рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Развитие финансового контроля и его эффективность в РФ

обеспечение поступления в доходную часть государственного бюджета налоговых, таможенных и прочих платежей, обеспечивающих формирование доходной части государственного бюджета;

оценка эффективности деятельности министерств и ведомств по использованию средств государственного бюджета и внебюджетных средств;

контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности;

улучшение бюджетной и налоговой дисциплины;

выявление резервов роста доходной базы бюджетов различных уровней и снижения расходной части бюджета;

контроль за реализацией механизма межбюджетных отношений;

проверка обращения средств бюджета и внебюджетных средств в банках и других кредитных учреждениях;

контроль за формированием и распределением целевых бюджетных фондов финансовой поддержки регионов;

пресечение незаконных решений по предоставлению налоговых и таможенных льгот, государственных дотаций, субвенций и другой помощи отдельным категориям плательщиков или регионам;

выявление финансовых злоупотреблений в сфере бюджетных и межбюджетных отношений;

проведение профилактической информационной работы с целью повышения бюджетной дисциплины.

Хотя государственный финансовый контроль охватывает только общественный сектор экономики, он, как видно из перечня задач, распространяется и на частнопредпринимательскую деятельность, и на все формы собственности, главным образом, путем проверки правильности составления налоговых расчетов, выполнения предприятиями государственных заказов, финансируемых из бюджета: при предоставлении частным предпринимателям, предприятиям различных форм собственности субсидий, дотаций, кредитов, а также налоговых льгот. Следовательно, объектом финансового контроля выступает не только бюджетно-налоговая сфера и бюджетный процесс, но и весь процесс финансово-хозяйственной деятельности субъектов рыночных отношений. Этим и определяется огромная роль и значение финансового контроля как важнейшего элемента государственного контроля и управления.

Иными словами, объектом финансового контроля являются денежные отношения, возникающие между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой стороны, по поводу полной мобилизации бюджетных средств, перераспределения части национального дохода в территориальном, социальном и отраслевом разрезах и его эффективного использования с целью выполнения государством своих функций.

Система финансового контроля в целом состоит из следующих элементов:

1) субъект контроля (кто контролирует);

2) объект контроля (кого контролируют);

3) предмет контроля (что контролируют);

4) принципы контроля;

5) метод (методика) контроля;

6) техника и технология контроля;

7) принятие решения по результатам контроля;

8) оценка эффективности контроля.

Перечисленные элементы системы контроля составляют в совокупности механизм финансового контроля, который должен регламентироваться нормативными юридическими актами, которые в совокупности образуют финансовое (бюджетное) право.

Финансовое право определяет меру ответственности экономических субъектов за соблюдение (или несоблюдение) бюджетной дисциплины. Без административных, материально-финансовых мер воздействия на нарушителей бюджетно-налогового законодательства невозможно достичь высоких результатов в выполнении поставленных перед контролем задач.

Цель и задачи государственного финансового контроля определяют и его основные функции.

Эти функции можно классифицировать по двум признакам: во-первых, исходя из социального и общегосударственного значения; во-вторых, на базе содержательного значения функций контроля.

В первой части это касается социального управления, политического руководства, правового регулирования.

Эти функции финансового контроля как части общегосударственного контроля рассмотрены достаточно полно в предыдущей статье.

Активная, творчески организуемая роль финансового контроля проявляется в его собственных функциях. Как фактор, обеспечивающий нормальное действие социальной системы, эта контрольная деятельность использует правовые средства воздействия на общественные отношения через функции: выявление отклонения, анализ причин отклонения, коррекция деятельности объекта контроля, превенция и правоохрана.

Выявление отклонений включает в себя широкий спектр деятельности. Это - установление отклонений в исполнении законов в части использования средств государственного бюджета; отклонения в формировании доходной части и использовании расходной части бюджета; отклонения в сфере финансовой деятельности министерств, ведомств, предприятий и организаций.

Анализ причин отклонений. Эта функция предполагает исследование фактов, определивших то или иное отклонение, установление персоналий, ответственных за отклонение.

Функция коррекции заключается в разработке предложений по устранению выявленных отклонений в процессе формирования и исполнения бюджета, а также процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций.

Функция превенции. Важной предпосылкой развития и основой укрепления эффективности контрольной деятельности является профилактическая работа для предупреждения правонарушений. Цель профилактики - выявление причин и условий совершения правонарушений и их последующее устранение с целью недопущения новых противоправных действий, снижения их уровня в обществе.

При всем многообразии субъектов контрольной деятельности они все в определенной степени проводят профилактические мероприятия. Цели превенции достигаются: а) в процессе осуществления контрольной деятельности при выявлении правонарушений и виновных лиц; б) при реализации правовых актов, принятых по результатам контроля, в которых сформулированы рекомендации по устранению условий, способствующих правонарушениям; в) при проведении контрольными органами конкретных профилактических мер.

Особое место в системе мер профилактики занимают правовые акты контрольных органов. Сам факт вынесения обоснованного и законного постановления по делу имеет важное превентивное значение, причем не только для лица, признанного виновным, но и для всех лиц, прямо или косвенно вовлеченных в процесс контроля. Существует целый ряд специальных правовых актов профилактического характера, выносимых субъектами контроля.

Первостепенное значение в деятельности контрольных органов имеет конкретная профилактическая работа: обобщение результатов проверок, выявление и изучение причин тех или иных недостатков и нарушений, условий, которые их вызвали, разработка и проведение в жизнь превентивных мероприятий организационного и воспитательного характера, дача рекомендаций и обязательных указаний органам управления по принятию соответствующих мер.

Стало быть, профилактика является наиболее перспективным видом контрольной деятельности, основное назначение которой предупредить возможные правонарушения, определить меры по устранению условий, способствующих совершению правонарушений, а в случае обнаружения неправомерного поведения привести в действие соответствующие правоохранительные средства.

Функция правоохраны. Контрольная деятельность органов государства является в значительной мере правоохранительной, хотя и не сводится только к ней. Как средство обеспечения законности эта функция направлена на пресечение неправомерных действий должностных лиц и граждан, виновных в недостатках и нарушениях, и связана с привлечением к юридической ответственности, а также применением к этим субъектам мер государственного или общественного воздействия.

По действующему законодательству не все контрольные органы полномочны как самостоятельно привлекать к ответственности виновных лиц, так и ставить перед вышестоящими органами вопрос о привлечении нарушителей к административной ответственности, а перед судебно-следственными - о привлечении к уголовной ответственности.

Таким образом, можно сделать определенные выводы. Во-первых, государственный финансовый контроль, играя существенную роль в обеспечении функционирования государства, одновременно может квалифицироваться как функция: социального управления и правового регулирования. Во-вторых, как специфическая форма государственной деятельности контрольная деятельность обладает собственными функциями: фиксации отклонений, анализа, корректировки, социальной превенции, правоохраны.

Аудитор Счетной палаты

С. П. ОПЕНЫШЕВ

Начальник инспекции

В. А. ЖУКОВ

Международная деятельность

ДЕКЛАРАЦИЯ
ОБ ОСНОВАХ НЕЗАВИСИМОСТИ ВЫСШИХ ОРГАНОВ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ГОСУДАРСТВ – УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

Преамбула

III сессия Совета руководителей высших органов финансового контроля государств-участников Содружества Независимых Государств (ВОФК):

основываясь на Лимской декларации руководящих принципов финансового контроля, принятой в 1977 году на IX Конгрессе Международной организации высших органов финансового контроля – ИНТОСАИ,

учитывая заключения IV Конгресса ЕВРОСАИ о независимости высших органов финансового контроля,

ссылаясь на Киевскую декларацию об общих принципах деятельности высших органов финансового контроля государств – участников Содружества Независимых Государств,

подробно обсудив вопросы недопустимости любого вмешательства в закрепленные Конституциями и законами государств принципы независимости высших органов финансового контроля,

– подтверждает основные принципы независимости высших органов финансового контроля, изложенные в настоящей декларации;

– рекомендует основные принципы независимости ВОФК для применения их на национальных и межгосударственных уровнях с учетом экономических и политических особенностей каждого государства;

– просит глав государств – участников Содружества Независимых Государств довести основные принципы независимости высших органов финансового контроля до органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также широкой общественности и оказывать высшим органам финансового контроля всемерное содействие в обеспечении принципов независимости.

I. Основы независимости высших органов финансового контроля

1. Независимость высших органов финансового контроля гарантируется государством и закрепляется Конституцией и другими законами государства.

2. Подотчетность высших органов финансового контроля определяется Конституцией и иными законами государства.

3. Высшие органы финансового контроля должны обладать функциональной, организационной и финансовой независимостью, необходимой для эффективного выполнения возложенных на них задач.

4. Высшие органы финансового контроля должны иметь свободный доступ к информации и документации, касающейся управления государственными ресурсами, и обладать полномочиями запрашивать у проверяемой организации любую необходимую информацию.

5. Высшие органы финансового контроля осуществляют свою деятельность в соответствии с утвержденными ими программами и самостоятельно выбранными методами контроля.

6. Конкретная ответственность за невыполнение законных требований должностных лиц высшего органа финансового контроля предусматривается законодательством государства.

II. Финансовая независимость высших органов финансового контроля

7. Высшие органы финансового контроля должны обладать финансовой независимостью для исключения влияния на их деятельность со стороны органов исполнительной власти и располагать достаточными финансовыми ресурсами.

8. Финансирование деятельности высших органов финансового контроля осуществляется за счет средств, предусмотренных в государственном бюджете отдельной строкой, которые, кроме текущих затрат, включают затраты, обеспечивающие социальные гарантии сотрудников высших органов финансового контроля.

9. Проект сметы высшего органа финансового контроля разрабатывается и принимается этим органом и направляется в высший орган законодательной власти государства для утверждения в составе государственного бюджета.

III. Срок полномочий и гарантии независимости руководителей и членов высших органов финансового контроля

10. Срок полномочий руководителей и членов высших органов финансового контроля, профессиональные и социальные гарантии их независимости закрепляются законами государства.

11. Досрочное освобождение от занимаемой должности руководителей и членов высших органов финансового контроля возможно только в случаях, прямо предусмотренных законодательством государства.

IV. Квалификация и подбор кадров высших органов финансового контроля

12. Лица, назначаемые на должности, связанные с осуществлением контроля, должны иметь соответствующую квалификацию, опыт работы по специальности, необходимый для эффективного выполнения возложенных на них обязанностей, а также высокие моральные качества.

13. Для обеспечения подбора высококвалифицированных специалистов, условия труда и уровень их зарплаты должны соответствовать уровню требований необходимых для независимого и эффективного выполнения служебных обязанностей.

14. С целью повышения квалификации кадров для сотрудников высших органов финансового контроля должна функционировать непрерывная система профессиональной подготовки и механизм переподготовки, в соответствии современными требованиями.

V. Высшие органы финансового контроля, средства массовой информации и общественность

15. Высшие органы финансового контроля с целью объективного освещения их деятельности обеспечивают необходимый уровень сотрудничества со средствами массовой информации и общественностью.

16. Для обеспечения максимально возможной транспарентности деятельности высших органов финансового контроля, средствам массовой информации и широким слоям общественности должна предоставляться возможность непосредственного доступа к материалам, в порядке, предусмотренном законодательством государства.

17. Должностные лица высших органов финансового контроля несут ответственность за распространение информации, содержащей государственную тайну.

Председатель Счетной палаты Азербайджанской Республики
Н.Н. Насруллаев

Уполномоченный председателем Контрольной палаты
Национального Собрания Республики Армения
В.М. Маргарян

Председатель Контрольной палаты Республики Грузия
С.Т. Молашвили

Уполномоченный председателем Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан
А.Ж. Султангазин

Председатель Счетной палаты Кыргызской Республики
А.М. Кангельдиев

Председатель Счетной палаты Республики Молдова
В.М. Пентелей

Председатель Счетной палаты
Российской Федерации
С.В. Степашин

Председатель Комитета Государственного финансового Контроля Республики Таджикистан
М.С. Давлятов

Председатель Счетной палаты Республики Украина
В.К. Симоненко

г. Тбилиси,
21 июня 2002 года

5. Вывод

 

  Не смотря на то, что Российская Федерация и её финансово – контрольные органы контролируют все денежные направления – это не даёт право считать, что денежные средства идут по назначению. В нынешнее время деньги иду в разные стороны лишь 45% от общего числа денежных доходов идёт, или можно сказать поступает, в нужном направлении.

  Нынешняя ситуация в стране говорит, что денег не хватает и это при том, что Россия считается богатой страной. Россия считается богатой страной для отмывания денег в больших количествах, но это уже больше относится к криминалу…

   Для того чтобы лучше регулировать финансами т.е денежными средствами надо, чтобы всем всё хватало, но как говориться -  «Денег много не бывает», но это больше относится к морали нашего человечества.

 




 

             

           

            

               

         

                        

  

                  

 


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.