Экономическая сущность финансирования деятельности организации
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Экономическая сущность финансирования деятельности
организации
1.1 Виды финансирования и финансовая стратегия
1.2 Общая характеристика и классификация форм
финансирования деятельности организации
2. Методическое и информационное обеспечение
анализа и управления финансированием деятельности организации
2.1 Основные направления и источники информации
для анализа финансового состояния предприятия
2.2 Анализ и управление финансовыми потоками
предприятия
3. Экономический анализ финансирования
деятельности организации на примере ООО «Престиж-Маркет»
3.1 Организационно-экономическая характеристика
предприятия
3.2 Анализ эффективности финансирования ООО
«Престиж-маркет»
3.3 Пути повышения эффективности финансирования
деятельности ООО «Престиж-маркет»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Финансирование деятельности
организации - это совокупность форм и методов, принципов и условий финансового обеспечения
простого и расширенного воспроизводства. Под финансированием понимается
процесс образования денежных средств или в
более широком плане процесс образования капитала фирмы во всех его
формах. Понятие «финансирование» довольно
тесно связано с понятием «инвестирование», если финансирование - это
образование денежных средств, то
инвестирование — это их использование. Оба понятия взаимосвязаны, однако первое
предшествует второму. Фирме невозможно планировать какие-либо инвестиции, не имея источников финансирования.
Вместе с тем образование финансовых средств фирмы происходит, как правило, с учетом плана их
использования.
При выборе источников финансирования
деятельности предприятия необходимо
решить пять основных задач:
-
определить
потребность в кратко- и
долгосрочном капитале;
-
выявить
возможные изменения в составе активов и капитала в целях
определения и оптимального состава и структуры;
-
обеспечить
постоянную платежеспособность и,
следовательно, финансовую устойчивость;
-
с
максимальной прибылью использовать собственные и заемные средства;
-
снизить
расходы на финансирование
хозяйственной деятельности.
Предмет исследования – финансирование деятельности
организации.
Объект исследования – ООО «Престиж-Маркет».
Цель дипломной работы - в ходе анализа производственно-хозяйственной
деятельности исследуемого предприятия разработать пути повышения эффективности финансирования
деятельности организации.
Задачи, поставленные в ходе работы, для достижения
намеченной цели:
-
раскрыть сущность финансирования
деятельности организации;
-
охарактеризовать виды финансирования
(внутренние источники, привлеченные средства, заемные источники, смешанное
финансирование);
-
описать финансовые инструменты (продажа
доли финансовому или стратегическому инвестору, управление дебиторской
задолженностью, проектное финансирование);
- изучить основные направления и источники информации для анализа финансового
состояния предприятия;
- изучить финансирование деятельности
организации на примере ООО «Престиж-Маркет»;
- провести анализ эффективности финансирования
(анализ рентабельности, анализ платежеспособности, анализ финансовой
устойчивости);
- предложить пути повышения эффективности
финансирования деятельности организации.
Практическая значимость дипломного исследования заключается
в определении подходов к разработке конкретных мероприятий по совершенствованию
финансирования деятельности организации.
Необходимым условием в работе предприятия является определение его
финансовой устойчивости, так как она во многом определяется структурой
капитала, то есть долей собственного и заемного капитала в общем капитале
предприятия. Степень финансовой устойчивости предприятия интересует инвесторов
и кредиторов, так как на основе ее оценки они принимают решения о вложении
средств в предприятие. Этим и обусловлена актуальность выбранной темы.
Дипломная работа состоит из введения, трех основных частей,
заключения, списка используемой литературы и приложений.
В первой части рассматриваются теоретические вопросы,
касающиеся понятия и сущности финансирования деятельности организации, виды
финансирования и финансовые инструменты, роль и значение финансирования деятельности.
Во второй
части рассматриваются основные методы анализа деятельности предприятия,
основные направления и источники информации для анализа финансового состояния
предприятия, анализ и управления финансовыми потоками предприятия.
Финансовая устойчивость предприятия – это такое
состояние его финансовых ресурсов, их распределение и использование, которое
обеспечивает развитие предприятия на основе роста прибыли и капитала при
сохранении платежеспособности и кредитоспособности в условиях допустимого
уровня риска.
Устойчивость
предприятия, прежде всего, зависит от оптимальности состава и структуры
активов, а также от правильности выбора стратегии управления ими.
В третьей, практической части на примере
исследуемого предприятия ООО «Престиж-Маркет» производится оценка
финансирования деятельности организации. Для этого приводится характеристика
ООО «Престиж-Маркет», проводится анализ эффективности финансирования (анализ
рентабельности, анализ платежеспособности, анализ финансовой устойчивости),
предлагаются пути повышения эффективности финансирования деятельности
организации.
Торговая сеть ООО «Престиж-Маркет» осуществляет свою деятельность
в области розничной торговли продуктами питания и товарами первой
необходимости.
В универсаме
представлен широкий ассортимент продовольственных и промышленных товаров.
Потребности покупателей универсама
обеспечивают 90 поставщиков. Более 90 процентов из них работают с
«Престиж-Маркетом» уже не первый год.
При написании дипломной работы использовались отечественные
и зарубежные разработки и методики в области экономического анализа и
финансового менеджмента организации, материалы периодической печати и сети Internet,
первичные бухгалтерские регистры учета и данные финансовой отчетности ООО
«Престиж-Маркет» за ряд периодов.
1.
Экономическая
сущность финансирования деятельности организации
1.1
Виды
финансирования и финансовая стратегия
Любое
предприятие (бизнес) начинается с денег. Индивидуальные и институциональные
инвесторы, вкладывая средства в компанию, рассчитывают на получение дохода в
будущем. В обмен на инвестиции они получают формализованные (или неформальные)
права требования, позволяющие участвовать им в распределении доходов.
Права
требования представлены широким разнообразием видов: от базовых понятий долга и
собственного капитала до экзотических конструкций производных финансовых
инструментов, привязанных к изменению цен на акции (или облигации) компании.
Финансирование
- это сфера взаимодействия компаний с рынком капитала. Решения по
финансированию - это выбор (среди различных доступных вариантов) источников
привлечения в бизнес финансовых ресурсов в обмен на права требования.
В сегменте
финансирования можно выделить два ключевых момента принятия решений[1]:
-
распределение
прибыли (дивидендная политика);
-
формирование
структуры капитала.
Эти решения
определяют долгосрочную жизнеспособность компании и входят в компетенцию ее
высших руководителей.
Финансовая
стратегия предприятия – это выбор и применение в определенной последовательности схем
финансирования исходя из индивидуальных особенностей деятельности и влияющих на
нее факторов.
Авторы Волков
А.С. и Марченко А.А. выделяют следующие основные виды стратегии финансирования
в зависимости от источников финансирования[2]:
-
финансирование
из внутренних источников;
-
финансирование
из привлеченных средств;
-
финансирование
из заемных средств;
-
смешанное
(комплексное, комбинированное) финансирование.
Внутренними
источниками
являются собственные средства предприятия – прибыль и амортизационные
отчисления.
Реинвестирование
прибыли — более приемлемая и относительно дешевая форма финансирования
предприятия, расширяющего свою деятельность.
Охарактеризуем
особенности внешних источников:
1. Привлеченные
инвестиции:
-
инвестора
интересует высокая прибыль и сама компания;
-
инвестор
может иметь (или не иметь) намерения когда-либо избавиться от инвестиции;
-
доля
собственности инвестора определяется из соотношения его инвестиций ко всему
капиталу компании.
2. Привлеченные
инвестиции:
-
компания
получает обязательство по контракту вернуть сумму займа;
-
заем
должен быть погашен в соответствии с условиями, на которых был получен;
-
компания
платит за полученный заем проценты;
-
компания
предоставляет необходимые и приемлемые для кредитора гарантии (возможно личное
имущество собственников);
-
если
кредит не возвращается по согласованному графику, то кредитор может изъять
гарантии;
-
после
возвращения суммы займа обязательства перед кредитором прекращаются.
Концептуальным
фундаментом современных корпоративных финансов является теория
Модильяни-Миллера (М&М)[3], центральный результат
которой состоит в том, что в мире без налогов, издержек обращения капитала и
других проявлений несовершенства рынка ни решения по выбору структуры капитала,
ни дивидендная политика не влияют на рыночную стоимость фирмы.
Однако даже развитые рынки капитала не совершенны на 100
процентов: существуют налоги и фрикционные издержки. Фрикционные издержки - в
индексированном фонде сумма, на которую уменьшается доход фонда
перед проведением индексации. Разница, которая не может быть скорректирована
каким-либо образом, составляет выплаты менеджерам фонда и трансакционные
издержки.
А информация,
которой владеют инвесторы, почти всегда отличается от той, которой оперируют
менеджеры компании. Поэтому решения по финансированию способны оказывать
влияние и на стратегию компании, и на стоимость финансовых ресурсов, и на
благосостояние акционеров.
Прочность
конкурентной позиции компании прямо зависит от структуры ее капитала. Фирмы
стремятся к созданию конкурентных преимуществ с целью получения экономической
прибыли. Высокая норма доходности привлекает конкурентов.
Гибкость в
принятии ключевых управленческих решений достигается путем формирования
структуры капитала, которая позволяет сокращать или увеличивать доли различных
финансовых инструментов в зависимости от тенденций на рынке капитала.
Долгосрочный заем с ограничительными оговорками и без права досрочного
погашения - классический пример финансирования, исключающего гибкость.
Аналогично, если компания использует максимальный объем заемных средств,
который она в состоянии сегодня получить, это значит, что она может лишиться
доступа к финансовым ресурсам, если котировки ее акции опустятся ниже их
реальной стоимости.
Проблема
выбора структуры финансирования в значительной степени является проблемой
маркетинга: компания стремится привлечь инвесторов с разными вкусами и
благосостоянием, используя арсенал разнообразных финансовых инструментов.
Однако
стоимость фирмы определяется ее реальными активами, а не ценными бумагами,
которые она выпускает.
Соблюдение
принципа соответствия в организации корпоративного финансирования и эффективное
использование инструментов хеджирования снижает риски, что в свою очередь
снижает совокупные затраты на привлечение капитала и увеличивает стоимость
компании.
Решения о
выборе коэффициента долговой нагрузки можно рассматривать как поиск приближения
к точке, в которой разность между налоговыми преимуществами займов и издержками
левереджированной фирмы достигает максимума.
Точной
формулы, с помощью которой можно было бы определить оптимальную структуру
капитала, не существует, но любое разумное решение должно учитывать следующие
моменты[4]:
-
Деловой
риск. При прочих равных условиях вероятность возникновения финансовых
трудностей и масштаб связанных с ними издержек выше для компаний с высоким
деловым риском. Сочетание высокого делового и значительного финансового рисков
является крайне неразумным, и на практике большинство рисковых проектов
финансируется за счет собственного капитала.
-
Качество
активов. Издержки конфликта интересов и вероятность финансовых трудностей выше
у тех компаний, стоимость которых в значительной мере зависит от перспектив
роста или стоимости нематериальных активов. Любой кредитор прекрасно понимает,
что земля и недвижимость - несравнимо более надежное обеспечение долга, чем
зарегистрированный товарный знак или уникальные знания. Поэтому объем займов
фирм с повышенной долей рисковых нематериальных активов значительно меньше
объемов займов фирм с большой долей надежных фиксированных активов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|