рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Денежно-кредитная политика, ее цели и особенности проведения в Республике Беларусь

Денежно-кредитная политика, ее цели и особенности проведения в Республике Беларусь

Учреждение образования

“Пинский государственный высший банковский колледж”

Национального банка Республики Беларусь
Кафедра специальных
банковских дисциплин









Курсовая работа

«Денежно-кредитная политика, ее цели и

особенности проведения в Республике Беларусь»




Студентки

5 курса гр.501 _______________________ О.С. Босовец

подпись




г. Пинск

2006 г.


РЕФЕРАТ


Объем – 32 с., 25 источников, 11 приложений.

Денежно-кредитная политика, ее цели и особенности проведения в Республике Беларусь

Объектом исследования является денежно-кредитная политика Республики Беларусь.

Цель курсовой: на основе изучения проводимой в Республике Беларусь денежно-кредитной политики выявить проблемы и основные перспесктивы ее дальнейшей реализации.

В ходе написания работы был использован системный подход к исследованию денежно-кредитной политики Республики Беларусь, использовался теоретический материал учебников и учебных пособий отечественных и зарубежных авторов, издания периодической печати.

Автор работы подстверждает, что приведенный в ней материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

1. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

1.1 Денежно-кредитная политика как система

1.2 Целевые ориентиры денежно-кредитной политики

2. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

2.1 Денежно-кредитная политика, проводимая в 2003-2005 гг.

2.2 Основные направления денежно-кредитной политики на 2006 г.

3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

3.1 Проблемы в области денежно-кредитной политики

3.2 Основные перспективы, намеченные в денежно-кредитной политике Республики Беларусь

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ


ВВЕДЕНИЕ


Денежно-кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Национальным банком Республики Беларусь в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

Осуществляя эмиссию и кредитование экономики, банки выполняют полезную и необходимую для развития страны роль. Денежные инструменты обслуживают экономический оборот. Они обеспечивают обращение различных товаров, их переход от одного владельца к другому, облегчая их переработку или потребление. Однако чрезмерная или бесконтрольная эмиссия денег может привести к опасным и даже разрушительным последствиям.

Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен.

Объектом исследования избрана денежно-кредитная политика Республики Беларусь.

Предмет исследования – цели и задачи денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Цель данной работы: на основе изучения проводимой в Республике Беларусь денежно-кредитной политики выявить проблемы и основные перспесктивы ее дальнейшей реализации.

Задачей же является поиск путей совершенствования денежно-кредитной политики, позволяющих защитить и обеспечить устойчивость белорусского рубля, в том числе его покупательной способности, и курса по отношению к иностранным валютам, содействие на этой основе ускорению социально-экономического развития.

При написании курсовой работы использовались следующие методы:

·        сравнения;

·        детализации;

·        синтез

Они позволили сделать оценку состояния денежно-кредитной политики, проводимой Национальным банком Республики Беларусь, выявить основные проблемы в данной области и тенденции дальнейшего функционирования.

Я выбрала эту тему курсовой работы, потому что я считаю ее жизненно важной для экономики нашей страны. От эффективности деятельности Национального банка и проведения им денежно-кредитной политики зависят реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны, регулирование экономических процессов, обеспечивающих рост объемов производства, развитие здоровой конкурентной среды во всех секторах экономики, социальную защиту населения.

Тема денежно-кредитной политики является достаточно многогранной, поэтому нуждается в дополнительной разработке и доработке применительно к условиям белорусской экономики, сложившимся на современном этапе и претерпевающем постоянные изменения, поскольку экономическое состояние страны постоянно зависит от состояния кредитно-денежной системы. Необходимо учитывать опыт развитых стран, накопившийся в этой области. Все это должно ускорить развитие экономики нашей страны, в какой-то степени сделать и более эффективной.

Первая глава посвящена денежно-кредитной политике проводимой в Республике Беларусь, а именно, рассматриваются ее составные элементы и то, как происходит выбор целевого ориентира.

Во второй главе представлены итоги реализации денежно-кредитной политики за последние три года, а также прогнозируемые показатели на 2006 г.

Проблемам денежно-кредитной политики и перспективам ее развития уделяется внимание в заключительной третьей главе.

В ходе написания работы использовался теоретический материал учебников и учебных пособий отечественных и зарубежных авторов, издания периодической печати и информация официального сайта Национального банка.


1. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ


1.1 Денежно-кредитная политика как система


Денежно-кредитная политика представляет собой систему взаимосвязанных целей и задач, совокупность методов, механизмов и инструментов, при помощи которых происходит воздействие на экономические процессы посредством изменения объема и структуры денежной массы в обращении, уровня процентных ставок, кредитно-депозитной эмиссии, ликвидности и стабильности банковской системы и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. [1, с.35]

Для решения практических и методологических задач разработки и реализации денежно-кредитной политики целесообразно дать ей более развернутую характеристику в системном аспекте через описание следующих пяти основных элементов:

1. Объектом в системе денежно-кредитной политики выступают прежде всего денежные средства (финансовые активы), обеспечивающие воспроизводство товаров и неденежных услуг и характеризуемые комплексом количественных и качественных параметров: объем, форма, цена, направление движения и т.д.

Кроме того, к объектам можно отнести институты денежно-кредитного сектора (сектора финансовых корпораций экономики страны). [2, с.36]

В соответствии с международной классификацией денежно-кредитный сектор институционально включает юридические лица, основная функция которых — финансовое посредничество или связанная с ним вспомогательная финансовая деятельность. В качестве его основных подсекторов рассматриваются:

·  центральный банк, осуществляющий не только контроль над важнейшими аспектами финансовой системы, но и ведущий широкую операционную деятельность на всех сегментах финансового рынка, включая эмиссию наличных денег, управление международными резервами, предоставление кредита другим депозитным корпорациям;

·  другие депозитные корпорации (в первую очередь универсальные и специализированные коммерческие банки), основным видом деятельности которых является финансовое посредничество и которые эмитируют обязательства, включаемые в национальное определение широкой денежной массы;

·  другие финансовые корпорации (финансовые, страховые компании и др.);

·  вспомогательные финансовые единицы, например, биржи, брокеры, компании по обмену валюты и предоставлению финансовых гарантий.

2. Субъектами денежно-кредитной политики являются государственные структуры, которые в соответствии с законодательством страны уполномочены осуществлять государственное регулирование денежных потоков и деятельности институтов денежно-кредитного сектора.

Кроме центрального банка страны в управлении денежными потоками со стороны государства участвуют в первую очередь министерство финансов, основная задача которого — регулирование значительных денежных средств при формировании и использовании государственного бюджета, а также общеэкономические органы (например, министерство экономики), выполняющие целеустанавливающую функцию с макроэкономических позиций. [2, с.37]

3. При рассмотрении целей денежно-кредитной политики наиболее принципиальным представляется разделение их на конечные, промежуточные и тактические.

Под конечными целями понимают общие макроэкономические цели государства. В качестве основных выделяют следующие:

·  экономический рост;

·  обеспечение занятости населения;

·  формирование равновесия платежного баланса страны;

·  стабильность цен как внутренних, так и внешних;

·  стабильность ставки процента;

·  стабильность на финансовых рынках;

·  стабильность валютного рынка.

Национальный банк воздействует на параметры конечных целей через промежуточные звенья.

Промежуточными целями монетарной политики является регулирование:

·  защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и обменного курса по отношению к иностранным валютам;

·  развитие и укрепление банковской системы, расширение состава и повышение качества банковских услуг;

·  обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы

Кроме промежуточных целей, Национальный банк выделяет тактические цели денежно-кредитной политики. К ним относятся уровень резервов или ставки процента. Через постановку и достижение тактических целей обеспечивается выполнение целей высшего порядка. [3, с.26-27]

4. Для достижения поставленных целей субъекты денежно-кредитной политики используют имеющиеся у них инструменты. Структура инструментов может быть представлена в виде набора операционных, нормативных и организационных элементов. При этом операции являются одной из наиболее значимых групп инструментов наряду с двумя другими: нормативными (правила, экономические нормативы деятельности банков, формы учета и отчетности и т.п.) и организационными (регистрация банков, выдача лицензий, проверки, учредительская деятельность). [2, с.37]

К операционным инструментам денежно-кредитной политики относятся:

·  рефинансирование банков;

·  процентные ставки по операциям центрального банка;

·  обязательное резервирование;

·  валютные операции;

·  операции на открытом рынке;

·  прямые количественные ограничения;

·  установление ориентиров роста денежной массы. [4, с.364]

5. Вместе с тем применение инструментов базируется на монетарных и макроэкономических методах и прогнозах в рамках определенной технологии, или организации монетарного регулирования, основные этапы которой в Национальном банке Республики Беларусь представлены в приложении 1.

В Республике Беларусь Национальный банк совместно с правительством Республики Беларусь ежегодно до 1 октября текущего года представляет Президенту Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь. [5, c.12]

Важно отметить, что денежно-кредитная политика является частью общегосударственной системы экономического регулирования. Кроме того, денежно-кредитную политику следует рассматривать и как элемент общей системы монетарного регулирования, субъектами которой являются все участники денежных отношений, субъекты хозяйствования, государственные структуры, домашние хозяйства, некоммерческие организации. Поэтому при разработке и реализации денежно-кредитной политики необходимо учитывать также ее внешние взаимосвязи с общими системами. [2, с.39]


1.2 Выбор целевого ориентира денежно-кредитной политики Республики Беларусь


В мировой практике центральные банки в качестве основного целевого показателя, обеспечивающего стабильность национальной валюты, чаще всего выбирают либо денежное предложение, либо обменный курс, либо уровень инфляции. Таргетирование денежного предложения позволяет ограничивать монетарные факторы снижения внутренней и внешней устойчивости национальной валюты. Выбор в качестве целевого ориентира обменного курса или инфляции позволяет напрямую обеспечивать соответствующую внешнюю и внутреннюю устойчивость денег. Учитывая хотя и взаимосвязанный, но тем не менее существенно различающийся характер указанных целевых показателей, центральный банк на практике может эффективно осуществлять прямое таргетирование лишь одного из них. [6, с.41]

Начиная с 2002 г. Национальный банк Республики Беларусь выбирает в качестве целевого ориентира единой государственной денежно-кредитной политики показатель обменного курса белорусского рубля. Это связано со следующими преимуществами курсового таргетирования в республике:

1.обменный курс оказывает значительное влияние на ценовую конкурентоспособность во внешней торговле и, следовательно, на рентабельность работы реального сектора;

2.обменный курс может использоваться в качестве "якоря" для инфляции;

3.обменный курс является наиболее управляемым инструментами денежно-кредитной политики параметром;

4.текущее состояние обменного курса складывается в основном в результате воздействия экономических, а не административных факторов;

5.эффективное достижение целевого ориентира по обменному курсу позволяет параллельно создавать необходимые золотовалютные резервы государства;

6.предсказуемая динамика обменного курса способствует дедолларизации экономики.

Выбор в качестве целевого ориентира денежно-кредитной политики обменного курса позволяет, с одной стороны, наилучшим образом способствовать финансовой и макроэкономической стабилизации в стране и, с другой стороны, является наиболее реально достижимым по сравнению с другими возможными целевыми ориентирами. [7, с.14-15]

Вместе с тем для применяемого в республике механизма промежуточного таргетирования обменного курса характерны сложности. Прежде всего можно отметить ограниченность соответствующей монетарной цели в связи с многогранностью экономических отношений. Кроме того, возникают вопросы оценки и контроля адекватности выбранного промежуточного монетарного ориентира экономическим целевым параметрам, в первую очередь инфляционным. [8, c.10]

Режим таргетирования инфляции рассматривается как режим денежно-кредитной политики с промежуточной целью отнюдь не случайно. Особенностью является то, что промежуточная и приоритетная конечная цель денежно-кредитной политики совпадают. При этом оптимальный уровень конечной цели является фиксированным и не изменяется во времени. Вместе с этим формулируется промежуточная цель по уровню инфляции на ближайшую перспективу с горизонтом таргетирования 1—3 года, которая может корректироваться в зависимости от текущих условий и тенденций в экономике.

Таргетирование инфляции включает несколько обязательных элементов:

•      публичное объявление среднесрочных численных значений целевого уровня инфляции;

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.