В 2008 году наблюдается рост
производительности труда по предоставлению услуг на 20,1%, по выручке от продаж
на 20,2% по сравнению с предыдущим годом. Рост производительности труда по
сравнению с соответствующим периодом 2007 года был обеспечен в результате роста
доходов.
1.7 Анализ себестоимости производства услуг связи
Себестоимость производства услуг
связи является одним из важнейших экономических показателей деятельности
предприятия связи и характеризует в денежной форме расходы предприятия на
производство и реализацию услуг. Эти расходы показывают, во что обходится предприятию
создание услуг связи и какие для этого необходимы трудовые, материальные и
денежные ресурсы.
Себестоимость - это показатель,
характеризующий расходы предприятия в расчете на единицу создаваемых услуг в
стоимостном выражении. Снижение себестоимости служит условием роста прибыли и
повышения эффективности работы предприятия и создает экономическую предпосылку
для снижения цен и тарифов на услуги.
На предприятиях связи исчисляется
укрупненный стоимостной показатель - себестоимость 100 рублей выручки.
Экономический смысл показателя состоит в определении текущих затрат для
получения 100 руб. доходов:
С = З/Д *100 , где З - затраты
(расходы);
Д - доходы от услуг связи;
С - себестоимость 100 руб. доходов.
Себестоимость услуг связи
определяется затратами, которые представлены в таблице 1.18.
Таблица 1.18. Анализ себестоимости
производства услуг связи за 2007 - 2008 гг.
№ п/п
|
Статьи затрат
|
Затраты, тыс. руб.
|
Темпы изменения, %
|
|
|
2007
|
2008
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1
|
Фонд оплаты труда
|
14160,7
|
16120,3
|
113,8
|
2
|
Отчисления на социальные
нужды
|
3710
|
4208,3
|
113,4
|
3
|
Амортизация
|
1030
|
1432
|
139,1
|
4
|
Материалы, з/части
|
1722,6
|
1872
|
108,7
|
5
|
Перевозка почты
|
1843
|
200,3
|
108,5
|
6
|
Прочие расходы
|
718,2
|
1018,1
|
141,7
|
|
Производственные затраты
|
23184,5
|
26651
|
115
|
В целом по Богородскому почтамту
сумма общих производственных затрат возросла на 15%.
Темп прироста расходов по статье
«Фонд оплаты труда» в 2008 году по сравнению с 2007 годом составил 23,1%. Это
связано с повышением заработной платы работникам, в связи с инфляционными
процессами в стране и низкой оплатой труда работников почтамта. Соответственно
возросли и эксплуатационные расходы по статье «Отчисления на социальные нужды»
на 13,4%. «Амортизационные отчисления» увеличились на 39,1%. Увеличение затрат
по статье «Материалы» на 8,7% обусловлено проведением в 2008 году строительных
работ, выполненных собственными силами. По статье «Перевозка почты» затраты
увеличились на 8,5% из-за повышения тарифов на бензин и увеличение пробега
транспорта за счет удлинения маршрутов. По статье «Прочие расходы» увеличение
составило 41,7% за счет изношенности принтеров на рабочих местах, ксероксов. В
основном техника выработала свой ресурс и нуждается в замене.
Анализ расходов на производство и
реализацию услуг связи представлен Диаграммой 5.
Диаграмма 5
Рассмотрим удельный вес
каждой статьи в общей сумме расходов. Анализ структуры показывает, где в первую
очередь следует искать резервы для дальнейшего снижения себестоимости.
Структура расходов на производство и реализацию услуг представлена в таблице
1.19 и диаграмме 6,7.
Таблица 1.19 Анализ
структуры себестоимости производства услуг связи по Богородскому почтамту за
2007 - 2008 годы.
№ п/п
|
Статьи затрат
|
Структура, %
|
Изменения в структуре
|
|
|
2006
|
2007
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1
|
Фонд оплаты труда
|
61,1
|
60,5
|
-0,9
|
2
|
Отчисления на социальные
нужды
|
16,0
|
15,8
|
-0,2
|
3
|
Амортизация
|
4,5
|
5,4
|
+0,9
|
4
|
Материалы, запчасти
|
7,4
|
7,0
|
-0,4
|
5
|
Перевозка почты
|
7,9
|
7,5
|
-0,4
|
6
|
Прочие расходы
|
3,1
|
3,8
|
+0,7
|
|
Всего
|
100,0
|
100,0
|
-
|
Структура расходов за 2007-2008 годы представлена в Диаграмме
6и7.
Диаграмма 6
Диаграмма 7
В 2008 году наблюдается рост
производительности труда по предоставлению услуг на 20,1%, по выручке от продаж
на 20,2% по сравнению с предыдущим годом. Рост производительности труда по
сравнению с соответствующим периодом 2007 года был обеспечен в результате роста
доходов.
Проанализируем динамику себестоимости
услуг Богородского почтамта на основе приведенных данных в таблице 1.20
Таблица 1.20 Анализ себестоимости
услуг связи Богородского почтамта за 2007-2008 гг.
№ п/п
|
Наименование показателей
|
Отчетные данные, тыс.
руб.
|
Темпы изменения, %
|
|
|
2007
|
2008
|
|
1.
|
Выручка от продаж
|
24745,1
|
28619,8
|
115,7
|
2.
|
Себестоимость производства
услуг связи
|
23184,5
|
26651
|
115
|
3.
|
Себестоимость 100 руб.
выручки, руб.
|
93,7
|
93,1
|
99,4
|
В 2008 году наблюдается рост
производительности труда по предоставлению услуг на 20,1%, по выручке от продаж
на 20,2% по сравнению с предыдущим годом. Рост производительности труда по
сравнению с соответствующим периодом 2007 года был обеспечен в результате роста
доходов. Как видно из таблицы 1.20, в целом себестоимость на 100 рублей выручки
в 2008 году по сравнению с предыдущим снизилась на 0,6%. Снижение себестоимости
по сравнению с предыдущим годом обеспечено за счет опережающих темпов роста
выручки по сравнению с темпом роста затрат на производство и предоставление
услуг.
1.8 Анализ прибыли и рентабельности
Показатели прибыли и рентабельности
являются важнейшими обобщающими показателями предприятия, характеризующие
эффективность работы. Прибыль - это главный источник экономического
стимулирования производства. За счет прибыли предприятия связи производят
платежи в бюджет, т.е. вносят плату за производственные фонды и уплачивают
банкам проценты за предоставляемый кредит. Прибыль предприятий связи от
реализации услуг определяется как разность между доходами и эксплуатационными
расходами предприятия. Показатель рентабельности позволяет оценить, какую прибыль
имеет предприятие с каждого вложенного рубля средств. Рассмотрим прибыль и
рентабельность услуг в таблице 1.21
Таблица 1.21 Анализ прибыли и
рентабельности почтамта за 2007 - 2008 годы.
№ п/п
|
Наименование показателей
|
Абсолютные данные
|
Темпы изменения, %
|
|
|
2007
|
2008
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1.
|
Выручка от продаж, тыс.
руб.
|
24745,1
|
28619,8
|
115,7
|
2.
|
Производственные затраты,
тыс.руб.
|
23184,5
|
26651
|
115
|
3.
|
Прибыль от продаж, тыс.руб.
|
1560,6
|
1968,8
|
126,2
|
4.
|
Рентабельность затрат (по
прибыли от продаж), %
|
6,7
|
7,4
|
+0,7
|
Как видно из таблицы 1.21, увеличение
выручки от продаж на 15,7% и затрат на производство и предоставление услуг на
115% способствовали увеличению в 2008 году валовой прибыли на 26,2%.
Рентабельность затрат в 2008 году по
сравнению с предыдущим годом увеличилась на 0,7 пунктов и составила 26,2%.
В целом наблюдается рост прибыли и
рентабельности, что дает предпосылки для дальнейшего развития сети связи,
расширения и активизации существующих и новых услуг связи, улучшения качества и
культуры обслуживания, роста производительности труда и снижения себестоимости
услуг.
1.9
Оценка экономического потенциала
Успешное развитие предприятия во
многом определяется наличием экономического потенциала и эффективностью его
использования. Под экономическим потенциалом понимается совокупность резервов,
имеющихся в распоряжении предприятия и способности его сотрудников к
использованию ресурсов с целью создания услуг и получения соответствующей
прибыли.
Анализ экономического состояния
Богородского почтамта за 2007 - 2008 годы показывает, что несмотря на
переживаемые трудности, почтамт достиг положительного экономического и
финансового результата. Для обеспечения этого результата работниками почтамта
проводилась целенаправленная работа по сокращению затрат и увеличению доходов.
Как положительное явление следует
рассматривать тот факт, что при росте прибыли и повышении рентабельности
происходит улучшение показателей качества работы Богородского почтамта.
Снижение количества жалоб, санкций за брак в работе и нарушений норм качества,
увеличения обоснованных жалоб является одним из важнейших показателей почтовой
связи, деятельность которой направлена на предоставление услуг высокого
качества.
Таким образом, результаты работы
почтамта в значительной степени зависят от своевременного внедрения намечаемых
организационно-технических мероприятий, направленных как на повышение качества
предоставляемых услуг, так и повышение эффективности использования
экономического потенциала предприятия.
В таблице 1.22 приводится сводный
анализ деятельности почтамта по основным обобщающим показателям. Рассмотрение
показателей в динамике характеризует эффективность внедряемой реформы
управления, основанной на рыночных отношениях.
Таблица 1.22 Основные экономические показатели
производственно - хозяйственной деятельности Богородского почтамта за 2007-
2008годы.
№ п/п
|
Наименование показателей
|
Ед. изм.
|
Отчетные данные
|
Темпы изменения, %
|
|
|
|
2007
|
2008
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
1
|
Выручка от продаж
|
Тыс. руб.
|
24745,1
|
28619,8
|
115,7
|
2
|
Доходы от услуг связи
|
Тыс.руб.
|
16719
|
19330,8
|
115,6
|
3
|
Доходы от нетрадиционной
деятельности
|
Тыс.руб.
|
8026,1
|
9289,0
|
115,7
|
4
|
Производственные затраты
|
Тыс. руб.
|
23184,5
|
26651,0
|
115
|
5
|
Среднемесячная заработная
плата
|
Руб.
|
5749,0
|
6800,0
|
118,3
|
6
|
Фондоотдача
|
Руб./руб.
|
3,92
|
3,91
|
99,7
|
7
|
Фондоемкость
|
Руб./руб.
|
0,25
|
0,26
|
104,0
|
8
|
Фондовооруженность
|
Тыс. руб./чел.
|
22,8
|
27,4
|
120,2
|
9
|
Себестоимость 100 руб.
доходов
|
Руб./100 руб.
|
93,7
|
93,1
|
99,4
|
10
|
Производительность труда по
предоставлению услуг связи
|
Тыс. руб./чел
|
89,4
|
107,4
|
120,1
|
11
|
Производительность труда по
выручке от продаж
|
Тыс. руб./чел
|
132,3
|
159
|
120,2
|
12
|
Прибыль от продаж
|
Тыс. руб.
|
1560,6
|
1968,8
|
126,2
|
13
|
Рентабельность затрат
|
%
|
6,7
|
7,4
|
+0,7
|
|
|
|
|
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|