PR=V*(Ц – С)
PR2006=V
*(Ц –С)=107445*(1,0223 – 0,602)=45159,134
PR2005=V
*(Ц –С)=55489*(1,1675 – 0,7024)=25807,934
PR= PR2006
– PR2005=19351,2
1. Объем
реализации в натуральном выражении:
PR0=V
*(Ц –С)= 107445*(1,0223 – 0,602)=45159,134
PR1=
PR2006 – PR2005=19351,2
2. Цена:
PRц=V
*(Ц –С)= 107445*(1,0223 – 0,7024)=34371,656
PR2=
PR01 – PR0=-10787,478
3. Себестоимость:
PR=V *(Ц –С)=
PR =107445*(1,0223 – 0,602)=45159,134
PR3=
PR – PR2=10787,478
Общее
влияние:
PR= PR2006
– PR2005= PR1 + PR2 + PR3=19350,2
Таблица №4
Анализ
прибыли от продаж продукции ОАО «Завод бурового оборудования» за 2007 год.
Показатели
|
2006 год
|
2007 год
|
Изменение, (+,-)
|
Выручка, тыс.руб.
|
109842
|
195093
|
+85251
|
Себестоимость, тыс.руб.
|
64683
|
121088
|
+56405
|
Объем реализации в
натуральном выражении, ц
|
107445
|
187786
|
+80341
|
Цена за единицу,
тыс.руб/ц
|
1,0223
|
1,0389
|
+0,0166
|
Себестоимость за
единицу, тыс.руб./ц
|
0,602
|
0,6448
|
+0,428
|
Прибыль, тыс.руб.
|
45159,134
|
74006,463
|
+28847,329
|
PR=V*(Ц – С)
PR2007=V
*(Ц –С)=187786*(1,0389-0,6448)=74006,463
PR2006=V
*(Ц –С)= 107445*(1,0223 – 0,602)=45159,134
PR= PR2007
– PR2006=28847,329
1. Объем
реализации в натуральном выражении:
PR=V *(Ц –С)=
187786*(1,0223 – 0,602)=78926,456
PR1=
PR2006 – PR2005=33767,322
2. Цена:
PR=V *(Ц –С)=
187786*(1,0389 – 0,602)=82043,703
PR2=
PR – PR1=3117,247
3.
Себестоимость:
PR=V *(Ц –С)=
PR =187786*(1,0389-0,6448)=74006,463
PR3=
PR – PR2=-8037,24
Общее
влияние:
PR= PR2006
– PR2005= PR1 + PR2 + PR3=28847,329
Таким
образом, наиболее значительное влияние на величину прибыли от продаж продукции
ОАО «Завод бурового оборудования» оказал фактор изменения себестоимости, причем
в 2007 году влияние данного фактора было негативным (-8037,24); фактор
изменения цен, который в 2007 году увеличил свое влияние. Однако увеличение
объема реализации (19351,2 до 33767,322) оказало положительное влияние на
величину прибыли. В целом, суммарное влияние всех факторов составило 28847,329.
2.3 Анализ
показателей рентабельности ОАО «Завод бурового оборудования»
Одним из
результирующих показателей эффективности финансово-хозяйственной деятельности
предприятия являются различные показатели рентабельности. В рыночных условиях
наиболее часто используются показатели рентабельности капитала, продукции и
продаж. Первая группа показателей рентабельности представляет собой различные
соотношения прибыли и вложенного капитала (собственного, инвестированного и
т.д.). Наиболее общим является показатель рентабельности активов (капитала)
(Ра, ROA):
Пч (Ф. №2, стр.190)
ROA=-------------------------*100%,
(1)
Аср. (Ф. №1, 300)
Где ROE-
рентабельность активов, %;
Пч - прибыль
в распоряжении предприятия (чистая прибыль) (Ф. №2, стр.190);
Аср- средняя
величина активов (расчет по данным баланса или учетных регистров) (Ф. №1, 300).
Этот
показатель показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля,
вложенного в активы. Он может рассчитываться как в целом по предприятию, так и
сводится в среднем по отрасли.
Инвесторы
капитала (акционеры) вкладывают свои средства с целью получения дохода от
инвестиций. Поэтому, с точки зрения акционеров, наилучшей оценкой результатов
хозяйственной деятельности является наличие чистой прибыли на вложенный капитал
(уставный капитал).
Рентабельность
собственного капитала (Рск или ROE) выражается формулой:
Пч (Ф. №2, стр. 190)
ROE=---------------------------*100%,
(2)
Кср. (Ф. №1, стр. 490)
Где ROE –
рентабельность собственного капитала (акционерного капитала);
Пч - прибыль
в распоряжении предприятия (чистая прибыль) (Ф. №2, стр. 190);
Кср. –
средняя величина собственного капитала (Ф. №1, стр. 490).
Данный
показатель показывает эффективность использования собственного капитала.
Кроме
вышеперечисленных показателей рентабельности на предприятии рассчитываются
показатели рентабельности продаж (Рп или ROS):
Ппр (Ф. №2, стр. 050)
ROS=------------------------------*100%,
(3)
В (N) (Ф. №2, стр. 010)
Где ROS –
рентабельность продаж,
Ппр – прибыль
от продаж (Ф. №2, стр. 050),
В (N) –
выручка о реализации (продаж) (Ф. №2, стр. 010)13.
Данный
показатель показывает, сколько прибыли приходится на одну единицу реализованной
продукции.
Если
предприятие ориентирует свою деятельность на перспективу, ему необходимо
разработать инвестиционную политику (под инвестированием в данном случае
понимается долгосрочное финансирование). Информация о средствах,
инвестированных в предприятие, может быть рассчитана но данным баланса как
сумма собственных источников средств и долгосрочных обязательств (или, что то
же самое, как разность общей суммы активов и краткосрочных обязательств).
Рентабельность
инвестиций (Ри) рассчитывается следующим образом:
Пдн (Ф. №2, стр. 140)
Ри=----------------------------------------------------*100%,
(4)
(Б-Ок) (Ф. №1, стр. 700; Ф. №1, стр. 690)
Где Пдн –
прибыль до налогообложения (Ф. №2, стр. 140),
Б- валюта
баланса (Ф. №1, стр. 700),
Ок –
краткосрочные обязательства (Ф. №1, стр. 690).
Показатель
рентабельности инвестиций рассматривается в практике финансового анализа как
способ оценки «мастерства» финансовых менеджеров по управлению инвестициями.
Поскольку руководство предприятия не может влиять на величину уплачиваемых
налогов на прибыль, для более точного расчета показателя в числителе
используется величина прибыли до уплаты налогов на прибыль. Финансовые
менеджеры не только контролируют изменение рентабельности продаж, но и
рентабельность производства отдельных видов продукции (Рпрод).
В том случае
прибыль (убыток) от продаж отдельных видов продукции (Ппр) относится к полной
себестоимости этой продукции (ПС)2.
Ппр (Ф. №2, стр. 050)
Р
прод=---------------------------------*100%, (5)
ПС (Ф. №2, стр. 020)
Далее на
примере реальных отчетных данных ОАО «Завод бурового оборудования» рассчитаем
динамику показателей рентабельности (табл. 6).
Таблица №6
Расчет
показателей рентабельности ОАО «Завод бурового оборудования» (по данным баланса
и отчета о прибылях и убытках за год) (в тыс. руб.)
№
п/п
|
Показатель
|
2005 год
|
2006 год
|
2007 год
|
Отклонение
|
2006/2005
|
2007/2006
|
(+/-)
|
%
|
(+/-)
|
%
|
I
|
Данные для расчета
|
|
|
|
|
|
|
1
|
Выручка(нетто) от
продаж
|
64784
|
109842
|
195093
|
+45058
|
165,55
|
+85251
|
177,61
|
2
|
Полная себестоимость
проданной продукции
|
38976
|
64683
|
121088
|
+25707
|
165,96
|
+56405
|
187,2
|
3
|
Прибыль (убыток) от
продаж
|
9722
|
13442
|
29166
|
+3720
|
138,26
|
+15726
|
216,99
|
4
|
Прибыль до
налогообложения
|
5883
|
7339
|
18692
|
+3456
|
189,0
|
+11353
|
254,69
|
5
|
Чистая прибыль
|
3888
|
4701
|
12083
|
+813
|
120,9
|
+7382
|
257,0
|
6
|
Активы
|
44297,5
|
53611
|
73484
|
+9313,5
|
+19873
|
135,98
|
137,1
|
7
|
Собственные средства
|
39424,5
|
41735,5
|
48287
|
+2311
|
+6551,5
|
105,86
|
115,7
|
8
|
Краткосрочные
обязательства
|
4480,5
|
11127,5
|
23979,5
|
+6647
|
+12852
|
248,35
|
215,5
|
II
|
Показатели
рентабельности, %
|
1
|
Рентабельность активов
(5/6)
|
8,8
|
8,8
|
16,4
|
0
|
100
|
+7,6
|
186,4
|
2
|
Рентабельность
инвестиций (4/6-8)
|
14,8
|
17,3
|
37,8
|
+2,5
|
116,9
|
+20,5
|
219,8
|
3
|
Рентабельность
собственного капитала (5/7)
|
9,9
|
11,3
|
25,0
|
+1,4
|
114,1
|
+13,7
|
221,2
|
4
|
Рентабельность продаж
(3/1)
|
15,0
|
12,2
|
14,9
|
-2,8
|
81,3
|
+2,7
|
122,1
|
5
|
Рентабельность
продукции (3/2)
|
24,9
|
20,8
|
24,1
|
-4,1
|
+3,3
|
83,5
|
115,9
|
Показатели
рентабельности активов, инвестиций и собственного капитала ОАО «Завод бурового
оборудования» за отчетный период существенно возросли, что свидетельствует об
улучшении капитала и инвестиций. Рост прибыли существенно опережал рост активов
и собственного капитала. Показатели рентабельности продаж и рентабельности
производства продукции при этом снизились (в 2006 г. по сравнению с 2005г., а в
2007г. произошло небольшое увеличение этих показателей), хотя их абсолютный
уровень продолжал оставаться довольно высоким (122,1% и 115,9% соответственно в
2007 г.).
Методология
факторного анализа показателей рентабельности предусматривает разложение
исходных формул по всем качественным и количественным характеристикам
интенсификации производства и повышения эффективности хозяйственной
деятельности.
Например, для
анализа общей рентабельности (рентабельности производственных фондов) можно
использовать трехфакторную модель.
Рентабельность
фондов тем выше, чем выше прибыльность продукции; чем выше фондоотдача основных
фондов и скорость оборота оборотных средств; чем ниже затраты на 1 руб.
продукции и удельные затраты по экономическим элементам (средств труда,
материалов, труда). Числовая оценка влияния отдельных факторов на уровень
рентабельности определяется по методу цепных подстановок или интегральному
методу оценки факторных влияний.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|