рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Анализ рентабельности предприятия ОАО "Аскольд"

С помощью операционного анализа можно выявить ряд резервов повышения эффектив­ности деятельности организации на основе оценки достигнутых результатов по следующим на­званным особенностям:

1) оценки прибыльности производственно – торговой деятельности;

2) прогнозирования рентабельности предприятия на основе показателя «Запас финансо­вой прочности»;

3) оценки предпринимательского риска;

4) выбора оптимальных путей выхода из кризисного состояния;

5) оценки результатов начального периода функционирования новой фирмы или при­быльности инвестиции, осуществления для расширения основного капитала;

6) разработки наиболее выгодной для предприятия ассортиментной политики в сфере производства и реализации товаров.

Главный принцип, заложенный в основу системы «директ-костинг», - раздельный учет переменных и постоянных затрат и признание постоянных затрат убытками отчетного периода.

Переменные затраты меняются с изменением степени загрузки производственных мощ­ностей, но в расчете на единицу продукции они являются постоянными.

Постоянные затраты в сумме не меняются при изменении уровня деловой активности, но в расчете на единицу продукции они зависят от объема поизводства.

Ключевыми элементами операционного анализа выступают пороговые значения показа­телей деятельности предприятия: критический объем производства и реализации товаров, порог рентабельности и запас финансовой прочности. На практике они тесно связаны о понятая «маржинальный доход», означающим результат от реализации продукции после возмещения переменных расходов (ПР). Схема расчета маржинального дохода в сфере производства приве­дена на рис. 3.


Рис. 3. Формирование финансового результата в сфере производства


В финансовом менеджменте операционный анализ тесно связан с понятием произ-водст­венного (операционного) рычага, расчет которого базируется на определении силы воздействия производственного рычага (СВПР) по формуле (3.1):


СВПР =

Маржинальный доход

Прибыль

(3.1)


СВПР показывает, во сколько раз маржинальный доход превышает прибыль. Чем выше СВПР, тем больше предпринимательский риск, связанный с данным предприятием. Эффект производственного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации то­варов приводит к еще более интенсивному колебанию финансового результата (прибыли или убытка).

Действие данного эффекта связано с неодинаковым влиянием переменных и постоянных издержек на конечный финансовый результат при изменении объема производства (продаж или делового оборота). Если порог рентабельности пройден, то доля постоянных издержек в сум­марных расходах снижается и СВПР падает. Наоборот, повыше-ние удельного веса постоянных издержек усиливает действие производственного рычага.

Сила производственного рычага всегда рассчитывается для определенного объема про­даж, для данной выручки от реализации. Изменяя выручку от реализации - изменяется и сила воздействия операционного рычага. Сила воздействия производственного рычага в значитель­ной степени зависит от среднеотраслевого уровня фондоемкости: чем больше стоимость основ­ных средств, тем больше производственные затраты.

Проведем операционный анализ исследуемого предприятия, для этого необходимо рас­считать пороговое значение выручки и запаса финансовой прочности.

Порог рентабельности (ПР) предприятия определяется по формуле (3.2):


Порог рентабельности =

Постоянные издержки


Коэффициент маржинального дохода

(3.2)


Коэффициент маржинального дохода (КМД) показывает его удельный вес в выручке от реализации (в деловом обороте предприятия) и рассчитывается по формуле (3.3):

КМД =

Маржинальный доход


Выручка от реализации товаров

(3.3)

Коэффициент маржинального дохода выражается в долях единицы, либо в процентах. Запас финансовой прочности (ЗФП) находится по формуле (3.4):

ЗФП = (ВР - ПР),                                                                              (3.4)

где      ВР - выручка от реализации, в тыс. руб.;

ПР - порог рентабельности, в тыс. руб.

Расчет порога рентабельности и запаса финансовой прочности ОАО «Аскольд» за 2004-2005 гг. представлен в табл. 3.2.4.

Таблица 3.2.4

Оценка показателей порога рентабельности и запаса финансовой прочности ОАО «Ас­кольд» за 2004-2005 гг.

Показатель


2004


2005


Отклонение (+;-)


1

3

4

5

1. Выручка от реализации, в тыс. руб.


75753


112 098


+36 345


2. Прибыль от реализации, в тыс. руб. (строка 1 -строка 3 - строка 4) Или (строка 5 - строка 4)

469


286


-183


3. Сумма переменных затрат, в тыс. руб.


32217


50085


+17868


4. Сумма постоянных затрат, в тыс. руб. (строка 5 - строка 2)


43067


61727


+18660


5. Сумма маржинального дохода, в тыс. руб. (строка 1 - строка 3)



43536


62013


+18477


1

2

3

4

 

6. Доля маржинального дохода в выручке, % (строка 5 / строка 1 * 100)


57,4


55


-2,4


 

7. Порог рентабельности, в тыс. руб. (стро­ка 4 / строка 6)

74938


111 581


+36 643


 

8. Запас финансовой прочности, в тыс. руб. (строка 1 – строка 7)

815


517


-298


 

9. Запас финансовой прочности, в % (стро­ка 8/строка 7 * 100)

1,09


-0,6


-4


 

10. Сила воздействия операционного рычага (строка 5 / строка 2)


92,8


216,8


-124


 


Как видно из расчетов произведенных в таблице 3.2.4. порог рентабельности ОАО «Аскольд» за 2005 г. составляет 111581 тыс. руб. при фактически полученной выручки 112098 тыс. руб. Запас финансовой прочности составляет всего лишь 517 тыс. руб. или 0,5 %. Этот показа­тель в 2005 г. по сравнению с 2004 г. сильно снизился и показывает, что при падении выручки на 0,5%, прибыль будет равна нулю, поэтому руководству предприятия следует обратить на этот факт внимание.

Также упала и доля маржинального дохода в выручке на 2,4 %. На снижение этого пока­зателя оказал рост переменных расходов на 17868 тыс. руб. Запас финансовой прочности сни­зился в 2005 г. за счет снижения рентабельности реализованной продукции, а точнее за счет рос­та себестоимости продукции и спроса на нее.

Значение силы воздействия операционного рычага наоборот возросло, и в 2005 г. состав­ляет 216,8. На его влияние оказал рост постоянных расходов на 18660 тыс. руб. Это означает, что при возможном увеличении выручки на 2 %, прибыль возрастет на 2 % х 216,8 = 433 %, и на­оборот при снижении выручки на 3 %, прибыль снизится на 650 %. Это наглядно показывает действие операционного рычага. То есть каждый процент снижения выручки дает все больший и больший процент снижения прибыли.

На рис. 4. графически показан порог рентабельности предприятия ОАО «Аскольд» в 2005 г.


Рис. 4. Схематичное изображения порога рентабельности ОАО «Аскольд» в 2005 г.


Из выше проведенного анализа следует, что на данном предприятии необходимо прово­дить прогноз получения суммы прибыли при увеличении доли постоянных или переменных за­трат в себестоимости реализованной продукции. Прогноз и реагирование на результат будет способствовать своевременному предупреждению для руководства предприятия недополучения прибыли в бюджет организации.

Для того чтобы, получить прибыль при прогнозировании можно использовать формулу (3.5):

П = РР х  (1 – Д) – РПост ,


где    П - прибыль, в тыс. руб.;

Вр - выручка, в тыс. руб.;

РПост - постоянные расходы, в тыс. руб.;

Д - удельный вес переменных расходов на 1 рубль выручки.

Фактически выручка за 2005 г. составила 112098 тыс. руб., при бесприбыльной работе выручка должна составлять 111581 тыс. руб.

Себестоимость реализованной продукции в 2005 г. составила 111812 тыс. руб., в том чис­ле постоянные затраты 61727 тыс. руб., переменные 50085 тыс. руб. Удельный вес переменных расходов на 1 рубль выручки находится (50085: 111581)=0,4

Спрогнозируем на будущий период размер выручки, если постоянные расходы увеличи­лись на 20 000 тыс. руб., т.е. постоянные расходы станут составлять 81727 тыс. руб.

ВРmin = 81727 : (1- 0,4) = 136211, переменные расходы при этом тоже увеличатся - 136211 х 0,4 = 54484 тыс. руб.

При росте постоянных расходов на 20000 тыс. руб., объем выручки должен возрасти на (136211- 111581)= 24630 тыс. руб. В этом случае прибыли не будет, следовательно при уровне постоянных затрат в сумме 81727 тыс. руб. и переменных 54484 тыс. руб., объем выручки дол­жен быть не меньше 136211 тыс. руб.

Рассчитаем сумму прибыли, если увеличим размер выручки на 30 000 тыс. руб., то есть больше, чем минимальный размер выручки, при постоянных расходах 61727 тыс. руб.

Прогнозируемая сумма выручки составляет 141581 тыс. руб.

П = 141581 х (1-0,4) - 61727- 23419 тыс. руб.


При этом размер переменных расходов составит:

Рперемен = 141581 х 0,4= 56632 тыс. руб.


То есть, при получении выручки 141581 тыс. руб., и размера переменных расходов 56632 тыс. руб., предприятие получит прибыль в сумме 23419 тыс. руб.

Предложенный порядок расчета выручки, себестоимости и прибыли может применяться на любом предприятии, независимо от вида деятельности.


3.3. Анализ рентабельности ОАО «Аскольд»


В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) ее производства. Показатели рента­бельности являются относительными характеристиками эффективности деятельности предпри­ятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам или капитала с различных позиций.

В то же время показатели рентабельности являются важнейшими характеристиками фак­тической среды формирования прибыли и дохода предприятия. По этой причине они являются обязательньми элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предпри­ятия.

Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:

- рентабельность продукции, продаж;

- рентабельность производственных фондов;

- рентабельность вложений в предприятие (прибыльность хозяйственной деятельности).

На основании данных для расчета показателей рентабельности исследуемого предпри­ятия за 2003-2005гг. (Приложение 5) рассчитаем показатели рентабельности ОАО «Аскольд» за 2003-2005 гг., и проанализируем их изменение (динамику) за эти периоды.

Рентабельность реализованной продукции определяется по формуле (3.6):

Рpn =

Пр

х 100


Сpn

,          (3.6)

 

где    Пр - прибыль от реализации товаров, в тыс. руб.;

С pn - полная себестоимость продукции, в тыс. руб.;


Рентабельность производства определяется по формуле (3.7):

Pn =

БП

х 100


ОС + МПЗ

    (3.7)

где    БП- бухгалтерская прибыль, в тыс. руб.;

ОС - средняя стоимость основных средств за отчетный период, в тыс. руб.;

МПЗ - средняя стоимость МПЗ за отчетный период, в тыс. руб.;


Рентабельность совокупных активов определяем по формуле (3.8):

РА =

БП

х 100


А

,  (3.8)


где А - средняя стоимость совокупных активов за отчетный период, в тыс. руб.;


Рентабельность внеоборотных активов определяется по формуле (3.9)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.