рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Формы и методы финансового обеспечения предпринимательства

Таким образом, полная и безусловная ответственность за безубыточность предприятий подменялась требованием выполнения централизованных плановых заданий, а накопление финансовых ресурсов увязывалось не с воспроизводственным процессом на предприятии, а нее с тем же народно-хозяйственным планом. Отсюда возникало противоречие между централизованным планированием и развитием предприятий.

Самоокупаемость как метод финансирования означает возмещение текущих затрат за счет полученных доходов. Выручка от реализации продукции, товаров, работ и услуг должна обеспечивать каждому безубыточно работающему предприятию получение доходов, достаточных для покрытия текущих затрат. Централизованное плановое регулирование экономики может искусственно поддерживать самоокупаемость предприятий через выделение бюджетных ассигнований, установление цен, торговых надбавок и наценок, внутриотраслевое перераспределение денежных средств.

Самоокупаемость в условиях рыночной экономики обеспечивается предприятиями без какой-либо поддержки со стороны государства. Возмещение расходов за счет получаемых доходов возможно лишь в том случае, когда есть спрос на продукцию, производимую конкретным предприятием, а цены устанавливаются на основе спроса и предложения. В данном случае в отношениях между производителем и потребителем отсутствует посредник в лице государственных структур управления. Интересы потребителя приобретают решающее значение для производителя, который ориентируется только на рынок. Самоокупаемость должны обеспечивать все структурные подразделения, филиалы, производственные единицы.

Если этого не происходит, то превышение затрат над прибылью может компенсироваться из централизованного фонда финансовых ресурсов, создаваемого из общей прибыли коммерческой организации.

В этой связи предприятия рассчитывают точку безубыточности, при которой выручка покрывает произведенные затраты. При этом необходимо разграничивать постоянные и переменные затраты.

Постоянные затраты не находятся в непосредственной зависимости от количества производимой продукции, работ и услуг. Они вызваны необходимостью финансирования расходов на содержание основных фондов, оплату коммунальных услуг, рекламы, расходов на содержание управленческого персонала, арендной платы и др.

Переменные затраты изменяются в зависимости от количества выпускаемой продукции, работ и услуг. Это затраты на приобретение сырья, материалов, на оплату труда производственного персонала, хранение, транспортировку и др. Кроме того, существует деление затрат на прямые и косвенные.

Прямые затраты непосредственно относятся на себестоимость единицы выпускаемой продукции, работ и услуг. В каждом конкретном изделии можно рассчитать сумму прямых затрат. Это прямые затраты материалов, прямые затраты труда (заработная плата производственного персонала), прямые накладные расходы (например, стоимость электроэнергии, используемой конкретным оборудованием, затраты, связанные с обслуживанием оборудования, торгово-сбытовые, транспортные расходы).

Косвенные затраты нельзя напрямую включить в себестоимость конкретного изделия или товара, они относятся к совокупности товаров, работ, услуг и включаются в себестоимость единицы продукции пропорционально выбранному фактору распределения. Это важно при калькулировании себестоимости единицы продукции, работ и услуг. Косвенные затраты не зависят непосредственно от объема выпуска продукции, работ и услуг.

Различают:

- косвенные затраты материалов, например, горюче-смазочные материалы, запасные части;

- косвенные трудовые затраты, например, заработная плата подсобных рабочих, стоимость сверхурочных работ, оплата за простой основного производственного персонала;

- косвенные накладные расходы, например, заработная плата управленческого персонала, аренда, реклама, страхование, транспортные расходы, научные разработки и др.

Прямые затраты материалов, прямые затраты труда и прямые накладные расходы образуют производственную себестоимость единицы изделия. Полная себестоимость включает производственную себестоимость и косвенные затраты (коммерческие расходы).

Выручка от реализации, равная 153 тыс. руб., является точкой самоокупаемости, или абсолютным показателем порога рентабельности. Относительное значение порога рентабельности продукции равно 20:153x100=13%. При нашем значении выручки от реализации предприятие имеет запас финансовой прочности = Выручка от реализации - Порог рентабельности =183 - 153 = 30 тыс.руб. или 30:183x100=16,4%.

Если предприятие устанавливает цену ниже себестоимости, то есть два варианта: либо предприятие несет убытки, либо покрывает разницу между ценой и себестоимостью за счет дотаций или субсидий. Такие дотации или субсидии выделяются, как правило, из государственного бюджета, могут создаваться специальные централизованные фонды поддержки товаропроизводителей. Централизованное плановое регулирование экономики может искусственно поддерживать самоокупаемость предприятий через выделение бюджетных ассигнований, установление цен, торговых надбавок и наценок, внутриотраслевое перераспределение денежных средств. В условиях рыночной экономики возможности поддержки производителей через бюджет ограничены. Поддержка оказывается в основном сельхозпроизводителям, предприятиям, производящим социально значимую продукцию или относящимся к естественным монополиям.

Возмещение расходов за счет получаемых доходов в условиях рыночной экономики возможно лишь в том случае, когда есть спрос на продукцию, производимую конкретным предприятием, а цены устанавливаются на основе соотношения спроса и предложения. Интересы потребителя приобретают решающее значение для производителя, который ориентируется только на рынок. Самоокупаемость должны обеспечивать все структурные подразделения, филиалы, производственные единицы.

Если этого не происходит, то превышение затрат над прибылью может компенсироваться из централизованного фонда финансовых ресурсов, создаваемого из общей прибыли коммерческой организации.

Для контроля соблюдения принципа самоокупаемости составляются сметы издержек производства и обращения, нормируется расходование сырья, топлива, электроэнергии, устанавливаются конкретные задания по росту производительности труда, снижению трудоемкости продукции.

Для выполнения требований по самоокупаемости большое значение имеет регулирование текущих затрат: управление затратами не сводится к простому уменьшению затрат. Оно включает мероприятия в масштабах всей компании, направленные на обеспечение дохода.

Этот принцип обусловливает специфические действия в области управления затратами на уровне каждого подразделения. В основе управления затратами лежат следующие четыре составляющие: планирование затрат, планирование капитальных вложений, фиксация уровня затрат, улучшения стоимостных показателей.

Такой метод управления затратами на японских фирмах обеспечивает высочайшую скорость оборота материальных запасов и денежных средств.

Важнейшую роль играет принцип самоокупаемости в крупных объединениях и компаниях, имеющих филиальную сеть и развивающих субподрядные отношения с исполнителями своих заказов. Самоокупаемость сохраняет относительную автономию отдельных подразделений, разграничение ответственности за выполнение конкретных заданий. В состав окупаемых затрат должны включаться и денежные накопления.

Попытка восстановления этого положения была предпринята в конце 70-х годов, когда провозглашался курс на полный хозрасчет и самофинансирование. В то время под самофинансированием понималось: прекращение финансирования из государственного бюджета основных видов вложений, затрат и расходов; ликвидация планово-убыточных предприятий; гарантированные взносы в бюджет отчислений от доходов исходя из долговременных экономических нормативов; покрытие собственными доходами основных видов затрат в расширенное воспроизводство. Однако самофинансирование, базирующееся на общегосударственной собственности на средства производства, осуществлялось посредством централизованного государственного воздействия и регулирования социалистического расширенного воспроизводства. При таком самофинансировании объем ресурсов, оставляемых в распоряжении предприятий, определялся централизованно устанавливаемыми плановыми заданиями.

Полный хозрасчет и самофинансирование, внедрявшиеся в практику работы социалистических предприятий, не дали ожидаемого эффекта. Это не субъективный результат деятельности отдельных политиков или хозяйственных руководителей, хотя в каждом конкретном случае их влияние на развитие экономики и отдельно взятого предприятия огромно, а объективный фактор отчуждения в отношениях собственности и управления.

Причем и отношения собственности, и отношения управления имеют важнейшее значение для реализации принципа самофинансирования.

Идеологам хозрасчета на стадии его становления было ясно, что главой предприятия, мозгом его является хозяйственный распорядитель со своими помощниками. Он должен быть в полном смысле слова коммерсантом и жить одной жизнью с предприятием. Все внимание, все мысли, всю энергию, всего себя он должен отдать предприятию. Только при таких условиях оно может жить и развиваться, бороться за свое существование с другими предприятиями и выйти победителем в жизненной коммерческой борьбе.

Этот тезис может служить критерием оценки деловых качеств современного менеджера. Содержание самофинансирования в условиях формирования рыночной экономики всецело определяется внутренними финансовыми возможностями предприятия. Самофинансирование - это финансовая стратегия управления фондами денежных средств предприятий в целях накопления капитала, достаточного для финансирования расширенного воспроизводства. Самофинансирование обеспечивается высокой нормой накопления капитала и доходности.


3.3 Стратегия финансового роста

Разработка стратегии развития требует определенных навыков и опыта работы. В финансовой области стратегией для большинства крупных компаний является достижение самофинансирования. Самофинансирование компании отличается тем, что свободных финансовых ресурсов, как правило, она не имеет, но, привлекая различными способами капитал, получает все большую прибыль.

Отличительная черта стратегического финансового менеджмента и критерии его успеха - не соизмерение полученных доходов и затрат, а величина капитала, обслуживающего производимую продукцию, работы и услуги, контролируемые фирмой и обеспечивающие накопления.

Важнейшие элементы стратегического финансового менеджмента - гибкость и адаптивность. Они позволяют быстро реагировать на происходящие перемены, вносить коррективы в стратегию фирмы, избавляться от неэффективных методов финансирования.

Стратегический финансовый менеджмент способствует росту компании. Эффективный рост может быть обеспечен двумя основными способами: внутренним и внешним.

Внешний - означает присоединение новых предприятий к уже действующим, т.е. происходит единовременное финансирование в заранее известное, выбранное предприятие.

Внутренний - обеспечивается за счет расширения действующего производства путем развития собственной материально-технической базы, т.е. осуществляется поэтапное финансирование.

Единовременное финансирование имеет смысл только при условии, что приобретаемый объект не дорог, готов к эксплуатации и может приносить прибыль. К единовременному финансированию готовы те предприятия, которые накопили достаточные финансовые ресурсы и имеют четко выработанные ориентиры. Приобретение новых предприятий может осуществляться в целях укрепления собственного бизнеса, а также выгодного инвестирования свободных денежных средств. Деловые связи предпринимателей позволяют выбрать им самые оптимальные вложения капитала. Побудительным мотивом вложений могут быть высокие амбиции и стремление завоевать большие сферы влияния. Инвестирование наиболее распространено в ценные бумаги, валюту и недвижимость.

Инвестирование капитала возможно и в конкурирующие фирмы, и в предприятия - поставщики, и в приватизируемые объекты, и в различные формы бизнеса.

В каждом конкретном случае финансовый менеджер должен сопоставить объем инвестиций с той выгодой, которую фирма получит от вложений капитала с учетом альтернативных вариантов и факторов риска.

Желание расширить сферы влияния, как правило, велико. Предприниматель заинтересован не в стрижке купонов, а в участии в управлении как можно большей сетью коммерческих организаций и предприятий. Финансовый менеджмент ориентируется на диверсификацию финансовых вложений и финансирование инвестиционных проектов, приносящих прибыль. Взаимопроникновение капитала необходимо для поддержания финансовой устойчивости, платежеспособности и снижения риска банкротства. Диверсификация финансовых вложений относится к области стратегического финансового менеджмента. Ее цель - долгосрочная прибыльность. Она зависит от портфельной стратегии и оптимизации капиталовложений. Чтобы оценить эффективность стратегического управления, нельзя ограничиться исследуемыми в оперативном регулировании показателями. Одинаковый уровень рентабельности, состав и структура реализуемых товаров и продукции не позволяют судить о финансовом состоянии предприятия, так как не дают представления о качестве вложений. В перспективе имеет значение отношение капитала к величине оборота, оборот на одного работающего, доля аккумулируемой прибыли на цели расширенного воспроизводства. Однако во всех случаях имеет значение величина прибыли на вложенный капитал. Конкурентная среда иногда вызывает необходимость прекращения деятельности из-за того, что доходы на вложенный капитал низкие и не покрывают произведенных затрат. Свертывание производства наиболее предпочтительно по этапам с постепенным переключением финансовых ресурсов в новые сферы бизнеса.

Резкое прекращение деятельности в одной сфере и подключение к новым сферам также имеют свои преимущества. До минимума сводится период снижения рентабельности, финансовые ресурсы переключаются на эффективные мероприятия.

Прекращение деятельности возможно при частичной или полной переориентации производства на основе реконструкции и технического перевооружения. Такое прекращение требует дополнительного финансирования. При частичной или полной распродаже имущества предприятия часть финансовых ресурсов направляется на погашение долгов и удовлетворение претензий кредиторов.

Постепенное переключение капитала происходит при модернизации и переоснащении производства на выпуск новой продукции. При этом в оборот вовлекаются дополнительные финансовые ресурсы, накопленные для целей расширенного воспроизводства. Постепенное переключение капитала имеет место в условиях диверсификации.

Финансовый менеджер должен знать, что:

- текущий финансовый менеджмент уделяет много внимания стимулированию коммерческой инициативы, росту производительности труда, рационализации издержек производства и обращения. Стратегический финансовый менеджмент абстрагируется от стимулирования, затраты рассматривает только в связи с фактором окупаемости, а капиталовложения - с позиций будущей прибыли;

- текущий финансовый менеджмент ориентируется на внутренние источники финансирования, обеспечивающие самоокупаемость. Для него решающую роль играет эффективность использования имеющихся в распоряжении компании денежных средств в конкретный отрезок времени;

- стратегический финансовый менеджмент осуществляет поиск путей накопления капитала и перераспределения финансовых ресурсов в наиболее перспективные сферы бизнеса или в расширение масштабов деятельности.

Предприятие или организация - это самоокупающаяся или самофинансирующаяся система. Она не может длительное время быть убыточной и при низкой рентабельности подвергается коренным преобразованиям. Если компания имеет дивизиональную департаментализацию, то каждую структуру рассматривают как предпринимательскую.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.