рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Денежно-кредитная политика, ее цели и особенности проведения в Республике Беларусь

•      принятие центральным банком обязательств по достижению ценовой стабильности как первичной цели денежно-кредитной политики;

•      снижение роли других промежуточных целей монетарной политики;

•      высокую информационную прозрачность денежно-кредитной политики и декларирование планов монетарных властей;

•      повышение ответственности центрального банка за достижение целевых значений инфляции. [9, c.9]

Необходимыми предпосылками и условиями реализации режима инфляционного таргетирования являются следующие:

1.отказ от контроля над какими-либо другими показателями, кроме темпов инфляции;

2.  действующий режим плавающего курса национальной валюты;

3.  относительно высокая степень независимости центрального банка;

4.  возможность органов монетарного регулирования моделировать и прогнозировать динамику инфляции с учетом временных лагов, а также наличие разработанных моделей трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики с высокими прогностическими возможностями. [10, с.20]

Таргетирование инфляции имеет ряд декларируемых преимуществ.

Во-первых, как и таргетирование денежных агрегатов, оно дает возможность денежным властям сосредоточиться на внутренних проблемах экономики. Поскольку денежные власти в данном случае не устанавливают для себя жестких соотношений между динамикой денежных агрегатов и темпом роста цен, таргетирование инфляции позволяет более гибко реагировать на изменение макроэкономической ситуации.

Во-вторых, таргетирование инфляции, как и таргетирование обменного курса, очевидно и понятно для общественности. Установление конкретных ориентиров по темпам инфляции повышает ответственность центрального банка за его действия и помогает решить проблему непоследовательности в денежно-кредитной политике. [9, с.10]

Использование инфляции в качестве номинального якоря предполагает установление и обнародование целевого уровня инфляции на перспективу, публичное принятие центральным банком обязательств по его безусловному достижению. Преимущество инфляционного таргетирования состоит в замещении синтезом целого ряда экономических индикаторов одностороннего характера промежуточных ориентиров, используемых при принятии решений, создании четкой и устойчивой системы принятия решений и использования инструментов. При этом реакция банка на экономические шоки становится предсказуемой для экономических агентов и приводит к увеличению доверия к монетарной политике. В свою очередь, это предполагает постоянную и оперативную публикацию статистических данных, что позволяет рынкам и финансовым агентам заранее видеть необходимость принятия центральным банком тех или иных решений. В то же время инфляционное таргетирование характеризуется как политика с ограниченными дискреционными возможностями. Это выражается в удержании инфляции вблизи целевого ориентира вне зависимости от уровня и интенсивности макроэкономических шоков. [3, с.30]

Необходимо отметить, что режим таргетирования инфляции как промежуточная цель денежно-кредитной политики имеет ряд существенных недостатков.

Во-первых, центральный банк должен иметь возможность эффективно управлять показателем, избранным в качестве промежуточной цели.

Во-вторых, существует проблема выбора конкретного индекса цен в качестве целевого параметра.

В-третьих, динамика инфляционных процессов находится в зависимости от множества факторов, которые недостаточно контролируются денежными властями.

В-четвертых, таргетирование инфляции предполагает, что денежные власти сосредотачиваются на одной из макроэкономических целей — инфляции, не уделяя должного внимания динамике других целевых переменных (в первую очередь темпам роста ВВП).

В-пятых, существует достаточно продолжительный временной лаг между действиями денежных властей и изменением темпов роста цен. [9, c.11]

Режим прямого инфляционного таргетирования реализует одну из основных конечных общеэкономических целей — стабильность цен, которая является существенным условием экономического роста. Тем самым обеспечивается не только внутренняя, но и внешняя стабильность национальной валюты. При этом проведение подобной политики считается наиболее прозрачным для общественности. [8, с.10]

В условиях Беларуси переход к инфляционному таргетированию представляется многоплановой задачей, решение которой потребует выполнения ряда общеэкономических мер, обеспечивающих возможность определяющего воздействия на инфляцию через инструменты Национального банка, и прежде всего через его процентную политику. Основными из них являются:

•      обеспечение макроэкономической стабильности, в том числе конкурентоспособности отечественного производства на внешних рынках;

•      либерализация ценообразования;

•      создание развитого рынка капитала и рыночное формирование процентных ставок;

•      наличие устойчивой банковской системы;

•      устранение определяющего влияния налогово-бюджетной политики, политики доходов на денежно-кредитную политику и инфляцию.

Необходимы также законодательные меры для юридического закрепления позитивных общеэкономических тенденций, а также для создания центральному банку возможностей эффективно воздействовать своими инструментами на инфляционные процессы. Организационные меры предполагают существенное перераспределение функций экономических органов страны и центрального банка, в том числе по контролю за инфляцией и ценообразованием. Важным является совершенствование регламента прогнозирования и проведения решений в денежно-кредитном, реальном, налогово-бюджетном и внешнеэкономическом секторах экономики. Наконец, введение инфляционного таргетирования предполагает проведение серьезной методологической работы: описание трансмиссионного механизма влияния денежно-кредитной политики на инфляцию и экономические показатели; разработка методов и моделей прогнозирования инфляции, а также ее анализ на основе сформированной концепции трансмиссионного механизма; определение вида и характеристик целевого показателя инфляции; определение лага между моментом применения монетарных инструментов и времени их воздействия на инфляцию; оценка и формирование подходящего монетарного инструментария. [8, с.11]

Таким образом, режим прямого инфляционного таргетирования для Республики Беларусь представляется вполне перспективным, однако он требует серьезной подготовительной работы, как со стороны органов экономического управления, так и научной общественности страны.


2. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ


2.1 Денежно-кредитная политика, проводимая в 2003-2005 гг.


Развитие денежно-кредитной сферы характеризовалось следующими основными тенденциями:

·  сохранение достаточно благоприятной ситуации на валютном рынке, что отразилось в превышении предложения иностранной валюты над спросом в целом по рынку;

·  укрепление обменного курса белорусского рубля по отношению к основным иностранным валютам;

·  продолжение снижения номинальных процентных ставок на финансовом рынке и увеличением сбережений населения в банках;

·  сохранение роста активов и пассивов в банковской системе;

·  обеспечение эффективности, надежности и безопасности платежной системы;

·  сохранение тенденции снижения уровня долларизации экономики, а также ростом спроса экономики на деньги и кредитов предприятиям и населению. [11, с.41]

Развитие экономики страны характеризовалось заметным повышением деловой и инвестиционной активности в большинстве отраслей, замедлением инфляционных процессов, проявлением тенденции к номинальной ревальвации белорусского рубля.

Экономический рост происходил на фоне увеличения рентабельности реализованной продукции, снижения энергоемкости и материалоемкости производства, увеличения производительности труда, высоких темпов роста реальных денежных доходов населения.

Экономическому росту способствовала проводимая денежно-кредитная политика, направленная на обеспечение финансовой стабильности в стране. [12, с.11]

Прирост индекса потребительских цен в 2005 г. составил 8% против 14,4% в 2004 г. (25,4% в 2003 г.), что является его наиболее низким значением за последние 15 лет. [11, с.37]

Существенную роль в ограничении темпов инфляции играла динамика официального курса белорусского рубля, выступающего в качестве номинального якоря. При этом обменный курс белорусского рубля к российскому рублю выступает контрольным показателем, к доллару США – индикативным показателем денежно-кредитной политики. [13, с.27]

В условиях относительно благоприятной внешнеэкономической ситуации и направленности курсовой политики на ограничение инфляционных процессов официальный обменный курс белорусского рубля к российскому рублю за 2004 г. снизился на 6,4%, против 21,2% в 2003 г., за 2005 г. укрепился на 3,9% и на 1 января 2006 г. составил 74,86 рубля за 1 российский рубль при допускаемом в рамках Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2005 г. снижении до 2,4%. (см. приложение 2)

Официальный курс белорусского рубля к доллару США за 2004 г. снизился на 0,6%, против 12,3% в 2003, на 1 января 2006 г. он составил 2 152 рубля, увеличившись с начала 2005 г. на 0,8%. (см. приложение 3) [11, с.42]

При этом, несмотря на номинальное укрепление обменного курса белорусского рубля к иностранным валютам, реальный курс белорусского рубля к российскому рублю и реальный эффективный курс находился в пределах, не ухудшающих ценовую конкурентоспособность экономики. [14, с.24]

Индекс реального курса белорусского рубля к российскому рублю, рассчитанный по индексу потребительских цен, в 2005 г. находился ниже уровня 2004 г. на 3,4% (за 2004 г. по сравнению с 2003 г. снизился на 5%). Реальный эффективный курс, то есть курс по отношению к валютам стран – основных торговых партнеров Республики Беларусь, в 2005 г. находился ниже уровня 2004 г. на 1,2%. [11, с.43]

Рост доверия к национальной валюте, основанный на ее позитивной динамике по отношению к иностранным валютам, способствовал, кроме того, дальнейшему увеличению спроса экономики на белорусские рубли, снижению уровня долларизации монетарной сферы, что также содействовало экономическому росту.[13, с.28]

Широкая денежная масса за 2005 г. увеличилась на 42,2%, или на 3,7 трлн. рублей, и на 1 января 2006 г. составила 12,6 трлн. рублей при ее увеличении на 44,1% за 2004 г. (за 2003 г. – 56,4%). (см. приложение 4, таб. 1)

Такое изменение денежного предложения в 2005 г. сопровождалось продолжением позитивной тенденции снижения скорости обращения денег, что свидетельствует о замедлении инфляционных процессов. Скорость обращения широкой денежной массы в 2005 г. снизилась на 9,7% (в 2004 г. – на 8,9%). При этом, скорость обращения рублевой денежной массы уменьшилась на 18% (при ее снижении в 2004 г. на 17,2%; 2003 г. на 15,8%).

Доля рублевой денежной массы в общем объеме широкой денежной массы за 2005 г. увеличилась на 7,4% и на 1 января 2006 г. составила 68,4% (против увеличения на 5,4% и 61% за 2004 г., за 2003 г. на 4,7% и 55,5% соответственно), что свидетельствует о продолжении тенденции снижения уровня долларизации экономики страны. [11, с. 43]

Основными факторами роста спроса экономики на белорусские рубли стали:

·  увеличение производства товаров и услуг;

·  рост удельного веса денежных форм расчетов в общем объеме выручки от реализации;

·  потребность субъектов хозяйствования в трансформации заработанных ресурсов в иностранной валюте в активы в белорусских рублях, что связано с необходимостью финансирования ими текущей деятельности и инвестиций в основной капитал, а также с предпочтением активов в национальной валюте сравнительно с иностранной валютой.[13, с.29]

Денежная база в белорусских рублях и иностранной валюте в 2005 г. увеличилась на 73,7%, или на 1,8 трлн. рублей (за 2004 г. – на 41,9%, 2003 г. – на 49,9%). Балансовыми факторами изменения денежной базы в белорусских рублях и иностранной валюте явился рост на 1,1 трлн. рублей чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования и на 0,7 трлн. рублей – чистых внутренних активов органов денежно-кредитного регулирования. (см. приложение 4, таб. 2)

Рублевая денежная база за 2005 г. выросла на 71,1%, или на 1,6 трлн. рублей (за 2004 г. – на 38,9%, за 2003 г. – на 72,3%), что позволило сочетать достижение целей по снижению инфляции и обеспечению необходимой кредитной поддержки реального сектора экономики на основе недопущения избыточного роста денежного предложения.[11, с.48]

Основными факторами, повлиявшими на увеличение рублевой денежной базы в 2005 г., явились:

·  покупка Национальным банком Республики Беларусь иностранной валюты на сумму 907,6 млрд. рублей;

·  увеличение требований Национального банка к экономике на 532,3 млрд. рублей;

·  увеличение объема государственных ценных бумаг в портфеле Национального банка на 187,1 млрд. рублей;

·  уменьшение на 24,8 млрд. рублей депозитов расширенного Правительства Республики Беларусь на счетах в Национальном банке.[11, с.49]

Чистые иностранные активы органов денежно-кредитного регулирования на 1 января 2006 г. составили 1 383,8 млн. долларов США. Их увеличение связано, в основном, с покупкой Национальным банком иностранной валюты в условиях превышения предложения иностранной валюты над спросом на нее на валютном рынке.

Увеличение на 64,7% чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования обусловлено ростом за 2005 г. валовых иностранных активов на 47,6%, или на 450,7 млн. долларов США, и сокращением валовых иностранных пассивов на 82,8%, или на 70,3 млн. долларов США. [11, с.48]

Нормативы отчислений банков в обязательные резервы Национального банка по привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте, а так же юридических лиц в белорусских рублях по сравнению с 2003 г. Сократились на 1% и по состоянию на 1 апреля 2005 г. составили 9%. По привлеченным средствам физических лиц в белорусских рублях ситуация была более изменчива. Данный норматив уменьшился по сравнению с 2003 г. на 5% и составил на 1 апреля 2005 г. 5%. (см. приложение 5) [15, с.118]

 Процентная политика Национального банка была направлена на поддержание процентных ставок на положительном в реальном выражении уровне. При осуществлении процентной политики принималась во внимание необходимость поддержания процентных ставок на уровне, способствующем росту сбережений в национальной валюте и поступательному расширению доступности кредитов для субъектов экономики. [12, с.12]

 В 2005 г. ставка рефинансирования была снижена с 17% до 11% годовых (в 2003 г. – с 38% до 28%, а в 2004 г. с – 28% до 17% годовых). В основу решения о снижении ставки были положены предположения о дальнейшем замедлении инфляционных процессов, развитие ситуации на валютном рынке, стабилизация обменного курса рубля. (см. приложение 6)

В соответствии со снижением ставки рефинансирования происходило снижение ставок по инструментам Национального банка.[13, с. 32]

Ставки Национального банка по неаукционным инструментам поддержания и привлечения ликвидности банков в течение 2005 г. также снизились: по кредиту «овернайт» и по ломбардному кредиту по фиксированной ставке – с 24% до 16% годовых (в 2004 г. с 40% до 24%); по приему средств в депозиты по различным срокам привлечения – соответственно с 6-7% до 3-4% годовых (за 2004 г. с 15-18% до 6-7%). (см. приложение 7 и 8) [14, с. 27]

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.