рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Анализ финансовых результатов и совершенствование деятельности предприятия (на примере ОАО "Нефтекамскшина")

Исследования Н.В.Липчиу и Ю.С.Шевченко показали, что для определения конечного финансового результата деятельности организаций важной является группировка доходов и расходов, которая представлена в международных стандартах финансовой отчетности (МСФО). В МСФО группировка осуществляется в зависимости от трех видов деятельности: операционного, инвестиционного и финансового [26]. Это позволяет обеспечить контроль, во-первых, за степенью риска вложения капитала, во-вторых, за эффективностью операций. Кроме того, подобная классификация позволит определить рентабельность активов по каждому из видов деятельности.

В результате проведенного сравнительного анализа отечественной и зарубежной практике учета и отчетности установлено, что в странах с развитой рыночной экономикой деятельность организации делится на операционную, инвестиционную и финансовую.

Н.В.Липчиу и Ю.С.Шевченко считают, что в отечественном учете и отчетности необходимо выделять деятельность организации по текущей, инвестиционной и финансовой. Для этого внести соответствующие изменения и дополнения в ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99.

Таким образом, проблема классификации доходов и расходов усложняется тем, что в налоговом учете имеется иная группировка.

Расхождение бухгалтерской и налогооблагаемой прибыли выражается во временных разницах и расчетах признания доходов в целях бухгалтерского и налогового учета [37, с.37].

Наличие различных групп пользователей информации о финансовых результатах и агентских групп, имеющих прямое отношение к хозяйствующему субъекту, создает определенный конфликт интересов. При этом интересы каждой группы могут быть четко сформулированы и представлены через показатели финансовых результатов.

Анализируя содержание таблицы, представленной в приложении Б, можно увидеть, что наибольшие противоречия возникают у таких групп, как собственники организации и менеджмент. Проблема агентских отношений, связанная с несовпадениями интересов, рассматривается в рамках теории корпоративного менеджмента и в качестве отдельной темы такого междисциплинарного курса, как управленческий учет. В том случае, если менеджмент владеет контрольными долями участия в собственности компании (или по крайней мере, значительными пакетами акций), ряд противоречий может быть снят.

Менеджмент крайне заинтересован в высоких результатах деятельности компаний. Во-первых, от показателей прибыли (в особенности, чистой прибыли) зависит бонусная (премиальная) программа, во-вторых, чистая прибыль служит важным ориентиром инвестиционной привлекательности для инвесторов, в результате чего при росте этого результативного показателя (даже в случае не фактического значения, а прогноза на будущие периоды) увеличивается величина рентабельности активов и капитала (отношение прибыли к совокупной величине активов или капитала), как следствие растут акции этой компании, повышается доверие кредиторов и прочих контрагентов. А рост стоимости акций на финансовых рынках прямо приводит к увеличению благосостояния собственников, следовательно, менеджмент стремится к получению высоких показателей прибыли (из которой будут начисляться дивиденды акционерам) и представлению привлекательной финансовой информации, способствующей положительной динамике роста курсовой стоимости акций компании. Отсюда и велик соблазн представить конечные результаты в более привлекательном виде. Это может осуществляться следующими способами: при помощи использования лизинговых схем вывода активов в аффилированные компании (таким образом, рентабельность активов увеличивается при сохранении фактического контроля за выведенным из компании имуществом); умелым манипулированием методами и процедурами учета и бухгалтерской оценки, разрешенными международными и национальными стандартами, в целях увеличения прибыли; в процессе осуществления выплат сумм вознаграждений менеджменту при помощи различных финансовых инструментов (что ведет к сомнительному занижению величины управленческих расходов и, в конечном итоге, к увеличению прибыли); передача убыточных сегментов бизнеса дочерним компаниям; представление недостоверной финансовой информации в отчетности и пр. в этой связи возникает новая, не менее сложная проблема качества аудита финансовой отчетности. Ситуация, когда аудиторские фирмы выполняют по заказу менеджмента консалтинговые услуги, получают большие вознаграждения и вместе с тем должны быть абсолютно объективны в выражении своего профессионального мнения о степени достоверности данных бухгалтерской отчетности (в чем аудиторы должны убедить акционеров и прочих заинтересованных пользователей финансовой информации), более чем сложная [29, с.21].

Существующая в настоящее время возможность неоднозначной интерпретации определенных положений законодательных документов, а также противоречия между отдельными нормативными актами и непосредственно внутри них между отдельными пунктами порождают проблемные ситуации, которые усугубляются разделением законодательных и нормативных актов на акты, регламентирующие порядок ведения бухгалтерского учета, и акты, которыми следует руководствоваться для целей налогообложения.

Таким образом, проведенные Н. В. Липчиу и Ю.С.Шевченко исследования показали необходимость признания и применения в бухгалтерском учете принципов Международной финансовой отчетности, что даст возможность определить реальный финансовый результат и обеспечить единство подхода к учету конечного финансового результата деятельности организации [10, с.15].

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов, во-первых, оценку изменений по каждому показателю за анализируемый период (²горизонтальный анализ² показателей); во-вторых, оценку структуры показателей прибыли и изменений их структуры (²вертикальный анализ² показателей); в-третьих, изучение хотя бы в самом общем виде динамики изменения показателей за ряд отчетных периодов (²трендовый анализ² показателей); в-четвертых, выявление факторов и причин изменения показателей прибыли и их количественную оценку [30, с.178].

Схема анализа финансовых результатов деятельности предприятия [18, с.162] представлена в приложении В.

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются показателями полученной прибыли и уровня рентабельности [21, с.180]. Поэтому система показателей финансовых результатов включает в себя не только абсолютные (прибыль), но и относительные показатели (рентабельность) эффективности использования. Чем выше уровень рентабельности, тем выше эффективность хозяйствования.


1.2 Прибыль как результат предпринимательской деятельности

Прибыль - многозначный термин. Чаше всего его рассматривают как денежный успех, положительный результат, награду за риск. Прибыль возникает в результате производственной, торговой, научно-исследовательской, творческой, спекулятивной и другой предпринимательской деятельности.

Возможность получения прибыли стимулирует рисковое поведение, стремление к нововведениям, освоение новых технологий, материалов, продукции.

В условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль служит сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.

Экономическая нестабильность, монопольное положение товаров производителей искажают формирование прибыли как чистого до хода, приводят к стремлению получения доходов главным образом в результате повышения цен. Устранению инфляционного наполнения прибыли способствуют финансовое оздоровление экономики, развитие рыночных механизмов ценообразования, оптимальная система налогов. Эти задачи должно выполнять государство в ходе осуществления экономических реформ [22, с.83].

В отечественной экономической теории долгое время считалось, что единственным источником прибыли является труд. Без сомнения, труд является источником формирования прибыли, но она может быть получена и на основе привлечения капитала, а также с помощью ряда других факторов.

Так, американский экономист Самуэльсон считал, что прибыль - это безусловный доход от факторов производства, это вознаграждение за предпринимательскую деятельность, технические нововведения и усовершенствования, за умение рисковать в условиях неопределенности, это монопольный доход и этическая категория.

С развитием рыночных отношений все чаще стали называть и другие источники ее формирования: инициатива предпринимателей; благоприятные обстоятельства; прибыль, признанная налоговыми органами и т.д.

Бесспорно, перечисленные источники способствуют образованию прибыли, но они настолько тесно связаны между собой, что осуществить их выделение на практике составляет определенные трудности, а зачастую выполнить это просто невозможно [2, с.63].

Таким образом, формирование прибыли проходит долгий путь и начинается с ее расчетов и учета факторов на нее влияющих. В общем виде можно выделить прямые факторы, очевидные и понятные. Чем выше цены, тем больше прибыль; чем больше объем выпуска продукции, тем больше прибыль; чем ниже за траты на производство и реализацию продукции, тем больше прибыль. Кроме факторов, непосредственно влияющих на величину и динамику прибыли, существуют и факторы косвенного воздействия. Их можно объединить в две группы:

-факторы, зависящие от усилий предприятия:

- уровень хозяйствования;

- компетентность руководства и менеджеров;

- конкурентоспособность продукции;

- организация производства и труда;

- производительность труда;

- состояние и эффективность производственного и финансового планирования;

-факторы, не зависящие от усилий предприятия:

- конъюнктура рынка;

- уровень конкуренции;

- инфляционные процессы;

- уровень цен на потребляемые материально-сырьевые, топливно-энергетические ресурсы;

- налоговые платежи с прибыли.

Так как прибыль - источник производственного, научно-технического и социального развития, ее отсутствие ставит предприятие в крайне сложное финансовое положение, не исключающее банкротство.

Сущность прибыли наиболее полно выражается в ее функциях. В отечественной литературе есть расхождения в количестве функций и их трактовании, но наиболее часто выделяются следующие:

- в обобщенной форме прибыль отражает результаты предпринимательской деятельности и выступает одним из показателей ее эффективности;

- стимулирующая функция позволяет использовать прибыль на развитие производства, стимулирует труд работников предприятия, обеспечивает социальное развитие и т.д. В этом ее качестве она увязывает интерес организации и персонала, так как стимулирует их стремление к осуществлению более эффективной хозяйственной деятельности, с тем чтобы больше получить выгоды в виде прибыли;

- прибыль выступает доходным источником для финансирования государственных расходов (государственных инвестиций, производственных, научно-технических, социально-культурных программ).

В условиях нынешней экономической ситуации - инфляции, все общей задолженности, дифференциации доходов, безработицы - ближайшей целью предприятия считается выживание. Для устойчивого экономического функционирования и развития предприятию необходимо решить целый ряд задач, в том числе:

-       определение наиболее эффективной стратегии развития пред приятия;

-       определение возможных путей вывода предприятия на более благоприятную траекторию продвижения;

-       определение и использование различных методов улучшения финансового положения предприятия, управление себестоимостью, ценами, выручкой от реализации и т.п.;

-       определение инвестиционной и дивидендной политики.

В основе решения этих задач финансового менеджмента лежит оценка экономической эффективности хозяйствования с помощью широкого круга показателей, один из которых - прибыль.

Прибыль - это один из составных элементов рыночных отношений. Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства, услуг в процессе предпринимательской деятельности.

Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку, которую получил предприниматель в ходе реализации своей продукции, и затраты на производство и реализацию. Если выручка больше себестоимости, финансовый результат говорит о получении прибыли. Предприниматель всегда ставит своей целью получение при были, но не всегда ее извлекает.

Это связано с тем, что на прибыль действуют много компонентов, как положительных, так и отрицательных. Ведущее значение прибыли не означает, что ее надо получать в ущерб производственному и социальному развитию предприятия. Увеличение цен, наращивание дешевой, но некачественной продукции только на время могут позволить прирост прибыли.

В этих условиях необходимо изучать рыночные условия хозяйствования и использовать наиболее выгодные для перспективного роста прибыли. К ним относятся выпуск разнообразной и конкурентной продукции, имеющей спрос, снижение всех видов затрат, соблюдение строгого режима экономии в расходовании средств, моделировании ценовой политики. Проблема ценообразования занимает ключевое место в системе рыночных отношений. Рост цен, с одной стороны, повышает прибыль, с другой - сдерживает спрос на дорогую продукцию. При освоении и выпуске новой продукции, работ и услуг необходимо очень тщательно считать все затраты, возможный уровень рентабельности и устанавливать цены с перспективой их снижения. Положительным является полная самостоятельность предприятия в полном и свободном использовании прибыли, которая остается после уплаты налогов в его распоряжении.

Однако в крупных коммерческих комплексах ведется постоянная разработка рекомендаций для оперативного и стратегического управления доходами фирмы.

Основная цель любой коммерческой структуры состоит в максимально возможном увеличении прибыли ее владельцев. Используя этот показатель в качестве оценки деятельности, можно попытаться стабильно повышать доходы предприятия за счет целого ряда мероприятий:

-       управления номенклатурой выпускаемой продукции, ранжируя ее по мере убывания рентабельности;

-       планирования обновления номенклатуры продукции;

-       обновления устаревшего оборудования и освоения новых технологий;

-       разработки оперативных планов по развитию производства на длительный срок;

-       определения инвестиционной и дивидендной политики;

-       использования рынка ценных бумаг.

Чаше всего в основной массе субъектов хозяйствования главное внимание уделяется широко известным факторам роста доходов, связанным с работой предприятия: росту объема продукции, снижению затрат на производство товаров и услуг и оптимизации цен.

Оптимальное использование большинства из перечисленных возможностей по росту прибыли может быть получено в результате глубокого анализа по критерию доходности, перебора возможных вари антов, обоснованных стратегических планов по прибыли.




1.3 Методика анализа финансовых результатов предприятия

В условиях современного развития России для эффективного управления хозяйственной деятельностью предприятия возрастает роль информационной базы, имеющейся у руководителя, важную часть которой занимают сведения о финансовых результатах. Их анализ помогает в принятии управленческих решений как стратегического, так и тактического характера.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.