p> Разработка и исполнение бюджетов любого уровня представляет собой
чрезвычайно сложную процедуру, включающую его составление, рассмотрение,
утверждение, собственно исполнение, а также контроль за исполнением, что
получило название бюджетного процесса. Бюджетный процесс регулируется
Законом РФ "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ",
прочими законами РФ, законами республик в составе РФ, решениями
государственных представительных органов власти субъектов Федерации,
Правилами о порядке составления и исполнения бюджета, издаваемыми
Министерством финансов РФ на основе бюджетного законодательства. Бюджетный
процесс - не просто сложный, но и чрезвычайно длительный процесс. Его
составление и рассмотрение длится более года, год (с 1 января по 31
декабря) продолжается его исполнение, около полугода занимает составление
отчета об исполнении бюджета и его утверждение. Для завершение исполнения
бюджета, кроме бюджетного периода (финансового года) предоставляется еще и
льготный период, составляющий один месяц, в течение которого заканчиваются
операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета.
Действующей конституцией определен круг органов государственной власти,
участвующих в разработке и утверждении бюджета, а также в контроле за его
исполнением. Первым этапом бюджетного процесса является его составление
исполнительными органами власти. Составлению бюджета предшествует
разработка планов - прогнозов развития территорий и целевых программ, на
основе которых создается сводный финансовый баланс государства по
территории России (СФБ). В денежной форме он выражает социально-
экономическое развитие страны, позволяет полнее анализировать движение
стоимости общественного продукта и национального дохода, учитывать объем и
направления использования финансовых ресурсов. СФБ выражает финансовую
программу в общем виде, задача же бюджета - ее конкретное, развернутое
выражение. СФБ помогает органам исполнительной власти определять доходы
бюджета и постатейно разрабатывать его расходы. Непосредственная работа по
составлению проектов бюджетов проводится Министерством финансов РФ, а также
налоговыми и таможенными органами. При этом используются различные методы:
метод экономического анализа, позволяющий, на основе анализа выполнения
бюджета за прошлый год установить причины отклонений и соответствующем
образом откорректировать проектируемый бюджет; нормативный метод,
определяющий нормы всех статей расхода в общей сумме бюджета;
экстраполяционный метод, определяющий бюджетные показатели исходя из их
динамики за предыдущие годы. Полученные данные сообщаются вышестоящими
органами исполнительной власти непосредственно нижестоящим или
исполнительным органам власти в установленные сроки, обеспечивающие
утверждение бюджета до начала финансового года. Составленный и согласованный проект федерального бюджета РФ
Правительство РФ до 1 сентября вносит на рассмотрение в Государственную
Думу. Вместе с ним направляется ряд документов, отражающих прогнозы
социально-экономического развития страны на предстоящий период, направления
бюджетной и налоговой политики, федеральные целевые программы и т. п.
Одновременно в Государственную Думу вносятся проекты федеральных законов о
бюджетах государственных внебюджетных фондов. Следующая стадия бюджетного
процесса - его рассмотрение и утверждение в законодательных органах:
Федеральном Собрании (Парламенте) РФ, представительных органах субъектов
Федерации и местных самоуправлениях. Проект Федерального бюджета и
сопутствующие документы направляются в Комитет по бюджету, налогам, банкам
и финансам Государственной Думы для принятия бюджета к рассмотрению
Государственной Думой. Все материалы передаются Президенту РФ, Совету
Федерации, комитетам Думы и в Счетную палату. Получив заключения от
комитетов, Государственная Дума начинает рассмотрение бюджета в нескольких
чтениях. Принятый Госдумой бюджет по Конституции в течение пяти дней
передается на рассмотрение Совета Федерации. В случае его отклонения
Федеральным Собранием бюджет передается в Госдуму для повторного
голосования и считается принятым, если при повторном голосовании за него
проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов (ст. 105 Конституции
РФ).Принятый Федеральный закон о бюджете в течение пяти дней направляется
Президенту РФ для подписания. После этого начинается непосредственное
исполнение бюджета, организуемое Кабинетом министров РФ по согласованию с
нижестоящими исполнительными органами. Важнейшая задача исполнения бюджета
- обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других
платежей и доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование
мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм и в течение того
финансового года, на который утвержден бюджет. Непосредственная работа по
исполнению федерального бюджета РФ проводится Минфином РФ, его
подразделениями и органами, а также Государственной налоговой службой РФ и
Государственным таможенным комитетом РФ и их органами на местах.
Правительство РФ ежемесячно предоставляет в Государственную Думу информацию
о ходе исполнения текущего федерального бюджета, консолидированного бюджета
РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной
классификации, в которой выделяются целевые направления государственной
деятельности, вытекающие из основных функций государства. Единая бюджетная классификация представляет собой группировку доходов
и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации
группировочных кодов. Бюджетная классификация обеспечивает сопоставимость
показателей бюджетов всех уровней. Бюджетная классификация дает возможность
экономического и статистического анализа доходов и расходов бюджетов РФ,
обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов. В Федеральном законе «О бюджетной классификации», подписанном
Президентом РФ 15 августа 1996г. №115-ФЗ, отмечается, что бюджетная
классификация включает: . классификацию доходов бюджетов РФ; . функциональную классификацию расходов бюджетов РФ; . экономическую классификацию расходов бюджетов РФ; . классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ; . классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета; . классификацию видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ; . классификацию видов государственного внешнего долга и внешних активов РФ; . ведомственную классификацию расходов федерального бюджета. Доходы бюджета РФ. Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и
безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение
органов государственной власти соответствующего уровня. В соответствии с бюджетной классификацией выделяются следующие
основные виды налоговых доходов: . налоги на прибыль, доход, прирост капитала; . налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы; . налоги на совокупный доход; . налоги на имущество; . платежи за пользование природными ресурсами; . налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции; . прочие налоги, пошлины, сборы. Можно рассмотреть их более подробно. НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ Налоги на прибыль(доход), прирост капитала: . Налог на прибыль (доход) предприятий и организаций . Налог на прибыль предприятий и организаций (в том числе иностранных юридических лиц) . Налог на прибыль бирж, брокерских контор, кредитных и страховых организаций, от посреднических операций и сделок . Налог с доходов в виде дивидендов, полученных по акциям, принадлежащим предприятию-акционеру и удостоверяющим право владельца этих бумаг на участие в распределении прибыли предприятия-эмитента, с доходов по
иным ценным бумагам, за исключением доходов в виде процентов (дисконта), полученных владельцами государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и ценных бумаг органов местного самоуправления, налог с доходов от долевого участия в других предприятиях, созданных на территории Российской Федерации . Налог на доходы видеосалонов (от видеопоказа), от проката видео- и аудиокассет и записи на них . Налог на доходы казино, иных игорных домов (мест) и от другого игорного бизнеса . Подоходный налог с физических лиц Налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы: . Налог на добавленную стоимость . Налог на добавленную стоимость по продовольственным товарам (за исключением подакцизных) и товарам для детей, производимым на территории Российской Федерации . Налог на добавленную стоимость по остальным товарам (работам, услугам), включая подакцизные продовольственные товары, производимым на территории Российской Федерации . Налог на добавленную стоимость по продовольственным товарам (за исключением подакцизных) и товарам для детей, ввозимым на территорию Российской Федерации . Налог на добавленную стоимость по остальным товарам, работам, услугам), включая подакцизные продовольственные товары, ввозимым на территорию Российской Федерации . Акцизы по подакцизным товарам (продукции) и отдельным видам минерального сырья, производимым на территории Российской Федерации . Спирт этиловый из всех видов сырья, спирт винный, спирт питьевой . Водка и ликероводочные изделия . Коньяк, шампанское (вино игристое), вино натуральное . Другие алкогольные напитки . Пиво . Табачные изделия . Ювелирные изделия . Бензин автомобильный . Легковые автомобили . Газ . Нефть, включая газовый конденсат . Другие виды минерального сырья . Акцизы по подакцизным товарам (продукции) и отдельным видам минерального сырья, ввозимым на территорию Российской Федерации . Спирт этиловый из всех видов сырья, спирт винный, спирт питьевой . Водка и ликероводочные изделия . Коньяк, шампанское (вино игристое), вино натуральное . Другие алкогольные напитки . Пиво . Табачные изделия . Ювелирные изделия . Бензин автомобильный . Легковые автомобили . Отдельные виды минерального сырья . Налоги, служащие источниками образования дорожных фондов . Налог на реализацию горюче-смазочных материалов . Налог на пользователей автомобильных дорог . Налог с владельцев транспортных средств . Налог на приобретение автотранспортных средств . Лицензионные и регистрационные сборы . Лицензионный сбор за право производства, хранения, разлива и оптовой реализации алкогольной продукции . Лицензионный сбор за право торговли спиртными напитками и пивом . Прочие лицензионные и регистрационные сборы Налоги на совокупный доход: . Единый налог на совокупный доход для субъектов малого предпринимательства . Единый налог на совокупный доход для юридических лиц . Единый налог на совокупный доход для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица Налоги на имущество: . Налоги на имущество физических лиц . Налоги на имущество предприятий . Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения . Налог на операции с ценными бумагами Платежи за пользование природными ресурсами: . Платежи за пользование недрами . Платежи за проведение поисковых и разведочных работ . Платежи за добычу полезных ископаемых . Платежи за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых . Платежи за пользование континентальным шельфом . Платежи за пользование минеральными ресурсами . Плата за пользование живыми ресурсами . Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы . Лесные подати . Платежи, связанные с пользованием водными объектами . Плата за пользование водными объектами (водный налог) . Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов . Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов . Земельный налог . Земельный налог за земли сельскохозяйственного назначения . Земельный налог за земли несельскохозяйственного назначения . Прочие платежи за пользование природными ресурсами Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции: . Таможенные пошлины . Ввозные таможенные пошлины . Вывозные таможенные пошлины . Прочие налоги и пошлины, взимаемые в связи с осуществлением внешнеэкономических операций Прочие налоги, пошлины, сборы: . Государственная пошлина . Государственная пошлина с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд Российской Федерации . Государственная пошлина за совершение нотариальных действий, за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, за выдачу документов, за рассмотрение и выдачу документов, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или с выходом из гражданства Российской Федерации . Транспортный налог . Прочие федеральные налоги . Налоги субъектов Российской Федерации . Местные налоги и сборы . Курортный сбор . Целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений и организаций на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды
образования и другие цели . Налог на рекламу . Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы . Прочие местные налоги и сборы . Прочие налоговые платежи и сборы Из неналоговых же доходов основными являются следующие виды: . доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности; . доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; . доходы от реализации государственных запасов; . доходы от продажи земли и нематериальных активов; . поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников; . административные платежи и сборы; . штрафные санкции, возмещение ущерба; . доходы от внешнеэкономической деятельности. Более подробно это выглядит так. НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ: Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной
собственности, или от деятельности: . Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности . Дивиденды по акциям, принадлежащим государству . Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности . Арендная плата за пользование лесным фондом . Арендная плата за земли сельскохозяйственного назначения . Арендная плата за земли несельскохозяйственного назначения . Прочие доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности . Проценты, полученные от размещения в банках и кредитных организациях временно свободных средств бюджета . Проценты, полученные от предоставления бюджетных ссуд внутри страны . Проценты по государственным кредитам. предоставляемым Российской Федерацией правительствам иностранных государств . Возмещение потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием сельскохозяйственных угодий . Доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства . Перечисление прибыли Центрального банка Российской . Федерации . Платежи от государственных и муниципальных организаций . Прочие поступления от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и
муниципальной собственности: . Поступления от приватизации организаций. находяшихся в государственной и муниципальной собственности . Поступления от продажи государством принадлежаших ему акций организаций . Доходы от продажи квартир . Доходы от продажи принадлежащих государству производственных и непроизводственных фондов, транспортных средств, иного оборудования . Доходы от реализации конфискованного, бесхозного имущества, имущества, переходящего в государственную или муниципальную собственность в порядке наследования или дарения, и кладов
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|