Финансовая деятельность государства и органов местного управления и самоуправления
ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА И ОРГАНОВ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ И
САМОУПРАВЛЕНИЯ
ОГЛАВЛЕНИЕ
СУБЪЕКТЫ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГОСУДАРСТВА
ОРГАНЫ ОБЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Национальное собрание Республики
Беларусь
Президент Республики Беларусь
Совет Министров Республики Беларусь
Органы местного управления и
самоуправления
ОРГАНЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Министерство финансов
Министерство по налогам и сборам
Комитет государственного контроля
Национальный банк Республики Беларусь
Государственный таможенный комитет
Органы фонда социальной защиты
населения
Список
литературы
СУБЪЕКТЫ ФИНАНСОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА
В связи с необходимостью
обеспечивать себя финансовой базой государство осуществляет финансовую
деятельность. В ходе этой деятельности производится планомерное,
целенаправленное образование (мобилизация), распределение и использование
государственных централизованных и децентрализованных денежных фондов.
Как отмечает Г.А.
Воробей, лучший способ управления государством — это управление при помощи
денег.
Регулируя и направляя
потоки денежных средств для образования денежных фондов, которые впоследствии
расходуются на нужды общества, государство может стимулировать или сокращать
деятельность определенных сфер производства. И такое управление в современный
период государство осуществляет через свою финансовую деятельность.
Субъекты финансовой
деятельности освещаются главным образом как государственные органы и органы
местного самоуправления. Естественно, что основная задача по мобилизации и
расходованию фондов денежных средств ложится на уполномоченные государственные
органы всех ветвей власти.
Основная роль в финансовой
деятельности принадлежит самому государству, т.к. практически все органы
государства без исключения занимаются этой деятельностью.
Рассмотрим субъекты,
которые принимают участие в мобилизации денежных средств в доход государства.
Это:
1) высшие представительные
и исполнительные органы государственной власти. Они руководят финансами,
бюджетом, налогами, денежно-кредитной системой, организуют и осуществляют
государственное страхование, валютно-денежное обращение, таможенное
регулирование и эмиссию (раздел VII Конституции Республики Беларусь).
2) органы местного
самоуправления обеспечивают в пределах своей компетенции руководство финансами
в соответствующих административно-территориальных образованиях. Поскольку
финансовая система страны едина, то все местные органы выполняют на своей
территории обязанности в отношении финансов в строгом соответствии со своей
компетенцией.
3) государственные органы
специальной компетенции:
а)систему финансовых
органов возглавляет Министерство финансов. Оно в большей мере принимает участие
в расходовании денежных средств.
б)Министерство по налогам
и сборам Республики Беларусь. Само название говорит о важности организации
надлежащего соблюдения норм налогообложения и обеспечения, прежде всего
поступлений денежных средств в бюджеты и государственные внебюджетные фонды;
в)Национальный банк
Республики Беларусь.
4) все организации,
занимающиеся хозяйственной и коммерческой деятельностью. Они выступают
плательщиками налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей. Они также
могут быть заемщиками по государственному кредиту;
5) граждане как
налогоплательщики, а также они могут быть кредиторами государства путем
хранения денег в отделениях Сбербанка Республики Беларусь и как покупатели
ценных бумаг государства.
Раскроем правовое
положение некоторых государственных органов более подробно.
ОРГАНЫ ОБЩЕЙ
КОМПЕТЕНЦИИ
Национальное собрание
Республики Беларусь
Согласно Закону
Республики Беларусь от 8 июля 2008 г. № 370-З «О Национальном собрании Республики
Беларусь», Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь (далее –
Национальное собрание) является представительным и законодательным органом
Республики Беларусь, который состоит из двух палат – Палаты представителей и
Совета Республики.
Конституцией определены
такие полномочия Палаты представителей как рассмотрение проектов законов, в том
числе об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики
Республики Беларусь; военной доктрины; ратификации и денонсации международных
договоров; об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и
обязанностей граждан; о гражданстве, статусе иностранцев и лиц без гражданства;
о правах национальных меньшинств; об утверждении республиканского бюджета и
отчета о его исполнении; установлении республиканских налогов и сборов; о
принципах осуществления отношений собственности; об основах социальной защиты;
о принципах регулирования труда и занятости; о браке, семье, детстве,
материнстве, отцовстве, воспитании, образовании, культуре и здравоохранении; об
охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов; об
определении порядка решения вопросов административно-территориального
устройства государства; о местном самоуправлении; о судоустройстве,
судопроизводстве и статусе судей; об уголовной ответственности; об амнистии; об
объявлении войны и о заключении мира; о правовом режиме военного и
чрезвычайного положения; об установлении государственных наград; о толковании
законов;
В пределах,
предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, палаты
Национального собрания имеют право на получение информации об исполнении
законов и о ходе исполнения республиканского бюджета.
Палата представителей и
Совет Республики в пределах своей компетенции вправе получать информацию о ходе
реализации Основных направлений внутренней и внешней политики Республики
Беларусь и Военной доктрины Республики Беларусь, утвержденных программными
законами.
В данных целях палаты
Национального собрания вправе по согласованию с Президентом Республики Беларусь
заслушивать информацию:
1) Премьер-министра
Республики Беларусь – о ходе выполнения одобренной Палатой представителей
программы деятельности Правительства Республики Беларусь;
2) Генерального прокурора
Республики Беларусь – о состоянии законности в Республике Беларусь;
3) Председателя Комитета
государственного контроля Республики Беларусь – о результатах осуществляемого в
Республике Беларусь государственного контроля, в том числе за исполнением
республиканского бюджета;
4) Председателя Правления
Национального банка Республики Беларусь – о ходе выполнения основных
направлений денежно-кредитной политики на текущий год.
Президент Республики
Беларусь
Права, обязанности и
статус Президента Республики Беларусь закреплены в Конституции Республики Беларусь
1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских
референдумах 1996 и 2004 годов.
Согласно статье 84
Конституции, Президент Республики Беларусь:
1) назначает
республиканские референдумы;
2) назначает очередные и
внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные
представительные органы;
3) распускает палаты в
случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией;
4) назначает шесть членов
Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских
референдумов;
5) образует, упраздняет и
реорганизует Администрацию Президента Республики Беларусь, другие органы
государственного управления, а также консультативно-совещательные и иные органы
при Президенте;
6) с согласия Палаты
представителей назначает на должность Премьер-министра;
7) определяет структуру
Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от
должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов
Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов;
8) с согласия Совета
Республики назначает на должность Председателя Конституционного Суда,
Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда из числа
судей этих судов;
9) с согласия Совета
Республики назначает на должность судей Верховного Суда, судей Высшего
Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению
республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов
Правления Национального банка;
10) назначает шесть судей
Конституционного Суда, иных судей Республики Беларусь;
11) освобождает от
должности Председателя и судей Конституционного Суда, Председателя и судей
Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя
и членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских
референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления
Национального банка по основаниям, предусмотренным законом, с уведомлением
Совета Республики;
12) назначает на
должность и освобождает от должности Председателя Комитета государственного
контроля;
13) обращается с
посланиями к народу Республики Беларусь о положении в государстве и об основных
направлениях внутренней и внешней политики;
14) назначает
руководителей республиканских органов государственного управления и определяет
их статус; назначает представителей Президента в Парламенте и других
должностных лиц, должности которых определены в соответствии с
законодательством, если иное не предусмотрено Конституцией;
15) осуществляет иные
полномочия, возложенные на него Конституцией и законами.
Совет Министров
Республики Беларусь
Согласно Закону
Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 424-З «О Совете Министров Республики
Беларусь», Совет Министров Республики Беларусь – Правительство Республики
Беларусь является коллегиальным центральным органом государственного управления
Республики Беларусь, осуществляющим в соответствии с Конституцией Республики
Беларусь исполнительную власть в Республике Беларусь и руководство системой
подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных
государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных
органов.
Совет Министров
Республики Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами
Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь обладает следующими
полномочиями в финансовой сфере:
1) обеспечивает
проведение единой финансовой политики;
2) в соответствии с
бюджетным законодательством Республики Беларусь ежегодно представляет на
рассмотрение Президенту Республики Беларусь проекты законов о республиканском
бюджете на очередной финансовый год и об утверждении отчета об исполнении
республиканского бюджета за отчетный финансовый год;
3) ежегодно рассматривает
и представляет Президенту Республики Беларусь проекты законодательных актов о
бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и об
утверждении отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов
за отчетный финансовый год;
4) осуществляет
регулирование внутреннего и внешнего государственного долга Республики
Беларусь;
5) обеспечивает
привлечение, использование и погашение внешних государственных займов
(кредитов), формирующих внешний государственный долг Республики Беларусь;
6) выступает от имени
Республики Беларусь при предоставлении государственных гарантий Республики
Беларусь;
7) определяет меры по
обеспечению сбалансированности денежных доходов и расходов населения, улучшению
финансового состояния отраслей экономики и использованию кредитных ресурсов.
Так же Совет Министров
Республики Беларусь может осуществлять иные полномочия в финансовой сфере в
соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь и
актами Президента Республики Беларусь.
Органы местного
управления и самоуправления
Согласно Закону
Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 108-З «О местном управлении и
самоуправлении в Республике Беларусь», местное самоуправление – форма
организации и деятельности населения, проживающего на соответствующей
территории, для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые
им органы социальных, экономических и политических вопросов местного значения
исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, особенностей
развития административно-территориальных единиц на основе собственной
материально-финансовой базы и привлеченных средств.
Местное самоуправление
осуществляется через местные Советы депутатов, органы территориального
общественного самоуправления, местные собрания, местные референдумы, инициативы
граждан по принятию решений Советов, участие граждан в финансировании и (или)
возмещении расходов бюджета на определенные ими цели и иные формы участия
граждан в государственных и общественных делах.
Местное управление –
форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных
органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных
интересов и интересов граждан.
Советы в пределах своей
компетенции в порядке, установленном законодательством:
1) представляют интересы
соответствующей административно-территориальной единицы во взаимоотношениях с
другими государственными органами, иными организациями и гражданами;
2) утверждают программы
социально-экономического развития соответствующей
административно-территориальной единицы, местный бюджет и отчет о его
исполнении;
3) определяют в пределах,
установленных законом, порядок управления и распоряжения собственностью
соответствующей административно-территориальной единицы;
4) устанавливают в
соответствии с законом местные налоги и сборы;
5) предоставляют или
поручают исполнительным и распорядительным органам предоставлять в порядке,
определенном Президентом Республики Беларусь и законами, льготы по налогам,
сборам (пошлинам), полностью уплачиваемым в местные бюджеты;
6) определяют ставки
платежей в случаях, установленных законодательными актами (в том числе ставки
платы за аренду охотничьих и рыболовных угодий, водных объектов);
7) заслушивают отчеты
председателя Совета, а также органов Совета, избираемых, назначаемых или
утверждаемых председателем Совета должностных лиц, отчеты и иную информацию
председателя и иных должностных лиц соответствующего исполкома по вопросам,
отнесенным к компетенции Совета;
8) решают вопросы
делегирования отдельных полномочий Советам других территориальных уровней,
исполкомам, их председателям, органам территориального общественного
самоуправления;
Так же Советы могут
осуществлять иные полномочия в соответствии с актами законодательства.
Согласно статье 121 Конституции,
утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и
отчетов об их исполнении, установление в соответствии с законом местных налогов
и сборов относится к исключительной компетенции местных Советов депутатов.
Территориальное
общественное самоуправление – деятельность граждан на добровольной основе по
месту их жительства на части территории административно-территориальной единицы
(территории микрорайонов, жилищных комплексов, кварталов, улиц, дворов,
агрогородков, поселков, деревень и др.) в целях решения вопросов местного
значения непосредственно или через органы территориального общественного
самоуправления.
Основными задачами
территориального общественного самоуправления являются:
1) содействие в
реализации прав, свобод и законных интересов граждан;
2) оказание помощи
исполнительным и распорядительным органам, Советам в работе с гражданами;
Страницы: 1, 2, 3
|