При формировании проекта
федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов
учитывались принятые законодательные акты Российской Федерации, направленные на
дальнейшее совершенствование принципов организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации
и местного самоуправления, а также на совершенствование разграничений
полномочий между ними и связанное с этим распределение расходных обязательств
между уровнями бюджетной системы Российской Федерации.
На формирование расходных
обязательств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2009
году и на плановый период 2010 и 2011 годов будет оказывать влияние увеличение
заработной платы работникам бюджетной сферы, а также рост минимальной оплаты
труда (с 1 января 2009 года до 4330 рублей по сравнению с действующим уровнем -
2300 рубля) и доведение ее размера в 2010 году до прожиточного минимума
трудоспособного населения.
На формирование объема доходных источников
консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2009 году окажут
влияние принятые следующие изменения налогового законодательства:
по налогу на прибыль организаций
- увеличение расходов в связи с повышением размера взносов по договорам
добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками
медицинских расходов застрахованных работников, с 3% до 6% суммы расходов на
оплату труда, с возмещением организациями своим работникам затрат по уплате
процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого
помещения и применение повышающего коэффициента в размере 1,5 к расходам на
научные исследования и опытно-конструкторские разработки, что уменьшит
поступления налога на сумму 13,03 млрд. рублей;
по налогу на добычу полезных
ископаемых - повышение необлагаемой минимальной цены на нефть, применяемой при
расчете коэффициента Кц, установленного пунктом 3 статьи 342 Налогового кодекса
Российской Федерации, с 9 до 15 долларов США, что уменьшит поступления налога на
сумму 4,7 млрд. рублей;
по акцизам на спирт из всех
видов сырья - повышение ставки акциза с 25,15 рубля до 27,7 рубля за 1 литр
безводного этилового спирта, что увеличит поступления акцизов на сумму 0,16
млрд. рублей;
по налогу на доходы физических
лиц - увеличение предельного размера дохода, при котором налогоплательщики
имеют право на получение стандартного налогового вычета (400 рублей в месяц), с
20000 рублей до 40000 рублей и увеличение стандартного налогового вычета
налогоплательщикам, на содержании которых находятся дети, с 600 рублей до 1000
рублей за каждый месяц при одновременном существенном увеличении предельного
размера дохода при котором действует указанный вычет (с 40000 рублей до 280 000
рублей, или в 7 раз). В результате принятых изменений законодательства потери
консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации по указанному налогу
могут составить в 2009 году более 53,3 млрд. рублей.
Общее снижение налоговых
поступлений по указанным федеральным налогам, по оценке Счетной палаты, составит
в 2009 году более 71,0 млрд. рублей.
Потери в доходах
консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации будут частично
компенсированы за счет изменения с 2009 года нормативов распределения доходов
от сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов на общую сумму
1,22 млрд. рублей.
Кроме того, частью 2 статьи 2
законопроекта устанавливается с 1 января 2010 года иной порядок распределения
доходов от уплаты акцизов на алкогольную продукцию, зачисляемых в бюджеты
субъектов Российской Федерации, - 60% акцизов (вместо 80%) зачисляется в
бюджеты субъектов Российской Федерации по утвержденным федеральным законом
нормативам, а в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого
осуществляется производство алкогольной продукции, - соответственно 40% (вместо
60%). По оценке Правительства Российской Федерации, указанное изменение
бюджетного законодательства (проект федерального закона, предусматривающий
соответствующие изменения в пункт 2 статьи 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации
представлен с материалами к законопроекту) приведет к незначительному
перераспределению доходов от уплаты акцизов на алкогольную продукцию между
субъектами Российской Федерации.
Анализ прогноза
консолидированного бюджета Российской Федерации на 2009 - 2011 годы показал
следующее.
Данные о доходах
консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации с учетом межбюджетных
трансфертов и их удельном весе в ВВП (2005 - 2011 годы) приведены в таблице №13
|
2005
отчет
|
2006
отчет
|
2007
отчет
|
2008
оценка
|
2009
прогноз
|
2010
прогноз
|
2011
прогноз
|
Доходы (млрд. руб)
|
2 999,9
|
3 797,3
|
4 828,5
|
5 882,5
|
6 726,2
|
7 473,4
|
8 311,0
|
Изменение к предыдущему году:
|
|
|
|
|
|
|
|
сумма (млрд. руб)
|
|
797,4
|
1031,2
|
1054,0
|
843,7
|
747,2
|
837,6
|
в%
|
|
26,6
|
27,2
|
21,8
|
14,3
|
11,1
|
11,2
|
В% к ВВП
|
13,87
|
14,13
|
14,64
|
13,35
|
13,07
|
12,64
|
12,29
|
Анализ динамики доходов
консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в прогнозируемом
периоде показывает, что, несмотря на достаточно высокий темп роста поступлений
указанных доходов, их удельный вес в ВВП будет постоянно снижаться и составит в
2011 году 12,29% по сравнению с 13,35% в 2008 году.
По сравнению с 2008 годом
прогнозируемый темп роста объема доходов консолидированных бюджетов субъектов
Российской Федерации составит в 2011 году 141,3%.
Без учета межбюджетных
трансфертов доходы консолидированных бюджет субъектов Российской Федерации в
2009 году составят 5 502,5 млрд. рублей, или 10,69% ВВП, что ниже прогнозного
показателя в 2008 году на 0,31 процентного пункта. В 2010 - 2011 годах указанный
объем доходов прогнозируется в объеме 6 249,3 млрд. рублей (10,57% ВВП) и 7
093,4 млрд. рублей (10,49% ВВП) соответственно.
Показатели удельного веса (доли)
доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации без учета
межбюджетных трансфертов и федерального бюджета в общих доходах
консолидированного бюджета Российской Федерации в 2005 - 2011 годах приведены
на следующей диаграмме.
Динамика использования профицита
и источников финансирования дефицита федерального бюджета в 2009 - 2011 годах
приведена в таблице №14
Основные показатели проекта федерального бюджета
|
2008 год
закон
|
2008 год
оценка
|
2009 год
проект
|
2010 год
проект
|
2011 год
проект
|
млрд. рублей
|
% ВВП
|
млрд. рублей
|
% ВВП
|
млрд. рублей
|
% ВВП
|
млрд. рублей
|
% ВВП
|
млрд. рублей
|
% ВВП
|
Профицит
|
1943,8
|
4,6
|
2484,3
|
5,6
|
1902,5
|
3,7
|
1413,3
|
2,4
|
1521,3
|
2,3
|
Источники финансирования дефицита федерального бюджета
|
170,3
|
0,4
|
-
|
-
|
258,9
|
0,5
|
451,3
|
0,8
|
614,6
|
0,9
|
Изменение остатков средств федерального бюджета
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-2161,4
|
-4,2
|
-1864,6
|
-3,2
|
-2135,9
|
-3,2
|
Источники финансирования дефицита федерального бюджета с учетом
изменения остатков средств федерального бюджета
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-1902,5
|
-3,7
|
-1413,3
|
-2,4
|
-1521,3
|
-2,3
|
Анализ динамики показывает, что
профицит федерального бюджета включает в себя сальдовые величины по увеличению
(привлечению) и уменьшению (погашению) источников финансирования дефицита
федерального бюджета, которые в 2009 - 2011 годах увеличиваются как в
абсолютных размерах, так и в процентах к ВВП, а также изменение остатков средств
федерального бюджета на счетах по учету средств федерального бюджета, которые снижаются
относительно ВВП с 4,2% до 3,2% и направляются в Резервный фонд и Фонд
национального благосостояния.
Сбалансированность федерального
бюджета обеспечивается с учетом концепции ненефтегазового баланса федерального
бюджета. Предусматривается, что возникающий в результате такой конструкции
федерального бюджета ненефтегазовый дефицит федерального бюджета будет
покрываться за счет увеличения источников финансирования дефицита федерального
бюджета (сальдо) в 3,6 раза в 2011 году по сравнению с 2008 годом.
Расчет Счетной палаты объемов
финансирования ненефтегазового дефицита приведен в следующей таблице №15 (млрд.
руб)
|
|
2008 г.
|
2009 г.
|
2010 г.
|
2011 г.
|
закон
|
оценка
|
проект
|
проект
|
проект
|
1
|
Доходы без учета нефтегазовых доходов
|
4716,6
|
4952,6
|
6234,60
|
7207,40
|
8201,5
|
2
|
Расходы
|
7021,9
|
7412,9
|
9 024,6
|
10 320,3
|
11 317,7
|
3
|
Ненефтегазовый дефицит (расчет без учета доходов от управления
Резервным фондом и ФНБ)
|
-2305,3
|
-2460,3
|
-2790,0
|
-3112,9
|
-3116,2
|
4
|
% ВВП
|
5,5
|
5,6
|
5,4
|
5,3
|
4,6
|
|
Финансирование ненефтегазового дефицита
|
5
|
Нефтегазовый трансферт
|
2135,0
|
2135,0
|
2531,1
|
2661,6
|
2501,6
|
6
|
% ВВП
|
5,1*)
|
4,8
|
4,9
|
4,5
|
3,7
|
7
|
Источники финансирования дефицита федерального бюджета
|
170,3
|
170,3
|
258,9
|
451,3
|
614,6
|
8
|
% ВВП
|
0,4
|
0,4
|
0,5
|
0,8
|
0,9
|
9
|
Сумма нефтегазового трансферта и источников финансирования
дефицита федерального бюджета
|
2305,3
|
2305,3
|
2790,0
|
3112,9
|
3116,2
|
|
Разница стр 3 - стр.9
|
0,0
|
-155
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|