рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Федеральный бюджет: перспективы развития

Федеральный бюджет: перспективы развития

Феде6ральное агентство по образованию Кемеровский институт (филиал)

Государственного образовательного учреждения высшего

профессионального образования

«Российский государственный торгово-экономический университет»

Кафедра финансов и кредита











КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансы»

на тему: «Федеральный бюджет: перспективы развития»







 



Кемерово 2010г.

Содержание


Введение

Глава I. Бюджетная система и федеральный бюджет РФ

1.1                          Понятия бюджетной системы и её звенья

1.2                          Федеральный бюджет, его место в финансовой системе

Глава II Характеристика динамики и структуры доходов и расходов федерального бюджета РФ в период 2007-2009 годов

2.1 Основные параметры федерального бюджета РФ

2.2 Характеристика и анализ динамики доходов федерального бюджета РФ

2.3 Характеристика и анализ динамики расходов федерального бюджета РФ

Глава III. Перспективы развития федерального бюджета РФ

3.1 Изменения в 2010 году: лидеры роста и падения

3.2 Федеральный бюджет: выполнение социальных обязательств, поддержка экономики

Заключение

Список использованной литературы


Введение


В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система, главное звено которой – бюджетная система, представленная совокупностью бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Центральное место в бюджетной системе любого государства занимает федеральный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Именно в нем аккумулируется основная масса налоговых поступлений и других доходов, необходимых для воздействия на экономическое развитие страны и реализации социальной политики на всей ее территории.

Федеральный бюджет, будучи экономической категорией, выражает экономические отношения в обществе – отношения между социальными слоями и группами и государством. В этой связи важно, чтобы налоговые и неналоговые поступления, зачисляемые в федеральный бюджет, были не слишком обременительны для населения и хозяйствующих субъектов и наряду с этим обеспечивали государство оптимальным объемом денежных ресурсов, необходимых ему для решения экономических, политических и социальных задач. Поэтому в целях преодоления негативных последствий воздействия налогов и других платежей на развитие экономики страны нужно, чтобы анализ структуры и динамики доходов федерального бюджета предшествовал принятию взвешенных решений в указанной сфере.

Сейчас, в рамках сложившейся в России экономической ситуации, очень трудно составить сбалансированный бюджет, связано это в основном с нестабильностью налоговых поступлений и недавно прошедшим кризисом.

Предметом исследования данной курсовой работы являются перспективы развития федерального бюджета, а объектом выступает федеральный бюджет.

Цель данной курсовой работы – произвести анализ динамики и структуры доходов и расходов Федерального бюджета РФ в период 2007-2009 гг. и рассмотреть перспективы дальнейшего развития. Для ее достижения необходимо решить ряд конкретных задач:

·                   рассмотреть теоретические основы бюджетной системы РФ и принципы ее построения;

·                   выделить федеральный бюджет как главный элемент бюджетной системы РФ и исследовать его состав, структуру и динамику в 2007-2009 гг.;

·                   дать характеристику доходной и расходной частей федерального бюджета 2007-2009 гг. с последующими анализом и выводами.

федеральный бюджет доход расход


ГЛАВА I Бюджетная система и федеральный бюджет РФ

1.1                          Понятие бюджетной системы и её звенья

Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на федеральном, региональном (субъектов федерации) и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов. Бюджет - это подробное описание расходов, а также финансовых планов отдельных людей, компаний или правительства. Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства. Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы называют бюджетным устройством.

Федеральные, региональные и местные органы государственной и муниципальной власти и управления посредством бюджетных отношений получают в свое распоряжение определенную часть перераспределяемого национального дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между уровнями управления. Бюджетная система РФ состоит из трех звеньев:

·   федеральный бюджет РФ;

·   бюджеты национально-государственных и административно- территориальных образований, называемые бюджетами субъектов федерации, или региональными бюджетами. К ним относятся республиканские бюджеты республик в составе РФ, краевые, областные бюджеты, бюджеты автономных образований, а также городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;

·   местные бюджеты.

Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обуславливаются его экономической политикой. Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы, при этом значение государственного регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов.

Это перераспределение все в большей степени осуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения. Поэтому роль государственного финансового регулирования рыночных отношений должна усиливаться через налоговую систему и систему финансовых санкций и льгот. Особенно важно обеспечивать надлежащее выполнение (своевременное и в полном объеме) финансовых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами.

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в регулировании экономикой: как на макроэкономическом уровне - в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства, перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами; так и на микроэкономическом - перераспределение финансовых ресурсов между формами собственности, отдельными группами и слоями населения и т.п.

Через госбюджет государство концентрирует значительную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны. Средства бюджета направляются на:

·   осуществление инвестиционной политики,

·   субсидирование предприятий,

·   финансирование конверсии оборонных отраслей.

Расходы бюджета в области экономики призваны способствовать формированию рациональной структуры общественного производства, наращиванию научно-технического потенциала, обновлению материально-технической базы.

Применяя различные формы воздействия на экономику, государство способно существенно изменить сложившиеся народнохозяйственные пропорции, например - ликвидировать нерентабельные предприятия или перепрофилировать их. Важная роль государственного бюджета не ограничивается только лишь финансированием сферы материального производства, бюджетные ресурсы также направляются и в непроизводственную сферу (образование, здравоохранение, культуру и др.).

Финансирование предприятий и учреждений социально- культурного направления осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных фондов. Расходы бюджета, которые обуславливаются реализацией социальной политики государства, имеют огромное значение. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять потребности граждан государства в медицинском обслуживании, осуществлять социальную защиту и др. В сегодняшних условиях рыночных отношений государственный бюджет сохраняет свою важную роль, изменяются только лишь методы его воздействия на общественное производство путем создания иного режима расходования бюджетных средств и в связи с этим немного другого принципа регулирования самой экономикой и социальными сферами. Единство бюджетной системы реализуется через единую социально-экономическую политику и правовую базу, использование единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетного процесса.

Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах разных уровней позволяет органам государственной власти и управления иметь финансовую базу для реализации своих полномочий. При этом очень важно, чтобы доходная и расходная части бюджетов по своему составу находились в полном соответствии с разграничением функций органов государственной власти по уровням управления, а проблема бюджетных взаимоотношений центра и регионов успешно решалась. Дело в том, что роль региональных и местных органов власти в регулировании экономических процессов и решении социальных проблем значительно возросла, а их функции существенно расширились. Следует отметить, что в условиях рыночной экономики меняются направления вложений бюджетных средств и методы бюджетного воздействия. И, конечно, очень важно выделить ту роль, которую играет федеральный бюджет Российской Федерации.

1.2 Федеральный бюджет, его место в финансовой системе


Федеральный бюджет Российской Федерации является основным финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным Собранием (принимается Государственной Думой и одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона.

Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. Кроме того, за счет средств федерального бюджета покрываются такие затраты, как:

·                    содержание органов государственного управления,

·                    обеспечение потребностей обороны страны,

·                    финансовая помощь субъектам федерации,

·                    обслуживание государственного долга,

·                    пополнение государственных запасов, резервов и другое.

Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой выделяются целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства. Это четко можно увидеть на перечне расходов федерального бюджета (См.: таблица 1). В зависимости от влияния на процесс расширенного воспроизводства бюджетные расходы делятся на текущие (на обеспечение текущих потребностей) и капитальные (на инвестиционные нужды и прирост запасов).


Таблица 1- Доходы федерального бюджета РФ на 2007-2009 гг. (в рублях)

Наименование показателей

2007 год

2008 год

2009 год

1

2

3

4

Доходы

7 210 717 155 000,00

8 663 354 688 962,31

6 445 910 114 942,67

Налоги на прибыль

635 607 721 000,00

707 991 560 223,05

167 664 132 646,94

Налоги и взносы на социальные нужды

389 087 914 000,00

448 846 074 399,95

452 291 521 236,06

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

1 489 323 722 000,00

1 101 221 841 925,44

1 160 821 764 812,16

Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ

874 330 630 000,00

1 061 095 140 595,45

792 734 981 010,91

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

1 114 683 779 000,00

1 563 015 464 345,36

899 245 106 850,97

Гос. пошлина, сборы

2 666 016 100,00

30 195 567 514,99

29 141 297 687,83

Задолженность и перерасчёты по отменным налогам, сборам и иным обязательным платежам

2 291 928 000,00

817 107 115,62

783 078 463,05

Доходы от внешнеэкономической деятельности

2 364 266 329 000,00

3 340 482 336 219,38

2 309 813 739 070,39

Доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной или гос. собственности

88 220 179 000,00

112 526 974 784,42

391 347 196 748,11

Платежи при пользовании природными ресурсами

46 551 405 000,00

109 818 322 610,21

57 195 922 516,62

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства

125 407 074 000,00

107 278 109 338,69

91 187 191 902,38

Доходы от продажи мат. и немат. активов

6 976 103 000,00

22 087 784 618,79

6 539 453 146,50

Административные платежи и сборы

41 226 200 000,00

4 185 669 408,53

4 869 028 485,37

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

3 896 794 000,00

6 989 040 413,21

7 349 728 794,12

Прочие неналоговые доходы

2 187 216 000,00

40 305 443 037,34

23 191 504 327,65

Доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет

1 777 348 486,30

5 473 022 389,64

46 139 798 775,61

Безвозмездные поступления

232 724 257 000,00

1 025 230 022,24

4 288 625 252,00

Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

482 000 000,00

775 316 900,89

1 306 043 216,00

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.