•
принятие
центральным банком обязательств по достижению ценовой стабильности как
первичной цели денежно-кредитной политики;
•
снижение
роли других промежуточных целей монетарной политики;
•
высокую
информационную прозрачность денежно-кредитной политики и декларирование планов
монетарных властей;
•
повышение
ответственности центрального банка за достижение целевых значений инфляции. [9,
c.9]
Необходимыми предпосылками и условиями реализации режима инфляционного
таргетирования являются следующие:
1.отказ от контроля над какими-либо другими показателями, кроме
темпов инфляции;
2. действующий режим
плавающего курса национальной валюты;
3. относительно высокая
степень независимости центрального банка;
4. возможность органов
монетарного регулирования моделировать и прогнозировать динамику инфляции с
учетом временных лагов, а также наличие разработанных моделей трансмиссионного
механизма денежно-кредитной политики с высокими прогностическими возможностями.
[10, с.20]
Таргетирование инфляции имеет ряд декларируемых преимуществ.
Во-первых, как и таргетирование денежных агрегатов, оно дает возможность
денежным властям сосредоточиться на внутренних проблемах экономики. Поскольку
денежные власти в данном случае не устанавливают для себя жестких соотношений
между динамикой денежных агрегатов и темпом роста цен, таргетирование инфляции
позволяет более гибко реагировать на изменение макроэкономической ситуации.
Во-вторых, таргетирование инфляции, как и таргетирование обменного
курса, очевидно и понятно для общественности. Установление конкретных
ориентиров по темпам инфляции повышает ответственность центрального банка за
его действия и помогает решить проблему непоследовательности в денежно-кредитной
политике. [9, с.10]
Использование инфляции в качестве номинального якоря предполагает
установление и обнародование целевого уровня инфляции на перспективу, публичное
принятие центральным банком обязательств по его безусловному достижению. Преимущество
инфляционного таргетирования состоит в замещении синтезом целого ряда
экономических индикаторов одностороннего характера промежуточных ориентиров,
используемых при принятии решений, создании четкой и устойчивой системы
принятия решений и использования инструментов. При этом реакция банка на
экономические шоки становится предсказуемой для экономических агентов и
приводит к увеличению доверия к монетарной политике. В свою очередь, это
предполагает постоянную и оперативную публикацию статистических данных, что
позволяет рынкам и финансовым агентам заранее видеть необходимость принятия
центральным банком тех или иных решений. В то же время инфляционное
таргетирование характеризуется как политика с ограниченными дискреционными
возможностями. Это выражается в удержании инфляции вблизи целевого ориентира
вне зависимости от уровня и интенсивности макроэкономических шоков. [3, с.30]
Необходимо отметить, что режим таргетирования инфляции как промежуточная
цель денежно-кредитной политики имеет ряд существенных недостатков.
Во-первых, центральный банк должен иметь возможность эффективно управлять
показателем, избранным в качестве промежуточной цели.
Во-вторых, существует проблема выбора конкретного индекса цен в качестве
целевого параметра.
В-третьих, динамика инфляционных процессов находится в зависимости от
множества факторов, которые недостаточно контролируются денежными властями.
В-четвертых, таргетирование инфляции предполагает, что денежные власти
сосредотачиваются на одной из макроэкономических целей — инфляции, не уделяя
должного внимания динамике других целевых переменных (в первую очередь темпам
роста ВВП).
В-пятых, существует достаточно продолжительный временной лаг между действиями
денежных властей и изменением темпов роста цен. [9, c.11]
Режим прямого инфляционного таргетирования реализует одну из основных
конечных общеэкономических целей — стабильность цен, которая является существенным
условием экономического роста. Тем самым обеспечивается не только внутренняя,
но и внешняя стабильность национальной валюты. При этом проведение подобной
политики считается наиболее прозрачным для общественности. [8, с.10]
В условиях Беларуси переход к инфляционному таргетированию представляется
многоплановой задачей, решение которой потребует выполнения ряда общеэкономических
мер, обеспечивающих возможность определяющего воздействия на инфляцию через
инструменты Национального банка, и прежде всего через его процентную политику.
Основными из них являются:
•
обеспечение
макроэкономической стабильности, в том числе конкурентоспособности
отечественного производства на внешних рынках;
•
либерализация
ценообразования;
•
создание
развитого рынка капитала и рыночное формирование процентных ставок;
•
наличие
устойчивой банковской системы;
•
устранение
определяющего влияния налогово-бюджетной политики, политики доходов на денежно-кредитную
политику и инфляцию.
Необходимы также законодательные меры для юридического закрепления
позитивных общеэкономических тенденций, а также для создания центральному банку
возможностей эффективно воздействовать своими инструментами на инфляционные
процессы. Организационные меры предполагают существенное перераспределение
функций экономических органов страны и центрального банка, в том числе по
контролю за инфляцией и ценообразованием. Важным является совершенствование
регламента прогнозирования и проведения решений в денежно-кредитном, реальном,
налогово-бюджетном и внешнеэкономическом секторах экономики. Наконец, введение
инфляционного таргетирования предполагает проведение серьезной методологической
работы: описание трансмиссионного механизма влияния денежно-кредитной политики
на инфляцию и экономические показатели; разработка методов и моделей
прогнозирования инфляции, а также ее анализ на основе сформированной концепции
трансмиссионного механизма; определение вида и характеристик целевого
показателя инфляции; определение лага между моментом применения монетарных
инструментов и времени их воздействия на инфляцию; оценка и формирование
подходящего монетарного инструментария. [8, с.11]
Таким образом, режим прямого инфляционного таргетирования для Республики
Беларусь представляется вполне перспективным, однако он требует серьезной
подготовительной работы, как со стороны органов экономического управления, так
и научной общественности страны.
2. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ
ПОЛИТИКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 Денежно-кредитная политика,
проводимая в 2003-2005 гг.
Развитие
денежно-кредитной сферы характеризовалось следующими основными тенденциями:
· сохранение достаточно благоприятной
ситуации на валютном рынке, что отразилось в превышении предложения иностранной
валюты над спросом в целом по рынку;
· укрепление обменного курса
белорусского рубля по отношению к основным иностранным валютам;
· продолжение снижения номинальных
процентных ставок на финансовом рынке и увеличением сбережений населения в
банках;
· сохранение роста активов и пассивов в
банковской системе;
· обеспечение эффективности, надежности
и безопасности платежной системы;
· сохранение тенденции снижения уровня
долларизации экономики, а также ростом спроса экономики на деньги и кредитов
предприятиям и населению. [11, с.41]
Развитие экономики страны
характеризовалось заметным повышением деловой и инвестиционной активности в
большинстве отраслей, замедлением инфляционных процессов, проявлением тенденции
к номинальной ревальвации белорусского рубля.
Экономический рост
происходил на фоне увеличения рентабельности реализованной продукции, снижения
энергоемкости и материалоемкости производства, увеличения производительности
труда, высоких темпов роста реальных денежных доходов населения.
Экономическому росту
способствовала проводимая денежно-кредитная политика, направленная на
обеспечение финансовой стабильности в стране. [12, с.11]
Прирост индекса
потребительских цен в 2005 г. составил 8% против 14,4% в 2004 г. (25,4% в 2003
г.), что является его наиболее низким значением за последние 15 лет. [11, с.37]
Существенную роль в
ограничении темпов инфляции играла динамика официального курса белорусского
рубля, выступающего в качестве номинального якоря. При этом обменный курс
белорусского рубля к российскому рублю выступает контрольным показателем, к
доллару США – индикативным показателем денежно-кредитной политики. [13, с.27]
В условиях относительно
благоприятной внешнеэкономической ситуации и направленности курсовой политики
на ограничение инфляционных процессов официальный обменный курс белорусского
рубля к российскому рублю за 2004 г. снизился на 6,4%, против 21,2% в 2003 г.,
за 2005 г. укрепился на 3,9% и на 1 января 2006 г. составил 74,86 рубля за 1
российский рубль при допускаемом в рамках Основных направлений
денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2005 г. снижении до 2,4%.
(см. приложение 2)
Официальный курс
белорусского рубля к доллару США за 2004 г. снизился на 0,6%, против 12,3% в
2003, на 1 января 2006 г. он составил 2 152 рубля, увеличившись с начала 2005
г. на 0,8%. (см. приложение 3) [11, с.42]
При этом, несмотря на
номинальное укрепление обменного курса белорусского рубля к иностранным
валютам, реальный курс белорусского рубля к российскому рублю и реальный
эффективный курс находился в пределах, не ухудшающих ценовую
конкурентоспособность экономики. [14, с.24]
Индекс реального курса белорусского
рубля к российскому рублю, рассчитанный по индексу потребительских цен, в 2005
г. находился ниже уровня 2004 г. на 3,4% (за 2004 г. по сравнению с 2003 г.
снизился на 5%). Реальный эффективный курс, то есть курс по отношению к валютам
стран – основных торговых партнеров Республики Беларусь, в 2005 г. находился
ниже уровня 2004 г. на 1,2%. [11, с.43]
Рост доверия к
национальной валюте, основанный на ее позитивной динамике по отношению к
иностранным валютам, способствовал, кроме того, дальнейшему увеличению спроса
экономики на белорусские рубли, снижению уровня долларизации монетарной сферы,
что также содействовало экономическому росту.[13, с.28]
Широкая денежная масса за 2005 г. увеличилась на 42,2%, или
на 3,7 трлн. рублей, и на 1 января 2006 г. составила 12,6 трлн. рублей при ее
увеличении на 44,1% за 2004 г. (за 2003 г. – 56,4%). (см. приложение 4, таб. 1)
Такое изменение денежного
предложения в 2005 г. сопровождалось продолжением позитивной тенденции снижения
скорости обращения денег, что свидетельствует о замедлении инфляционных
процессов. Скорость обращения широкой денежной массы в 2005 г. снизилась на
9,7% (в 2004 г. – на 8,9%). При этом, скорость обращения рублевой денежной массы уменьшилась на 18%
(при ее снижении в 2004 г. на 17,2%; 2003 г. на 15,8%).
Доля рублевой денежной
массы в общем объеме
широкой денежной массы за 2005 г. увеличилась на 7,4% и на 1 января 2006 г.
составила 68,4% (против увеличения на 5,4% и 61% за 2004 г., за 2003 г. на 4,7%
и 55,5% соответственно), что свидетельствует о продолжении тенденции снижения
уровня долларизации экономики страны. [11, с. 43]
Основными факторами роста
спроса экономики на белорусские рубли стали:
· увеличение производства товаров и
услуг;
· рост удельного веса денежных форм
расчетов в общем объеме выручки от реализации;
· потребность субъектов хозяйствования
в трансформации заработанных ресурсов в иностранной валюте в активы в
белорусских рублях, что связано с необходимостью финансирования ими текущей
деятельности и инвестиций в основной капитал, а также с предпочтением активов в
национальной валюте сравнительно с иностранной валютой.[13, с.29]
Денежная база в белорусских рублях и иностранной
валюте в 2005 г. увеличилась на 73,7%, или на 1,8 трлн. рублей (за 2004 г. – на
41,9%, 2003 г. – на 49,9%). Балансовыми факторами изменения денежной базы в
белорусских рублях и иностранной валюте явился рост на 1,1 трлн. рублей чистых
иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования и на 0,7 трлн.
рублей – чистых внутренних активов органов денежно-кредитного регулирования.
(см. приложение 4, таб. 2)
Рублевая денежная база за 2005 г. выросла на 71,1%, или на
1,6 трлн. рублей (за 2004 г. – на 38,9%, за 2003 г. – на 72,3%), что позволило
сочетать достижение целей по снижению инфляции и обеспечению необходимой кредитной
поддержки реального сектора экономики на основе недопущения избыточного роста
денежного предложения.[11, с.48]
Основными факторами,
повлиявшими на увеличение рублевой денежной базы в 2005 г., явились:
· покупка Национальным банком
Республики Беларусь иностранной валюты на сумму 907,6 млрд. рублей;
· увеличение требований Национального
банка к экономике на 532,3 млрд. рублей;
· увеличение объема государственных
ценных бумаг в портфеле Национального банка на 187,1 млрд. рублей;
· уменьшение на 24,8 млрд. рублей
депозитов расширенного Правительства Республики Беларусь на счетах в
Национальном банке.[11, с.49]
Чистые иностранные активы
органов денежно-кредитного регулирования на 1 января 2006 г. составили 1 383,8
млн. долларов США. Их увеличение связано, в основном, с покупкой Национальным
банком иностранной валюты в условиях превышения предложения иностранной валюты
над спросом на нее на валютном рынке.
Увеличение на 64,7%
чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования обусловлено
ростом за 2005 г. валовых иностранных активов на 47,6%, или на 450,7 млн.
долларов США, и сокращением валовых иностранных пассивов на 82,8%, или на 70,3
млн. долларов США. [11, с.48]
Нормативы отчислений
банков в обязательные резервы Национального банка по привлеченным средствам
юридических и физических лиц в иностранной валюте, а так же юридических лиц в
белорусских рублях по сравнению с 2003 г. Сократились на 1% и по состоянию на 1
апреля 2005 г. составили 9%. По привлеченным средствам физических лиц в
белорусских рублях ситуация была более изменчива. Данный норматив уменьшился по
сравнению с 2003 г. на 5% и составил на 1 апреля 2005 г. 5%. (см. приложение 5)
[15, с.118]
Процентная политика
Национального банка была направлена на поддержание процентных ставок на
положительном в реальном выражении уровне. При осуществлении процентной
политики принималась во внимание необходимость поддержания процентных ставок на
уровне, способствующем росту сбережений в национальной валюте и поступательному
расширению доступности кредитов для субъектов экономики. [12, с.12]
В 2005 г. ставка
рефинансирования была снижена с 17% до 11% годовых (в 2003 г. – с 38% до 28%, а
в 2004 г. с – 28% до 17% годовых). В основу решения о снижении ставки были
положены предположения о дальнейшем замедлении инфляционных процессов, развитие
ситуации на валютном рынке, стабилизация обменного курса рубля. (см. приложение
6)
В соответствии со
снижением ставки рефинансирования происходило снижение ставок по инструментам
Национального банка.[13, с. 32]
Ставки Национального
банка по неаукционным инструментам поддержания и привлечения ликвидности банков
в течение 2005 г. также снизились: по кредиту «овернайт» и по ломбардному
кредиту по фиксированной ставке – с 24% до 16% годовых (в 2004 г. с 40% до 24%);
по приему средств в депозиты по различным срокам привлечения – соответственно с
6-7% до 3-4% годовых (за 2004 г. с 15-18% до 6-7%). (см. приложение 7 и 8) [14,
с. 27]
Страницы: 1, 2, 3, 4
|