рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Анализ кредитоспособности предприятия АО "Жарасым"

4. Отношение объема продаж к стоимости основных средств. Этот показатель оценивает эффективность использования зданий, сооружений, машин, оборудования. Если уровень его высок, это может означать одно из двух:

а) предприятие действительно эффективно использует основные средства в целях обеспечения больших объемов продаж;

б) производство, которым занимается предприятие, характеризуется высокой трудоемкостью, а не капиталоемкостью.

5. Отношение дохода от реализации к чистым текущим активам. Чистые текущие активы - это оборотные активы за вычетом краткосрочных обязательств предприятия. Показывает эффективность использования оборотных активов. Высокий уровень этого показателя благоприятно характеризует кредитоспособность предприятия. Однако в случаях, когда он очень высок или очень быстро увеличивается, можно предположить, что деятельность ведется в размерах, не соответствующих стоимости оборотных активов

6. Отношение дохода от реализации к собственному капиталу (капиталу и резервам). Это оборачиваемость собственных источников средств.

7. Отношение дохода от реализации к запасам. Показатель дает приблизительное определение периода, на который запасы необходимы (например, значение его, равное 4:1, по годовому балансу указывает на трехмесячный оборот запасов). Высокий уровень показателя свидетельствует о быстрой оборачиваемости запасов. В большинстве случаев рост этого показателя положительно характеризует кредитоспособность, а снижение - отрицательно.

8. Отношение основных средств к стоимости активов. Основные средства - производственный потенциал предприятия, в результате использования которого формируется тот или иной объем продаж. Следует иметь в виду, что высокая доля основных средств в активах может привести к снижению мобильности последних, что ставит под угрозу платежеспособность предприятия.

9. Отношение запасов к чистым текущим активам. Это оценка уровня оборотного капитала, связанного в производственных запасах, незавершенном производстве, готовой продукции. Рост показателя может означать накопление устаревших запасов или трудности в сбыте продукции.

10. Отношение краткосрочной задолженности к капиталу и резервам. Если краткосрочная задолженность в несколько раз меньше собственного капитала, то можно расплатиться со всеми кредиторами полностью.

11. Отношение дебиторской задолженности к доходу от реализации. Этот показатель дает представление о величине среднего периода времени, затрачиваемого на получение причитающихся с покупателей денег. Например, отношение 1:4 означает трехмесячный срок погашения дебиторской задолженности. Ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности, т. е. снижение показателя, можно рассматривать как признак повышения кредитоспособности предприятия, поскольку долги покупателей быстрее превращаются в деньги. В идеальном случае, когда все продажи оплачиваются в момент их свершения, показатель равен нулю.

12. Отношение оборотных активов к краткосрочной задолженности. Этот показатель является коэффициентом текущей ликвидности, о котором подробно говорилось выше.

13. Отношение ликвидных активов к краткосрочной задолженности предприятия. Под ликвидными активами подразумеваются оборотные активы за вычетом запасов и других позиций, которые нельзя немедленно обратить в деньги. Этот показатель близок по содержанию к рассмотренному выше общему коэффициенту покрытия.

Рассмотренные 13 показателей кредитоспособности призваны детально и всесторонне оценить состояние предприятия. Однако, как правило, оценка по большому количеству показателей приводит к противоречивым выводам. Одни показатели могут улучшаться, другие - ухудшаться под влиянием многообразных факторов, не всегда зависящих от качества деятельности предприятия. Поэтому обычно выделяют из всего круга оценочных показателей ключевые показатели.

Ключевыми показателями для оценки кредитоспособности предприятия являются:

1.Отношение объема реализации к чистым текущим активам.

2.Отношение объема реализации к собственному капиталу.

3.Отношение краткосрочной задолженности к собственному капиталу.

4.Отношение дебиторской задолженности к доходу от реализации.

5.Отношение ликвидных активов к краткосрочной задолженности предприятия.

Для каждого из этих показателей фиксируются четыре уровня. Интервалы между ними назовем классами.

Классность нормы выручки от реализации (первые два ключевых показателя). К первому классу относятся все предприятия, удовлетворяющие нормативным ограничениям >=0,7. Второй класс определяется на промежутке [0,2;0,7]. Третьему классу удовлетворяют условия = 0,2. Для четвертого класса последнее ограничение обратно, то есть <0,2.

Аналогична классность нормы ликвидности (пятый ключевой показатель): I класс >1, II класс [0,2;1], III класс <0,2 и если предполагается изменение нормы за период, IV класс <0,2 и если изменение нормы за период отрицательно.

Классность норм покрытия (третий ключевой показатель): I класс >= 3, II класс - [2;3], III класс <2 и если предполагается изменение нормы за период, IV класс <2 и если изменение нормы за период отрицательно.

Для того чтобы оценить кредитоспособность, рассчитывается промежуточный показатель классности ключевых показателей.


 (9),


где К - классы вышеперечисленных пяти основных ключевых показателей;

Ппк - промежуточный показатель классности.

В результате расчета промежуточного показателя классности получается распределение по четырем классам:

I класс. Предприятие способно погасить все срочные обязательства за счет мобильных средств, то есть в кратчайшие сроки, в том числе и за отчет денежных средств не менее чем на 70%.

II класс. Привлекая быстромобилизуемые активы, предприятие может погасить от 80 до 100% срочных обязательств, в том числе от 20 до 70% путем прямого перечисления денежных средств.

III класс. Привлечение всех быстрореализуемых активов позволяет покрыть менее 80% краткосрочной задолженности, что означает значительные трудности при расчетах с кредиторами. Однако у предприятия есть возможность восстановить свою платежеспособность.

IV класс. Предприятие находится под угрозой кризиса и банкротства, ярко выражена тенденция к ухудшению финансового состояния.

Такова система показателей для оценки кредитоспособности предприятия. Анализ всех рассмотренных выше показателей позволяет выявить реальную возможность предприятия взять кредит и своевременно рассчитываться по его погашению. Умение правильно их исчислять, анализировать и определять влияние различных факторов на изменение их уровня позволит полнее выявить резервы повышения эффективности производства, разработать рекомендации по устранению выявленных недостатков, оздоровлению и укреплению его финансового положения.


1.3 Роль и методы финансового анализа в выявлении реальной кредитоспособности предприятия


В условиях рыночных отношений исключительно велика роль анализа финансового состояния предприятия. Это связано с тем, что предприятия приобретают самостоятельность и несут полную ответственность за результаты своей производственно - предпринимательской деятельности перед собственниками и работниками.

Финансовый анализ представляет собой процесс, основанный на изучении данных о финансовом состоянии и результатах деятельности предприятия в прошлом с целью оценки перспективы его развития.

Финансовый анализ на предприятии состоит из собственно анализа (от греческого «analysis») - логических приемов определения понятия финансов предприятия, когда это понятие разлагают по признакам на составные части, чтобы таким образом сделать познание его ясным в полном его объеме, синтеза (от греческого - «synthesis») - соединения ранее разложенных элементов изучаемого объекта в единое целое и выработки мер по улучшению финансового состояния предприятия. [10,C.693]

Таким образом, финансовый анализ - это способ накопления, трансформации и использования информации финансового характера, имеющий целью:

-    оценить текущее и перспективное финансовое состояние предприятия;

-        оценить возможные и целесообразные темпы развития предприятия с позиций финансового их обеспечения;

-        выявить доступные источники средств и оценить возможность и целесообразность их мобилизации;

-    спрогнозировать положение предприятия на рынке капиталов.

Целью финансового анализа является наглядная и простая оценка финансового благополучия и динамики развития предприятия. Следовательно, финансовый анализ играет огромную роль в исследовании деятельности предприятия, что он является существенным элементом финансового менеджмента. Практически все пользователи финансовых отчетов предприятий используют его для принятия решений по оптимизации своих интересов.

Предметом финансового анализа являются финансовые ресурсы и их потоки.

По субъектам проведения финансовый анализ разделяется на внешний и внутренний. Внешний финансовый анализ проводится сторонними организациями, как правило, аудиторскими фирмами. С одной стороны внешний анализ менее детализирован и более формализован, с другой более объективен и проводится более квалифицированными специалистами. Информационная база внутреннего финансового анализа гораздо шире, что позволяет учитывать всю внутреннюю информацию, недоступную для внешних аналитиков, но с другой стороны внутренний анализ более субъективен. В настоящее время он осуществляется работниками предприятия, чаще всего не подготовленными для этой работы. На самом деле основными исполнителями финансового анализа на предприятии должны быть финансовые менеджеры.

Детализация процедурной стороны анализа финансового состояния зависит от поставленных целей, а также различных - факторов информационного, временного, методического, кадрового и технического обеспечения. Логика аналитической работы предполагает ее организацию в виде двухмодульной структуры:

-  экспресс-анализ финансового состояния;

-       детализированный анализ финансового состояния.

Экспресс-анализ целесообразно выполнять в три этапа: подготовительный этап, предварительный обзор бухгалтерской отчетности, экономическое чтение и анализ отчетности.

Цель первого этапа - принять решение о целесообразности анализа финансовой отчетности и убедиться в ее готовности к чтению.

Проверка готовности отчетности к чтению носит менее ответственный и в определенной степени технический характер. Эту работу часто приходится делать, работая с отчетностью небольших предприятий, где нет достаточной культуры и традиций подготовки годового отчета.

Здесь проводится визуальная и простейшая счетная проверка отчетности по формальным признакам и по существу: определяется наличие всех необходимых форм и приложений, реквизитов и подписей; выверяется правильность и ясность заполнения отчетных форм; проверяются валюта баланса и все промежуточные итоги; проверяются взаимная увязка показателей отчетных форм и основные контрольные соотношения между ними и т. п.

Финансовая отчетность представляет собой комплекс взаимоувязанных показателей финансово-хозяйственной деятельности за отчетный период, состоящий из баланса предприятия, отчета о доходах и расходах, отчета о движении денег, отчета об изменениях в собственном капитале, пояснительной записки.

Отчетным формам присуща как логическая, так и информационная взаимосвязь. Суть логической связи состоит во взаимодополнении и взаимной корреспонденции отчетных форм, их разделов и статей. Некоторые наиболее важные балансовые статьи расшифровываются в сопутствующих формах. Расшифровку других показателей при необходимости можно найти в аналитическом учете.

Цель второго этапа - ознакомление с пояснительной запиской к балансу. Это необходимо для того, чтобы оценить условия работы в отчетном периоде, определить тенденции основных показателей деятельности, а также качественные изменения в имущественном и финансовом положении хозяйствующего субъекта. Составляя первое представление о динамике приведенных в отчетности и пояснительной записке данных, необходимо o6ращать внимание на алгоритмы расчета основных показателей. Поскольку расчет некоторых аналитических показателей (например, рентабельность, доход на акцию, доля собственных оборотных средств и т.п.) может сопровождаться осознанным или неосознанным разночтением, многие западные фирмы приводят в соответствующем разделе годового отчета алгоритмы для некоторых показателей. Такую практику целесообразно использовать и в Казахстане.

Анализируя тенденции основных показателей, необходимо принимать во внимание влияние некоторых искажающих факторов, в частности инфляции. Кроме того, не стоит забывать, что и сам баланс, являясь основной отчетной и аналитической формой, не свободен от некоторых ограничений.

Третий этап - основной в экспресс-анализе; его цель - обобщенная оценка результатов хозяйственной деятельности и финансового состояния предприятия. Такой анализ проводится с той или иной степенью детализации в интересах различных пользователей.

Таким образом, только на основе финансового анализа, выявления сильных и слабых сторон в финансовом положении предприятия, в его производственно-хозяйственной деятельности можно наметить меры по его укреплению или выходу из сложившейся ситуации. Собственники анализируют финансовые отчеты для повышения доходности капитала, обеспечения стабильности положения фирмы. Кредиторы и инвесторы - чтобы минимизировать свои риски по займам и вкладам, Можно твердо говорить, что качество принимаемых решений целиком зависит от качества аналитического обоснования решения.






















Рисунок 1 - Схема анализа финансового состояния предприятия


Таким образом, судя по рисунку 1, основными задачами детализированного финансового анализа предприятия, работающего в условиях рыночной экономики, являются:

- общая оценка финансового положения предприятия и его изменения за отчетный период;

- оценка состава и структуры активов, их состояния и движения;

- оценка состава и структуры собственного капитала и обязательств, их состояния и движения;

- анализ показателей финансовой устойчивости предприятия и оценка изменения их уровня;

- анализ платежеспособности предприятия и ликвидности баланса;

- анализ абсолютных и относительных показателей доходности предприятия;

- анализ деловой активности и эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

- краткосрочное прогнозирование рыночной устойчивости предприятия и разработка его финансовой стратегии.

Практика финансового анализа выработала методику анализа финансовых отчетов. К методам финансового анализа относятся:

-    горизонтальный анализ финансовой отчетности;

-        вертикальный анализ итоговых финансовых показателей;

-        трендовый анализ;

-        анализ финансовых коэффициентов;

-        сравнительный анализ.

Исследование кредитоспособности предприятия проводится методом анализа финансовых коэффициентов. Данный метод представляет собой расчет отношений между отдельными показателями отчетности или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязи показателей.

В процессе анализа кредитоспособности на первоначальном этапе изучаются общие финансовые показатели предприятия, характеризующие его финансовую устойчивость, платежеспособность, а затем рассчитывается показатель кредитоспособности на основе финансовых норм.

Информационной базой анализа кредитоспособности является финансовая отчетность, состоящая из баланса предприятия, отчета о доходах и расходах, отчета о движении денег, отчета об изменениях в собственном капитале, пояснительной записки. Финансовая отчетность может также дополняться другими материалами, которые основаны на финансовых отчетах или получены из них и будут прочитаны вместе с ними. В пояснительной записке должно говориться о том, какой политике учета и отчетности следует данное предприятие, раскрывается другая важная информация в соответствии с потребностями пользователей финансовой отчетности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.