рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Анализ финансового состояния предприятия и разработка предложений по его улучшению

1.     Общая стоимость имущества организации, равная итогу баланса минус убытки (строка 399 – строка 390);

2.     Стоимость иммобилизованных (внеоборотных) активов или недвижимого имущества, равная итогу раздела I баланса (строка 190);

3.     Стоимость мобильных (оборотных) средств, равная итогу раздела II баланса (строка 290);

4.     Стоимость материальных оборотных средств (строка 210);

5.     Величина собственных средств организации, равная итогу раздела IV баланса (строка 490);

6.     Величина заемных средств, равная сумме итогов разделов V и VI баланса (строка 590 + строка 690);

7.     Величина собственных средств в обороте, равная разнице итогов разделов IV и I баланса. Если у организации есть убытки, то они также вычитаются из IV раздела (строка 490 – строка 190 – строка 390);

8.     Рабочий капитал, равный разнице между оборотными активами и текущими обязательствами (итог раздела II, строка 290 – итог раздела VI строка 690).

Анализируя сравнительный баланс, необходимо обратить внимание на изменение удельного веса величины собственного оборотного капитала в стоимости имущества, на соотношения темпов роста собственного и заемного капитала, а также на соотношение темпов роста дебиторской и кредиторской задолженности. При стабильной финансовой устойчивости у организации должна увеличиваться в динамике доля собственного оборотного капитала, темп роста собственного капитала должен быть выше темпа роста заемного капитала, а темпы роста дебиторской и кредиторской задолженности должны уравновешивать друг друга.

В общих чертах признаками «хорошего» баланса являются:

1.     Валюта баланса в конце отчетного периода увеличилась по сравнению с началом;

2.     Темпы прироста оборотных активов выше, чем темпы прироста внеоборотных активов;

3.     Собственный капитал организации превышает заемный и темпы его роста выше, чем темпы роста заемного капитала;

4.     Темпы прироста дебиторской и кредиторской задолженности примерно одинаковые.

Задача оценки ликвидности баланса возникает в связи с необходимостью давать оценку кредитоспособности организации, т.е. ее способности своевременно и полностью рассчитываться по всем своим обязательствам.

Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств организации ее активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств. От ликвидности следует отличать ликвидность активов, которая определяется как величина, обратная времени, необходимому для превращения их в денежные средства. Чем меньше время, которое потребуется, чтобы данный вид активов превратился в деньги, тем выше их ликвидность.

Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных по степени убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков.

В зависимости от степени ликвидности, т.е. скорости превращения в денежные средства, активы предприятия разделяются на следующие группы.

А1. Наиболее ликвидные активы – к ним относятся все статьи денежных средств предприятия и краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги). Данная группа рассчитывается следующим образом:


А1 = стр. 250 + стр. 260, (2)


А2. Быстро реализуемые активы – дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты.


А2 = стр. 240, (3)


А3. Медленно реализуемые активы – статьи раздела II актива баланса, включающие запасы, НДС, дебиторскую задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) и прочие оборотные активы.


А3 = стр. 210 +стр. 220 + стр. 230 + стр. 270, (4)


А4. Трудно реализуемые активы – статьи раздела I актива баланса – внеоборотные активы.


А4 = стр. 190, (5)


Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты.

П1. Наиболее срочные обязательства – к ним относятся кредиторская задолженность.


П1 = стр. 620, (6)


П2. Краткосрочные пассивы – это краткосрочные заемные средства и прочие краткосрочные пассивы.


П2 = стр. 610 + стр. 670, (7)


П3. Долгосрочные пассивы – это статьи баланса, относящиеся к V и VI разделам, т.е. долгосрочные кредиты и заемные средства, а также доходы будущих периодов, фонды потребления, резервы предстоящих расходов и платежей.


П3 = стр. 590 + стр. 630 + стр. 640 + стр. 650 +стр. 660, (8)


П4. Постоянные пассивы или устойчивые – это статьи IV раздела баланса «Капитал и резервы». Если у организации есть убытки, то они вычитаются.


П4 = стр. 490 (– стр. 390), (9)


Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги приведенных групп по активу и пассиву.

Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеют место следующие соотношения:


А1>П1; А2>П2; А3>П3; А4>П4, (10)


Если выполняются первые три неравенства в данной системе, то это влечет выполнение и четвертого неравенства, поэтому важно сопоставить итоги первых трех групп по активу и пассиву. Выполнение четвертого неравенства свидетельствует о соблюдении одного из оборотных средств.

В случае, когда одно или несколько неравенств системы имеют противоположный знак от зафиксированного в оптимальном варианте, ликвидность баланса в большей или меньшей степени отличается от абсолютной. При этом недостаток средств по одной группе активов компенсируется их избытком по другой группе в стоимостной оценке, в реальной же ситуации менее ликвидные активы не могут заместить более ликвидные.

Сопоставление ликвидных средств и обязательств позволяет вычислить следующие показатели:

Текущая ликвидность, которая свидетельствует о платежеспособности (+) или неплатежеспособности (–) организации на ближайший к рассматриваемому периоду промежуток времени:


ТЛ = (А1 + А2) – (П1 – П2), (11)


Перспективная ликвидность – это прогноз платежеспособности на основе сравнения будущих поступлений и платежей:


ПЛ = АЗ – ПЗ, (12)


Для анализа эффективности баланса составляется таблица. Сопоставляя итоги этих групп, определяют абсолютные величины платежных излишков или недостатков на начало и конец отчетного периода.

Анализ ликвидности баланса сводится к проверке того, покрываются ли обязательства в пассиве баланса активами, срок превращения которых в денежные средства равен сроку погашения обязательств.

Проводимый по изложенной схеме анализ ликвидности является приближенным. Более детальным является анализ платежеспособности при помощи финансовых коэффициентов.

С помощью данного показателя осуществляется оценка изменения финансовой ситуации в организации с точки зрения ликвидности. Данный показатель применяется также при выборе наиболее надежного партнера из множества потенциальных партнеров на основе отчетности.

Анализ ликвидности предприятия базируется на расчете следующих показателей:

·        маневренность функционирующего капитала. Характеризует ту часть собственных оборотных средств, которая находится в форме денежных средств, т.е. средств, имеющих абсолютную ликвидность. Для нормально функционирующего предприятия этот показатель обычно меняется в пределах от нуля до единицы. При прочих равных условиях рост показателя в динамике рассматривается как положительная тенденция. Приемлемое ориентировочное значение показателя устанавливается предприятием самостоятельно и зависит, например, от того, насколько высока ежедневная потребность предприятия в свободных денежных ресурсах.

·        коэффициент текущей ликвидности. Дает общую оценку ликвидности активов, показывая, сколько рублей текущих активов предприятия приходится на один рубль текущих обязательств. Логика исчисления данного показателя заключается в том, что предприятие погашает краткосрочные обязательства в основном за счет текущих активов; следовательно, если текущие активы превышают по величине текущие обязательства, предприятие может рассматриваться как успешно функционирующее (по крайней мере теоретически). Размер превышения и задается коэффициентом текущей ликвидности. Значение показателя может варьировать по отраслям и видам деятельности, а его разумный рост в динамике обычно рассматривается как благоприятная тенденция. В западной учетно-аналитической практике приводится критическое нижнее значение показателя – 2; однако это лишь ориентировочное значение, указывающее на порядок показателя, но не на его точное нормативное значение.

·        коэффициент быстрой ликвидности. По смысловому назначению показатель аналогичен коэффициенту текущей ликвидности; однако исчисляется по более узкому кругу текущих активов, когда из расчета исключена наименее ликвидная их часть – производственные запасы. Логика такого исключения состоит не только в значительно меньшей ликвидности запасов, но, что гораздо более важно, и в том, что денежные средства, которые можно выручить в случае вынужденной реализации производственных запасов, могут быть существенно ниже затрат по их приобретению. В частности, в условиях рыночной экономики типичной является ситуация, когда при ликвидации предприятия выручают 40% и менее от учетной стоимости запасов. В западной литературе приводится ориентировочное нижнее значение показателя – 1, однако эта оценка также носит условный характер. Кроме того, анализируя динамику этого коэффициента, необходимо обращать внимание и на факторы, обусловившие его изменение.

·        коэффициент абсолютной ликвидности (платежеспособности). Является наиболее жестким критерием ликвидности предприятия; показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно. Рекомендательная нижняя граница показателя, приводимая в западной литературе, – 0,2. В отечественной практике фактические средние значения рассмотренных коэффициентов ликвидности, как правило, значительно ниже значений, упоминаемых в западных литературных источниках. Поскольку разработка отраслевых нормативов этих коэффициентов – дело будущего, на практике желательно проводить анализ динамики данных показателей, дополняя его сравнительным анализом доступных данных по предприятиям, имеющим аналогичную ориентацию своей хозяйственной деятельности.

·        доля собственных оборотных средств в покрытии запасов. Характеризует ту часть стоимости запасов, которая покрывается собственными оборотными средствами. Традиционно имеет большое значение в анализе финансового состояния предприятий торговли; рекомендуемая нижняя граница показателя в этом случае – 50%.

·        коэффициент покрытия запасов. Рассчитывается соотнесением величины «нормальных» источников покрытия запасов и суммы запасов. Если значение этого показателя меньше единицы, то текущее финансовое состояние предприятия рассматривается как неустойчивое.

Расчет указанных коэффициентов ликвидности и платежеспособности проведен в таблицах Приложения В.

В рыночных условиях, когда хозяйственная деятельность предприятия и его развитие осуществляется за счёт самофинансирования, а при недостаточности собственных финансовых ресурсов – за счёт заёмных средств, важной аналитической характеристикой является финансовая устойчивость предприятия.


2.3 Основные направления повышения финансового состояния МУП ЖКХ «Динское»


Проведенное исследование в работе позволяет утверждать, что МУП ЖКХ «Динское» мало внимания уделяет финансовому планированию своей деятельности и использования имеющихся у него финансовых ресурсов.

До перехода к рыночным отношениям основой финансового планирования были производственные показатели техпромфинплана предприятия. В настоящее время основой финансового планирования фирмы служат показатели бизнес-плана. Эта новая форма внутрифирменного планирования производственной и коммерческой деятельности рекомендована предприятиям Федеральным управлением по делам несостоятельности (банкротства) распоряжением от 5 декабря 1994 г. №98. Бизнес-план содержит следующие расчеты и прогнозы:

1. Производственная программа предприятия, объем выпуска в натуральном выражении, цена продукции, объем продаж в денежном выражении.

2. Потребность в основных фондах по первоначальной стоимости: здания, сооружения производственного назначения; рабочие машины и оборудование; транспортные средства и пр.

3. Потребность в ресурсах на производственную программу (наименование ресурсов, стоимость, стоимость перевозки).

4. Потребность в персонале и заработной плате.

5. Смета расходов и калькуляция себестоимости.

6. Потребность в оборотном капитале (в том числе запасы, денежные средства).

7. Прогноз финансовых результатов.

8. Потребность в дополнительных инвестициях и формирование источников финансирования.

9. Модель дисконтированных денежных потоков.

10. Агрегированная форма прогнозного баланса.

11. Расчет коэффициентов текущей ликвидности и обеспеченности собственными средствами на основе агрегированного прогнозного баланса.

Содержание бизнес-плана сосредоточено на основных аспектах производственной и коммерческой деятельности фирмы и лишь частично затрагивает финансовый аспект при разработке потребности в оборотном капитале, прогнозировании финансовых результатов и формировании источников инвестиций. Поэтому внутрифирменное планирование нельзя ограничить только составлением бизнес-плана. Необходимо составление финансового плана (баланса доходов и расходов). При этом эти два плана должны быть взаимоувязаны.

Работа по составлению финансового плана проводится в несколько этапов.

Первый этап – анализ исполнения финансового плана за год, предшествующий планируемому (за текущий год).

Второй этап – рассмотрение проектируемых производственных показателей, на основе которых будет составляться финансовый план.

Третий этап – разработка проекта финансового плана на планируемый год.

В целях большей оперативности баланс доходов и расходов на предстоящий год целесообразно составлять в квартальном разрезе. В условиях инфляции наиболее приемлемой формой финансового планирования является составление баланса доходов и расходов предприятия на предстоящий квартал.

В процессе разработки проекта финансового плана целесообразно использовать следующие методы: экономического анализа и синтеза; экстраполяции; прямого счета, нормативный; многовариантности; балансовый метод.

Один из наиболее простых – метод, базирующийся на планируемом объеме реализации.

Планирование объема реализации – очень сложная процедура, при которой необходим учет множества факторов. При этом должен быть решен ряд вопросов:

– рост или снижение объема реализации нужно предприятию при сложившемся финансовом состоянии;

– реален ли рост объема реализации в случае, если он нужен предприятию;

– за счет каких факторов может быть достигнут рост объема реализации с учетом спроса на продукцию (работы, услуги) предприятия. Можно ли это делать за счет повышения цен, либо цены повышать нельзя, но увеличение натурального объема продукции не приведет к затруднениям в ее сбыте;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.