Финансовая деятельность предприятия призвана
увеличивать денежные средства в распоряжении предприятия для финансового
обеспечения основной и инвестиционной деятельности.
По каждому направлению деятельности нужно
подвести итоги. Плохо, когда по текущей деятельности будет преобладать отток
денежных средств. Это говорит о том, что полученных денежных средств
недостаточно для того, чтобы обеспечить текущие платежи предприятия. В этом
случае недостаток денежных средств для текущих расчетов будет покрыт заемными
ресурсами. Если к тому же наблюдается отток денежных средств по инвестиционной
деятельности, то снижается финансовая независимость предприятия.
Одним из условий финансового благополучия
предприятия является приток денежных средств. Однако чрезмерная величина
денежных средств говорит о том, что реально предприятие терпит убытки,
связанные с обесценением денег, а также с упущенной возможностью их выгодного
размещения. Это говорит о том, что необходимо управлять движением денежных
потоков, а для этого на первом этапе анализируется доля денежных средств в
составе текущих обязательств, то есть определяется коэффициент абсолютной
ликвидности по формуле[46]:
Денежные средства + краткосрочные
финансовые вложения
К = ______________________________________________________
(22)
Краткосрочные
обязательства
Этот коэффициент показывает, какая часть
текущей задолженности может быть погашена на дату составления баланса. Если
фактическое значение коэффициента будет меньше 0,2 - 0,3, то это
свидетельствует о дефиците денежных средств на предприятии. В этих условиях
текущая платежеспособность будет полностью зависеть от надежности дебиторов.
Если в ходе анализа выяснится, что сумма
денежных средств в составе текущих обязательств уменьшается, а текущие
обязательства увеличиваются, то это негативная тенденция.
На втором этапе производится оценка
достаточности денежных средств. Для этого определяют длительность периода их
оборота по формуле:
Средние остатки денежных средств рассчитываются по средней
хронологической. Для расчета берутся данные о величине остатков на начало и
конец периода по счетам денежных средств. Основным документом для анализа
движения денежных потоков является «Отчет о движении денежных средств».
Для определения потоков денежных средств используется
прямой и косвенный метод. Разница между ними состоит в различной
последовательности процедур определения величины потока денежных средств.
Прямой метод основывается
на исчислении притока (выручка от реализации продукции, работ и услуг, авансы
полученные и другое) и оттока (оплата счетов поставщиков, возврат полученных
краткосрочных ссуд и займов и другое) денежных средств, то есть исходным
элементом является выручка. Анализ денежных средств прямым методом дает
возможность оценить ликвидность предприятия, поскольку детально раскрывает
движение денежных средств на его счетах и позволяет делать оперативные выводы
относительно достаточности средств для платежей по текущим обязательствам, для
инвестиционной деятельности и дополнительных затрат.
Этому методу
присущ серьезный недостаток, – он не раскрывает взаимосвязи полученного
финансового результата и изменения денежных средств на счетах предприятия,
поэтому применяется косвенный метод анализа, позволяющий объяснить причину
расхождения между прибылью и денежными средствами.
Косвенный
метод основан на анализе статей баланса и отчета о финансовых результатах, на
учете операций, связанных с движением денежных средств, и последовательной
корректировке чистой прибыли, то есть исходным элементом является прибыль.
Косвенный
метод позволяет показать взаимосвязь между разными видами деятельности предприятия,
устанавливает взаимосвязь между чистой прибылью и изменениями в активах
предприятия за отчетный период. Его суть состоит в преобразовании величины
чистой прибыли в величину денежных средств. При этом исходят из того, что
имеются отдельные виды расходов и доходов, которые уменьшают (увеличивают)
прибыль, не затрагивая величину денежных средств. В процессе анализа на сумму
указанных расходов (доходов) производят корректировку чистой прибыли так, чтобы
статьи расходов, не связанные с оттоком средств, и статьи доходов, не
сопровождающиеся их притоком, не влияли на величину чистой прибыли[47].
Не вызывают
оттока денежных средств хозяйственные операции, связанные с начислением
амортизации основных средств, нематериальных активов, которые уменьшают
величину финансового результата. В данном случае уменьшение прибыли не
сопровождается сокращением денежных средств (для получения реальной величины
денежных средств сумма начисленного износа должна быть добавлена к чистой
прибыли). При анализе взаимосвязи полученного финансового результата и
изменения денежных средств следует учитывать возможность получения доходов,
отражаемых в учете ранее реального получения денежных средств (например, при учете
реализованной продукции по моменту ее отгрузки).
Для целей
анализа привлекается информация бухгалтерского баланса, форма №2 «Отчет о
прибылях и убытках», а также данные главной книги. С ее помощью отдельно
определяется движение денежных средств в рамках текущей, инвестиционной и
финансовой деятельности. Совокупный результат, характеризующий состояние
денежных средств на предприятии, складывается из суммы результатов движения
средств по каждому виду деятельности.
Анализ
начинают с оценки изменений в отдельных статьях активов предприятия и их
источников.
Затем делают
корректировки к данным различных счетов, влияющих на размер прибыли. Это
влияние может быть разнонаправленным. В основе корректировки лежит балансовое
уравнение, связывающее начальное и конечное сальдо, а также дебетовый и
кредитовый обороты.[4]
Анализ
движения денежных потоков, дает возможность сделать более обоснованные выводы о
том:
-
в
каком объеме и из каких источников были получены поступившие денежные средства,
каковы направления их использования;
-
достаточно
ли собственных средств предприятия для инвестиционной деятельности;
-
в
состоянии ли предприятие расплатиться по своим текущим обязательствам;
-
достаточно
ли полученной прибыли для обслуживания текущей деятельности.
Все это обусловливает
значение такого анализа и целесообразность его проведения для целей
оперативного и стратегического финансового планирования деятельности
предприятия.
3. Экономический анализ финансирования
деятельности организации на примере ООО «Престиж-Маркет»
3.1 Организационно-экономическая характеристика
предприятия
Торговая сеть ООО «Престиж-маркет» осуществляет свою деятельность
в области розничной торговли продуктами питания и товарами первой необходимости.
ООО «Престиж-Маркет» было создано в 1998 году в г.Казани.
Учредительным
документом организации является Устав. Учредители предприятия- физические лица.
Уставный
капитал организации сложен из стоимости вкладов, внесенных
учредителями-физическими лицами.
Органом
управления ООО «Престиж-Маркет» является Директор предприятия. Директор
предприятия назначается на должность и освобождается с должности по решению
участников Общества. Директор наделен правами и обязанностями, оговоренными в
Уставе предприятия. Директор не вправе принимать решения, касающиеся
исключительной компетенции учредителей Общества.
ООО
«Престиж-Маркет»- коммерческая организация, основной целью деятельности которой
является получение прибыли. Прибыль предприятия, полученная по итогам работы за
год, идет на выплату дивидендов учредителям.
Согласно
учредительному документу основными видами деятельности организации является:
- розничная
торговля продовольственными товарами населению через сеть магазинов, павильонов;
- торгово-закупочная
деятельность.
«Престиж-маркет»
- клиентоориентированная компания, предлагающая доступные цены, стабильный
сбалансированный ассортимент, удобство совершения покупок и оптимальное
соотношение цены и качества.
«Престиж-Маркет»
конкурентоспособная компания, стремящаяся быть лидером в условиях жесткой
конкуренции на рынке розничной торговли, совершенствую методы работы и
разрабатывая новые передовые технологии.
Организационную
структуру ООО «Престиж-Маркет» можно охарактеризовать как линейную (см. рис.1.).
Организационная структура представляет собой совокупность подразделений
торгового, вспомогательного и хозяйственного назначения, осуществляющих свою
деятельность на основе разделения труда внутри предприятия. Организационная
структура ООО «Престиж-Маркет» позволяет осуществлять оперативное и эффективное
руководство данным предприятием и взаимодействие отдельных служб.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Начальник отдела
поставок
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис.1.-
Организационная структура ООО «Престиж-Маркет»
Развитие отрасли розничной торговли, в которой осуществляет свою
деятельность «Престиж-маркет», во многом зависит от факторов
макроэкономического характера, поскольку спрос на продукты питания и
потребительские товары определяется величиной располагаемых доходов населения.
Российский розничный рынок демонстрирует устойчивый рост уже с
1998 года, и по прогнозам аналитиков будет в среднесрочной перспективе продолжать
увеличиваться. Основным фактором, способствующим росту рынка, является
увеличение доходов населения страны[48].
Макроэкономическая ситуация и структурные изменения в экономике
приводят к тому, что розничный товарооборот ежегодно растет на 6-8 процентов и
одновременно с этим розничные торговые сети будут постепенно увеличивать свою
долю на рынке по аналогии с западными странами.
Сегодня на продовольственные товары российские потребители тратят
порядка 46 процентов своего дохода – это достаточно высокий показатель по
сравнению со странами Западной и Восточной Европы, свидетельствующий о
сравнительно низких доходах населения России.
Примерно с 2000 года, на российском розничном рынке начался
процесс перераспределения долей рынка от оптовых рынков, «советских магазинов»
и киосков в сторону супермаркетов, дискаунтеров, экономичных универсамов и
других форм современной организованной торговли.
Данная ситуация обуславливается тем, что новые формы торговли
позволяют обеспечить аналогичный уровень цен, а иногда предоставить цены ниже,
при этом предоставив покупателям более высокий уровень обслуживания. В
структуре розничного товарооборота параллельно происходят изменения, связанные
с уменьшением доли оптовых и мелкооптовых рынков.
Результаты деятельности торговой сети «Престиж-маркет»
соответствуют тенденциям развития отрасли.
финансирование рентабельность платежеспособность
Результаты деятельности Торговой сети «Престиж-маркет» можно
охарактеризовать как успешные, так как развитие бизнеса соответствует
тенденциям роста рынка.
Факторы и условия, влияющие на деятельность Компании и результаты
такой деятельности:
-
постепенный
рост благосостояния населения и в частности региона;
-
улучшение
потребительской культуры населения, выражающееся в предпочтении покупок в
магазинах, а не на рынках.
Данные факторы будут оказывать влияние на деятельность группы в
среднесрочной перспективе. Снижение благосостояния населения не прогнозируется.
Отраслевые риски; активный переход потребителей от открытых рынков
в магазины наблюдается уже на протяжении последних 5 лет.
«Престиж-маркет» предпринимает активные действия для форсирования
развития рынка, такие как диверсификация рисков, агрессивное развитие,
повышение качества обслуживания населения и совершенствование технологий
продаж.
«Престиж-маркет» проводит активную маркетинговую политику по
изучению потребительских предпочтений, проводит анализ спроса и оперативно
реагирует на его изменения.
Существует ряд негативных факторов. В большей степени они связаны
с экономической ситуацией в стране, повышение оптовых цен поставщиков,
изменение курсов валют, вливание капитала и экспансия западными розничными
сетями и негативные тенденции, связанные с политикой государства. Однако
указанные факторы оказывают влияние в большей степени на все компании,
осуществляющие деятельность в сфере розничной торговли.
Товарооборот предприятия
складывается из сумм выручек магазинов.
Ассортимент
товарооборота можно представить в виде следующих товарных групп: - хлеб и хлебобулочные
изделия; - молочные продукты; - колбасы и сыры, мясные изделия; - вино-водочная, пивная,
табачная продукция; - полуфабрикаты замороженные; - фрукты и овощи; - соки и воды; - рыба и рыбные консервы; - салаты готовые.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|