Полная
себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг на 2007 год
составила 165,9 млн. руб., что на 69,5 млн. руб. больше чем в 2006 г. и на
110,8 млн. руб. – в 2005 г. Это свидетельствует о том, что затраты на производство
и реализацию готовой продукции ежегодно увеличиваются, это может плохо
отразиться на конечном финансовом результате деятельности предприятия.
Затраты на 1
рубль реализованных товаров, продукции, работ и в 2006 г. услуг увеличились в
сравнении с 2005 годом на 0,03 руб., или 3,5 %. На рост затрат в основном
повлияли расходы на ремонт кровли производственного цеха и административного
корпуса – 4,4 млн. руб., ремонт служебных и бытовых помещений с заменой,
ремонтом и реконструкции внутренних коммуникаций – 11,1 млн. руб., капитальный
и текущий ремонт производственного оборудования – 4,5 млн. руб. Затраты на один
рубль реализованных товаров, продукции, работ и услуг в 2007 г. снизились в
сравнении с 2006 годом на 0,03 руб. или 3,4%. По сравнению с плановой величиной
затрат на один рубль реализованных товаров, продукции, работ и услуг на 2007
год (0,87 руб.) снижение составило 2 копейки или 2,3%. Снижение затрат на один
рубль реализованной продукции, работ, услуг связано с эффектом масштаба – темпы
роста выручки (177,6%) превышают темпы роста управленческих (постоянных)
расходов (137,8%).
Маржинальный
доход в целом по компании за 2007 год составил 74,0 млн. руб. при плане 67,6
млн. руб., темп роста 109,5%. Темп прироста маржинального дохода по отношению к
2006 году – 63,9%. Маржинальный доход по буровому инструменту вырос по
сравнению с 2006 годом на 70,9% и составил 61,7 млн. руб.
Прибыль от
продаж составила в 2006 г. 13,4 млн. руб., темп роста к 2005 году 138,3 %.
Прибыль от продаж в 2007 г. составила 29,2 млн. руб., темп роста к 2006 году –
217 %.
С учетом
прочих доходов и расходов, налога на прибыль, чистая прибыль по итогам 2006
года составила 4,7 млн. руб. Увеличение чистой прибыли по сравнению с 2005 г. в
абсолютном выражении составило 813 млн. руб.С учетом прочих доходов и расходов,
налога на прибыль, чистая прибыль по итогам 2007 года составила 12,1 млн. руб.
при плане 8,3 млн. руб. Увеличение чистой прибыли по сравнению с 2006 годом в
абсолютном выражении составило 7,4 млн. руб., рост в 2,6 раза.
Капитализация
компании по валюте баланса составила на конец 2007 года 85,3 млн. руб.,
увеличившись по сравнению с 2006 годом в 1,4 раза. В структуре активов на конец
2007 года внеоборотные активы составляют 22,2%, оборотные – 77,8%. По сравнению
с 2006 годом доля оборотных активов в 2007 году увеличилась на 7,6%.
2.2 Анализ
и оценка уровня и динамики финансовых результатов
Для анализа и
оценки уровня и динамики финансовых результатов составляется таблица (табл. 3),
в которой используются данные бухгалтерской отчетности организации из формы №2
«Отчет о прибылях и убытках».
Общий
финансовый результат отчетного периода отражается в отчетности в развернутом
виде и представляет собой алгебраическую сумму прибыли (убытка) от реализации
продукции (работ, услуг); реализация основный средств, нематериальных активов и
иного имущества и результата от другой финансовой деятельности; прочих
внереализационных операций11.
Многие
относительные показатели этой таблицы (гр.2,4 и т.д.), рассматриваемые в
динамике, представляют несомненный интерес как для пользователей, так и для
руководителей компании. Прежде всего сюда относятся: уровень совокупных
расходов в общей сумме доходов и поступлений, структура затрат и др12.
В частности, можно сделать выводы:
• Совокупные
доходы предприятия возрастают: так рост с 2005 г. на 2006 г. составил 46648
тыс.руб. или 168,22%, а с 2006 г. на 2007 г. рост составляет 84896 тыс.руб. или
173,8%.
Таблица №3
Аналитическая
таблица для вертикального (компонентного) анализа финансовых результатов (тыс.
руб.)
Показатель
|
2005 год
|
2006 год
|
2007 год
|
2006/
2005
|
2007/
2006
|
Тыс.
руб.
|
%
|
Тыс.
руб.
|
%
|
Тыс.
руб.
|
%
|
Тыс.руб
(%)
|
Тыс.руб
(%)
|
А
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
1.Всего доходов и
поступлений (∑стр.010,060, 080,090,120,170)
|
68382
|
100
|
115030
|
100
|
199926
|
100
|
46648
(168,22)
|
84896
(173,8)
|
2.Общие расходы
финансово- хозяйственной деятельности2 (∑стр.020,030,040,070,100,130
180)
|
65499
|
100
|
107691
|
100
|
181233
|
100
|
42192
(164,41)
|
73542
(168,29)
|
3.Выручка от реализации2
(стр.010)
|
64784
|
94,74
|
109842
|
95,49
|
195093
|
97,58
|
45058
(169,55)
|
85251
(177,61)
|
4.Затраты на
производство и сбыт продукции4
В том числе:
-себестоимость
продукции4 (стр.020)
-коммерческие расходы4
(стр. 030)
-управленческие расходы4
(стр.040)
|
55062
38976
855
15231
|
84,99
70,79
1,55
27,66
|
96400
64683
1840
29877
|
87,76
67,4
1,91
30,99
|
165924
121088
3665
41171
|
86,38
72,98
2,21
24,81
|
41338
(175,1)
25707
(165,96)
985
(215,2)
14646
(196,16)
|
69524
(172,12)
56405
(187,2)
1825
(199,18)
11294
(137,8)
|
5.Прибыль (убыток) от
продаж3 (стр.050)
|
9722
|
15,0
|
13442
|
12,24
|
29168
|
14,59
|
3720
(138,26)
|
15726
(216,99)
|
6.Доходы по операциям
финансового характера2 (стр.060+стр.080)
|
19
|
0,03
|
4
|
0,003
|
12
|
0,006
|
-15
(21,1)
|
8
(300)
|
7.Прочие доходы2
(стр.090)
|
3579
|
0,05
|
5184
|
4,5
|
4821
|
2,41
|
1605
(144,84)
|
-363
(93,0)
|
8.Прочие расходы5
(стр100)
|
7437
|
11,35
|
11291
|
10,48
|
15309
|
8,45
|
3854
(151,94)
|
4018
(135,59)
|
9.Прибыль (убыток) до
налогообложения2 (стр.140)
|
3883
|
8,6
|
7339
|
6,38
|
18692
|
9,35
|
3456
(189,0)
|
11353
(254,69)
|
10.Налог на прибыль и
иные обязательные платежи6 (стр.150)
|
2326
|
37,54
|
2048
|
27,9
|
6482
|
34,68
|
-278
(88,05)
|
4434
(316,5)
|
11.Чистая прибыль2
(стр.190)
|
3888
|
5,69
|
4701
|
4,09
|
12083
|
6,04
|
813
(120,9)
|
7382
(257,0)
|
1 Номера строк взяты из
формы «Отчет о прибылях и убытках» (приказ МФ РФ от 13.01.200г. №4н).
2 В процентах к стр.1.
3 В процентах к стр.3.
4 В процентах к стр.4.
5 В процентах к стр.2.
6 В процентах к стр.10.
|
• увеличение
показателя по стр. 3 свидетельствует о том, что все больший доход организация
получает от своей основной деятельности, т.е. выпуска собственной продукции и
дальнейшей ее реализации. Данную тенденция следует считать позитивной, т.к.
наблюдается ежегодный рост выручки от реализации товаров (продукции, работ):
так рост с 2005 на 2006 г. составляет 42192 тыс.руб., а с 2006 г. на 2007 г. –
73542 тыс.руб.
• увеличение
показателя по стр. 2 и стр. 4 – отрицательная тенденция, она говорит о высоких
затратах на производство и реализацию продукции. Если такая тенденция будет
продолжатся и значение показателей возрастет, то предприятие будет работать
себе в убыток, поэтому необходимо уделять этому большое внимание и искать пути
для снижение его роста.
• рост
показателя по стр. 5 благоприятен и свидетельствует об увеличении
рентабельности продукции и относительном снижении издержек производства и
обращения. Рост с 2005 г. на 2006 г. составляет 3720 тыс.руб. или 138,26%, рост
с 2006 г. на 2007 г. – 15726 тыс.руб. или 216,99 (т.е. прибыль от продаж в 2007
г. по сравнению с 2006 г. возросла в 2 раза).
• рост
показателей по стр. 10 и стр.12 также указывает на положительные тенденции в
организации производства на данном предприятии; разные темпы изменения этих
показателей могут быть вызваны в основном корректировкой системы
налогообложения;
• показатель
по стр. 11 характеризует долю прибыли, перечисляемую в бюджет в виде налога на
прибыль и обязательных платежей; рост этого показателя в динамике,
происходящий, как правило, при увеличении ставок налогообложения, - нежелательное,
но необходимое и не зависящее от коммерческой организации явление; в рамках
внутрифирменного финансового анализа здесь можно выделить и контролировать
динамику штрафных санкций. Однако, в период с 2005 г. по 2007 г. ставка по
налогу на прибыль не изменялась, значит увеличение платежей по налогу на
прибыль вызваны ростом налогооблагаемой прибыли, соответственно.
На основе
данных, полученных в результате анализа «Отчета о прибылях и убытках», можно
сделать следующие выводы: ОАО «Завод бурового оборудования» функционирует
стабильно, в результате своей деятельности получает положительный финансовый
результат в виде прибыли; также наблюдается увеличение доходов по операциям
финансового характера, т.е. предприятие помимо доходов от выпуска и реализации продукции
получает дополнительный доход; однако с увеличением доходов, увеличиваются и
расходы, которые необходимо снижать. В общем можно сделать следующий вывод,
предприятие функционирует эффективно.
Важное
значение для оценки прибыли имеет факторный анализ. В приведенных ниже таблицах
приведены расчеты влияния на прибыль от продаж продукции трех наиболее важных
факторов – объем реализации в натуральном выражении, цена на единицу продукции
и себестоимость одной реализованной единицы продукции.
Таблица №4
Анализ
прибыли от продаж продукции ОАО «Завод бурового оборудования» за 2006 год.
Показатели
|
2005 год
|
2006 год
|
Изменения, (+,-)
|
Выручка, тыс.руб.
|
64784
|
109842
|
+45058
|
Себестоимость, тыс.руб.
|
38976
|
64683
|
+25707
|
Объем реализации в
натуральном выражении, тыс.руб.
|
55489
|
107445
|
+51946
|
Цена за единицу, тыс.руб.
|
1,1675
|
1,0223
|
-0,1452
|
Себестоимость за
единицу, тыс.руб.
|
0,7024
|
0,602
|
-0,1
|
Прибыль, тыс.руб.
|
25807,934
|
45159,134
|
+19351,2
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|