Исследования Н.В.Липчиу и
Ю.С.Шевченко показали, что для определения конечного финансового результата
деятельности организаций важной является группировка доходов и расходов,
которая представлена в международных стандартах финансовой отчетности (МСФО). В
МСФО группировка осуществляется в зависимости от трех видов деятельности:
операционного, инвестиционного и финансового [26]. Это позволяет обеспечить
контроль, во-первых, за степенью риска вложения капитала, во-вторых, за
эффективностью операций. Кроме того, подобная классификация позволит определить
рентабельность активов по каждому из видов деятельности.
В результате проведенного
сравнительного анализа отечественной и зарубежной практике учета и отчетности
установлено, что в странах с развитой рыночной экономикой деятельность
организации делится на операционную, инвестиционную и финансовую.
Н.В.Липчиу и Ю.С.Шевченко считают,
что в отечественном учете и отчетности необходимо выделять деятельность
организации по текущей, инвестиционной и финансовой. Для этого внести
соответствующие изменения и дополнения в ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99.
Таким образом, проблема
классификации доходов и расходов усложняется тем, что в налоговом учете имеется
иная группировка.
Расхождение бухгалтерской и
налогооблагаемой прибыли выражается во временных разницах и расчетах признания
доходов в целях бухгалтерского и налогового учета [37, с.37].
Наличие различных групп
пользователей информации о финансовых результатах и агентских групп, имеющих
прямое отношение к хозяйствующему субъекту, создает определенный конфликт
интересов. При этом интересы каждой группы могут быть четко сформулированы и
представлены через показатели финансовых результатов.
Анализируя содержание таблицы, представленной
в приложении Б, можно увидеть, что наибольшие противоречия возникают у таких
групп, как собственники организации и менеджмент. Проблема агентских отношений,
связанная с несовпадениями интересов, рассматривается в рамках теории
корпоративного менеджмента и в качестве отдельной темы такого
междисциплинарного курса, как управленческий учет. В том случае, если
менеджмент владеет контрольными долями участия в собственности компании (или по
крайней мере, значительными пакетами акций), ряд противоречий может быть снят.
Менеджмент крайне заинтересован в
высоких результатах деятельности компаний. Во-первых, от показателей прибыли (в
особенности, чистой прибыли) зависит бонусная (премиальная) программа,
во-вторых, чистая прибыль служит важным ориентиром инвестиционной
привлекательности для инвесторов, в результате чего при росте этого
результативного показателя (даже в случае не фактического значения, а прогноза
на будущие периоды) увеличивается величина рентабельности активов и капитала
(отношение прибыли к совокупной величине активов или капитала), как следствие
растут акции этой компании, повышается доверие кредиторов и прочих
контрагентов. А рост стоимости акций на финансовых рынках прямо приводит к
увеличению благосостояния собственников, следовательно, менеджмент стремится к
получению высоких показателей прибыли (из которой будут начисляться дивиденды
акционерам) и представлению привлекательной финансовой информации,
способствующей положительной динамике роста курсовой стоимости акций компании.
Отсюда и велик соблазн представить конечные результаты в более привлекательном
виде. Это может осуществляться следующими способами: при помощи использования
лизинговых схем вывода активов в аффилированные компании (таким образом,
рентабельность активов увеличивается при сохранении фактического контроля за
выведенным из компании имуществом); умелым манипулированием методами и
процедурами учета и бухгалтерской оценки, разрешенными международными и
национальными стандартами, в целях увеличения прибыли; в процессе осуществления
выплат сумм вознаграждений менеджменту при помощи различных финансовых
инструментов (что ведет к сомнительному занижению величины управленческих
расходов и, в конечном итоге, к увеличению прибыли); передача убыточных
сегментов бизнеса дочерним компаниям; представление недостоверной финансовой
информации в отчетности и пр. в этой связи возникает новая, не менее сложная
проблема качества аудита финансовой отчетности. Ситуация, когда аудиторские
фирмы выполняют по заказу менеджмента консалтинговые услуги, получают большие
вознаграждения и вместе с тем должны быть абсолютно объективны в выражении
своего профессионального мнения о степени достоверности данных бухгалтерской
отчетности (в чем аудиторы должны убедить акционеров и прочих заинтересованных
пользователей финансовой информации), более чем сложная [29, с.21].
Существующая в настоящее время
возможность неоднозначной интерпретации определенных положений законодательных
документов, а также противоречия между отдельными нормативными актами и
непосредственно внутри них между отдельными пунктами порождают проблемные
ситуации, которые усугубляются разделением законодательных и нормативных актов
на акты, регламентирующие порядок ведения бухгалтерского учета, и акты,
которыми следует руководствоваться для целей налогообложения.
Таким образом, проведенные Н. В.
Липчиу и Ю.С.Шевченко исследования показали необходимость признания и
применения в бухгалтерском учете принципов Международной финансовой отчетности,
что даст возможность определить реальный финансовый результат и обеспечить
единство подхода к учету конечного финансового результата деятельности
организации [10, с.15].
Анализ финансовых результатов
деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов, во-первых,
оценку изменений по каждому показателю за анализируемый период (²горизонтальный анализ² показателей); во-вторых, оценку структуры показателей прибыли и
изменений их структуры (²вертикальный
анализ² показателей);
в-третьих, изучение хотя бы в самом общем виде динамики изменения показателей
за ряд отчетных периодов (²трендовый
анализ² показателей);
в-четвертых, выявление факторов и причин изменения показателей прибыли и их
количественную оценку [30, с.178].
Схема анализа финансовых результатов
деятельности предприятия [18, с.162] представлена в приложении В.
Финансовые результаты деятельности
предприятия характеризуются показателями полученной прибыли и уровня
рентабельности [21, с.180]. Поэтому система показателей финансовых результатов
включает в себя не только абсолютные (прибыль), но и относительные показатели
(рентабельность) эффективности использования. Чем выше уровень рентабельности,
тем выше эффективность хозяйствования.
1.2
Прибыль как результат предпринимательской деятельности
Прибыль -
многозначный термин. Чаше всего его рассматривают как денежный успех,
положительный результат, награду за риск. Прибыль возникает в результате
производственной, торговой, научно-исследовательской, творческой, спекулятивной
и другой предпринимательской деятельности.
Возможность
получения прибыли стимулирует рисковое поведение, стремление к нововведениям,
освоение новых технологий, материалов, продукции.
В условиях рыночной
экономики значение прибыли огромно. Стремление к получению прибыли ориентирует
товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной
потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим
достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение
общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль служит сигналом,
указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул
для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают
ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта
продукции.
Экономическая
нестабильность, монопольное положение товаров производителей искажают
формирование прибыли как чистого до хода, приводят к стремлению получения
доходов главным образом в результате повышения цен. Устранению инфляционного
наполнения прибыли способствуют финансовое оздоровление экономики, развитие
рыночных механизмов ценообразования, оптимальная система налогов. Эти задачи
должно выполнять государство в ходе осуществления экономических реформ [22,
с.83].
В отечественной
экономической теории долгое время считалось, что единственным источником
прибыли является труд. Без сомнения, труд является источником формирования
прибыли, но она может быть получена и на основе привлечения капитала, а также с
помощью ряда других факторов.
Так, американский
экономист Самуэльсон считал, что прибыль - это безусловный доход от факторов
производства, это вознаграждение за предпринимательскую деятельность,
технические нововведения и усовершенствования, за умение рисковать в условиях
неопределенности, это монопольный доход и этическая категория.
С развитием
рыночных отношений все чаще стали называть и другие источники ее формирования:
инициатива предпринимателей; благоприятные обстоятельства; прибыль, признанная
налоговыми органами и т.д.
Бесспорно,
перечисленные источники способствуют образованию прибыли, но они настолько
тесно связаны между собой, что осуществить их выделение на практике составляет
определенные трудности, а зачастую выполнить это просто невозможно [2, с.63].
Таким образом,
формирование прибыли проходит долгий путь и начинается с ее расчетов и учета
факторов на нее влияющих. В общем виде можно выделить прямые факторы, очевидные
и понятные. Чем выше цены, тем больше прибыль; чем больше объем выпуска
продукции, тем больше прибыль; чем ниже за траты на производство и реализацию
продукции, тем больше прибыль. Кроме факторов, непосредственно влияющих на
величину и динамику прибыли, существуют и факторы косвенного воздействия. Их
можно объединить в две группы:
-факторы, зависящие
от усилий предприятия:
- уровень
хозяйствования;
- компетентность
руководства и менеджеров;
-
конкурентоспособность продукции;
- организация
производства и труда;
-
производительность труда;
- состояние и
эффективность производственного и финансового планирования;
-факторы, не
зависящие от усилий предприятия:
- конъюнктура
рынка;
- уровень
конкуренции;
- инфляционные
процессы;
- уровень цен на
потребляемые материально-сырьевые, топливно-энергетические ресурсы;
- налоговые платежи
с прибыли.
Так как прибыль -
источник производственного, научно-технического и социального развития, ее
отсутствие ставит предприятие в крайне сложное финансовое положение, не
исключающее банкротство.
Сущность прибыли
наиболее полно выражается в ее функциях. В отечественной литературе есть
расхождения в количестве функций и их трактовании, но наиболее часто выделяются
следующие:
- в обобщенной
форме прибыль отражает результаты предпринимательской деятельности и выступает
одним из показателей ее эффективности;
- стимулирующая
функция позволяет использовать прибыль на развитие производства, стимулирует
труд работников предприятия, обеспечивает социальное развитие и т.д. В этом ее
качестве она увязывает интерес организации и персонала, так как стимулирует их
стремление к осуществлению более эффективной хозяйственной деятельности, с тем
чтобы больше получить выгоды в виде прибыли;
- прибыль выступает
доходным источником для финансирования государственных расходов
(государственных инвестиций, производственных, научно-технических,
социально-культурных программ).
В условиях нынешней
экономической ситуации - инфляции, все общей задолженности, дифференциации
доходов, безработицы - ближайшей целью предприятия считается выживание. Для
устойчивого экономического функционирования и развития предприятию необходимо
решить целый ряд задач, в том числе:
- определение
наиболее эффективной стратегии развития пред приятия;
- определение
возможных путей вывода предприятия на более благоприятную траекторию
продвижения;
- определение
и использование различных методов улучшения финансового положения предприятия,
управление себестоимостью, ценами, выручкой от реализации и т.п.;
- определение
инвестиционной и дивидендной политики.
В основе решения
этих задач финансового менеджмента лежит оценка экономической эффективности
хозяйствования с помощью широкого круга показателей, один из которых - прибыль.
Прибыль
- это один из составных элементов рыночных отношений. Как
экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере
материального производства, услуг в процессе предпринимательской деятельности.
Для выявления
финансового результата необходимо сопоставить выручку, которую получил
предприниматель в ходе реализации своей продукции, и затраты на производство и
реализацию. Если выручка больше себестоимости, финансовый результат говорит о
получении прибыли. Предприниматель всегда ставит своей целью получение при
были, но не всегда ее извлекает.
Это связано с тем,
что на прибыль действуют много компонентов, как положительных, так и
отрицательных. Ведущее значение прибыли не означает, что ее надо получать в
ущерб производственному и социальному развитию предприятия. Увеличение цен,
наращивание дешевой, но некачественной продукции только на время могут
позволить прирост прибыли.
В этих условиях
необходимо изучать рыночные условия хозяйствования и использовать наиболее
выгодные для перспективного роста прибыли. К ним относятся выпуск разнообразной
и конкурентной продукции, имеющей спрос, снижение всех видов затрат, соблюдение
строгого режима экономии в расходовании средств, моделировании ценовой
политики. Проблема ценообразования занимает ключевое место в системе рыночных
отношений. Рост цен, с одной стороны, повышает прибыль, с другой - сдерживает
спрос на дорогую продукцию. При освоении и выпуске новой продукции, работ и
услуг необходимо очень тщательно считать все затраты, возможный уровень
рентабельности и устанавливать цены с перспективой их снижения. Положительным
является полная самостоятельность предприятия в полном и свободном
использовании прибыли, которая остается после уплаты налогов в его
распоряжении.
Однако в крупных
коммерческих комплексах ведется постоянная разработка рекомендаций для
оперативного и стратегического управления доходами фирмы.
Основная цель любой
коммерческой структуры состоит в максимально возможном увеличении прибыли ее
владельцев. Используя этот показатель в качестве оценки деятельности, можно
попытаться стабильно повышать доходы предприятия за счет целого ряда
мероприятий:
- управления
номенклатурой выпускаемой продукции, ранжируя ее по мере убывания
рентабельности;
- планирования
обновления номенклатуры продукции;
- обновления
устаревшего оборудования и освоения новых технологий;
- разработки
оперативных планов по развитию производства на длительный срок;
- определения
инвестиционной и дивидендной политики;
- использования
рынка ценных бумаг.
Чаше всего в
основной массе субъектов хозяйствования главное внимание уделяется широко
известным факторам роста доходов, связанным с работой предприятия: росту объема
продукции, снижению затрат на производство товаров и услуг и оптимизации цен.
Оптимальное
использование большинства из перечисленных возможностей по росту прибыли может
быть получено в результате глубокого анализа по критерию доходности, перебора
возможных вари антов, обоснованных стратегических планов по прибыли.
1.3 Методика анализа финансовых
результатов предприятия
В условиях современного развития
России для эффективного управления хозяйственной деятельностью предприятия
возрастает роль информационной базы, имеющейся у руководителя, важную часть
которой занимают сведения о финансовых результатах. Их анализ помогает в
принятии управленческих решений как стратегического, так и тактического
характера.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|