Величина чистая прибыли зависит от
факторов изменения общей суммы брутто-прибыли и факторов, определяющих удельный
вес чистой прибыли в общей сумме прибыли, а именно доли налогов, экономических
санкций и др. На основании данных Приложения А(отчета о прибылях и убытках-
формы №2) определим сумму чистой прибыли (таблица 2.2).
Таблица 2.2 - Определение суммы
чистой прибыли ОАО «Нефтекамскшина» за 2007 - 2008 гг.
Показатель
|
Уровень показателя, тыс. руб.
|
Отклонение
|
Удельный вес в общей сумме прибыли, %
|
Отклонение
|
|
2007 г.
|
2008 г.
|
|
2007 г.
|
2008 г.
|
|
1 Общая сумма брутто-прибыли
|
174779
|
-76521
|
-251300
|
100,0
|
100,0
|
─
|
2 Проценты к уплате
|
496
|
5759
|
+5263
|
0,28
|
-7,53
|
-7,81
|
3 Прибыль до налогообложения
|
174283
|
-82280
|
-256563
|
99,72
|
107,53
|
7,81
|
4 Налог на прибыль и иные аналогичные платежи
|
208847
|
101165
|
-107682
|
119,49
|
-132,2
|
-251,69
|
5 Чрезвычайные доходы и расходы
|
─
|
─
|
─
|
─
|
─
|
─
|
6 Чистая прибыль
|
-34564
|
-183445
|
-148881
|
-19,78
|
-208,37
|
-188,29
|
Таким образом, по данным таблицы 2.2
видно, что фактическая сумма чистой прибыли 2008 года меньше суммы прибыли 2007
года на 148881 тыс. руб. Анализ структуры и динамики финансовых результатов за
период 2007 - 2008 гг. позволил дать общую оценку изменения прибыли ОАО
«Нефтекамскшина».
Из приведенного анализа финансовых
результатов следует, что одним из определяющих факторов формирования прибыли
оказался рост выручки от реализации в 2008 году на 17,15 %. Также на изменение
прибыли положительно повлияло сотрудничество с другими предприятиями и о доходы
от этого, составили 81 тыс. рублей или 42,63 %.
2.3 Факторный анализ
прибыли предприятия
Показатель прибыли от реализации
формируется под воздействием многих факторов. В связи с этим при анализе важно
всесторонне изучить факторы, на нее влияющие, определить степень влияния
каждого из них.
Для определения суммы прибыли и
последующих расчетов использованы следующие исходные данные предприятия,
приведенные в таблице 2.3.
Таблица 2.3 - Данные для расчета
прибыли предприятия
Показатель
|
2007 г.
|
2008 г.
|
Отклонение
|
Объем реализации, тыс.шт. (VРП)
|
12414,9
|
11880
|
-534,9
|
Средняя цена ед. продукции, руб. (Ц)
|
509,42
|
623,67
|
+114,25
|
Средняя себестоимость, руб. (С)
|
465,66
|
580,78
|
+115,12
|
Формализованный расчет прибыли от
реализации продукции можно представить в виде:
П = VРП * (Ц-С). (2.1)
Для того чтобы проанализировать прибыль от реализации продукции
(работ, услуг) необходимо дать общую оценку изменения прибыли:
(2.2)
Затем необходимо определить количественное влияние изменения
факторов на величину прибыли от реализации продукции[14 c. 168].
Расчет влияния факторов на сумму прибыли можно выполнить способом
цепной подстановки, используя данные, приведены в таблице 2.4.
Таблица 2.4 - Исходные данные для факторного анализа прибыли от
реализации продукции, тыс. руб.
Показатель
|
Базовый период (2007г.)
|
Данные базового периода, пересчитанные на объем продаж отчетного
периода
|
Отчетный период (2008г.)
|
Выручка (нетто) от реализации продукции, товаров, услуг (В)
= 6324459
=
6051909,6
Полная себестоимость реализованной продукции (З) = 5781062
=
5532040,8
= 6899657
|
|
|
|
Прибыль (П)= (В)- (З)
|
543397
|
519868,8
|
509576
|
Для анализа прибыли от реализации в
целом по предприятию рассчитываются следующие показатели:
Сумма прибыли 2007 года:
П= - = 6324459 -
5781062= 543397 тыс. руб.
Сумма прибыли при фактическом объеме
продаж и базовой величине остальных факторов:
I==0,96
П=
П*
I=
543397*0,96 = 521661,12 тыс. руб.
Сумма прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной
продукции, но при базовом уровне себестоимости и цен:
П= -=6051909,6 -
5532040,8=
= 519868,8 тыс. руб.
Сумма прибыли при фактическом объеме реализации, структуре и
ценах, но при базовом уровне себестоимости продукции:
П=-=7409233 -
5532040,8=
=1877192,2 тыс. руб.
Сумма прибыли за 2008 год:
П=-=7409233-6899657=509576
тыс. руб.
Определяем общее изменение прибыли
от реализации продукции:
= П - П= 509576 - 543397
= - 33821 тыс. руб.
Далее необходимо определить изменение прибыли за счет влияния
факторов.
Изменение суммы прибыли за счет:
- объема реализации продукции
= П - П= 521661,12 -
543397 = -21735,88 тыс. руб.;
- структуры товарной продукции
= П - П=519868,8 -
521661,12 = -1792,32 тыс. руб.;
- отпускных цен
= П - П= 1877192,2 -
519868,8 = +1357323,4 тыс. руб.;
- себестоимости реализованной продукции
= П - П= 509576 -
1877192,2 = - 1367616,2 тыс. руб.
Результаты расчетов показывают, что рост прибыли обусловлен в
основном увеличением среднереализационных цен - за счет роста отпускных цен на
114,25 руб. прибыль увеличилась на 1357323,4 тыс. руб.
Снижение суммы прибыли на 21735,88 тыс. руб. способствовало
уменьшение объема реализации продукции на 534,9 тыс. шт.
Изменение в структуре товарной продукции, т.е. уменьшение
удельного веса рентабельных видов продукции привело снижнению прибыли на 1792,32
тыс.руб.
В связи с повышением себестоимости продукции на 115,12 руб. сумма
прибыли уменьшилась 1367616,2 тыс. руб. Поскольку темпы роста себестоимости на
продукцию предприятия были выше темпов роста ее среднереализационных цен, то в
целом динамика прибыли отрицательна.
Совокупное влияние рассмотренных выше факторов составляет 33821
тыс. руб. Что отрицательно повлияло на прибыль, и в 2008 г. составила 509576
тыс.руб.
2.4 Оценка показателей
рентабельности ОАО «Нефтекамскшина»
В системе показателей, характеризующих
финансовое состояние и эффективность деятельности предприятия, ведущее место
занимают показатели рентабельности.
Рентабельность - это относительный
показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности
характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных
направлений деятельности. Экономическая сущность рентабельности может быть
раскрыта только через характеристику системы показателей. Общий их смысл -
определение суммы прибыли с одного рубля вложенного капитала [29, c. 35].
Показатели рентабельности
представляют собой важные характеристики факторной среды формирования прибыли и
дохода предприятия, поэтому они являются обязательными элементами
сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия с различных
позиций.
Анализ показателей рентабельности
позволяет оценить текущую хозяйственную деятельность, вскрыть резервы повышения
ее эффективности и разработать систему мер по использованию данных резервов
[29, c. 38].
Анализ начинается расчета
показателей рентабельности как в целом по предприятию, так и по отдельным видам
продукции.
Рентабельность продукции в целом по предприятию составляет:
R(2007)== 9,4%; R(2008)=7,3%
Рентабельность оборота в целом по предприятию составляет:
R(2007)=8,6%; R(2008)=6,8%.
Рентабельность активов:
R(2007)=11,8%;
R(2008)= 11,6%.
Рентабельность собственного капитала:
R(2007)=54,1%; R(2008)==62,3%.
Рентабельность предприятия (производства):
R(2007)==14,3%;
R(2008)== 11,6%.
Рассчитанные показатели сведем в таблицу 2.5.
Таблица 2.5 - Расчет показателей рентабельности
Показатель
|
2007 г.
|
2008 г.
|
Отклонение (+, -)
|
Рентабельность продукции, %
|
9,4
|
7,3
|
-2,1
|
Рентабельность оборота (реализации),%
|
8,6
|
6,8
|
-1,8
|
Рентабельность активов, %
|
11,8
|
11,6
|
-0,2
|
Рентабельность собственного капитала, %
|
54,1
|
62,3
|
+8,2
|
Рентабельность предприятия (производства), %
|
14,3
|
11,6
|
- 3,3
|
После анализа полученных данных
можно сделать следующие выводы. Показатели рентабельности продукции и
рентабельности оборота, рентабельность активов рассчитанные в целом по
предприятию, недостаточно высокие, кроме того, произошло снижение уровня данных
показателей. Необходимо также обратить внимание на высокие показатели
рентабельности собственного капитала. Рентабельность производства
рассматриваемого предприятия по сравнению с 2007 г. снизилась на 3,3%
Следующим этапом анализа является
изучение факторов, влияющих на величину рентабельности. Для этого необходимо
провести факторный анализ рентабельности продукции и рентабельности оборота.
Уровень рентабельности
продукции, исчисленный в целом по предприятию,
зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры
реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.
Факторная модель этого показателя
имеет следующий вид:
R= (2.3)
Расчет влияния факторов первого уровня на изменение рентабельности
в целом по предприятию можно выполнить способом цепной подстановки:
R===
9,4%;
R==*=9,4%;
R===9,4%;
R==33,9%
R==7,4%.
R=
R
- R
= 7,4- 9,4= - 2%;
=
R-
R
= 9,4 - 9,4= 0;
= R- R=9,4 - 9,4= 0;
= R- R= 33,9 - 9,4=
+24,5%;
= R- R= 7,4 - 33,9= -
26,5%.
Полученные результаты свидетельствуют, что уровень рентабельности,
исчисленный в целом по предприятию, понизился на 2%. На снижение рентабельности
повлияло увеличение себестоимости реализованной продукции. Однако, рост
среднереализационных цен на 114,25 руб. вызвал увеличение уровня рентабельности
на 24,5%.
Примерно таким же образом производится факторный анализ
рентабельности оборота. Детерминированная модель этого показателя,
исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид:
R =. (2.4)
Зная, из-за каких факторов изменилась прибыль и выручка от
реализации продукции, можно узнать их влияние на изменение уровня
рентабельности, последовательно заменяя базовый уровень каждого фактора данной
модели на фактический отчетного периода.
R==*100%=8,6%;
R==*100%=8,6%;
R*100%=8,6%;
R=*100%=31%;
R==*100%=6,8%.
Изменение уровня рентабельности за счет влияния факторов.
=
R-
R
= 8,6- 8,6= 0;
=
R-
R=8,6-
8,6= 0;
=
R-
R=
31- 8,6= +22,4%;
=
R-
R=
6,8 - 31= -24,2%;
R=
R
- R=
6,8 - 8,6= - 1,8%.
По рассчитанным показателям можно сделать вывод, что
рентабельность оборота снизилась по сравнению с прошлым годом на 1,8%. Это
связано с ростом себестоимости товарной продукции.
3 Основные направления
улучшения финансовых результатов
деятельности предприятия
3.1 Зарубежный опыт
анализа финансовых результатов предприятия
Методика анализа
прибыли и рентабельности зависит от полноты включения затрат в себестоимость,
также наличия раздельного учета переменных и постоянных затрат. Этой задаче
служит классическая система директ-костинг, которая является атрибутом рыночной
экономики.
Наиболее важные
аналитические возможности системы директ-костинг следующие: оптимизация прибыли
и ассортимента выпускаемой продукции; определение цены на новую продукцию,
расчет вариантов изменения производственной мощности предприятия; оценка
эффективности производства (приобретения) полуфабрикатов; оценка эффективности
принятия дополнительного заказа, замены оборудования.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|