Формирование и использование местного бюджета
План
Введенеие
1. Теоретические основы формирования и исполнения средств местного
бюджета
1.1 Структура дохода бюджета
1.2 Расходы бюджета и основные статьи
2. Анализ исполнения бюджета Железинского района
2.1 Исполнение бюджета по поступлением и доходам
2.2 Анализ исполнения расходной части местного бюджета
2.3 Задачи и функций районного управления Казначейства по исполнению
бюджета
2.4 Расчетно-кассовое обслуживание исполнения бюджета
3. Пути совершенствования работы районного управление Казначейства по
исполнению бюджета
3.1 Модернизация работы и совершенствование Казначейской системы в РК
3.2 Высокий уровень возвратов финансовых документов
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Тема данной дипломной работы – формирование и
исполнение местного бюджета на примере Казначейства Железинского района
Комитетом казначейства проводится постоянная
работа в части обеспечения своевременного и качественного исполнения
утвержденных бюджетов, принимаются меры по упрощению процедур обслуживания
исполнения республиканского и местных бюджетов.
Данная дипломная работа раскрывает доходную и
расходную часть бюджета. Уплату и зачисление поступлений на единый казначейский
счет, распределение поступлений местных бюджетов, возврат
из бюджета сумм либо их зачет в счет погашения налоговой задолженности в
соответствии с законодательными актами Республики Казахстан, составление
и утверждение планов финансирования бюджетных программ (подпрограмм) по
обязательствам и платежам. Составление и утверждение сводного плана поступлений
и финансирования, выдача разрешений на принятия государственными учреждениями
обязательств. Разрешение - документ, определяющий объем бюджетных средств, в
пределах которого государственные учреждения принимают обязательства.
Регистрация гражданско-правовых сделок
государственных учреждений, осуществления платежей и переводов, освоение
бюджетных средств.
Введение
Поскольку досоветский Казахстан являл собой
часть Российской империи, то обратимся к истории российского Казначейства.
Казначейство Российской империи, существовавшее
до 1917 года, представляла собой сильную организацию с подготовленным
квалифицированным кадром. Его становление и развитие уходит в глубь веков.
В России осуществлялся учет расходования и
поступление денежных средств сначала княжеской, а затем царской казны.
Впервые слово «казначей» можно встретить в «штатном
расписании» Казенного приказа, учреждения, которое в период от Иоанна ІΙІ
до царствования Петра Великого заведовало царской казной. Там хранилось:
золото, серебро, посуда, бархат, шелк и другие драгоценности.
С момента обретения независимости в декабре 1991
года Правительством Казахстан целенаправленно и последовательно проводилось
реформирования системы управления в стране с целью перехода к рыночной
экономике.
В условиях развития рыночных отношений одной из
главных задач финансово-бюджетной политики является эффективное управление
государственными финансами через казначейский механизм исполнения бюджета,
который позволит достичь оперативного финансирования государственных программ,
эффективного контроля за поступлением, целевым и экономным использованием
государственных средств, А также за соблюдением правил финансового
законодательства.
Международный опыт показывает, что в условиях
перехода к рыночным методам управлением экономикой одной из действенных мер
широкомасштабной реформы всего бюджетного процесса является создание
Казначейства. И в начале 1994 года при Министерстве Финансов Республики
Казахстан было образовано Главное управление Казначейства.
Предстояла огромная работа по реформированию
существовавшей до этого старой финансовой системы: укрепление организационной
структуры, создание необходимой нормативной и юридической базы, новых
механизмов формирования и кассового исполнения бюджета.
При помощи Казначейского механизма исполнения
доходов и расходов Республиканского бюджета предполагалось достижение
эффективного использование бюджетного фонда страны. В обеспечении доходной базы
Республиканского бюджета огромную роль должен был сыграть усовершенствованный
Казначейский контроль за полным и своевременным поступлением платежей в бюджет,
что, конечно, еще не дает желаемого эффекта. Казначейский контроль также не в
полной мере обеспечивает использование выделенных Республиканских средств
строго по назначению, что требует дальнейшего совершенствования форм и методов
его организации.
В узком смысле «Казначейство» является
государственным органом управления, осуществляющим специальные функции по
исполнению Республиканского бюджета и расчетно-кассовому его обслуживанию. В
широком смысле «Казначейство» приобретает статус экономического понятия, необходимого
в условиях рыночных преобразований и выражающего отношение государства к
бюджетным учреждениям в процессе управления государственными финансовыми
ресурсами.
Характеристика объекта исследования: общие
сведения, финансовое положение Казначейства Железинского района, уровень
результативности функционирования субъекта финансовой деятельности. Проводится
их практический анализ, выявляются причины и факторы, препятствующие
оптимальному эффективному состоянию.
Проведенный анализ за три последних года доходы
бюджета Железинского района с каждым годом увеличивались. Процентное
соотношение 2008 года к 2007 году составило 124,5%. И соотношение 2006 к 2008
составило 179,3%. Увеличение дохода показывает улучшение уровня жизни населения
и укрепление материально – технической базы всего района. Увеличение доходов с
каждым годом произошло за счет улучшения налогового законодательства.
Доходная часть бюджета района на 1 января 2009
года исполнена на 101,2%, при плане 1075110 тыс. тенге.
Поведенный анализ за три последние года расходы
бюджета с каждым годом увеличились. Освоение бюджетных средств с каждым годом
более эффективнее.
Расходная часть бюджета за 2008 год при плане
1075110 тыс. тенге исполнена в сумме 1071942,9 тыс. тенге, что составило 99,7%,
в том числе.
Увеличение расходов показывает улучшение
благосостояние всего населения района. Расходы были увеличены в связи с
увеличением заработной платы в 2008 году на 30%.
1. Теоретические основы формирования и
исполнения средств местного бюджета
1.1 Структура дохода бюджета
Учение о государственном бюджете является частью
науки о финансах и представляет собой область знаний о развитии особой сферы
распределенных отношений – бюджетной. Она включает финансовое отношения,
опосредующие формирование и использование централизованного фонда денежных
средств государства.
Возникновение такого фонда предопределено
исторически.
Бюджет зародился на ранних этапах общественного
развития не как финансовая категория, а в виде особой системы общественных
отношений, связанных с мобилизацией определенных доходов в форме материальных
ценностей для создания бюджетного фонда (государственной казны) и
осуществлением государственных расходов. Трансформация бюджета в финансовую
категорию происходила постепенно с развитием государства и товарно-денежных
отношений. Это было естественно, поскольку «в условиях рабовладельчества и
феодализма финансы играли относительно незначительную роль в формировании
денежных доходов государства, так как в указанных формациях господствовали
натуральные отношения». Изначально формирование бюджетного фонда связано с
объективной необходимостью совместного удовлетворения общественных потребностей
посредством государства.
Процесс трансформации бюджета в финансовую
категорию происходила одновременно с развитием общества, государства и
товарно-денежных отношений этих условиях бюджет формируется как фонд денежных
средств.
К сущностным особенностям бюджетных отношений
как части финансовых принято относить их денежный характер, поскольку бюджетные
отношения опосредуют движения части финансовых ресурсов, связанных с
формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, а
также тот факт, что бюджетные отношения носят вторичный, перераспределительный
характер. Они участвуют в перераспределении главным образом чистого дохода
путем изъятия части его в виде налогов и неналоговых платежей для формирования
государственных доходов и финансирования общегосударственных мероприятий.
Однако для понятия специфики бюджетных отношений требуется более глубокая
характеристика их сущностных особенностей:
- бюджетные отношения опосредуют безвозмездное
движение стоимости в виде взимаемых налогов, сборов, неналоговых доходов, а
также бюджетного финансирования, не сопровождающих обязательным, немедленным
возвратом средств, их возмещением;
- объектом бюджетного перераспределения может
выступать (кроме чистого дохода) и часть стоимости необходимого продукта;
- сфера действия бюджетных отношений
ограничивается рамками бюджетного процесса, так как отношения возникают лишь
при формировании, распределении и использовании бюджетных средств;
- участниками бюджетных отношений выступают:
государство в лице органов власти различных уровней и предприятии, организации,
учреждении, населения, то есть все участники общественного производства, - при
уплате платежей или использовании бюджетных ресурсов;
- бюджетные отношения формируют центральное
звено финансовой системы благодаря широкому сектору, дает государство стремится
учитывать потребности расширенного воспроизводства, и через бюджетные расходы,
формируют пропорции перераспределения финансовых ресурсов между подразделениями
общественного производства;
- бюджетные отношения строго регламентируется
бюджетным и налоговым законодательством.
Доходы бюджета – часть централизованных
финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они
выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями,
организациями и гражданами в процессе распределения стоимости общественного
продукта и национального дохода. Формой проявления этих отношений служат
различного вида платежи предприятий, организаций и населения в государственный
бюджет, а их материально – вещественным воплощением – в денежные средства,
мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются
результатом распределения стоимости общественного продукта между различными
участниками воспроизводственного процесса, а с другой выступают объектом
дальнейшего распределения, сконцентрированной в руках государства стоимости,
ибо последние используется для формирования бюджетных фондов территориального,
отраслевого и целевого назначения.
Состав бюджетных доходов, формы мобилизации
денежных средств в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также
от решаемых в обществе экономических задач. В нашей стране, где собственником
преобладающей массы предприятии являлось государство, доходы бюджета в основном
базировались на денежных накоплениях этих предприятий. Переход на рыночные
системы хозяйствования потребовал использования экономических методов
руководства общественным производством, а неэффективность применявшихся ранее
форм мобилизации части чистого дохода предприятий в бюджет обусловило коренное
изменение системы доходных поступлений. Она стала строится на базе налоговых
платежей; взаимоотношений предприятий с бюджетом были переведены на правовую
основу, регулируемую законом.
При формировании доходов основного финансового
плана государства (регионов) возникают финансовые взаимоотношения между
участниками процесса. Это дает основание рассматривать доходы как экономическую
категорию – совокупность денежных отношений по поводу изъятия и централизации
части финансовых ресурсов в бюджет. Такие отношении всегда имеют
распределительный характер, стоимостную форму, и их обязательным участником
является государство. Именно государство для образования доходов своего бюджета
вступает в финансовое взаимоотношение с отдельными звеньями хозяйства,
гражданами, взимая на общегосударственные нужды часть созданного или
полученного ими национального дохода.
Формы и образования доходов бюджета изменяются
под воздействием многих объективных и субъективных факторов, среди них
первостепенное влияние оказывает уровень развития производственных сил,
производственных отношений, финансовой науки. Не менее важное воздействие на
доходы имеют сложившиеся конкретная экономическая и социальная ситуация,
экономическая политика в данном периоде, выбранные приоритеты развития
общества, стратегия достижения намеченных задач. Однако в любом случае главное
назначение мобилизованных доходов – создание устойчивой финансовой базы,
позволяющей органам власти всех уровней управления осуществлять свои функции,
удовлетворять общегосударственные потребности. Назначение доходов – покрыть
расходы бюджета. Но при этом необходимо найти такие формы финансовых
взаимоотношении с субъектами хозяйствования, методы изъятия доходов в бюджет,
которые бы стимулировали повышение производительности труда, рациональное
использование всех ресурсов, увеличение поступлений. В этом заключается не
только фискальное назначение доходов, но и их стимулирующая функция,
обеспечивающая расширение материальной основы их роста, укрепление доходной
части бюджета.
Анализ формирования доходов бюджетов различных
стран показывает, что, несмотря на многообразие конкретных видов платежей,
существовали и будут существовать три основных канала денежных поступлений в
бюджет:
Государственное имущество, общегосударственные
ресурсы. За пользование ими могут взиматься плата, вноситься определенные
взносы.
Обязательные платежи физических и юридических
фирм, взимаемые в виде разных налоговых сборов.
Привлеченные ресурсы в форме государственных
займов, доходов от реализации других ценных бумаг, лотереи, части вкладов в
государственные банки.
Все источники поступлений в бюджет можно
сгруппировать по таким важным признакам, как: форма изъятия платежей; субъекты
их уплаты; сфера деятельности, отрасль, ведомство; объект обложения.
Соответственно по форме, методам изъятия и содержанию все доходы бюджета можно
разделить на налоговые и неналоговые. Платежи, имеющие налоговую форму
отличаются более жестокой регламентацией нормативов изъятия денежных средств в
распоряжение государства, чем неналоговые платежи, которые позволяют
государству вальсировать размерами изъятия денежных средств. При переходе к
рынку увеличивается доля налоговых платежей в общем объеме бюджетов. Это
вызвано спецификой рыночных отношений, предполагающей установление единых
правил хозяйствования для всех субъектов и финансированных, взимаемых в бюджет
налогов.
В зависимости от плательщика, доходы можно
разделить на две группы. Первую из них образуют поступления от юридических лиц,
то есть предприятий, организаций, других коммерческих структур, а вторую от
физических лиц. Первая группа платежей (в виде налогов, сборов, неналоговых доходов)
преобладает в доходах бюджета и республики. Одновременно увеличивается доля
платежей в результате расширения объектов налогообложения, а также роста
доходов отдельных групп граждан. Четко выраженной становится тенденция
расширения объектов обложения юридических и физических лиц за счет включения в
налогооблагаемый оборот имущества, земли, природных ресурсов.
Сфера деятельности позволяет разделить доходы
бюджета на платежи, поступающие от субъектов материального производства, а
также от учреждений, организаций, предприятий непроизводственной сферы. Более
детализированной является классификация их по отраслям хозяйства, культуры и
ведомствам (промышленности, транспорта, сельского хозяйства, торговли,
коммунального и жилищного хозяйства). Платежи зависят также от вида
предприятий, формы его управления, организации коммерческой деятельности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|