2) осуществляет валютный
контроль (контроль за принятием иностранной валюты в качестве платежного
средства, осуществлением валютно-обменных операций, обязательной продажей
иностранной валюты);
3) организует
деятельность инспекций МНС по вопросам осуществления контроля в сферах,
указанных в пунктах 1 и 2, а также по: обеспечению взыскания неуплаченных (не
полностью уплаченных) налогов, иных обязательных платежей в бюджет; ведению
Государственного реестра плательщиков (иных обязанных лиц), Государственного
реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих
производство, хранение (как вид предпринимательской деятельности) табачных
изделий, оптовую и розничную торговлю ими, Государственного реестра юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и оборот
алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового
спирта; регистрации кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных
систем, билетопечатающих машин и таксометров (за исключением кассовых
суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых в своей
деятельности Национальным банком, банками), применяемых для приема наличных
денежных средств при реализации товаров (работ, услуг); обеспечению учета
изъятого, арестованного или выявленного ими имущества, подлежащего обращению в
доход государства либо на которое обращается взыскание в счет неисполненного налогового
обязательства, неуплаченных пеней, а также осуществлению контроля за полнотой и
своевременностью поступления в доход бюджета денежных средств, подлежащих
перечислению в бюджет за полученное для иного использования имущество;
обеспечению ими возмещения организациям, индивидуальным предпринимателям
расходов по хранению имущества, на которое обращено взыскание в счет
неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней, в том числе
транспортных расходов по доставке имущества к месту хранения, и других
расходов, связанных с организацией его реализации и реализацией или иным
использованием, в том числе в случае возврата такого имущества собственнику,
иных расходов в случаях, предусмотренных законодательными актами и др.
Комитет
государственного контроля
В соответствии с Законом
Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 142-З «О Комитете государственного
контроля Республики Беларусь и его территориальных органах», Комитет
государственного контроля является государственным органом, осуществляющим
государственный контроль за исполнением республиканского бюджета,
использованием государственной собственности, исполнением актов Президента
Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь, Правительства Республики
Беларусь и других государственных органов, регулирующих отношения
государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения,
а также по иным вопросам в соответствии с законами и решениями Президента
Республики Беларусь.
Основными задачами Комитета
государственного контроля и его территориальных органов являются:
1) защита интересов
государства от противоправных посягательств в экономической сфере, обеспечение
экономической безопасности Республики Беларусь;
2) проверка выполнения
поручений Президента Республики Беларусь, контроль за выполнением которых в
соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь возложен на
Комитет государственного контроля;
3) осуществление
государственного контроля за эффективным и рациональным использованием
организациями и индивидуальными предпринимателями бюджетных средств и
государственной собственности;
4) осуществление
государственного контроля за исполнением актов Президента Республики Беларусь,
Парламента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь и других
государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности,
хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, а также по иным вопросам в
соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь;
5) проведение комплексных
мероприятий по выявлению системных нарушений законодательства и отрицательных
тенденций в экономике и социальной сфере;
6) выявление
неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности,
развития реального сектора экономики;
7) предупреждение,
выявление и пресечение правонарушений в экономической сфере;
8) принятие эффективных
мер по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и
финансирования террористической деятельности;
9) ведение в
установленном порядке административного процесса;
10) выполнение иных задач
в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь.
Комитет государственного
контроля и его территориальные органы осуществляют в пределах своей компетенции
государственный контроль за:
1) исполнением
республиканского и местных бюджетов (включая государственные целевые бюджетные
фонды), бюджетов государственных внебюджетных и инновационных фондов,
соблюдением законодательства в области отношений государственной собственности,
хозяйственных, финансовых и налоговых отношений в системе местных бюджетов и
государственных внебюджетных фондов, а также проводят в установленном порядке
проверку отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый
год;
2) использованием (расходованием)
средств республиканского и местных бюджетов на финансирование деятельности
государственных органов, иных государственных организаций;
3) принятием мер по
дебюрократизации государственного аппарата;
4) исполнением
законодательства по вопросам аренды, а также приватизации и иного распоряжения
объектами государственной собственности;
5) соблюдением
государственными органами, иными организациями, включая резидентов свободных
экономических зон, и индивидуальными предпринимателями законодательства в
области инвестиционной деятельности;
6) использованием
(расходованием) организациями и индивидуальными предпринимателями бюджетных
средств, средств государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов,
инновационных фондов, государственного имущества, мер государственной
поддержки;
7) законностью
использования организациями и индивидуальными предпринимателями материальных
ресурсов, приобретенных за счет государственных средств;
8) соблюдением
государственными органами, банками, небанковскими кредитно-финансовыми
организациями, иными организациями и индивидуальными предпринимателями
законодательства, регулирующего использование кредитных и валютных средств;
9) соблюдением
государственными органами, иными организациями, проводящими проверки, порядка
организации и проведения проверок;
10)
финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов, в том числе
дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь;
11) соблюдением
законодательства при осуществлении деятельности с редкоземельными металлами,
драгоценными металлами и драгоценными камнями во всех видах и состояниях,
включая изделия из них, изделиями или ломом и отходами, их содержащими, в том
числе по приемке, получению, сбору, отгрузке, реализации, расходованию, учету,
инвентаризации, хранению, отпуску, перемещению (включая транспортировку),
переработке редкоземельных металлов, драгоценных металлов и драгоценных камней,
а также по их сбору и сдаче в Государственный фонд драгоценных металлов и
драгоценных камней Республики Беларусь;
12) соблюдением
установленного порядка учета, сбора, хранения, транспортировки, использования,
заготовки (закупки), переработки, отгрузки или реализации металлопродукции,
черных и цветных металлов, их лома и отходов;
13) исполнением
законодательства в области отношений государственной собственности,
хозяйственных, финансовых и налоговых отношений, валютного законодательства и
по иным вопросам в соответствии с законами и решениями Президента Республики
Беларусь Национальным банком Республики Беларусь, иными банками, небанковскими
кредитно-финансовыми и страховыми организациями;
14) соблюдением
законодательства о ценных бумагах и др.
Национальный банк
Республики Беларусь
Согласно статье 24
Банковского кодекса Республики Беларусь, Национальный банк – центральный банк и
государственный орган Республики Беларусь – действует исключительно в интересах
Республики Беларусь.
Основными целями
деятельности Национального банка являются:
1) защита и обеспечение
устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и
курса по отношению к иностранным валютам;
2) развитие и укрепление
банковской системы Республики Беларусь;
3) обеспечение
эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.
В соответствии с Указом
Президента Республики Беларусь от 13 июня 2001 г. № 320 «Об утверждении Устава Национального банка Республики Беларусь», Национальный банк
осуществляет следующие функции:
1) разрабатывает Основные
направления денежно–кредитной политики Республики Беларусь и совместно с
Правительством Республики Беларусь обеспечивает проведение единой
денежно–кредитной политики Республики Беларусь в порядке, установленном
законодательными актами;
2) осуществляет эмиссию
денег;
3) регулирует денежное
обращение;
4) регулирует кредитные
отношения;
5) организует
функционирование платежной системы Республики Беларусь;
6) является для банков
кредитором последней инстанции, осуществляя их рефинансирование;
7) осуществляет валютное
регулирование;
8) организует и
осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные
банки и небанковские кредитно–финансовые организации в соответствии с
законодательством;
9) выполняет функции
центрального депозитария государственных ценных бумаг и ценных бумаг
Национального банка, если иное не определено Президентом Республики Беларусь;
10) осуществляет выпуск
(эмиссию) ценных бумаг Национального банка;
11) выполняет функции
финансового агента Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и
распорядительных органов по вопросам исполнения республиканского и местных
бюджетов и консультирует их по этим вопросам;
12) дает согласие на
осуществление банками и небанковскими кредитно–финансовыми организациями
операций с ценными бумагами в случаях, предусмотренных законодательством;
13) осуществляет
государственную регистрацию банков и небанковских кредитно–финансовых
организаций;
14) осуществляет
лицензирование банковской деятельности;
15) регулирует
деятельность банков и небанковских кредитно–финансовых организаций по ее
безопасному и ликвидному осуществлению и проводит надзор за ней;
16) устанавливает правила
и порядок осуществления банковских операций;
17) устанавливает для
банков и небанковских кредитно–финансовых организаций, банковских групп и
банковских холдингов* требования по осуществлению ими внутреннего контроля и
др.
Государственный
таможенный комитет
Согласно Таможенному
кодексу Республики Беларусь, таможенными органами являются Государственный
таможенный комитет Республики Беларусь (далее – ГТК) и таможни.
Государственному таможенному комитету Республики Беларусь непосредственно
подчинены таможни, а также создаваемые им организации, деятельность которых
способствует выполнению функций, возложенных на таможенные органы.
Положение о Государственном
таможенном комитете Республики Беларусь утверждается Президентом Республики
Беларусь.
В соответствии с Указом
Президента Республики Беларусь от 21 апреля 2008 г. № 228 «О некоторых вопросах таможенных органов», основными задачами ГТК являются:
1) проведение
государственной таможенной политики, осуществление регулирования и управления в
сфере таможенного дела и координация в этой сфере деятельности других
республиканских органов государственного управления и иных организаций;
2) обеспечение в пределах
своей компетенции экономической безопасности Республики Беларусь, защита ее
экономических интересов;
3) разработка и
применение средств таможенного регулирования в целях развития
торгово-экономических отношений Республики Беларусь;
4) организация и
совершенствование таможенного контроля и таможенного оформления, создание
условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу
Республики Беларусь, развитию внешнеэкономической деятельности организаций и
граждан, обеспечение реализации этих мер;
5) предупреждение и
пресечение контрабанды, иных преступлений, административных правонарушений в
сфере таможенного дела;
6) обеспечение выполнения
международных обязательств Республики Беларусь в части, касающейся таможенного дела.
На ГТК могут быть
возложены иные задачи в соответствии с актами Президента Республики Беларусь,
законами Республики Беларусь и постановлениями Совета Министров Республики
Беларусь, принятыми в пределах его компетенции.
ГТК в соответствии с
возложенными на него задачами:
1) разрабатывает и вносит
в установленном порядке Президенту Республики Беларусь предложения о
совершенствовании государственной таможенной политики;
2) информирует Президента
Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь и Государственный
секретариат Совета Безопасности Республики Беларусь об угрозах экономической
безопасности Республики Беларусь;
3) разрабатывает и
реализует утверждаемые Президентом Республики Беларусь или Советом Министров
Республики Беларусь программы развития таможенного дела в Республике Беларусь;
4) принимает участие в
разработке проектов нормативных правовых актов, определяющих правовой,
экономический и организационный механизмы реализации государственной таможенной
политики;
5) принимает участие в
разработке и реализации мер экономической политики в отношении товаров,
перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь;
6) принимает в пределах
своей компетенции нормативные правовые акты в сфере таможенного дела;
7) по согласованию с
Президентом Республики Беларусь создает, ликвидирует и реорганизует таможни, а
также организации, подчиненные ГТК, если иное не предусмотрено Президентом
Республики Беларусь;
8) осуществляет
руководство таможнями и организациями, подчиненными ГТК;
9) организует деятельность
таможен по взиманию таможенных платежей, по контролю за правильностью их
исчисления, своевременностью и полнотой уплаты, применяет меры по
принудительному взысканию таможенных платежей в бюджет;
10) организует систему
контроля за правильностью определения таможенной стоимости и страны
происхождения товаров;
11) вносит в
установленном порядке предложения о совершенствовании мер тарифного и
нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности;
12) осуществляет ведение
Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, дает разъяснения по ее
применению;
13) осуществляет ведение
реестров таможенных агентов (представителей), таможенных перевозчиков, складов
временного хранения и таможенных складов, объектов интеллектуальной
собственности, банков и небанковских финансово-кредитных организаций,
признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей, лиц,
обладающих статусом «Добросовестный участник внешнеэкономической деятельности»
и др.
Органы фонда
социальной защиты населения
В соответствии с Указом
Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 40 «О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты», Фонд
социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики
Беларусь (далее – Фонд) является органом государственного управления средствами
государственного социального страхования в структуре Министерства труда и
социальной защиты. В структуру Фонда входят центральный аппарат, 6 областных и
Минское городское управления, 150 городских, районных и районных в городах
отделов.
Основными задачами Фонда
являются реализация государственной политики по управлению средствами
государственного социального страхования, разработка в пределах его компетенции
предложений о совершенствовании законодательства о государственном социальном
страховании, осуществление профессионального пенсионного страхования,
международное сотрудничество в этих областях деятельности.
Фонд в соответствии с
возложенными на него задачами:
1) организует и
координирует работу по управлению средствами государственного социального
страхования;
2) осуществляет сбор и
аккумулирование обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное
пенсионное страхование и иных платежей на государственное социальное
страхование (далее – взносы);
3) финансирует расходы на
выплату трудовых и профессиональных пенсий, пособий в установленных
законодательством случаях, мероприятия по обеспечению занятости населения, а
также иные расходы, предусмотренные законодательством о государственном
социальном страховании;
4) организует и ведет
индивидуальный (персонифицированный) учет сведений о застрахованных лицах для
целей государственного социального страхования, в том числе профессионального
пенсионного страхования, обеспечивает их конфиденциальность и сохранность, а
также осуществляет контроль за правильностью представления плательщиками
взносов сведений, необходимых для ведения индивидуального
(персонифицированного) учета;
5) финансирует расходы на
санаторно-курортное лечение и оздоровление в соответствии с законодательством;
6) размещает средства
профессионального пенсионного страхования в банке, уполномоченном обслуживать
государственные программы;
7) осуществляет
капитализацию временно свободных средств государственного социального
страхования;
8) разрабатывает и вносит
в установленном порядке предложения о размерах и тарифах взносов;
9) назначает и
выплачивает профессиональные пенсии;
10) осуществляет контроль
за правильностью начисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления)
взносов, принимает предусмотренные законодательством меры к плательщикам
взносов, нарушающим порядок их уплаты, а также представляющим для назначения и
выплаты профессиональных пенсий документы, содержащие недостоверные сведения;
11) контролирует
правильность использования средств государственного социального страхования,
направляемых на финансирование выплаты трудовых и профессиональных пенсий,
пособий, других расходов в установленных законодательством случаях;
12) осуществляет в установленном
законодательством и международными договорами порядке выплату пенсий и пособий
лицам, выехавшим за границу, а также прибывшим в Республику Беларусь;
13) сотрудничает с
международными организациями по вопросам своей компетенции, участвует в разработке
и реализации международных договоров по вопросам государственного социального
страхования;
14) в установленном
порядке разрабатывает и вносит предложения о совершенствовании законодательства
о государственном социальном страховании;
15) осуществляет разработку
и внедрение информационных технологий и автоматизированных систем обработки
информации по вопросам государственного социального страхования, назначения и
выплаты профессиональных пенсий;
16) создает и ведет базу
данных по всем категориям плательщиков взносов и получателям профессиональных
пенсий;
17) в установленном
порядке ведет бухгалтерский учет и государственную статистическую отчетность;
18) в установленном
порядке осуществляет закупки товаров (работ, услуг) за счет средств,
предусмотренных сметой на содержание Фонда на очередной финансовый год;
19) проводит ревизии
финансово-хозяйственной деятельности территориальных органов;
20) в установленном
порядке вносит предложения о размерах тарифов на доставку пенсий и иных выплат
из средств государственного социального страхования и др.
Список
литературы
1.
Банковский кодекс
Республики Беларусь № 441-З: принят Палатой
представителей 03 октября 2000 г.: одобрен Советом Республики 12 октября 2000 г.: текст Кодекса по состоянию на 14.06.2010г.
2.
Вопросы
Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь: постановление Совета
Министров Республики Беларусь, 31.10.2001 г., № 1592: с изменениями и
дополнениями от 18.03.2010 г.
3.
Вопросы Министерства
труда и социальной защиты Республики Беларусь: постановление Совета Министров
Республики Беларусь, 31.10.2001 г., № 1589: с изменениями и дополнениями от
28.04.2010 г.
4.
Вопросы
Министерства финансов Республики Беларусь: постановление Совета Министров
Республики Беларусь, 31.10.2001 г., № 1585: с изменениями и дополнениями от
28.04.2010 г.
5.
Конституция
Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на
референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Беларусь, 2006. – 95 с.
6.
Налоговый кодекс
Республики Беларусь (Общая часть) № 166-З: принят Палатой представителей 15
ноября 2002 г.: одобрен Советом Республики 2 декабря 2002 г.: текст Кодекса по состоянию на 29.12.2009 г.
7.
Об утверждении
Устава Национального банка Республики Беларусь: Указ Президента Республики
Беларусь, 13.06.2001 г., № 320: с изменениями и дополнениями от 29.07.2010 г.
8.
О Комитете
государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах:
Закон Республики Беларусь, 1.07.2010 г., № 142-З.
9.
О местном
управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь,
4.01.2010 г., № 108-З
10.
О Национальном
собрании Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 8.07.2008 г., № 370-З:
с изменениями и дополнениями от 15.07.2010 г.
11.
О некоторых
вопросах таможенных органов: Указ Президента Республики Беларусь, 21.04.2008
г., № 228: с изменениями и дополнениями от 16.06.2010 г.
12.
О Президенте
Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 21.02.1995 г., № 3602-XІІ: с
изменениями и дополнениями от 06.10.2006 г.
13.
О Регламенте
Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь: постановление
Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, 09.10.2008
г., № 1033-П3/IX
14.
О Регламенте
Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь: постановление
Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, 19.12.2008 г., №
57-СР4/I
15.
О Совете
Министров Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 23.07.2008 г., №
424-З: с изменениями и дополнениями от 31.12.2009 г.
16.
О Фонде
социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты: Указ
Президента Республики Беларусь, 16.01.2009 г., № 40: с изменениями и
дополнениями от 13.02.2010 г.
17.
Таможенный кодекс
Республики Беларусь № 204-З: принят Палатой
представителей 07 декабря 2006 г.: одобрен Советом Республики 20 декабря 2006
г: текст Кодекса по состоянию на 15.07.2009г.
Страницы: 1, 2, 3
|