Денежно-кредитная политика, ее цели и особенности проведения в Республике Беларусь
Учреждение образования
“Пинский
государственный высший банковский колледж”
Национального банка Республики Беларусь
Кафедра специальных
банковских
дисциплин
Курсовая работа
«Денежно-кредитная
политика, ее цели и
особенности
проведения в Республике Беларусь»
Студентки
5 курса гр.501 _______________________
О.С. Босовец
подпись
г. Пинск
2006
г.
РЕФЕРАТ
Объем – 32 с., 25 источников, 11 приложений.
Денежно-кредитная политика, ее цели и особенности
проведения в Республике Беларусь
Объектом исследования является денежно-кредитная политика Республики
Беларусь.
Цель курсовой: на основе изучения проводимой в Республике
Беларусь денежно-кредитной политики выявить проблемы и основные перспесктивы ее
дальнейшей реализации.
В ходе написания работы был использован системный подход к
исследованию денежно-кредитной политики Республики Беларусь, использовался
теоретический материал учебников и учебных пособий отечественных и зарубежных
авторов, издания периодической печати.
Автор работы подстверждает, что приведенный в ней материал
правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все
заимствованные из литературных и других источников теоретические и
методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 Денежно-кредитная политика как
система
1.2 Целевые ориентиры
денежно-кредитной политики
2. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА НА
СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 Денежно-кредитная политика,
проводимая в 2003-2005 гг.
2.2 Основные направления денежно-кредитной
политики на 2006 г.
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1 Проблемы в области
денежно-кредитной политики
3.2 Основные перспективы, намеченные
в денежно-кредитной политике Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Денежно-кредитная
политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий,
предпринимаемых Национальным банком Республики Беларусь в целях регулирования
совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и
денежного обращения.
Осуществляя эмиссию и
кредитование экономики, банки выполняют полезную и необходимую для развития
страны роль. Денежные инструменты обслуживают экономический оборот. Они
обеспечивают обращение различных товаров, их переход от одного владельца к
другому, облегчая их переработку или потребление. Однако чрезмерная или
бесконтрольная эмиссия денег может привести к опасным и даже разрушительным
последствиям.
Денежно-кредитная
политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации
совокупного объема производства, занятости и уровня цен.
Объектом исследования избрана денежно-кредитная политика
Республики Беларусь.
Предмет исследования – цели и задачи денежно-кредитной политики
Республики Беларусь.
Цель данной работы: на основе изучения проводимой в Республике Беларусь
денежно-кредитной политики выявить проблемы и основные перспесктивы ее
дальнейшей реализации.
Задачей же является поиск путей совершенствования денежно-кредитной
политики, позволяющих защитить и обеспечить устойчивость белорусского рубля, в
том числе его покупательной способности, и курса по отношению к иностранным
валютам, содействие на этой основе ускорению социально-экономического развития.
При написании курсовой
работы использовались следующие методы:
·
сравнения;
·
детализации;
·
синтез
Они позволили сделать
оценку состояния денежно-кредитной политики, проводимой Национальным банком Республики
Беларусь, выявить основные проблемы в данной области и тенденции дальнейшего
функционирования.
Я выбрала эту тему курсовой работы, потому что я считаю ее
жизненно важной для экономики нашей страны. От эффективности деятельности Национального
банка и проведения им денежно-кредитной политики зависят реализация программ
экономического и социального развития, устойчивость финансового положения
страны, регулирование экономических процессов, обеспечивающих рост объемов
производства, развитие здоровой конкурентной среды во всех секторах экономики,
социальную защиту населения.
Тема денежно-кредитной
политики является достаточно многогранной, поэтому нуждается в дополнительной
разработке и доработке применительно к условиям белорусской экономики,
сложившимся на современном этапе и претерпевающем постоянные изменения,
поскольку экономическое состояние страны постоянно зависит от состояния
кредитно-денежной системы. Необходимо учитывать опыт развитых стран,
накопившийся в этой области. Все это должно ускорить развитие экономики нашей
страны, в какой-то степени сделать и более эффективной.
Первая глава посвящена
денежно-кредитной политике проводимой в Республике Беларусь, а именно, рассматриваются
ее составные элементы и то, как происходит выбор целевого ориентира.
Во второй главе
представлены итоги реализации денежно-кредитной политики за последние три года,
а также прогнозируемые показатели на 2006 г.
Проблемам
денежно-кредитной политики и перспективам ее развития уделяется внимание в
заключительной третьей главе.
В ходе написания работы использовался теоретический
материал учебников и учебных пособий отечественных и зарубежных авторов,
издания периодической печати и информация официального сайта Национального банка.
1. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ
ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 Денежно-кредитная
политика как система
Денежно-кредитная
политика представляет собой систему взаимосвязанных целей и задач, совокупность
методов, механизмов и инструментов, при помощи которых происходит воздействие
на экономические процессы посредством изменения объема и структуры денежной
массы в обращении, уровня процентных ставок, кредитно-депозитной эмиссии,
ликвидности и стабильности банковской системы и других показателей денежного
обращения и рынка ссудных капиталов. [1, с.35]
Для решения практических и методологических задач разработки и
реализации денежно-кредитной политики целесообразно дать ей более развернутую
характеристику в системном аспекте через описание следующих пяти основных
элементов:
1. Объектом в системе денежно-кредитной политики выступают прежде
всего денежные средства (финансовые активы), обеспечивающие воспроизводство
товаров и неденежных услуг и характеризуемые комплексом количественных и
качественных параметров: объем, форма, цена, направление движения и т.д.
Кроме того, к объектам можно отнести институты денежно-кредитного
сектора (сектора финансовых корпораций экономики страны). [2, с.36]
В соответствии с международной классификацией денежно-кредитный
сектор институционально включает юридические лица, основная функция которых —
финансовое посредничество или связанная с ним вспомогательная финансовая
деятельность. В качестве его основных подсекторов рассматриваются:
· центральный банк,
осуществляющий не только контроль над важнейшими аспектами финансовой системы, но
и ведущий широкую операционную деятельность на всех сегментах финансового
рынка, включая эмиссию наличных денег, управление международными резервами,
предоставление кредита другим депозитным корпорациям;
·
другие
депозитные корпорации (в первую очередь универсальные и специализированные
коммерческие банки), основным видом деятельности которых является финансовое
посредничество и которые эмитируют обязательства, включаемые в национальное
определение широкой денежной массы;
·
другие
финансовые корпорации (финансовые, страховые компании и др.);
·
вспомогательные
финансовые единицы, например, биржи, брокеры, компании по обмену валюты и
предоставлению финансовых гарантий.
2. Субъектами денежно-кредитной политики являются государственные
структуры, которые в соответствии с законодательством страны уполномочены
осуществлять государственное регулирование денежных потоков и деятельности
институтов денежно-кредитного сектора.
Кроме центрального банка страны в управлении денежными потоками со
стороны государства участвуют в первую очередь министерство финансов, основная
задача которого — регулирование значительных денежных средств при формировании
и использовании государственного бюджета, а также общеэкономические органы
(например, министерство экономики), выполняющие целеустанавливающую функцию с
макроэкономических позиций. [2, с.37]
3. При рассмотрении целей денежно-кредитной политики наиболее
принципиальным представляется разделение их на конечные, промежуточные и тактические.
Под конечными целями понимают общие макроэкономические цели государства.
В качестве основных выделяют следующие:
·
экономический
рост;
·
обеспечение
занятости населения;
·
формирование
равновесия платежного баланса страны;
·
стабильность
цен как внутренних, так и внешних;
·
стабильность
ставки процента;
·
стабильность
на финансовых рынках;
·
стабильность
валютного рынка.
Национальный банк воздействует на параметры конечных целей через
промежуточные звенья.
Промежуточными целями монетарной политики является регулирование:
·
защита
и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной
способности и обменного курса по отношению к иностранным валютам;
·
развитие
и укрепление банковской системы, расширение состава и повышение качества
банковских услуг;
·
обеспечение
эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы
Кроме
промежуточных целей, Национальный банк выделяет тактические цели
денежно-кредитной политики. К ним относятся уровень резервов или ставки
процента. Через постановку и достижение тактических целей обеспечивается
выполнение целей высшего порядка. [3, с.26-27]
4. Для достижения поставленных целей субъекты денежно-кредитной
политики используют имеющиеся у них инструменты. Структура инструментов может
быть представлена в виде набора операционных, нормативных и организационных
элементов. При этом операции являются одной из наиболее значимых групп инструментов
наряду с двумя другими: нормативными (правила, экономические нормативы
деятельности банков, формы учета и отчетности и т.п.) и организационными
(регистрация банков, выдача лицензий, проверки, учредительская деятельность). [2, с.37]
К операционным инструментам денежно-кредитной политики относятся:
·
рефинансирование
банков;
·
процентные
ставки по операциям центрального банка;
·
обязательное
резервирование;
·
валютные
операции;
·
операции
на открытом рынке;
·
прямые
количественные ограничения;
·
установление
ориентиров роста денежной массы. [4, с.364]
5. Вместе с тем применение инструментов базируется на монетарных и
макроэкономических методах и прогнозах в рамках определенной технологии, или
организации монетарного регулирования, основные этапы которой в Национальном
банке Республики Беларусь представлены в приложении 1.
В Республике Беларусь Национальный банк совместно с правительством
Республики Беларусь ежегодно до 1 октября текущего года представляет Президенту
Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь. [5, c.12]
Важно отметить, что денежно-кредитная политика является частью
общегосударственной системы экономического регулирования. Кроме того,
денежно-кредитную политику следует рассматривать и как элемент общей системы
монетарного регулирования, субъектами которой являются все участники денежных
отношений, субъекты хозяйствования, государственные структуры, домашние хозяйства,
некоммерческие организации. Поэтому при разработке и реализации денежно-кредитной
политики необходимо учитывать также ее внешние взаимосвязи с общими системами. [2,
с.39]
1.2 Выбор целевого ориентира денежно-кредитной политики Республики
Беларусь
В мировой практике центральные банки в качестве основного целевого
показателя, обеспечивающего стабильность национальной валюты, чаще всего
выбирают либо денежное предложение, либо обменный курс, либо уровень инфляции. Таргетирование денежного
предложения позволяет ограничивать монетарные факторы снижения внутренней и
внешней устойчивости национальной валюты. Выбор в качестве целевого ориентира
обменного курса или инфляции позволяет напрямую обеспечивать соответствующую
внешнюю и внутреннюю устойчивость денег. Учитывая хотя и взаимосвязанный, но
тем не менее существенно различающийся характер указанных целевых показателей,
центральный банк на практике может эффективно осуществлять прямое таргетирование
лишь одного из них. [6, с.41]
Начиная с 2002 г. Национальный банк Республики Беларусь выбирает в
качестве целевого ориентира единой государственной денежно-кредитной политики
показатель обменного курса белорусского рубля. Это связано со следующими
преимуществами курсового таргетирования в республике:
1.обменный курс оказывает значительное влияние на ценовую конкурентоспособность
во внешней торговле и, следовательно, на рентабельность работы реального
сектора;
2.обменный курс может использоваться в качестве "якоря"
для инфляции;
3.обменный курс является наиболее управляемым инструментами денежно-кредитной
политики параметром;
4.текущее состояние обменного курса складывается в основном в результате
воздействия экономических, а не административных факторов;
5.эффективное достижение целевого ориентира по обменному курсу
позволяет параллельно создавать необходимые золотовалютные резервы государства;
6.предсказуемая динамика обменного курса способствует дедолларизации
экономики.
Выбор в качестве целевого ориентира денежно-кредитной политики
обменного курса позволяет, с одной стороны, наилучшим образом способствовать
финансовой и макроэкономической стабилизации в стране и, с другой стороны,
является наиболее реально достижимым по сравнению с другими возможными целевыми
ориентирами. [7, с.14-15]
Вместе с тем для применяемого в республике механизма
промежуточного таргетирования обменного курса характерны сложности. Прежде всего
можно отметить ограниченность соответствующей монетарной цели в связи с
многогранностью экономических отношений. Кроме того, возникают вопросы оценки и
контроля адекватности выбранного промежуточного монетарного ориентира экономическим
целевым параметрам, в первую очередь инфляционным. [8, c.10]
Режим таргетирования инфляции рассматривается как режим денежно-кредитной
политики с промежуточной целью отнюдь не случайно. Особенностью является то,
что промежуточная и приоритетная конечная цель денежно-кредитной политики
совпадают. При этом оптимальный уровень конечной цели является фиксированным и
не изменяется во времени. Вместе с этим формулируется промежуточная цель по
уровню инфляции на ближайшую перспективу с горизонтом таргетирования 1—3 года,
которая может корректироваться в зависимости от текущих условий и тенденций в
экономике.
Таргетирование инфляции включает несколько обязательных элементов:
•
публичное
объявление среднесрочных численных значений целевого уровня инфляции;
Страницы: 1, 2, 3, 4
|