Государственное финансирование малого бизнеса
Оглавление
Введение
1. Теоретические основы
финансирования малого бизнеса
1.1
Сущность
государственного финансирования малого бизнеса и его дискуссионный характер
1.2
Малый
бизнес в реформируемой экономике: роль и значение
1.3
Развитие
институциональной среды: финансовая поддержка малого бизнеса
1.4
Формы
государственной финансовой поддержки малого бизнеса
1.5
Правовые
основы государственного финансирования малого бизнеса
2.
Анализ
государственного финансирования малого бизнеса в России
2.1
Анализ
состояния государственного финансирования малого бизнеса в РФ на 2003-2005 гг
2.2
Появление
новых форм финансирования малого бизнеса в России
2.3
Экономический
прогноз финансирования малого бизнеса в России на 2008-2010 гг
3. Пути совершенствования
государственного финансирования малого бизнеса
3.1
Основные
направления и формы совершенствования государственного финансирования малого
бизнеса
3.2
Необходимость
создания механизма предоставления государственных кредитных гарантий малому
бизнесу
Заключение
Библиографический список
Введение
В процессе
перехода к рыночной экономике российское общество переживает системные
преобразования. Экономические реформы, осуществляемые в России с начала 90-х
гг., связаны с радикальной реструктуризацией народного хозяйства,
институциональными изменениями и сдвигами в корпоративной структуре экономики.
Развитие предпринимательства и конкуренции, базирующихся на реальной реформе
отношений собственности, представляет собой одно из стратегических направлений
рыночного реформирования экономики.
Реализация
этой линии, дополненной эффективной антимонопольной политикой, в состоянии
сформировать рыночный хозяйственный механизм, в основе которого лежат
конкурентные начала. Экономическое и административное противостояние
монополиям; стимулирование диверсификации производителей; если необходимо и возможно,
разукрупнение больших предприятий и создание на их базе новых; поддержка малого
бизнеса - таковы важнейшие элементы структурной и институциональной политики в
переходный период.
Становление,
развитие и поддержку малого бизнеса, который может и должен стать важным
фактором подъема российской экономики, следует отнести к числу основных
экономических проблем.
Ориентация на
малый бизнес в настоящее время является важнейшим элементом государственной
экономической стратегии.
Малый
бизнес не является однородным объектом. Подобное его свойство определяется
такими объективными характеристиками, как размеры предприятия и стадия его
жизненного цикла.
Важным
фактором дифференциации в российских условиях стала история создания бизнеса,
степень его зависимости от государственного сектора. Как показывает изучение
зарубежного опыта, непременным условием успеха в развитии малого бизнеса
является всесторонняя и стабильная государственная поддержка. Она
осуществляется в различных формах: стимулированием производства наиболее
приоритетных видов продукции, предоставлением налоговых льгот, дотацией
льготного банковского кредитования, созданием информационно-консультативных и
научно-технических центров, развитием системы страхования, организацией материально-технического снабжения.
Задачи государственной финансовой поддержки индивидуальных
предпринимателей:
§
предоставляет
предпринимателям финансовую помощь; на возмездной и безвозмездной основе при
осуществлении программ демонополизации, перепрофилирования производства в целях
развития конкуренции и насыщения товарного рынка в соответствии с действующим
законодательством;
§
выполняет
функции залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам предпринимателей;
§
осуществляет
долевое участие в создании и деятельности; хозяйствующих субъектов,
обеспечивающих развитие инфраструктуры рынка, специализированных
консультационных организаций и информационных систем поддержки малого
предпринимательства и развития конкуренции, систем потребительской экспертизы и
сертификации товаров и услуг;
§ проводит мероприятия, направленные на
привлечение и эффективное использование средств отечественных и иностранных
инвесторов, в том числе конкурсы, аукционы, выставки, лотереи.
В настоящее время в большинстве регионов России созданы фонды поддержки
МП. Учредителями региональных фондов являются государственные, кооперативные и
иные предприятия и объединения, всевозможные организации, физические лица.
За
время осуществления реформ в нашей стране в прессе как общей, так и специальной
постоянно публикуются материалы, посвященные теме развития малого бизнеса,
издаются монографии.
Таким образом, тема курсовой работы является в настоящее время
весьма актуальной. Цель курсовой работы – раскрыть и проанализировать
существующие методы государственной поддержки малого бизнеса.
Задачами
работы являются:
1)
необходимо провести оценку и
исследование развития малого предпринимательства в России;
2)
оценить состояние государственной
поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации;
3)
изучить формы финансово-кредитной
поддержки малого бизнеса;
4)
выявить пути совершенствования
государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации.
Объектом
исследования является российский малый бизнес.
Предмет
исследования – экономические и социальные отношения в обществе.
Теоретической
и методологической основой исследования являются статьи, публикации в прессе,
социологические и экономические исследования, монографии, статистические
данные.
1.
Теоретические
основы финансирования малого бизнеса
1.1
Сущность государственного финансирования малого бизнеса и его дискуссионный
характер
В России
необходимость государственной поддержки малого предпринимательства (далее — МП)
понимается далеко не всеми. В целом ряде теоретических концепций поддержка МП
(впрочем, как и других секторов экономики) рассматривается как вредное явление,
нарушающее естественное развитие экономических процессов и действие механизмов
рыночного саморегулирования.
Государственное
финансирование – это метод безвозвратного
предоставления финансовых ресурсов субъектам хозяйствования за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов. Посредством
государственного финансирования происходит целенаправленное перераспределение финансовых
ресурсов между субъектами хозяйствования/20/.
В
соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого
предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого
предпринимательства отнесены коммерческие организации, в уставном капитале
которых, доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации,
общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не
превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не
являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в
которых средняя численность работников за отчетный период не превышает
следующих предельных уровней: в промышленности, строительстве и на транспорте —
100 человек, в сельском хозяйстве, научно-технической сфере— 60, в оптовой
торговле — 50, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30; в
остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица,
занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического
лица/1/.
Как
показывает опыт стран с развитой рыночной экономикой, а также некоторых
восточноевропейских стран с переходной экономикой, развитие малого
предпринимательства способствует решению ряда важных для поступательного
социально-экономического развития страны задач:
- демонополизация,
формирование рыночной структуры экономики и конкурентной среды;
- насыщение рынка товарами
и услугами;
- занятость и
самозанятость;
- экономический рост и
увеличение налоговых поступлений (при стабильной налоговой системе);
- формирование среднего
класса;
- укрепление деловой этики,
в том числе и налоговой дисциплины.
Именно такие
конечные цели изначально ставились при выработке государственного подхода в
отношении поддержки развития малого бизнеса в России. Задача развития данного
сектора должна оставаться одним из приоритетов экономической политики
государства. Однако ее решение невозможно в отрыве от других направлений
реформирования экономики и без координации усилий федерального центра и
региональных властей.
Достаточно
отметить, что в настоящее время отраслевая структура распределения МП
характеризуется тем, что менее 30% предприятий специализируются на выпуске
промышленной продукции и выполнении строительных работ. Такой важнейший сектор
экономики как наука и научное обслуживание составляет всего лишь 3,5%,
остальные же функционируют в сфере торговли, общественного питания,
посреднических, рекламных, аудиторских и других услуг.
Вопрос соотношения
рассматриваемых методов финансовой поддержки МБ является дискуссионным. Ряд ученых
и представителей предпринимательских кругов постоянно требуют прямого
государственного финансирования, мотивируя эти требования тем, что на стадии
становления малого бизнеса у подавляющего большинства потенциальных участников
отсутствует стартовый капитал, необходимый для учреждения малого предприятия.
Правда, требования прямого государственного участия чаще всего сопровождаются
протестом против любых мер административного вмешательства в дела фирмы.
Другая либеральная, точка зрения заключается в том, что
государство (в лице территориальных, региональных или муниципальных органов
власти) должно ограничить свою роль только созданием благоприятных условий для
развития МБ, «не мешать», а способствовать свободной конкуренции и, конечно же,
одновременно защищать собственность и жизнь предпринимателя.
По нашему
мнению, единообразного ответа на вопрос о преобладании тех или иных косвенных и
прямых методов финансовой поддержки не существует. Прямые методы могут
облегчить процесс становления предприятия, но, в конечном счете, ограничивают
его самостоятельность и гасят мотивы к активной инновационной, сопровождающейся
риском, деятельности. Полный отказ от использования прямой государственной
поддержки оставляет субъектов МБ один на один с конкурентной средой, часто
беспомощным и в ситуациях, связанных с «провалами рынка». Приставляется, что
оптимальное сочетание применения прямых и косвенных финансовых методов
поддержки МБ должно определяться с учетом конкретных условий места и времени.
Согласно результатам опроса, чаще пытаются получить бюджетное
финансирование малые предприятия с неудовлетворительным финансово-экономическим
состоянием. По мере его улучшения доля фирм, претендующих на помощь
государства, падает. Среди малых предприятий с плохим экономическим положением
за бюджетной поддержкой обращалась треть, а среди тех, чье положение
оценивалась как хорошее или удовлетворительное — шестая часть малых
предприятий. Данная статистика свидетельствует о том, что последней надеждой
экономически несостоятельных малых предприятий является поддержка государства.
Но насколько она эффективна? Трудно представить, что предприятия-«аутсайдеры»
действительно обладают перспективными бизнес–проектами или бизнес-идеями.
Поддерживая их «на плаву», государство в большей мере способствует сохранению
сложившегося уровня самозанятости населения, чем созданию заделов для
расширения сферы предпринимательства/13/.
Само понятие «помощь» подразумевает поддержку активных действий
предпринимателя. Очевидно, что в определенных условиях никакая помощь сама по
себе не в силах обеспечить выживаемости бизнеса. Рынок должен определить
неэффективные предприятия. Поэтому важно установить ту границу, до которой
помощь малому предприятию целесообразна и возможна, а за которой вредна. Опыт
зарубежных стран показывает, что создание «тепличных» условий для малого
бизнеса может дать противоположные результаты. В нашей стране имеется
аналогичный опыт, когда поддержка крупных и небольших неэффективных предприятий
не дала ожидаемых результатов.
В настоящее время можно говорить о наличии отдельных элементов
системы государственной поддержки МП в России. К формам государственной
поддержки МП относятся:
- организационно-инфраструктурная;
- налогово-управленческая;
- имущественная;
- финансово-кредитная.
Самой обременительной для государственного бюджета и одновременно
самой привлекательной для бизнеса является финансово-кредитная поддержка,
включающая льготное кредитование, предоставление гарантий под кредиты
коммерческих банков и др. Задача государства состоит не в том, чтобы просто
передать малым предприятиям финансовые, имущественные и иные ресурсы, не в том,
чтобы поддержать их любой ценой, а в том, чтобы на основе правовой и
экономической базы путем использования эффективных форм финансирования помочь
им выживать, создавать возможности роста и саморазвития в условиях рынка/18/.
Государство осуществляет мероприятия по финансовой поддержке
индивидуальных предпринимателей в рамках общей поддержки малого бизнеса.
Основным инструментом реализации государственной финансовой политики в этой
области служат федеральные, региональные (межрегиональные), отраслевые
(межотраслевые) и муниципальные программы развития и поддержки малого предпринимательства.
Финансовое обеспечение реализации мер по развитию малого бизнеса
осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП),
который является заказчиком федеральных программ, и региональные
(муниципальные) фонды, которые выполняют соответствующие функции на
уровне субъектов РФ (муниципальных образований). С участием ФФПМП в субъектах
Российской Федерации было создано 82 государственных региональных фонда и более
170 муниципальных фондов. Эти фонды используют средства ФФПМП, региональных и
местных бюджетов, а также средства, привлекаемые из других источников. ФФПМП
также сотрудничает с государственными и муниципальными фондами поддержки малого
предпринимательства, созданными при участии органов государственной власти
субъектов Российской Федерации/5/.
Финансовые
ресурсы фонда формируются за счет ассигнований из федерального бюджета;
средств, поступающих от приватизации имущества, находящегося в государственной
собственности; средств из внебюджетных источников; возвращенных средств, ранее
предоставленных по договорам возвратного финансирования, а также доходов от
предпринимательской деятельности фонда в соответствии с его уставом.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|