– выявление факторов, повлиявших на величину показателя, и
расчет возможных изменений показателя при динамике того или иного фактора;
– прогнозирование необходимой величины показателя на
перспективу и установление способов достижения этой величины;
– выявление взаимозависимости показателей финансового
состояния с целью обеспечения их целенаправленного воздействия на повышение
эффективности деятельности организации;
– обоснование гипотез динамики финансового состояния при
изменении условий деятельности предприятия;
– подготовка аналитических материалов для выбора оптимальных
управленческих решений, связанных с корректировкой текущей деятельности и
разработкой стратегических планов.
В конкретных условиях могут ставиться и другие локальные цели,
которые будут определять содержание процедур анализа финансово-хозяйственной
деятельности. Таким образом, общее содержание аналитических процедур может
определяться как спецификой работы предприятия, так и выбранным видом анализа
(проблемно-ориентированный, перспективный, оперативный и т.п.).
Содержательная сторона анализа включает следующие элементы
(процедуры):
– постановка и уяснение конкретных задач анализа;
– установление причинно-следственных связей;
– определение показателей и методов их оценки;
– выявление и оценка факторов, влияющих на результаты, отбор
наиболее существенных;
– выработка путей устранения влияния отрицательных факторов и
стимулирования положительных.
Проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности следует
проводить, руководствуясь определенными принципами. Можно выделить следующие основные
принципы:
1)
Конкретность,
при котором анализ основывается на реальных данных, результаты его получают
конкретное количественное выражение;
2)
Комплексность,
где отражается всестороннее изучение экономического явления или процесса с
целью объективной его оценки;
3)
Системность
изучает экономические явления во взаимосвязи друг с другом, а не изолированно;
4)
Регулярность,
то есть анализ следует проводить постоянно через заранее определенные
промежутки времени;
5)
Объективность,
которая основывается на критическом и беспристрастном изучении экономических
явлений, выработке обоснованных выводов;
6)
Действенность,
которая показывает пригодность результатов анализа для использования в
практических целях, для повышения результативности производственной
деятельности;
7)
Экономичность,
где затраты, связанные с проведением анализа, должны быть существенно меньше
того экономического эффекта, который будет получен в результате его проведения;
8)
Сопоставимость,
то есть данные и результаты анализа должны быть легко сопоставимы друг с
другом, а при регулярном проведении аналитических процедур должна соблюдаться
преемственность результатов;
9)
Научность,
то есть при проведении анализа следует руководствоваться научно обоснованными
методиками и процедурами.
Анализ и
диагностика финансово-экономического состояния предприятия является
существенным элементом финансового анализа, а также финансового менеджмента и
аудита. Анализ финансово-экономического состояния – неотъемлемая часть
финансового анализа и является составной частью бухгалтерского учета. В
зависимости от того, какой вид отчетности служит источником для аналитических
процедур и оценок, выделяют финансовый и управленческий анализ.
Управленческий
анализ направлен на всестороннее исследование основной деятельности
предприятия, начиная с формирования ресурсов предприятия, эффективности их
использования в процессе производства, а также ассортиментной политики
предприятия и его финансовых результатов.
Финансовый
анализ направлен на изучение финансовых результатов и финансового состояния
предприятия, а также на определение причин неудовлетворительного финансового
состояния и возможностей его стабилизации.
Финансовое
состояние предприятия характеризуется:
1.
Обеспеченностью
финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления нормальной
производственной и воспроизводственной деятельности.
2.
Целесообразностью
и эффективностью размещения финансовых ресурсов в имуществе предприятия и
рациональностью их использования.
3.
Надежностью
партнерских связей с поставщиками и потребителями, с финансовыми учреждениями и
государством.
4.
Репутацией
предприятия в отрасли и государстве.
Основными
целями финансово анализа можно назвать следующие:
– оценить
текущее и перспективное имущественное и финансовое состояние предприятия;
– оценить
возможные и целесообразные темпы развития предприятия с позиции их финансового
обеспечения;
– выявить
доступные источники средств и оценить возможность и целесообразность их
мобилизации;
– спрогнозировать
положение предприятия на рынке капитала.
Финансовое
состояние предприятия зависит от результатов его производственной, коммерческой
и финансовой деятельности. В свою очередь, основная деятельность предприятия
зависит от его финансового состояния, так как нерациональная организация
денежных потоков на предприятии приводит к перебоям в обеспеченности
материальными ресурсами, а следовательно, к перебоям в производственном процессе.
Кроме того, в
практике аналитической работы различают два основных понятия:
1.
Финансовый
анализ.
2.
Анализ
финансового состояния.
Финансовый
анализ – более широкое понятие, так как оно включает анализ финансового
состояния и анализ эффективности использования ресурсов предприятия,
себестоимости его продукции, ассортиментной политики, а также анализ других
направлений деятельности предприятия. Он является неотъемлемой частью
разработки практически всех видов бизнес-планов и существенным элементом управления
финансами в целом.
Анализ
финансового состояния – это комплексное понятие, которое характеризуется
системой финансовых показателей, оценивающих его платежеспособность, финансовую
устойчивость, деловую активность, финансовые результаты и рентабельность работы
организации.
Также
различают внешний и внутренний анализ финансового состояния.
Внутренний
анализ осуществляется с целью повышения эффективности управления предприятием и
разработки управленческих решений, его результаты используются для планирования,
контроля и составления прогнозов развития предприятия.
Внешний
анализ может осуществляться всеми субъектами, интересующимися деятельностью
предприятия в зависимости от своих интересов с использование данных публичной
отчетности.
Под предметом
финансового анализа необходимо понимать динамику финансовых показателей и
причины их изменения, влияние изменения финансовых показателей друг на друга и
на финансовое состояние предприятия в целом.
Таким
образом, экономический анализ способствует повышению обоснованности
бизнес-планов и нормативов, определению экономической эффективности
использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, выявлению и
измерению внутренних резервов, усилению контроля за выполнением и оптимизацией
хозяйственных решений.
1.2 Методические подходы
к анализу финансового состояния и финансовой устойчивости предприятия
Основная цель
финансового анализа – получение максимального количества наиболее информативных
параметров, дающих объективную картину финансового состояния организации, ее
прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с
дебиторами и кредиторами.
Не менее
важное значение в организации анализа имеет методическое его обеспечение. От
того, какие методики анализа используются на предприятии, зависит его
результативность. Особое значение имеет разработка собственных или адаптация
готовых компьютерных программ, позволяющих оперативно и комплексно исследовать
результаты хозяйственной деятельности с использованием экономико-математических
методов.
Анализ
финансово-экономического состояния предприятия проводится с помощью
совокупности методов и рабочих приемов (методологии), позволяющих структурировать
и идентифицировать взаимосвязи между основными показателями. Под методами
финансового анализа понимаются способы подхода к изучению изменения финансовых
показателей и взаимосвязей между ними.
При
выполнении анализа выделяются следующие этапы:
– 1 этап
– уточняются объекты, цель и задачи анализа, составляется план аналитической
работы;
– 2 этап
– разрабатывается система синтетических и аналитических показателей, с помощью
которых характеризуется объект анализа;
– 3 этап
– собирается и подготавливается к анализу необходимая информация;
– 4 этап
– проводится сравнение фактических результатов хозяйствования с показателями
плана исследуемого периода, фактическими данными прошлых периодов, с
достижениями ведущих предприятий, средними по отрасли и т.д.;
– 5 этап
– изучаются факторы и определяется их влияние на результаты деятельности
предприятия;
– 6 этап
– выявляются неиспользованные и перспективные резервы повышения эффективности
производства;
– 7 этап
– происходит оценка результатов хозяйствования с учетом действия различных
факторов и выявленных неиспользованных резервов, разрабатываются мероприятия по
их использованию.
Выделяют следующие
типы анализа:
1)
Горизонтальный
(временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;
2)
Вертикальный
(структурный) анализ – определение структуры итоговых показателей с выявление
влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;
3)
Трендовый
анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и
определение тренда, то есть основной тенденции динамики показателя, очищенной
от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С
помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем; таким
образом, тренд есть перспективный, прогнозный анализ;
4)
Анализ
финансовых коэффициентов – расчет относительных данных отчетности, выявление
взаимосвязей показателей;
5)
Сравнительный
анализ проводится при сравнении отдельных внутрихозяйственных показателей
отчетности фирмы с показателями дочерних фирм, подразделений, а также при
сопоставлении показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со
среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными, с соответствующими
показателями прошлых периодов;
6)
Факторный
анализ позволяет оценить влияние отдельных факторов на результативный
показатель как прямым методом дробления результативного показателя на составные
части, так и обратным методом, когда отдельные элементы соединяют в общий
результативный показатель.
Все методы
экономического анализа можно разделить на две большие группы – качественные и
количественные. Качественные методы позволяют на основе анализа сделать
качественные выводы о финансовом состоянии предприятия, уровне его ликвидности
и платежеспособности, инвестиционном потенциале, кредитоспособности
организации.
Количественные
методы нацелены на то, что в процессе анализа оценить степень влияния факторов
на результативный показатель, рассчитать уравнения регрессии для их
использования в планировании и прогнозном анализе, найти оптимальное решение по
использованию производственных ресурсов.
Количественные
методы подразделяются на:
– статистические;
– бухгалтерские
(метод двойной записи, балансовый метод);
– экономико-математические.
Способы и
приемы количественного анализа включают такие традиционные методы, как:
– использование
абсолютных, относительных и средних величин;
– сравнение;
– группировка;
– индексный
метод;
– метод
цепных подстановок;
– интегральный
метод
К
статистическим методам экономического анализа относятся:
– статистическое
наблюдение – запись информации по определенным принципам и с определенными
целями;
– расчеты
средних величин;
– ряды
динамики – абсолютный прирост, относительный прирост, темпы роста, темпы
прироста;
– сводка
и группировка экономических показателей по определенным признакам;
– сравнение
показателей;
– расчет
индексов;
– детализация
показателей.
При помощи
бухгалтерских методов, а именно балансового метода можно проводить факторный
анализ некоторых моделей и определять количественное влияние отдельных факторов
на изменение анализируемого показателя. Особенно широко распространено
использование данного метода при анализе правильности размещения и
использования хозяйственных средств и источников их формирования.
Экономико-математические
методы анализа применяются при решении конкретных аналитических задач и
включают:
– методы
элементарной математики;
– классические
методы математического анализа: дифференцирование, интегрирование, вариационное
исчисление;
– методы
математической статистики, прежде всего корреляционно-регрессивный анализ,
который наиболее распространен в практике;
– эконометрические
методы;
– методы
математического программирования: оптимизация, линейное, квадратичное и
нелинейное программирование;
– методы
исследования операций: управление запасами, методы технического износа и замены
оборудования;
При
использовании экономико-математического моделирования отражение
действительности осуществляется с помощью математических моделей – формул:
а) Кратные
модели – модели деления;
б)
Мультипликативные модели – модели умножения;
в) Аддитивная
модель – модель сложения или вычитания;
В
аналитической работе используются также методы моделирования:
– методы
преобразования модели позволяют перейти от модели кратного типа, например, к
аддитивной модели;
– методы
расширения факторной модели используются при анализе рентабельности;
– методы
сокращения факторной модели;
Метод использования
абсолютных, относительных и средних величин применяется при анализе довольно
часто. Анализ тех или иных показателей, экономических явлений, ситуаций, как
правило, начинается с рассмотрения абсолютных величин в натуральных или
стоимостных измерителях. Эти показатели являются основными в финансовом учете.
В анализе они используются для исчисления средних и относительных величин,
которые незаменимы при анализе динамики явлений. С помощью относительных
показателей строят временные ряды, которые характеризуют изменение того или
иного показателя во времени (по отношению к базисному показателю, принятому за
100%). Аналитичность относительных показателей очевидна при изучении структуры
экономического явления (доля в рассматриваемом показателе), при анализе
интенсивности использования производственных ресурсов (например,
производительность труда, фондоотдача, фондовооруженность и т.д.).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|