В состав доходов федерального
бюджета от использования имущества, находящегося в государственной или
муниципальной собственности, входят доходы от управления средствами Резервного
фонда и Фонда будущих поколений.
В материалах, представленных с
законопроектом, доходы, получаемые в виде арендной платы, а также средства от
продажи прав на заключение договоров аренды за земли, находящиеся в федеральной
собственности (за исключением земельных участков федеральных автономных
учреждений), предусмотрены на 2009 год в размере 4,38 млрд. рублей, что меньше
ожидаемого исполнения 2008 года на 0,08 млрд. рублей, или на 1,8%. В 2010 и
2011 годах указанные доходы планируются в размере 3,37 млрд. рублей и 3,26 млрд.
рублей соответственно, то есть в 2011 году по сравнению с ожидаемым исполнением
2008 года доходы сократятся на 1,20 млрд. рублей, или на 27,0%.
Резервом увеличения
прогнозируемых на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов доходов,
получаемых в виде арендной платы, а также средств от продажи прав на заключение
договоров аренды за земли, находящиеся в федеральной собственности (за
исключением земельных участков федеральных автономных учреждений), могут стать
дополнительные доходы, полученные в результате активизации работы по разграничению
государственной собственности на землю и увеличения площадей федеральных
земель, а также переоформления права постоянного (бессрочного) пользования или
неоформленного права пользования земельными участками на право аренды.
Динамика доходов от оказания
платных услуг и компенсации затрат государства, в 2008 - 2011 годах приведена в
таблице №11
|
Показатели
|
2008 год
|
2009 год
|
2010 год
|
2011 год
|
1.
|
Законопроект (2009-2011 гг.), млрд. рублей
|
125,53*
|
133,39
|
141,27
|
133,76
|
1.1
|
к предыдущему году, млрд. рублей
|
7,83
|
7,86
|
7,88
|
-7,51
|
1.2
|
к предыдущему году,%
|
106,7
|
106,3
|
105,9
|
94,7
|
1.3
|
темпы роста к 2008 году
|
100,0
|
106,3
|
112,5
|
106,6
|
2.
|
Закон № 198-ФЗ (с изм) (2008-2010 гг.), млрд. рублей
|
125,14
|
136,45
|
143,24
|
|
2.1
|
к предыдущему году, млрд. рублей
|
-0,27
|
11,31
|
6,79
|
|
2.2
|
к предыдущему году,%
|
99,8
|
109,0
|
105,0
|
|
3.
|
Законопроект к Закону № 198-ФЗ (с изм) - 2008 год
|
|
|
|
|
3.1
|
млрд. рублей
|
0,39
|
8,25
|
16,13
|
8,62
|
3.2
|
%
|
100,3
|
106,6
|
112,9
|
106,9
|
4.
|
Законопроект к Закону № 198-ФЗ (с изм)
|
|
|
|
|
4.1
|
млрд. рублей
|
0,39
|
-3,06
|
-1,97
|
|
4.2
|
%
|
100,3
|
97,8
|
98,6
|
|
Проверки, проводимые Счетной
палатой, свидетельствуют, что при проектировании доходов федерального бюджета
на 2009 - 2011 годы в доходах от уплаты прочих доходов от оказания платных
услуг получателями средств федерального бюджета и компенсации затрат
федерального бюджета не учтены поступления по МИДу России, в связи с чем
указанные доходы в 2009 - 2011 годах могут быть увеличены на сумму порядка 30,0
млн. рублей ежегодно.
Динамика доходов от продажи материальных
и нематериальных активов в 2008 - 2011 годах приведена в таблице №12
|
Показатели
|
2008 год
|
2009 год
|
2010 год
|
2011 год
|
1.
|
Законопроект (2009-2011 гг.), млрд. рублей
|
6,85*
|
24,97
|
7,85
|
8,64
|
1.1
|
к предыдущему году, млрд. рублей
|
-1,96
|
18,12
|
-17,12
|
0,79
|
1.2
|
к предыдущему году,%
|
77,8
|
364,5
|
31,4
|
110,1
|
1.3
|
темпы роста к 2008 году
|
100,0
|
364,5
|
114,6
|
126,1
|
2.
|
Закон № 198-ФЗ (с изм) (2008-2010 гг.), млрд. рублей
|
2,37
|
4,89
|
7,05
|
|
2.1
|
к предыдущему году, млрд. рублей
|
-4,61
|
2,52
|
2,16
|
|
2.2
|
к предыдущему году,%
|
34,0
|
206,3
|
144,2
|
|
3.
|
Законопроект к Закону № 198-ФЗ (с изм) - 2008 год
|
|
|
|
|
3.1
|
млрд. рублей
|
4,48
|
22,60
|
5,48
|
6,27
|
3.2
|
%
|
289,0
|
1053,6
|
331,2
|
364,6
|
4.
|
Законопроект к Закону № 198-ФЗ (с изм)
|
|
|
|
|
4.1
|
млрд. рублей
|
4,48
|
20,08
|
0,80
|
|
4.2
|
%
|
289,0
|
510,6
|
111,3
|
|
В материалах, представленных с
законопроектом, доходы от продажи земельных участков, находящихся в федеральной
собственности (за исключением земельных участков федеральных автономных
учреждений), предусмотрены на 2009 год в размере 1,5 млрд. рублей, что больше
ожидаемого исполнения 2008 года на 1,0 млрд. рублей, или в 3 раза. В 2010 и
2011 годах указанные доходы не планируются.
По мнению Счетной палаты,
потенциальным резервом увеличения доходов от продажи земельных участков,
находящихся в федеральной собственности (за исключением земельных участков
федеральных автономных учреждений), могут стать доходы, полученные в результате
активизации работы по разграничению государственной собственности на землю и,
соответственно, увеличения объема федеральных земель. Кроме того, завершение
мероприятий, предусмотренных ФЦП "Создание автоматизированной системы
ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов
недвижимости (2002 - 2008 годы)", также позволит повысить эффективность
продаж земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Доходы федерального бюджета на
2009 - 2011 годы рассчитаны с применением уровня собираемости, не
предусмотренного ни Налоговым кодексом Российской Федерации, ни бюджетным
законодательством Российской Федерации. Расчеты принятых показателей
собираемости доходов в материалах, представленных с законопроектом, не
приводятся, в то время как имеет место существенное различие в оценке уровня
собираемости налогов в указанных расчетах и материалах Федеральной налоговой
службы, имеющихся в Счетной палате. Так, собираемость налога на прибыль
организаций в расчетах принята на уровне 95,9%, при том, что, по данным
Федеральной налоговой службы, собираемость налога в 2007 году составляла 99,9%,
по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на
территории Российской Федерации, соответственно - 96,9% и 90,4%, акцизам на
табачную продукцию - 99,0% и 100,0%, акцизам на автомобильный бензин - 96,0% и
97,2%.
При использовании в расчетах
заниженного уровня собираемости при прогнозировании бюджетных доходов по
существу закладывается недопоступление доходов федерального бюджета от уплаты
налогов и других платежей.
Анализ отчетов об исполнении
федерального бюджета за ряд лет свидетельствует, что при проектировании доходов
федерального бюджета в их составе не учитываются доходы, впоследствии
поступающие в федеральный бюджет.
Анализ материалов,
представленных с проектом федерального закона "О федеральном бюджете на
2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", свидетельствует, что в
доходах федерального бюджета не учтены доходы от распоряжения и реализации
выморочного имущества, обращенного в доход Российской Федерации и др.
Согласно данным Федеральной
налоговой службы, совокупная задолженность по федеральным налогам и сборам (без
учета единого социального налога и задолженности ликвидированных и признанных
банкротами организаций), администрируемым ФНС России, по состоянию на 1 июля
2008 года составила 828,9 млрд. рублей. Недоимка составляет 149,1 млрд. рублей,
или 18,0% общей суммы задолженности по федеральным налогам и сборам. Сумма
реструктурированной задолженности (включая задолженность по пеням и налоговым
санкциям) составляет 76,4 млрд. рублей, или 9,2% совокупной задолженности по
федеральным налогам и сборам. Сумма отсроченных (рассроченных) платежей, пеней
и налоговых санкций в общей сумме задолженности составляет только 0,3 млрд. рублей.
Совокупная задолженность, приостановленная к взысканию в связи с введением
процедур банкротства, составляет 208,3 млрд. рублей, или 25,1%. Задолженность,
взыскиваемая судебными приставами по постановлениям о возбуждении
исполнительного производства, - 114,3 млрд. рублей, или 13,8%. Приостановленные
к взысканию платежи составляют 107,0 млрд. рублей, или 12,9% совокупной
задолженности по федеральным налогам и сборам.
Согласно данным Федеральной
таможенной службы, задолженность по уплате таможенных платежей, пеней и штрафов
по состоянию на 1 июля 2008 года составляет 75,9 млрд. рублей.
Формирование межбюджетных
отношений в 2009 - 2011 годах будет осуществляться в условиях завершения
разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской
Федерации, в условиях закрепления на долгосрочной основе доходных источников
бюджетов всех уровней и сложившихся механизмов предоставления и распределения
межбюджетных трансфертов.
Законодательно установленные
разграничения расходных обязательств и доходных источников направлены на
улучшение сбалансированности региональных бюджетов и повышение прозрачности и
объективности системы финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.
Бюджетным посланием
предусматривается обеспечить решение задач, связанных с повышением качества
бюджетного процесса и финансового менеджмента в субъектах Российской Федерации,
с консолидацией отдельных узконаправленных видов субсидий в рамках формируемых
долгосрочных целевых программ или приоритетных направлений государственной
политики, а также с совершенствованием действующего механизма распределения
дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|