3.2
Рекомендации по улучшению финансовых результатов деятельности ОАО
«Нефтекамскшина»
В условиях рыночной экономики
управление финансовыми результатами занимает центральное место в деловой жизни
хозяйствующих субъектов. Финансовое состояние характеризуется обеспеченностью
финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования,
целесообразным их размещением и эффективным использованием. Назначение
управления финансовыми результатами - своевременно выявлять и устранять
недостатки в развитии организации, находить резервы для улучшения финансового
состояния организации и обеспечения финансовой устойчивости ее деятельности [9,
с.35]
Эффективная деятельность предприятий
и хозяйственных организаций, стабильные темпы их работы и конкурентоспособность
в современных экономических условиях в значительной степени определяются
качеством управления финансами. Оно включает в себя финансовое планирование и
прогнозирование с такими обязательными элементами, как бюджетирование и бизнес
планирование, разработка инвестиционных проектов, организация управленческого
учета, регулярный комплексный финансовый анализ и на его основе решение проблем
платежеспособности, финансовой устойчивости, преодоление возможного банкротства
предприятия.
Важнейшей формой управления
финансами предприятия должны стать решения, суть которых сводится к
формированию достаточных для развития предприятия финансовых ресурсов, поиску
новых источников финансирования на денежном и финансовых рынках, использованию
новых финансовых инструментов, позволяющих решать ключевые проблемы финансов:
платежеспособность, ликвидность, доходность и оптимальное соотношение
собственных и заемных источников финансирования.
По данным экспертов из-за отсутствия
налаженной системы управления финансами компании ежегодно теряют не менее 10%
своих доходов - нехватка полной и оперативной финансовой информации приводит к
ошибочным, запоздалым управленческим решениям, многие объекты финансового
управления уходят из зоны внимания руководства.
Для выполнения данной задачи
необходима постановка эффективного механизма финансового менеджмента на
предприятии - инструмента повышения эффективности и управляемости компании, а
следовательно, улучшение финансовых результатов деятельности предприятия.
Управление финансовыми результатами
необходимо, так как они позволяют:
- осуществлять стратегические
задачи, поддерживать оптимальную структуру и наращивать производственный
потенциал предприятия;
- обеспечить текущую
финансово-хозяйственную деятельность;
- участвовать хозяйствующему
субъекту в осуществлении социальной политики, что улучшает психологический
климат на предприятии.
- в рыночных условиях положительных
финансовых результатов можно добиться только путем всеобщей реструктуризации
управления предприятием, необходима интеграция всех служб и отделов.
Одним из значительных факторов,
влияющих на финансовый результат, является себестоимость. Поэтому необходимо
рассматривать возможные пути ее снижения.
На любом промышленном предприятии
имеются три блока: снабжение, производство и сбыт. Деятельность предприятия
можно представить как усложненную форму купли-продажи: закупается сырье,
материалы, комплектующие и рабочая сила - на собственном и взятом в лизинг
оборудовании производится продукция, которая через систему сбыта продается. По
мнению специалистов, резервы снижения себестоимости распределяются по этой
цепочке примерно так: в снабжении - 50%, в производстве - 10% и в сбыте - 40%.
Основным резервом снижения
себестоимости в блоках снабжения и сбыта является обоснованная ценовая
политика, учитывающая жесткую конкуренцию поставщиков и потребителей.
Производство: начальники цехов
должны работать на достижение натуральных показателей. Они не должны отвечать
за то, что им поставили ресурс в полтора раза дороже среднего уровня. Фокус
внимания в производственном блоке - это нормативная часть и обоснованность
производственных расходов. Следовательно, нужны нормативы на все виды
материальных, энергетических и трудовых ресурсов.
Факторы снижения себестоимости - это
те причины, движущие силы, приводящие к уменьшению затрат, и условия, в которых
они действуют [37, с.169].
Может применяться следующая
группировка факторов снижения себестоимости продукции:
- повышение технического
уровня производства: внедрение новой
прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производственных
процессов; совершенствование применяемой техники и технологии производства;
улучшение использования и применения новых видов сырья и материалов; прочие
факторы, повышающие технический уровень производства. Решающим условием
снижения себестоимости является непрерывный технический прогресс. Внедрение
новой техники, комплексная механизация и автоматизация производственных
процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных видов материалов
позволяют значительно снизить себестоимость продукции;
- совершенствование
организации производства и труда:
развитие специализации производства; улучшение организации и обслуживания;
улучшение организации труда; совершенствование управления производством и
сокращение затрат на производство; улучшение использования основных фондов;
улучшение материально-технического снабжения и использования материальных
ресурсов; сокращение транспортных расходов; ликвидация излишних затрат и
потерь; прочие факторы, повышающие уровень организации производства. Серьезным
резервом снижения себестоимости продукции является расширение специализации и
кооперирования. На специализированных предприятиях с массово-поточным
производством себестоимость продукции значительно ниже, чем на предприятиях,
вырабатывающих эту же продукцию в небольших количествах. Развитие специализации
требует установления наиболее рациональных кооперированных связей между
предприятиями [37, с.197]. Повышение уровня специализации и кооперирования
ведет к экономии живого и овеществленного труда на единицу продукции [4, с.49];
- изменение объема и структуры
продукции: относительное уменьшение условно-постоянных расходов и
амортизационных отчислений; изменение структуры продукции; повышение качества
продукции [37, с.197].
Основными источниками снижения
себестоимости продукции являются:
- экономия материальных затрат за
счет применения ресурсосберегающих технологий, замены дорогостоящих материалов
менее дорогими, применение рациональных схем раскроя материалов, снижения
отходов материалов, уменьшение затрат связанных с доставкой материалов от
предприятий-поставщиков предприятию-потребителю;
- снижение трудоемкости продукции и
на этой основе уменьшение затрат на заработную плату с начислениями. Главным
источником снижения себестоимости продукции в данном случае выступает рост
производительности труда. С ростом производительности труда уменьшаются затраты
заработной платы на единицу продукции при одновременном росте заработка
рабочего;
- сокращение затрат по организации и
управлению производством, к которым относят заработную плату
административно-управленческого персонала; содержание оборудования, зданий и
сооружений; амортизационные отчисления; командировочные, почтово-телеграфные и
другие расходы [4, c.48]. Размер этих затрат на единицу продукции зависит не только от
объема выпуска продукции, но и от их абсолютной суммы. Чем меньше сумма ценовых
и общезаводских расходов в целом по предприятию, тем при прочих равных условиях
ниже себестоимость каждого изделия [37, с.198].
- ликвидация непроизводительных
расходов, то есть потерь от простоев оборудования и транспортных средств, брака
продукции и др. [4, с.48]. Значительные резервы снижения себестоимости
заключены и в сокращении потерь от брака и других непроизводительных расходов.
Изучение причин брака, выявление его виновника дают возможность осуществить
мероприятия по ликвидации потерь от брака, сокращению и наиболее рациональному
использованию отходов производства.
Снижение себестоимости зависит от
деятельности предприятия. В каждом подразделении должны быть экономические
группы, обеспечивающие снижение себестоимости [37, с.197], например, в составе
структурных подразделений и структурных единиц предприятия выделяются центры
затрат и центры ответственности, обеспечивающие внутрифирменное управление, что
позволяет оценить вклад каждого подразделения в конечные результаты
деятельности предприятия, децентрализовать управление затратами, а также
следить за формированием этих затрат на всех уровнях управления, что в целом
существенно повышает экономическую эффективность хозяйствования. В то же время
выделение центров финансовой ответственности продиктовано необходимостью
регулирования затрат и конечных финансовых результатов на основе оценочных
показаний, ответственность за которые несут руководители структурных
подразделений предприятия.
Значительная доля
энергозатрат в себестоимости выпускаемой продукции ОАО «Нефтекамскшина» в
условиях постоянного роста тарифов на энергоносители ставит дополнительные
требования по снижению затрат на энергоресурсы.
Совместно с Центром
энергосберегающих технологий при КМ РТ разработана целевая программа
«Энергоресурсосбережение» производственного комплекса ОАО «Нефтекамскшина» на
2007-2010 гг., со гласно которой реализуются такие проекты как:
- внедрение
частотно-регулируемых приводов на электродвигателях технологического
оборудования;
- внедрение
устройств плавного пуска на насос ном оборудовании;
- внедрение
энергосберегающих ламп Днат потолочного освещения;
- внедрение
пароконденсатного оборудования фирмы Spirax Sarco на форматорах-вулканизаторах и узлах конденсатоотвода.
Кроме того,
продолжены работы по внедрению единой системы учета по всем параметрам
энергопотребления, что позволит не только оперативно регулировать
энергосбережение по всем переделам производства, но и существенно снизить
себестоимость выпускаемой продукции.
При увеличении
выпуска продукции ОАО «Нефтекамскшина» за 2007 год на 1,7% (по сравнению с 2006
годом), потребление тепло и электроэнергии увеличилось на 0,8%.
В соответствии с
Программой стратегического развития ОАО «Нефтекамскшина» до 2010 года Компания
ведет постоянную работу по снижению затрат на сырье и материалы.
Основными
направлениями экономии материальных ресурсов являются:
- конструкционные
изменения шин;
- внедрение
экономичных рецептур;
- снижение отходов
производства;
- снижение
производственного брака;
- исключение
необоснованного применения дорогостоящих материалов [24, 25].
Текущий анализ и контроль затрат и
прибыли от продаж следует проводить ежемесячно. Это позволит своевременно
контролировать нежелательные отклонения от плана, следить за тенденциями
изменения финансового результата в течение года и темпами этих изменений,
выявлять неблагоприятные отчетные периоды, связанные с ростом затрат и
снижением продаж, и более благополучные месяцы, в которых получена максимальная
прибыль. Тщательный анализ причин, вызвавших колебание финансового результата
по месяцам года, позволит вскрыть глубинные факторы, влияющие на прибыль от
продаж в отдельные месяцы (сезоны) года, и выработать систему мер по устранению
негативных явлений и закреплению положительных результатов.
Анализ необходимо проводить с
максимально возможной детализацией показателей по отдельным видам продукции
(работ, услуг), местам возникновения затрат и центрам ответственности за
отклонения от норм переменных затрат и смет постоянных расходов. Только при
таком детальном анализе могут быть выявлены не только конкретные факторы и
причины отклонений от плана, но и виновники этих отклонений и приняты конкретные
и действенные меры по снижению затрат и увеличению объема продаж.
В качестве источников анализа
используют помимо плановой и нормативной информации данные бухгалтерского учета
о фактических объемах продаж, отпускных ценах на изделия и работы, о переменных
затратах на единицу продукции (работ, услуг), о постоянных затратах, связанных
с управлением и обслуживанием производства, в целом по организации или по ее
структурным подразделениям.
Финансовые результаты деятельности
предприятия зависят от таких показателей, как себестоимость реализации
продукции (товаров, работ, услуг), коммерческие и управленческие расходы,
прочие доходы и расходы, налог на прибыль и т.д. [5, с.90]. И так как на
анализируемом предприятии наблюдалось недополучение чистой прибыли в отчетном
периоде, из-за повышения прочих доходов и расходов, а также санкций и иных
обязательных платежей, необходимо уделять особое внимание данным показателям.
К прочим относятся расходы, не
связанные с обычными видами деятельности предприятия (операционные,
внереализационные и чрезвычайные).
К операционным расходам относятся:
расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование
(временное владение и пользование) активов организации; расходы, связанные с
участием в уставных капиталах других организаций; расходы, связанные с
продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных
от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции; проценты,
уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств
(кредитов, займов) и др.
В состав внереализационных расходов
включаются: штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; возмещение
причиненных организацией убытков; суммы дебиторской задолженности, по которой
истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания; курсовые
разницы; сумма уценки активов и др.
В составе чрезвычайных расходов
отражаются расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств
хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации
имущества и т.п.).
Обязательные платежи - налоги, сборы
и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня
бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные
фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством
Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение
или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных
обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы
Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также
административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.
Санация - меры, принимаемые собственником имущества должника - унитарного
предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными
лицами в целях предупреждения банкротства и восстановления платежеспособности
должника, в том числе на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве.
Также представляется необходимым
сделать ряд предложений по улучшению финансовых результатов деятельности
предприятия, которые возможно применить как в краткосрочном и среднесрочном,
так и в долгосрочном периоде:
- стремиться увеличить объем
производства на основе повышения качества продукции (товаров, работ, услуг) и
сбыта продукции, так как это позволяет оптимизировать издержки и снизить цену
на продукцию, что повышает ее конкурентоспособность, проводить эффективную
ассортиментную политику, совершенствовать маркетинговую деятельность и т.п.;
- рассмотреть и устранить причины
возникновения перерасхода финансовых ресурсов на управленческие и коммерческие
расходы;
- осуществлять своевременную уценку
изделий, потерявших первоначальное качество;
- совершенствовать рекламную
деятельность, повышать эффективность отдельных рекламных мероприятий;
- осуществлять систематический
контроль за работой оборудования и производить своевременную его наладку с
целью недопущения снижения качества и выпуска бракованной продукции;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|