рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Анализ финансовых результатов и совершенствование деятельности предприятия (на примере ОАО "Нефтекамскшина")

Величина чистая прибыли зависит от факторов изменения общей суммы брутто-прибыли и факторов, определяющих удельный вес чистой прибыли в общей сумме прибыли, а именно доли налогов, экономических санкций и др. На основании данных Приложения А(отчета о прибылях и убытках- формы №2) определим сумму чистой прибыли (таблица 2.2).


Таблица 2.2 - Определение суммы чистой прибыли ОАО «Нефтекамскшина» за 2007 - 2008 гг.

Показатель

Уровень показателя, тыс. руб.

Отклонение

Удельный вес в общей сумме прибыли, %

Отклонение


2007 г.

2008 г.


2007 г.

2008 г.


1 Общая сумма брутто-прибыли

174779

-76521

-251300

100,0

100,0

2 Проценты к уплате

496

5759

+5263

0,28

-7,53

-7,81

3 Прибыль до налогообложения

174283

-82280

-256563

99,72

107,53

7,81

4 Налог на прибыль и иные аналогичные платежи

208847

101165

-107682

119,49

-132,2

-251,69

5 Чрезвычайные доходы и расходы

6 Чистая прибыль

-34564

-183445

-148881

-19,78

-208,37

-188,29


Таким образом, по данным таблицы 2.2 видно, что фактическая сумма чистой прибыли 2008 года меньше суммы прибыли 2007 года на 148881 тыс. руб. Анализ структуры и динамики финансовых результатов за период 2007 - 2008 гг. позволил дать общую оценку изменения прибыли ОАО «Нефтекамскшина».

Из приведенного анализа финансовых результатов следует, что одним из определяющих факторов формирования прибыли оказался рост выручки от реализации в 2008 году на 17,15 %. Также на изменение прибыли положительно повлияло сотрудничество с другими предприятиями и о доходы от этого, составили 81 тыс. рублей или 42,63 %.


2.3 Факторный анализ прибыли предприятия


Показатель прибыли от реализации формируется под воздействием многих факторов. В связи с этим при анализе важно всесторонне изучить факторы, на нее влияющие, определить степень влияния каждого из них.

Для определения суммы прибыли и последующих расчетов использованы следующие исходные данные предприятия, приведенные в таблице 2.3.


Таблица 2.3 - Данные для расчета прибыли предприятия

Показатель

2007 г.

2008 г.

Отклонение

Объем реализации, тыс.шт. (VРП)

12414,9

11880

-534,9

Средняя цена ед. продукции, руб. (Ц)

509,42

623,67

+114,25

Средняя себестоимость, руб. (С)

465,66

580,78

+115,12


Формализованный расчет прибыли от реализации продукции можно представить в виде:


П = VРП  * (Ц-С). (2.1)


Для того чтобы проанализировать прибыль от реализации продукции (работ, услуг) необходимо дать общую оценку изменения прибыли:


 (2.2)


Затем необходимо определить количественное влияние изменения факторов на величину прибыли от реализации продукции[14 c. 168].

Расчет влияния факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепной подстановки, используя данные, приведены в таблице 2.4.


Таблица 2.4 - Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, тыс. руб.

 Показатель

Базовый период (2007г.)

Данные базового периода, пересчитанные на объем продаж отчетного периода

Отчетный период (2008г.)

Выручка (нетто) от реализации продукции, товаров, услуг (В)       = 6324459

=

6051909,6

= 7409233



Полная себестоимость реализованной продукции (З)         = 5781062

 =

5532040,8

= 6899657



 

Прибыль (П)= (В)- (З)

543397

519868,8

509576



Для анализа прибыли от реализации в целом по предприятию рассчитываются следующие показатели:

Сумма прибыли 2007 года:


П=  - = 6324459 - 5781062= 543397 тыс. руб.


Сумма прибыли при фактическом объеме продаж и базовой величине остальных факторов:


I==0,96

П= П* I= 543397*0,96 = 521661,12 тыс. руб.


Сумма прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при базовом уровне себестоимости и цен:


П= -=6051909,6 - 5532040,8=

= 519868,8 тыс. руб.


Сумма прибыли при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при базовом уровне себестоимости продукции:


П=-=7409233 - 5532040,8=

=1877192,2 тыс. руб.


Сумма прибыли за 2008 год:


П=-=7409233-6899657=509576 тыс. руб.


Определяем общее изменение прибыли от реализации продукции:

= П - П= 509576 - 543397 = - 33821 тыс. руб.


Далее необходимо определить изменение прибыли за счет влияния факторов.

Изменение суммы прибыли за счет:

- объема реализации продукции


 = П - П= 521661,12 - 543397 = -21735,88 тыс. руб.;

- структуры товарной продукции

= П - П=519868,8 - 521661,12 = -1792,32 тыс. руб.;

- отпускных цен

= П - П= 1877192,2 - 519868,8 = +1357323,4 тыс. руб.;

- себестоимости реализованной продукции

= П - П= 509576 - 1877192,2 = - 1367616,2 тыс. руб.


Результаты расчетов показывают, что рост прибыли обусловлен в основном увеличением среднереализационных цен - за счет роста отпускных цен на 114,25 руб. прибыль увеличилась на 1357323,4 тыс. руб.

Снижение суммы прибыли на 21735,88 тыс. руб. способствовало уменьшение объема реализации продукции на 534,9 тыс. шт.

Изменение в структуре товарной продукции, т.е. уменьшение удельного веса рентабельных видов продукции привело снижнению прибыли на 1792,32 тыс.руб.

В связи с повышением себестоимости продукции на 115,12 руб. сумма прибыли уменьшилась 1367616,2 тыс. руб. Поскольку темпы роста себестоимости на продукцию предприятия были выше темпов роста ее среднереализационных цен, то в целом динамика прибыли отрицательна.

Совокупное влияние рассмотренных выше факторов составляет 33821 тыс. руб. Что отрицательно повлияло на прибыль, и в 2008 г. составила 509576 тыс.руб.


2.4 Оценка показателей рентабельности ОАО «Нефтекамскшина»


В системе показателей, характеризующих финансовое состояние и эффективность деятельности предприятия, ведущее место занимают показатели рентабельности.

Рентабельность - это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности. Экономическая сущность рентабельности может быть раскрыта только через характеристику системы показателей. Общий их смысл - определение суммы прибыли с одного рубля вложенного капитала [29, c. 35].

Показатели рентабельности представляют собой важные характеристики факторной среды формирования прибыли и дохода предприятия, поэтому они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия с различных позиций.

Анализ показателей рентабельности позволяет оценить текущую хозяйственную деятельность, вскрыть резервы повышения ее эффективности и разработать систему мер по использованию данных резервов [29, c. 38].

Анализ начинается расчета показателей рентабельности как в целом по предприятию, так и по отдельным видам продукции.

Рентабельность продукции в целом по предприятию составляет:

R(2007)== 9,4%; R(2008)=7,3%

Рентабельность оборота в целом по предприятию составляет:


R(2007)=8,6%; R(2008)=6,8%.


Рентабельность активов:


R(2007)=11,8%;


R(2008)= 11,6%.


Рентабельность собственного капитала:


R(2007)=54,1%; R(2008)==62,3%.


Рентабельность предприятия (производства):


R(2007)==14,3%;

R(2008)== 11,6%.


Рассчитанные показатели сведем в таблицу 2.5.


Таблица 2.5 - Расчет показателей рентабельности

Показатель

2007 г.

2008 г.

Отклонение (+, -)

Рентабельность продукции, %

9,4

7,3

-2,1

Рентабельность оборота (реализации),%

8,6

6,8

-1,8

Рентабельность активов, %

11,8

11,6

-0,2

Рентабельность собственного капитала, %

54,1

62,3

+8,2

Рентабельность предприятия (производства), %

14,3

11,6

- 3,3


После анализа полученных данных можно сделать следующие выводы. Показатели рентабельности продукции и рентабельности оборота, рентабельность активов рассчитанные в целом по предприятию, недостаточно высокие, кроме того, произошло снижение уровня данных показателей. Необходимо также обратить внимание на высокие показатели рентабельности собственного капитала. Рентабельность производства рассматриваемого предприятия по сравнению с 2007 г. снизилась на 3,3%

Следующим этапом анализа является изучение факторов, влияющих на величину рентабельности. Для этого необходимо провести факторный анализ рентабельности продукции и рентабельности оборота.

Уровень рентабельности продукции, исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.

Факторная модель этого показателя имеет следующий вид:


R= (2.3)


Расчет влияния факторов первого уровня на изменение рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепной подстановки:


R=== 9,4%;

R==*=9,4%;

R===9,4%;

R==33,9%

R==7,4%.

R= R - R = 7,4- 9,4= - 2%;

= R- R = 9,4 - 9,4= 0;

= R- R=9,4 - 9,4= 0;

= R- R= 33,9 - 9,4= +24,5%;

= R- R= 7,4 - 33,9= - 26,5%.


Полученные результаты свидетельствуют, что уровень рентабельности, исчисленный в целом по предприятию, понизился на 2%. На снижение рентабельности повлияло увеличение себестоимости реализованной продукции. Однако, рост среднереализационных цен на 114,25 руб. вызвал увеличение уровня рентабельности на 24,5%.

Примерно таким же образом производится факторный анализ рентабельности оборота. Детерминированная модель этого показателя, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид:


R =. (2.4)


Зная, из-за каких факторов изменилась прибыль и выручка от реализации продукции, можно узнать их влияние на изменение уровня рентабельности, последовательно заменяя базовый уровень каждого фактора данной модели на фактический отчетного периода.


R==*100%=8,6%;

R==*100%=8,6%;

R*100%=8,6%;

R=*100%=31%;

R==*100%=6,8%.


Изменение уровня рентабельности за счет влияния факторов.


= R- R = 8,6- 8,6= 0;

= R- R=8,6- 8,6= 0;

= R- R= 31- 8,6= +22,4%;

= R- R= 6,8 - 31= -24,2%;

R= R - R= 6,8 - 8,6= - 1,8%.


По рассчитанным показателям можно сделать вывод, что рентабельность оборота снизилась по сравнению с прошлым годом на 1,8%. Это связано с ростом себестоимости товарной продукции.


3 Основные направления улучшения финансовых результатов

деятельности предприятия

3.1 Зарубежный опыт анализа финансовых результатов предприятия

Методика анализа прибыли и рентабельности зависит от полноты включения затрат в себестоимость, также наличия раздельного учета переменных и постоянных затрат. Этой задаче служит классическая система директ-костинг, которая является атрибутом рыночной экономики.

Наиболее важные аналитические возможности системы директ-костинг следующие: оптимизация прибыли и ассортимента выпускаемой продукции; определение цены на новую продукцию, расчет вариантов изменения производственной мощности предприятия; оценка эффективности производства (приобретения) полуфабрикатов; оценка эффективности принятия дополнительного заказа, замены оборудования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.