рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Денежно-кредитная политика, ее цели и особенности проведения в Республике Беларусь

Определяющая роль в обеспечении требуемой динамики цен и официального обменного курса белорусского рубля среди монетарных факторов будет принадлежать темпам наращивания денежного предложения в белорусских рублях. Базовым условием, которое будет определять увеличение денежного предложения используемой в Республике Беларусь, будет увеличение реального спроса на деньги, создаваемого ростом реального ВВП. Кроме того, реальный спрос на деньги будет формироваться за счет расширения сферы применения белорусского рубля в совершении внутренних и внешних операций, снижения скорости обращения денег, а также других факторов.

Каналами наращивания денежного предложения будут преимущественно покупка иностранной валюты и рефинансирование банков на рыночных принципах. Основным средством регулирования текущей ликвидности банков станут операции Национального банка на открытом рынке с ценными бумагами Правительства Республики Беларусь и с иностранной валютой.

Процентная политика станет одним из важнейших инструментов регулирования денежного предложения. Процентная политика будет ориентирована на снижение процентных ставок по кредитам и депозитам при обеспечении их положительного уровня в реальном выражении, создание всем агентам экономических отношений равных условий в размещении средств в банках, государственные ценные бумаги и другие активы, в пользовании банковскими услугами, недопущение монопольных и спекулятивных тенденций на денежном рынке, развитие добросовестной конкуренции.

По мере укрепления макроэкономической и финансовой стабилизации будет проводиться политика снижения норматива резервных требований к привлеченным банками депозитами, что станет одним из факторов роста ресурсной базы банков для осуществления ими активных операций. Отношения Национального банка как кредитора последней инстанции и банков будут строиться на рыночных принципах. Последовательно будет проводиться политика отказа от установления индивидуальных нормативов деятельности банков. [22, с.23]

В обеспечении внутренней и внешней устойчивости белорусского рубля значительная роль будет принадлежать увеличению золотовалютных резервов органов денежно-кредитного регулирования.

Важнейшими направлениями увеличения государственных золотовалютных резервов будут являться покупка Национальным банком золота и иностранной валюты, получение доходов от управления золотовалютными резервами, привлечение внешних займов, а также аккумулирование части валютных доходов, полученных от приватизации государственной собственности.

Целевые ориентиры денежно-кредитной политики, ее важнейшие инструменты будут формироваться в направлениях и на уровнях, которые будут создавать наиболее благоприятные условия для проведения эффективной экономической политики. [22, с.24]

Что касается среднесрочной перспективы, то важно обеспечить реализацию следующих конкретных направлений и мероприятий:

1.Продолжить проведение денежно-кредитной политики, направленной на поддержание стабильного курса белорусского рубля. Нормализация платежного баланса должна осуществляться за счет повышения конкурентоспособности экономики, привлечения иностранных инвестиций и интеграции отечественных производителей в структуру международных хозяйственных связей при параллельном укреплении реального курса рубля.

2.  Необходимо обеспечить внедрение Международных стандартов финансовой отчетности не только в банковской системе, но и в экономике в целом.

3.  Следует последовательно проводить политику ужесточения бюджетных ограничений для предприятий всех отраслей.

4.  Очень важно обеспечить развитие системы банковских услуг, включая их качество и разнообразие. [19, с.6]

На основании проведенной неофициальной оценки прозрачности денежно-кредитной политики в Беларуси с использованием принятого МВФ Кодекса надлежащей практики по обеспечению прозрачности в денежно-кредитной и финансовой политике в качестве ориентира, выдвинуто предложение о повышении прозрачности денежно-кредитной политики и усовершенствовании нормы подотчетности Национального банка Республики Беларусь.

 В частности, можно было бы улучшить ситуацию по следующим аспектам:

1.     внести ясность в вопрос об автономии Национального банка Республики Беларусь;

2.     более четко определить институциональную взаимосвязь между налогово-бюджетными и денежно-кредитными операциями;

3.     более четко определить роль доллара США в качестве якоря денежно-кредитной политики, если он играет такую роль;

4.     обеспечить распределение прибыли Национального банка Республики Беларусь в соответствии с оптимальной международной практикой;

5.     принять и опубликовать конкретные стандарты поведения персонала Национального банка Республики Беларусь и обеспечить правовую защиту сотрудников;

6.     публиковать прошедшие аудиторскую проверку подробные финансовые отчеты, составленные в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). [23]


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В последние годы особенностью денежно-кредитной политики Республики Беларусь была нацеленность на преодоление негативных явлений и стабилизацию национальной денежной единицы. Несмотря на определенные успехи, в денежно-кредитной сфере существуют и проблемы. Их можно сгруппировать в четыре блока:

Во-первых, это проблемы, возникшие из-за того, что стабилизация белорусского рубля до сих пор в значительной степени связывалась с факторами чисто денежного характера.

Во-вторых, проблемы связанные с возросшей сложностью и масштабностью решаемых задач. К ним относятся достижение международных стандартов в области гарантий надежности банковской системы, повышение качества банковских услуг и технологического потенциала банков, обеспечение устойчивой стабильности денежной системы.

 В-третьих, недостаточный финансовый потенциал банковской системы.

В-четвертых, осложнение ситуации в мировой денежной и финансовой системе. В прежние годы, когда темпы инфляции и девальвации в республике были высоки, динамика курсов других твердых валют не сильно интересовала. Сегодня белорусский рубль может не только ослабляться, но и укрепляться по отношению к тем или иным свободноконвертируемым валютам.

Важно также выделить следующие аспекты, которым необходимо уделить особое внимание:

·  обеспечение прозрачности денежно-кредитной политики и повышения доверия к ней;

·  взаимодействие денежно-кредитной, фискальной и социально-экономической политики для формирования наиболее благоприятных условий социально-экономического развития;

·  использование современных экономико-математических методов и моделей для обработки, анализа и прогнозирования тенденций в денежно-кредитной сфере и оценки их влияния на реальный сектор экономики;

·  совершенствование институциональной и функциональной структуры банков;

·  совершенствование принципов и инструментов банковского надзора на основе внедрения международных стандартов;

·  операционная надежность, эффективность и безопасность платежной системы;

·  развитие системы безналичных расчетов с использованием банковских пластиковых карточек;

·  управление финансовыми рисками;

·  развитие и совершенствование правовой базы банковской деятельности.

Решение вышеуказанных проблем создаст условия для повышения эффективности монетарной политики, проводимой Национальным банком.

К основным тенденциям в области денежно-кредитной политики Республики Беларусь можно отнести следующие:

·  повышение роли денежно-кредитной политики в обеспечении внутренней и внешней устойчивости белорусского рубля;

·  ориентация политики обменного курса белорусского рубля на снижение инфляции, пополнение официальных валютных резервов;

·  использование показателей внешней торговли при формировании валютного курса белорусского рубля;

·  повышение роли показателей темпов наращивания денежного предложения в белорусских рублях;

·  проведение Национальным банком операций на открытом рынке с ценными бумагами Правительства Республики Беларусь и с иностранной валютой, с целью регулирования текущей ликвидности банков;

·  проведение политики снижения норматива резервных требований к привлеченным банками депозитам;

·  увеличение золотовалютных резервов органов денежно-кредитного регулирования в целях обеспечения внутренней и внешней устойчивости белорусского рубля;

·  отказ от установления индивидуальных нормативов деятельности банков.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1.     Бриштелев А. Принципы организации денежно-кредитного регулирования в Республике Беларусь//Банковский вестник. 2004. №31. с.35-38

2.     Лобанов А. Денежно-кредитная политика как система//Банковский вестник. 2004. №1. с.36-39

3.     Бриштелев А. Целевые ориентиры монетарной политики в Республике Беларусь//Банковский вестник. 2005. №1. с.26-31

4.     Деньги, кредит, банки: Учеб./ Г.И. Кравцова, Г.С. Кузьменко, Е.И. Кравцов и др.; Под ред. Г.И. Кравцовой. – Мн.: БГЭУ, 2003 – 527 с.

5.     Организация деятельности Центрального банка: Учеб. метод. пособие/ И.Н. Тищенко. – Мн.: БГЭУ, 2003 – 39 с.

6.     Рудый К. Монетарная политика в Республике Беларусь//Вестник Ассоциации белорусских банков. 2003. №17-18. с.41-43

7.      Калечиц С. Выбор целевого ориентира денежно-кредитной политики Республики Беларусь//Банковский вестник. 2004. №1. с. 14-15

8.     Лобанов А. Калечиц С. Механизм обеспечения стабильности национальной валюты//Банковский вестник. 2004. №34. с. 8-11

9.     Корчагин О. Инфляционное таргетирование: заблуждение и реальность //Банковский вестник. 2005. №16. с.9-13

10.             Гаврилов В. Белорусский рубль становится устойчивее//Банковский вестник. 2005. №19. с.10-14

11.             Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь. Аналитическое обозрение НБ РБ. 2005

12.             Каллаур П. Об итогах выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за январь-сентябрь и задачи на IV квартал 2005 г.//Банковский вестник. 2005. №31. с.11-13

13.             Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь. Аналитическое обозрение НБ РБ. январь-ноябрь 2005

14.             Тенденции в денежно-кредитной сфере Республики Беларусь в январе-ноябре 2005 г.// Банковский вестник. 2006. №2. с. 23-28

15.             Бюллетень банковской статистики. 2005. №12(78)

16.             Основные направления денежно-кредитной политики на 2006 г.

17.             Корчагин О. Современные подходы к реализации денежно-кредитной политики//Вестник Ассоциации белорусских банков. 2004. №1-2. с.31-33

18.             Рекомендации участников международной научно-практической конференции «Актуальные аспекты денежно-кредитной политики»//Банковский вестник. 2004. №1. с.55-56

19.             Тихонов А. 2005 год: задачи и перспективы//Банковский вестник. 2005. №1. с.5-7

20.             Тихонов А. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь: результаты, задачи и перспективы/Проблемы прогнозирования и государственного регулирования социально-экономического развития. Материалы IV международной конференции.- Минск, 2-3 октября 2003 г. (том 1)

21.             Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: Учеб. пособие В.Н. Шимов, Я.М. Александрович, А.В. Богданович и др.; Под общ. ред. В.Н. Шимова. – Мн.: БГЭУ, 2005. – 844 с.

22.             Концепция развития банковской системы республики Беларусь на 2001-2010 гг.

23.            #"1.files/image001.gif">


Рисунок. Официальный обменный курс белорусского рубля к российскому рублю (на последний день месяца)

Примечание. Источник: собственная разработка


Приложение 3


Рисунок. Официальный обменный курс белорусского рубля к доллару США (на последний день месяца)

Примечание. Источник: собственная разработка

Приложение 4

Таблица 1 Динамика широкой денежной массы, млрд. руб.


Показатели


01.01.2004


01.10.2004


01.01.2005


01.12.2005


01.01.2006

Прирост с начала 2005 г.

в соответствующих единицах измерения

в процентах

Широкая денежная масса

6132,3

8096,5

8839,0

11458,2

12570,6

3731,6

42,2

В рублях

3411,1

4827,0

5391,5

7568,7

8598,6

3207,0

59,5

В иностранной валюте

2721,2

3269,5

3447,5

3889,5

3972,0

524,5

15,2


Таблица 2 Динамика денежной базы, млрд. руб.


Показатели


01.01.2004


01.12.2004


01.01.2005


01.12.2005


01.01.2006

Прирост с начала 2005 г.

в соответствующих единицах измерения

в процентах

Денежная база

1686,9

2035,1

2394,0

2994,2

4159,1

1765,1

73,7

В рублях

1642,7

2026,7

2281,1

2983,0

3903,7

1622,5

71,1

В иностранной валюте

44,1

8,5

112,9

11,3

255,5

142,6

126,3


Примечание. Источник: собственная разработка

Приложение 5


Таблица 1. Нормативы отчислений банков в обязательные резервы Национального банка Республики Беларусь


Дата действия

по привлеченным средствам юр. лиц в ин. валюте

по привлеченным средствам юр. лиц в бел. руб.

по привлеченным средствам физ. лиц в ин. валюте

по привлеченным средствам физ. лиц в бел. руб.

01.01.2003-31.03.2004

10

10

10

10

01.04.2004-31.07.2004

10

10

10

8

01.08.2004-31.10.2004

10

10

10

7

01.11.2004-31.01.2005

10

10

10

6

01.02.2005-31.03.2005

10

10

10

5

01.04.2005-


9

9

9

5



Приложение 6

Рисунок 1. Ставка рефинансирования объявленная Национальным банком

Примечание. Источник: собственная разработка

Приложение 7


Рисунок. Процентные ставки по кредитам «овернайт»

Примечание. Источник: собственная разработка

Приложение 8




Рисунок. Процентные ставки по ломбардным кредитам

Примечание. Источник: собственная разработка

Приложение 9


Рисунок. Процентные ставки по однодневным межбанковским кредитам

Примечание. Источник: собственная разработка


Приложение 10


Рисунок. Ставки по вновь выданным кредитам юридическим лицам в национальной валюте

Примечание. Источник: собственная разработка

Приложение 11


Рисунок. Ставки по вновь привлеченным депозитам физических лиц в национальной валюте

Примечание. Источник: собственная разработка


Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.