый контроль как наука
интегрирует различные качества экономических наук и является непосредственной
производительной силой
В практической деятельности финансовый
контроль может быть классифицирован по следующим признакам:
контроль на уровне верховной власти, т.е.
по показателям, отражающим динамику производства и потребления в стране и
уровень благосостояния народа, уровень экономической безопасности
государства;
контроль на уровне центральной
исполнительной власти (по показателям, данным в предыдущем параграфе);
контроль на уровне отрасли - здесь
система показателей центральной исполнительной власти конкретизируется
применительно к отраслевым особенностям;
контроль на уровне региона предполагает
интеграцию показателей контроля верховной власти и отраслевых показателей;
контроль на уровне предприятия и
организации. Здесь контрольная работа государства должна ограничиваться
исполнением обязательств предприятия перед государством, а также за
эффективностью и целевым использованием средств, полученных предприятием из
государственного бюджета.
Особое место в системе финансового
контроля занимает государственный финансовый контроль. Он имеет более узкий
спектр действия и должен распространяться, по нашему мнению, во-первых, на
сферу формирования доходной части бюджета; во-вторых, на сферу расходования
средств государственного бюджета, т.е. необходимо обеспечивать контроль за
целевым и эффективным использованием средств государственного бюджета и
государственной собственности. В этой связи государственный финансовый
контроль распространяется на министерства и ведомства, отвечающие за формирование
доходной части государственного бюджета, и на министерства и ведомства,
использующие средства государственного бюджета, а также предприятия,
организации, банки, которым предоставлены бюджетные средства на безвозвратной
и возвратной основах, а также имеющие какие-либо финансовые льготы
(таможенные, налоговые, экспортно-импортные и др.).
Кроме того, государство должно следить и
за финансовой, кредитной и эмиссионной деятельностью государственного банка.
С учетом изложенного возникает вопрос о
высшем органе государственного финансового контроля. Его место, структура,
функции, права и ответственность определяются как сущностью контроля, так и
формой организации верховной власти в государстве (монархия, республика
(президентская или парламентская).
Говоря о сущности и месте
государственного финансового контроля, нельзя не отметить тот факт, что в
процессе его осуществления приходится опускаться до уровня предприятий,
организаций, банков, акционерных обществ и т.п., т.е. до уровня хозяйствующих
субъектов. И на этом уровне государственный финансовый контроль приобретает
черты финансово-хозяйственного контроля, т.е. он распространяется не только
на чисто финансовую деятельность, но в определенных случаях и на
хозяйственную с тем, чтобы определить правильность исчисления налогов,
эффективность производства и эффективность использования бюджетных средств.
Объектом финансового контроля в этой
связи является комплекс хозяйственных процессов и денежных отношений сферы
материального производства и непроизводственной сферы. В финансовом контроле
в таком его понимании на первый план выдвигаются два аспекта его
осуществления: во-первых, обеспечение сохранности денежных средств и
материальных ценностей, достоверности учетных и отчетных данных, соблюдение
государственной финансовой дисциплины; во-вторых, объективная оценка
деятельности предприятий, выявление резервов интенсификации производства и
повышение эффективности хозяйствования.
В литературе распространена точка зрения,
что, финансовый контроль представляет собой синтез практического опыта и
данных бухгалтерского учета финансов, анализа хозяйственной деятельности и
др. Сторонники этой концепции, по существу, ставят знак равенства между
контролем как функцией управления и спецификой деятельности отдельных
управленческих звеньев. Такой подход вызывает возражение, так как любая
функция управления выступает как общая категория для всех его звеньев
независимо от конкретной структуры управленческого аппарата. Поэтому одну и
ту же функцию (планирование, учет, анализ и контроль) могут выполнять
различные подразделения аппарата управления и, наоборот, одно подразделение
часто осуществляет несколько функций.
Вопрос о соотношении финансового контроля
и бухгалтерского учета заслуживает особого рассмотрения в связи с тем, что теория
бухгалтерского учета, в отличие от теории финансового контроля, имеет богатую
литературу и прочные традиции. Некоторые экономисты отрицают правомерность
отпочкования финансового контроля от бухгалтерского учета. При этом обычно
приводится такой аргумент, что у бухгалтерского учета и финансового контроля
общий предмет - состояние и использование средств предприятий, организаций и
учреждений в процессе расширенного воспроизводства. С подобной позицией, на
наш взгляд, согласиться нельзя, поскольку она уходит своими корнями в
необоснованную трактовку содержания и предмета двух взаимосвязанных, но
различных отраслей экономической науки, из которых каждая изучает
хозяйственные процессы и явления в своем аспекте.
Бухгалтерский учет служит основным
источником информационного обеспечения для выполнения разных функций
управления, в том числе и контроля. Одновременно в процессе учета
осуществляется контроль за рациональным использованием материальных, трудовых
к финансовых ресурсов, сохранностью собственности. Контрольные функции
выполняются бухгалтерским учетом через все элементы его метода: документацию
и инвентаризацию, оценку и калькуляцию, систему счетов и двойной записи,
балансовое обобщение и отчетность. Но при всей важности бухгалтерского
контроля - предварительного, текущего и последующего - теоретическое
обоснование и разработка всей совокупности вопросов методологии и организации
финансового контроля и ревизии остаются вне бухгалтерского учета.
С нашей точки зрения, нельзя
отождествлять понятие контрольной функции бухгалтерского учета с понятием
финансового контроля, также как нельзя ставить знак равенства между
внутренним свойством предмета или явления и его практическим использованием.
Если бы бухгалтерский учет не обладал объективно присущим ему свойством -
контрольной функцией, то государство не могло бы использовать учет в качестве
средства (орудия) контроля. Финансовый контроль выступает как результат
практического использования государством контрольных функций бухгалтерского
учета, финансов, кредита, хозрасчета и других категорий экономики.
Сама постановка бухгалтерского учета
должна стать объектом постоянного надзора со стороны органов, осуществляющих
финансовый контроль. В его сферу входит также изучение степени напряженности
и обоснованности плановых показателей и нормативов производственных затрат,
выявление внутрихозяйственных резервов.
Бесспорно, финансовый контроль имеет
общие во многом цели и задачи с бухгалтерским учетом, поскольку у них единый
объект - финансово-хозяйственная деятельность предприятий и объединений.
Отличие состоит в целевой направленности каждой из этих отраслей
экономических знаний. Главное направление финансового контроля и ревизии -
изучение хозяйственных процессов и операций с позиций законности,
достоверности, хозяйственной целесообразности, обеспечения сохранности собственности,
эффективности использования финансовых средств.
Как система специальных знаний,
финансовый контроль в отраслях народного хозяйства (равно как и анализ
хозяйственной деятельности) возник в недрах бухгалтерского учета. Однако,
вобрав в себя и синтезировав его достижения в области контроля экономической
деятельности предприятий, объединений и отраслей, финансовый контроль
выступает как отдельная отрасль знаний, имеющая свой предмет, метод и специфические
методические приемы, исследования. Достижение своих целей финансовый контроль
обеспечивает только ему присущими способами. Он пользуется учетной
информацией, приемами экономического анализа, отнюдь не ограничиваясь ими.
Например, в предварительном контроле, последующем фактическом контроле
нередко применяются специальные источники данных и методики, выходящие за
пределы учетной информации и инструментария бухгалтерского учета (специальные
приемы логического контроля, обратного счета, встречных проверок и др.).
Бухгалтерский учет основан на
непрерывной, сплошной и документальной регистрации всех хозяйственных
операций, связанных с движением товарно-материальных ценностей и денежных
средств. Финансовый контроль, в отличие от бухгалтерского учета, часто
основывается на данных несплошного (выборочного) наблюдения или однократного
действия (контрольные обмеры, экспертные оценки и т. д.). Субъектами контроля
являются не только бухгалтерия, но и другие функциональные службы предприятия
(объединения), а также специальный контрольно-ревизионный аппарат вышестоящих
звеньев управления и органов вневедомственного контроля.
Место финансового контроля в системе
экономических дисциплин характеризуется тем, что это функциональная
межотраслевая экономическая дисциплина. Возникновение ее является результатом
необходимости удовлетворения нужд практики в контроле как специализированной
функции управленческой деятельности.
Исходя из этого, можно говорить о
специфических его целях, задачах, функциях, предмете и принципах
осуществления.
Целью государственного финансового
контроля является обеспечение законности и эффективности использования
государственных бюджетных и внебюджетных финансовых средств и государственной
собственности.
В соответствии с этим основными его задачами
являются:
организация и осуществление контроля за
своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и
бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому
назначению; определение эффективности и целесообразности расходования
государственных средств и использования федеральной собственности;
оценка обоснованности доходных и
расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных
фондов;
финансовая экспертиза проектов
федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов
государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет
средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение
федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
анализ выявленных отклонений от
установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных
внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение,
а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
контроль за законностью и
своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных
внебюджетных фондов в Банке России, уполномоченных банках и иных
финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|