Определяющая
роль в обеспечении требуемой динамики цен и официального обменного курса
белорусского рубля среди монетарных факторов будет принадлежать темпам
наращивания денежного предложения в белорусских рублях. Базовым условием,
которое будет определять увеличение денежного предложения используемой в
Республике Беларусь, будет увеличение реального спроса на деньги, создаваемого
ростом реального ВВП. Кроме того, реальный спрос на деньги будет формироваться
за счет расширения сферы применения белорусского рубля в совершении внутренних
и внешних операций, снижения скорости обращения денег, а также других факторов.
Каналами
наращивания денежного предложения будут преимущественно покупка иностранной
валюты и рефинансирование банков на рыночных принципах. Основным средством
регулирования текущей ликвидности банков станут операции Национального банка на
открытом рынке с ценными бумагами Правительства Республики Беларусь и с иностранной
валютой.
Процентная
политика станет одним из важнейших инструментов регулирования денежного
предложения. Процентная политика будет ориентирована на снижение процентных
ставок по кредитам и депозитам при обеспечении их положительного уровня в
реальном выражении, создание всем агентам экономических отношений равных
условий в размещении средств в банках, государственные ценные бумаги и другие
активы, в пользовании банковскими услугами, недопущение монопольных и
спекулятивных тенденций на денежном рынке, развитие добросовестной конкуренции.
По мере
укрепления макроэкономической и финансовой стабилизации будет проводиться
политика снижения норматива резервных требований к привлеченным банками
депозитами, что станет одним из факторов роста ресурсной базы банков для
осуществления ими активных операций. Отношения Национального банка как
кредитора последней инстанции и банков будут строиться на рыночных принципах.
Последовательно будет проводиться политика отказа от установления
индивидуальных нормативов деятельности банков. [22, с.23]
В
обеспечении внутренней и внешней устойчивости белорусского рубля значительная
роль будет принадлежать увеличению золотовалютных резервов органов
денежно-кредитного регулирования.
Важнейшими
направлениями увеличения государственных золотовалютных резервов будут являться
покупка Национальным банком золота и иностранной валюты, получение доходов от
управления золотовалютными резервами, привлечение внешних займов, а также
аккумулирование части валютных доходов, полученных от приватизации государственной
собственности.
Целевые
ориентиры денежно-кредитной политики, ее важнейшие инструменты будут
формироваться в направлениях и на уровнях, которые будут создавать наиболее
благоприятные условия для проведения эффективной экономической политики. [22,
с.24]
Что касается среднесрочной перспективы, то важно обеспечить
реализацию следующих конкретных направлений и мероприятий:
1.Продолжить проведение денежно-кредитной политики, направленной
на поддержание стабильного курса белорусского рубля. Нормализация платежного
баланса должна осуществляться за счет повышения конкурентоспособности
экономики, привлечения иностранных инвестиций и интеграции отечественных
производителей в структуру международных хозяйственных связей при параллельном
укреплении реального курса рубля.
2. Необходимо обеспечить
внедрение Международных стандартов финансовой отчетности не только в банковской
системе, но и в экономике в целом.
3. Следует последовательно
проводить политику ужесточения бюджетных ограничений для предприятий всех
отраслей.
4. Очень важно обеспечить
развитие системы банковских услуг, включая их качество и разнообразие. [19,
с.6]
На основании проведенной
неофициальной оценки прозрачности денежно-кредитной политики в Беларуси с использованием
принятого МВФ Кодекса надлежащей практики по обеспечению прозрачности в
денежно-кредитной и финансовой политике в качестве ориентира, выдвинуто
предложение о повышении прозрачности денежно-кредитной политики и
усовершенствовании нормы подотчетности Национального банка Республики Беларусь.
В частности, можно было
бы улучшить ситуацию по следующим аспектам:
1. внести ясность в вопрос об автономии
Национального банка Республики Беларусь;
2. более четко определить
институциональную взаимосвязь между налогово-бюджетными и денежно-кредитными
операциями;
3. более четко определить роль доллара
США в качестве якоря денежно-кредитной политики, если он играет такую роль;
4. обеспечить распределение прибыли Национального
банка Республики Беларусь в соответствии с оптимальной международной практикой;
5. принять и опубликовать конкретные
стандарты поведения персонала Национального банка Республики Беларусь и
обеспечить правовую защиту сотрудников;
6. публиковать прошедшие аудиторскую
проверку подробные финансовые отчеты, составленные в соответствии с международными
стандартами финансовой отчетности (МСФО). [23]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В последние годы особенностью денежно-кредитной политики Республики
Беларусь была нацеленность на преодоление негативных явлений и стабилизацию
национальной денежной единицы. Несмотря на определенные успехи, в
денежно-кредитной сфере существуют и проблемы. Их можно сгруппировать в четыре
блока:
Во-первых, это проблемы, возникшие из-за того, что стабилизация
белорусского рубля до сих пор в значительной степени связывалась с факторами
чисто денежного характера.
Во-вторых, проблемы связанные с возросшей сложностью
и масштабностью решаемых задач. К ним относятся достижение международных
стандартов в области гарантий надежности банковской системы, повышение качества
банковских услуг и технологического потенциала банков, обеспечение устойчивой
стабильности денежной системы.
В-третьих, недостаточный финансовый потенциал банковской системы.
В-четвертых, осложнение ситуации в мировой денежной и финансовой
системе. В прежние годы, когда темпы инфляции и девальвации в республике были
высоки, динамика курсов других твердых валют не сильно интересовала. Сегодня
белорусский рубль может не только ослабляться, но и укрепляться по отношению к
тем или иным свободноконвертируемым валютам.
Важно также выделить следующие аспекты, которым необходимо уделить
особое внимание:
· обеспечение прозрачности
денежно-кредитной политики и повышения доверия к ней;
·
взаимодействие
денежно-кредитной, фискальной и социально-экономической политики для
формирования наиболее благоприятных условий социально-экономического развития;
· использование современных
экономико-математических методов и моделей для обработки, анализа и прогнозирования
тенденций в денежно-кредитной сфере и оценки их влияния на реальный сектор
экономики;
· совершенствование
институциональной и функциональной структуры банков;
· совершенствование
принципов и инструментов банковского надзора на основе внедрения международных
стандартов;
· операционная надежность,
эффективность и безопасность платежной системы;
· развитие системы
безналичных расчетов с использованием банковских пластиковых карточек;
· управление финансовыми
рисками;
· развитие и
совершенствование правовой базы банковской деятельности.
Решение вышеуказанных проблем создаст условия для повышения
эффективности монетарной политики, проводимой Национальным банком.
К
основным тенденциям в области денежно-кредитной политики Республики Беларусь
можно отнести следующие:
· повышение роли денежно-кредитной
политики в обеспечении внутренней и внешней устойчивости белорусского рубля;
· ориентация политики обменного курса
белорусского рубля на снижение инфляции, пополнение официальных валютных
резервов;
· использование показателей внешней
торговли при формировании валютного курса белорусского рубля;
· повышение роли показателей темпов
наращивания денежного предложения в белорусских рублях;
· проведение Национальным банком
операций на открытом рынке с ценными бумагами Правительства Республики Беларусь
и с иностранной валютой, с целью регулирования текущей ликвидности банков;
· проведение политики снижения
норматива резервных требований к привлеченным банками депозитам;
· увеличение золотовалютных резервов
органов денежно-кредитного регулирования в целях обеспечения внутренней и
внешней устойчивости белорусского рубля;
· отказ от установления индивидуальных
нормативов деятельности банков.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
1. Бриштелев А. Принципы организации
денежно-кредитного регулирования в Республике Беларусь//Банковский вестник.
2004. №31. с.35-38
2. Лобанов А. Денежно-кредитная политика
как система//Банковский вестник. 2004. №1. с.36-39
3. Бриштелев А. Целевые ориентиры
монетарной политики в Республике Беларусь//Банковский вестник. 2005. №1.
с.26-31
4. Деньги, кредит, банки: Учеб./ Г.И.
Кравцова, Г.С. Кузьменко, Е.И. Кравцов и др.; Под ред. Г.И. Кравцовой. – Мн.:
БГЭУ, 2003 – 527 с.
5. Организация деятельности Центрального
банка: Учеб. метод. пособие/ И.Н. Тищенко. – Мн.: БГЭУ, 2003 – 39 с.
6. Рудый К. Монетарная политика в
Республике Беларусь//Вестник Ассоциации белорусских банков. 2003. №17-18.
с.41-43
7. Калечиц С. Выбор целевого ориентира
денежно-кредитной политики Республики Беларусь//Банковский вестник. 2004. №1.
с. 14-15
8. Лобанов А. Калечиц С. Механизм
обеспечения стабильности национальной валюты//Банковский вестник. 2004. №34. с.
8-11
9. Корчагин О. Инфляционное
таргетирование: заблуждение и реальность //Банковский вестник. 2005. №16.
с.9-13
10.
Гаврилов В.
Белорусский рубль становится устойчивее//Банковский вестник. 2005. №19. с.10-14
11.
Основные
тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь.
Аналитическое обозрение НБ РБ. 2005
12.
Каллаур П. Об
итогах выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики
Беларусь за январь-сентябрь и задачи на IV квартал 2005 г.//Банковский вестник. 2005. №31. с.11-13
13.
Основные
тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь.
Аналитическое обозрение НБ РБ. январь-ноябрь 2005
14.
Тенденции в
денежно-кредитной сфере Республики Беларусь в январе-ноябре 2005 г.//
Банковский вестник. 2006. №2. с. 23-28
15.
Бюллетень
банковской статистики. 2005. №12(78)
16.
Основные
направления денежно-кредитной политики на 2006 г.
17.
Корчагин О.
Современные подходы к реализации денежно-кредитной политики//Вестник Ассоциации
белорусских банков. 2004. №1-2. с.31-33
18.
Рекомендации
участников международной научно-практической конференции «Актуальные аспекты
денежно-кредитной политики»//Банковский вестник. 2004. №1. с.55-56
19.
Тихонов А. 2005
год: задачи и перспективы//Банковский вестник. 2005. №1. с.5-7
20.
Тихонов А.
Денежно-кредитная политика Республики Беларусь: результаты, задачи и перспективы/Проблемы
прогнозирования и государственного регулирования социально-экономического
развития. Материалы IV международной
конференции.- Минск, 2-3 октября 2003 г. (том 1)
21.
Национальная
экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития.
Механизмы управления: Учеб. пособие В.Н. Шимов, Я.М. Александрович, А.В.
Богданович и др.; Под общ. ред. В.Н. Шимова. – Мн.: БГЭУ, 2005. – 844 с.
22.
Концепция
развития банковской системы республики Беларусь на 2001-2010 гг.
23.
#"1.files/image001.gif">
Рисунок. Официальный
обменный курс белорусского рубля к российскому рублю (на последний день месяца)
Примечание. Источник:
собственная разработка
Приложение 3
Рисунок. Официальный
обменный курс белорусского рубля к доллару США (на последний день месяца)
Примечание. Источник:
собственная разработка
Приложение 4
Таблица 1 Динамика
широкой денежной массы, млрд. руб.
Показатели
|
01.01.2004
|
01.10.2004
|
01.01.2005
|
01.12.2005
|
01.01.2006
|
Прирост с начала 2005 г.
|
в соответствующих единицах измерения
|
в процентах
|
Широкая денежная масса
|
6132,3
|
8096,5
|
8839,0
|
11458,2
|
12570,6
|
3731,6
|
42,2
|
В рублях
|
3411,1
|
4827,0
|
5391,5
|
7568,7
|
8598,6
|
3207,0
|
59,5
|
В иностранной валюте
|
2721,2
|
3269,5
|
3447,5
|
3889,5
|
3972,0
|
524,5
|
15,2
|
Таблица 2 Динамика
денежной базы, млрд. руб.
Показатели
|
01.01.2004
|
01.12.2004
|
01.01.2005
|
01.12.2005
|
01.01.2006
|
Прирост с начала 2005 г.
|
в соответствующих единицах измерения
|
в процентах
|
Денежная база
|
1686,9
|
2035,1
|
2394,0
|
2994,2
|
4159,1
|
1765,1
|
73,7
|
В рублях
|
1642,7
|
2026,7
|
2281,1
|
2983,0
|
3903,7
|
1622,5
|
71,1
|
В иностранной валюте
|
44,1
|
8,5
|
112,9
|
11,3
|
255,5
|
142,6
|
126,3
|
Примечание. Источник:
собственная разработка
Приложение 5
Таблица 1. Нормативы
отчислений банков в обязательные резервы Национального банка Республики
Беларусь
Дата действия
|
по привлеченным средствам юр. лиц
в ин. валюте
|
по привлеченным средствам юр. лиц
в бел. руб.
|
по привлеченным средствам физ.
лиц в ин. валюте
|
по привлеченным средствам физ.
лиц в бел. руб.
|
01.01.2003-31.03.2004
|
10
|
10
|
10
|
10
|
01.04.2004-31.07.2004
|
10
|
10
|
10
|
8
|
01.08.2004-31.10.2004
|
10
|
10
|
10
|
7
|
01.11.2004-31.01.2005
|
10
|
10
|
10
|
6
|
01.02.2005-31.03.2005
|
10
|
10
|
10
|
5
|
01.04.2005-
|
9
|
9
|
9
|
5
|
Приложение 6
Рисунок 1. Ставка
рефинансирования объявленная Национальным банком
Примечание. Источник:
собственная разработка
Приложение 7
Рисунок. Процентные
ставки по кредитам «овернайт»
Примечание. Источник:
собственная разработка
Приложение 8
Рисунок. Процентные
ставки по ломбардным кредитам
Примечание. Источник:
собственная разработка
Приложение 9
Рисунок. Процентные
ставки по однодневным межбанковским кредитам
Примечание. Источник:
собственная разработка
Приложение 10
Рисунок. Ставки по вновь
выданным кредитам юридическим лицам в национальной валюте
Примечание. Источник:
собственная разработка
Приложение 11
Рисунок. Ставки по вновь
привлеченным депозитам физических лиц в национальной валюте
Примечание. Источник:
собственная разработка
Страницы: 1, 2, 3, 4
|