рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Экономические инструменты мобилизации и перераспределение финансов

Перелив капитала здесь осуществляется путем привлечения банками средств из инвестиционно-избыточных секторов экономики с последующей передачей аккумулированных ресурсов в сектора, испытывающие финансовый дефицит. Эффективность функционирования такого механизма перелива зависит от уровня развития банковской системы и тесноты ее связи с реальным сектором экономики.

В последнее время во всем мире наблюдается процесс консолидации (укрупнения) банковского капитала на фоне усиления конкуренции за привлекаемые финансовые ресурсы со стороны развивающихся рынков ценных бумаг. В таких условиях банки вынуждены совершенствовать методы работы, предлагать клиентам широкий ассортимент услуг, соответствующих требованиям времени.

3.Рынок ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг является рынком покупки-продажи особого товара — ценных бумаг. Ценная бумага является атрибутом собственности и подтверждением факта обладания капиталом, которым собственник может распоряжаться по своему усмотрению. Аккумуляция и перераспределение финансовых ресурсов через фондовый рынок осуществляется путем эмиссии и размещения среди инвесторов различного рода ценных бумаг (государственных, корпоративных и муниципальных). Эмиссии могут размещаться как на внутреннем рынке, так и на международных финансовых рынках. Во втором случае эмитент получает доступ к гораздо большему количеству потенциальных инвесторов, что имеет определенные преимущества перед внутренними выпусками. Также принципиальным моментом является тип выпускаемой бумаги — долевая (акции) или долговая (облигации и векселя), так как каждые тип имеет свои достоинства и недостатки.

Аккумуляция свободных денежных средств через рынок ценных бумаг осуществляется на первичном рынке. Именно при первичном размещении среди инвесторов только что эмитированных ценных бумаг происходит первоначальная оценка перспективности инвестиций на основе множества критериев: номинальной стоимости, курса или цены первичной подписки (или размещения), скорости проведения подписки, среднего объема приобретаемого пакета ценных бумаг и т.д. То есть именно на первичном рынке происходит перелив капитала между различными секторами экономики в зависимости от предпочтений инвесторов.

На вторичном рынке происходит лишь смена собственников эмитированных ценных бумаг под воздействием факторов спроса и предложения. Вторичный рынок важен тем, что он превращает ценные бумаги в гибкую форму помещения капитала, поскольку обеспечивает их ликвидность. При этом поддержание вторичного рынка (маркет-мейкерство) специализированными финансовыми институтами, обеспечивая эмитентам ликвидность уже выпущенных ими ценных бумаг, до определенной степени гарантирует размещение последующих эмиссий, так как котировки торгуемых на вторичном рынке ценных бумаг служат ориентиром для инвесторов в процессе принятия решений относительно возможностей инвестирования в новые выпуски тех же эмитентов.

В настоящее время рынок ценных бумаг является одним из наиболее важных механизмов организации перелива капитала в рыночной экономике. Общеизвестно, что основными функциями фондового рынка являются: аккумулятивная, перераспределительная, информационная, отображения структуры собственности. Значимость этих функций различается в прошлом и настоящем экономик различных стран, при этом аккумулирующую роль фондового рынка в объединении капиталов для проведения индустриализации экономик ряда стран трудно переоценить.

Тем не менее, в современной экономике значение аккумулятивной функции фондового рынка менее значимо, нежели значение его перераспределительной и информационной функций (особенно четко это проявляется на примере экономик развитых стран). Причем рынок облигаций с точки зрения привлечения капитала играет гораздо большую роль, нежели рынок акций, как утверждают некоторые авторы.

Однако долевое финансирование продолжает оставаться важным в смысле формирования прогрессивной структуры экономики, что хорошо видно на примере IPO12 и венчурного бизнеса. IPO часто используется компаниями сферы высоких технологий для привлечения необходимого для развития капитала на более выгодных, чем долговое финансирование, условиях. В венчурном бизнесе высокотехнологичной компании инвестиционный кредит, как правило, частично предоставляется путем выкупа некоторой доли ее акций.

Информационная функция рынка проявляется в различиях динамики курсов акций по отраслям и между компаниями одной отраслевой принадлежности, что позволяет инвесторам определять оптимальный вариант вложения финансовых ресурсов.

В условиях глобализации мировой экономики национальный финансовый рынок развитых стран становится частью мирового финансового рынка. Вместе с тем между существующими на Западе финансовыми институтами и их российскими аналогами имеются весьма существенные различия. Это касается и финансовых рынков, их основных участников — банков, крупнейших компаний, институциональных инвесторов (пенсионных фондов, страховых компаний, инвестиционных фондов), населения и государства. В отличие от России ведущую роль на современных финансовых рынках Запада играют так называемые институциональные инвесторы, к которым относятся страховые компании, пенсионные фонды и институты коллективного инвестирования (инвестиционные и паевые фонды и др.).

До сих пор не удалось сформировать единого мнения по модели этих институтов. Все теоретические построения связаны с выявлением общей доминирующей модели финансирования в рамках двух основных моделей финансовых рынков: банковской (континентально-европейской) и фондовой (американской).

В банковской (континентально-европейской) модели основными финансовыми посредниками являются депозитные институты (коммерческие и сберегательные банки, кредитные союзы), которые концентрируют потоки сбережений и на их основе осуществляют финансирование инвестиций в экономике.

В фондовой (американской) модели финансового рынка наблюдается более прямая связь первичных собственников капитала (сбережений) и предприятий, реализуемая через рынки капитала. При этом финансовые посредники, как правило, представлены страховыми компаниями, пенсионными и взаимными фондами. Для России также актуальным остается определение роли и места банковского и фондового финансирования хозяйственного развития.

Система финансовых институтов и рынков в нашей стране создавалась практически заново и особенности ее формирования наложили отпечаток на развитие российской экономики. Замыкание сбережений реального сектора экономики в экспортных сырьевых отраслях приводит к перенакоплению капитала в сочетании с его устойчивым дефицитом в обрабатывающих производствах и финансовый рынок не обеспечивает переток капиталов в эти производства.

В основе деления финансового рынка на рынки денежных средств и рынки капитала лежит срок обращения соответствующих финансовых инструментов. В практике развитых стран считается, что если срок обращения инструмента составляет менее 1 года, то это инструмент денежного рынка. Долгосрочные инструменты (свыше 5 лет) относятся к рынку капитала.

Строго говоря, имеется «пограничная область» от 1 года до 5 лет, когда говорят о среднесрочных инструментах и рынках. В общем случае они также относятся к рынку капитала.

В России разделение на краткосрочные и долгосрочные инструменты несколько иное. К последним часто относят инструменты с периодом обращения более полугода.

О том, что отечественный финансовый рынок еще не стал полноценным инструментом привлечения инвестиций свидетельствует и тот факт, что российские компании осуществляют крупные заимствования и долгосрочные размещений на зарубежных площадках. В целом к февралю 2006 г. капитализация российского фондового рынка увеличилась до 79% ВВП и достигла 604 миллиардов долларов.

Приоритетными направлениями развития финансового рынка России на среднесрочную перспективу являются стимулирование роста капитализации, выхода предприятий на отечественный фондовый рынок.

В течение последних лет на российском финансовом рынке отразились общие негативные тенденции, в том числе связанные с ипотечным кризисом на мировом рынке.

Рынок акций по-прежнему характеризуется малым количеством ликвидных финансовых инструментов, существенную долю капитализации рынка (64,3%) составляют компании нефтегазового сектора.

Внутренний рынок корпоративных облигаций хоть и является быстроразвивающимся сегментом российского рынка ценных бумаг, однако не может обеспечить достаточного объема долгосрочных инвестиций. В 2004—2005 гг. российские предприятия при выпуске облигаций 66% средств привлекли на рынке еврооблигаций и лишь 34% — на внутреннем облигационном рынке. Помимо финансовых аспектов (относительная дешевизна заимствований за рубежом), на соотношение внутреннего и внешнего сегмента влияет неразвитость инфраструктуры и значительные административные барьеры.

Серьезными препятствиями для привлечения инвестиционных ресурсов (как внутренних, так и внешних) являются недостаточная развитость финансового рынка, несовершенство корпоративного управления, недостаточная прозрачность деятельности компаний (прежде всего, в отношении финансов и структуры собственности). Слабость банковской системы, рынка страховых услуг, валютного рынка, рынка негосударственного пенсионного обеспечения сокращает возможности использования различных финансовых инструментов и механизмов, необходимых для нормального функционирования экономики в условиях мировой конкуренции.

В целях совершенствования системы регулирования финансового рынка необходимы повышение эффективности межведомственного взаимодействия и выработка единых подходов к развитию и регулированию всех секторов финансового рынка, в том числе унификация требований к участникам рынка, эмитентам и институциональным инвесторам, развитие саморегулирования на финансовом рынке, взаимодействие саморегулируемых организаций с органами государственной власти.

Предстоит рассмотреть вопрос о возможности объединения функций по регулированию всех сегментов финансового рынка (фондового, страхового, банковской деятельности, деятельности негосударственных пенсионных фондов) и создании мегарегулятора, а также о возможности объединения надзора за различными институтами финансового рынка в одном федеральном органе.

Следует обеспечить использование четких и ясных процедур проведения надзора за деятельностью финансовых институтов. С этой целью необходимо:

-                     совершенствование системы риск-менеджмента профессиональных участников финансового рынка;

-                     усиление роли третейских судов в рассмотрении споров на финансовом рынке и повышение компетенции судебных органов (арбитражного суда) в спорах на финансовом рынке, в том числе путем введения специализации судей по вопросам финансового законодательства;

-                     оптимизация требований к отчетности финансовых организаций, введение стандартов публичного раскрытия профессиональными участниками финансового рынка информации о своей деятельности;

-                     обеспечение раскрытия информации о результатах управления средствами пенсионных накоплений на основе единых стандартов, позволяющих сравнивать результаты управления указанными средствами;

-                     совершенствование требований к размещению средств, составу и структуре активов финансовых институтов, осуществляющих инвестиционную деятельность на финансовом рынке, а также введение единообразных требований по управлению соответствующими активами.

Необходимо расширение спектра финансовых инструментов через создание правовых условий для развития рынка эмиссионных ценных бумаг, в том числе коммерческих бумаг, выпускаемых без государственной регистрации выпуска, российских депозитарных расписок.

Предстоит внести в законодательство Российской Федерации изменения, направленные на расширение возможности применения финансовых инструментов и механизмов, используемых для перераспределения рисков, в том числе производных финансовых инструментов с различными базовыми активами, ценных бумаг, выпускаемых в процессе секъюритизации финансовых активов, двойных и простых складских свидетельств.

Для развития институтов коллективного инвестирования необходимо совершенствование налогообложения закрытых паевых инвестиционных фондов, в частности, решение проблемы определения налогоплательщика по налогу на недвижимость и зачета налога на добавленную стоимость при приобретении недвижимости от имени закрытого паевого инвестиционного фонда.

Важной задачей является создание равных конкурентных и комфортных условий деятельности участников финансового рынка, сокращение административных барьеров и издержек. С этой целью требуется:

-                     снижение трансакционных издержек эмитентов всех эмиссионных ценных бумаг, в том числе при проведении первичного публичного размещения акций (IPO);

-                     уточнение законодательства о валютном регулировании и валютном контроле в отношении ценных бумаг, операции с которыми осуществляются с участием иностранного капитала, в части смягчения и упрощения действующих норм;

-                     расширение доступности информации для эмитентов и инвесторов;

-                     пресечение манипулирования на финансовом рынке и осуществления торговли с использованием инсайдерской информации;

-                     введение понятий квалифицированного и неквалифицированного инвестора;

-                     внесение изменений в законодательство Российской Федерации в части расширения составов правонарушений с целью учета специфики финансовых рынков, ужесточения наказаний;

-                     создание системы компенсации гражданам (в том числе системы компенсационных фондов) на отдельных секторах финансового рынка, а также системы страхования ответственности профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Необходимо совершенствование налогообложения финансового рынка, в том числе урегулирование вопросов правоприменения налогового законодательства в отношении финансовых инструментов и институтов. Следует обеспечить равные условия налогообложения для различных финансовых инструментов в рамках постепенного снижения ставок налогов на доходы по финансовым инструментам.

В части совершенствования деятельности государственных финансовых институтов развития, а также порядка участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных капиталах финансовых организаций требуется:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.