В дальнейшем
первоначальное определение «малого предприятия» было уточнено и дополнено. В
соответствии с Законом РФ от 14.06.1995 №88-ФЗ «О государственной поддержке
малого предпринимательства в Российской Федерации» в настоящее время под
субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации
(юридические лица), в уставном капитале которых доля участия Российской
Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений),
благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному
или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого
предпринимательства, не превышает 25%, и в которых средняя численность
работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: 1) в
промышленности, строительстве и на транспорте - 100 чел.; 2) в сельском
хозяйстве и научно-технической сфере - 60; 3) в оптовой торговле - 50; 4) в
розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30; 5) 6в других отраслях
и при осуществлении других видов деятельности - 50 чел.
Таким
образом, в настоящее время в Российской Федерации для отнесения предприятий к
малым используются два критерия: средняя численность и доля участия в уставном
капитале малых предприятий других организаций.
В мировой
практике для отнесения предприятий к малым используется более 50 критериев.
Наиболее часто применяемыми критериями являются такие, как средняя численность
занятых на предприятии работников; ежегодный оборот предприятия, полученный за год;
величина активов. Следует учесть тот факт, что во всех развитых странах
первоначальным критерием является численность работников.
При
формировании информационных массивов в разрезе экономических субъектов органы
статистики России придерживаются законодательно установленных критериев. В
связи с этим в состав средних и крупных предприятий могут входить предприятия с
численностью занятых до 100 чел., которые по критерию структуры уставного
капитала не относятся к малым предприятиям.
В целях
достижения сопоставимости, анализируемых показателей деятельности хозяйствующих
субъектов целесообразно проводить оценку роли и значения в экономике России не
только малого (согласно критериям Закона № 88-ФЗ), но и среднего бизнеса (с
численностью занятых до 250 человек, как в Европе, или до 500 человек, как в
США).
При таком
подходе вклад малых и средних хозяйствующих субъектов по отношению к
соответствующей суммарной величине для всех хозяйствующих субъектов РФ в 2003
г. оказывается значительным (табл. 3).
Как видно из табл.
3, масштабы российского сектора малого и среднего бизнеса вполне сопоставимы с
его размерами в Европе и США, где на его долю приходится более 90%
хозяйствующих субъектов.
Таким
образом, бытующее представление о принципиальном отставании России от
экономически развитых стран в области малого и среднего предпринимательства не
выдерживает критики, и по ряду показателей развития сектора малого и среднего
предпринимательства, напротив, наша страна обладает свойствами рыночной экономики.
Тем не менее,
как заявил на пресс-конференции в Москве в апреле 2004 г. советник Президента
РФ Андрей Илларионов: «Вопрос о роли малого и среднего бизнеса носит в
значительной степени мифологический характер и отвлекает от решения реальных
проблем в этой сфере». По его мнению, не бывает только малого, только среднего
или только крупного бизнеса. Все существует в определенных пропорциях и должно
естественно развиваться. О роли малого и среднего бизнеса лучше всего
свидетельствуют, считает он, успехи тех стран, которые предоставили свободу для
развития бизнеса как такового. Яркий пример тому — Тайвань и Южная Корея,
имеющие на сегодняшний день самые высокие темпы прироста ВВП надушу населения.
Таблица 3.
Вклад малого и среднего предпринимательства России в 2003 г., в %.
Показатель
|
Согласно критерию
отнесения хозяйствующих субъектов к малому и среднему предпринимательству,
принятому в Европе (численность занятых до 250 чел.)
|
Согласно критерию
отнесения хозяйствующих субъектов к малому и среднему предпринимательству,
принятому в США (численность занятых до 500 чел.)
|
1. Доля малого и
среднего предпринимательства в общем количестве хозяйствующих субъектов по
России
|
93
|
96
|
2. Доля малого и
среднего предпринимательства в общей занятости по России
|
45
|
58
|
3. Доля рынка малого и
среднего предпринимательства
|
39
|
57
|
Вместе с тем
в Концепции законотворческой деятельности Совета Федерации в области малого и
среднего предпринимательства обозначено, что «развитие малого
предпринимательства в Российской Федерации рассматривается как неотъемлемый
элемент современной рыночной системы хозяйствования, соответствующий целям
экономических реформ в России».
Безусловно,
необходимо всесторонне и всеобъемлюще изучать специфику и особенности развития
малого предпринимательства России, что позволит выработать и провести в жизнь
своевременную и эффективную политику в отношении небольших по масштабам
деятельности хозяйствующих субъектов.
При этом
поддержка малого и среднего бизнеса со стороны государства может выражаться в
различных формах:
§
создание
льготного налогового режима, способствующего расширению действующих и
возникновению новых предприятий;
§
создание
благоприятных возможностей для получения кредитов и инвестиций через прямые и
гарантированные займы;
§
обеспечение
малых предприятий госзаказами (если возникает в этом необходимость);
§
предоставление
особых льгот предприятиям, создаваемым в отстающих областях со слабо развитой
промышленностью;
§
обеспечение
возможностей пользования информационными сетями и доступа к базе данных;
§
защита
предпринимателей от преступных посягательств;
§
создание
эффективной системы защиты правовой и интеллектуальной собственности не только
на средства производства, но и на изобретения, на продукцию, идеи, концепции,
методы деловой активности;
§
развитие
специализированных услуг консультирования, ориентированных на организаторов
мелких инновационных предприятий, по вопросам налогообложения, страхования,
планирования, маркетинга, ведения отчетности и т.д.
Отсутствие
прогресса в реформировании экономики и реализации стратегий развития
государства может на фоне возникновения новых вызовов и угроз помешать
достижению высоких темпов роста экономики и повышения благосостояния, что в
условиях ухудшения внешней конъюнктуры неизбежно приведет к замедлению темпов
экономического роста государства.
По нашему
мнению, в целях нормального функционирования и развития субъектов малого и
среднего бизнеса, а следовательно, и экономики в целом необходимо обеспечение
экономических, правовых, организационных, психологических и других условий.
Оказывая поддержку мелким предпринимателям, следует в то же время оказывать
воздействие со стороны общества и его институтов на эту социальную группу в
целях улучшения ее качественных характеристик, оптимизации ее состава и процесса
функционирования.
1.3
Развитие институциональной среды: финансовая поддержка малого бизнеса
Роль
государства в процессе создания конкурентной среды в значительной степени
должна сводиться к формированию эффективной институциональной среды для рационального
использования потенциала человеческого фактора и оптимального его использования
в процессе конкуренции между народами1. Наиболее подготовленные в
максимально возможных количествах предприниматели способны, как показывает опыт
Японии, даже в отсутствие других факторов производства завоевывать мировые
рынки и успешно конкурировать с другими, более благополучными в отношении
наличия факторов производства, странами.
В большинстве
развитых стран, таких как США, Япония, Германия, Франция, Великобритания,
основную долю - 99,3 - 99,7% по количеству предприятий составляют малые и
средние предприятия, т. е. предприятия с численностью занятых до 500 человек.
На них производится половина объема выпускаемой продукции. Как правило, они
дают 75 — 80% новых рабочих мест в отличие от крупных производств, где
наблюдаются процессы сокращения занятости.
Например, в
настоящее время в США действует свыше 20 млн. предприятий (без
сельскохозяйственных), из них 99,6% относятся к категориям малых, имеющих
численность менее 500 человек. Их доля в валовом национальном продукте
составляет около 40%, а в численности занятых - более половины.
Япония по
своему экономическому уровню стала второй после США страной промышленно
развитого мира во многом благодаря развитию малых и средних предприятий.
Крупные, всемирно известные предприятия составляют здесь лишь вершину
экономического айсберга, а его основная часть, подводная — малые и средние
предприятия. На них приходится свыше 50% реализованной продукции
промышленности, около 60% объема оптовой торговли и более 80% рознично.
В целом
малый бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющей темпы
экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
Развитие
малого бизнеса активизирует структурную перестройку экономики, предоставляет
широкую свободу рыночного выбора и дополнительные рабочие места, обеспечивает
быструю окупаемость затрат, оперативно реагирует на изменение потребительского
спроса. Малый бизнес помогает обеспечить насыщение рынка товарами и услугами, преодолению
отраслевого и территориального монополизма, расширению конкуренции,
внедрению достижений научно-технического прогресса (НТП), повышение экспортного
потенциала, укрепление экономической базы на местах, развитие сел, небольших
городов, возрождение художественных и кустарных промыслов, решение
экологических проблем.
Малый бизнес
способствует выполнению следующих важнейших задач:
1.
Расширение
производства многих потребительских товаров и услуг без существенных
капитальных затрат, обеспечение условий гибкого своевременного реагирования на
изменение рыночного спроса.
2.
Использование
местных источников сырья и отходов крупного производства.
3.
Приближает
производство товаров и услуг к потребителю, способствует сокращению на этой
основе транспортных расходов по доставке товаров на периферию из крупных
промышленных центров, выравниванию в определенной мере условий жизни населения
в различных пунктах проживания.
4.
На
основе использования субконтракции, аутсорсинга и франчайзинга снижает
производственные издержки крупных предприятий.
5.
Включение
в производство материальных и финансовых средств населения, использовавшихся
ранее исключительно для личного потребления.
6.
Более
полное и эффективное использование уникальных способностей, знаний и трудовых навыков
отдельных граждан, для которых условия организации и оплаты труда на крупных
предприятиях не стимулируют полной отдачи.
7.
Создание
благоприятных условий для трудоустройства части рабочей силы, высвобождающейся
из крупных предприятий в связи с повышением эффективности последнего.
8.
Вовлечение
в производство, особенно в сферу услуг, таких резервов рабочей силы, которые не
могут быть использованы в крупном производстве из-за технологических
особенностей и иных особенностей (пенсионеров, учащихся, инвалидов, а также
лиц, желающих трудиться после основного рабочего времени ради получения
дополнительных легальных доходов).
9.
Малый
бизнес – это альтернатива, притом позитивная, теневому бизнесу; способствует
ликвидации его монопольного положения.
Современная
структура рыночной экономики в масштабах России предполагает наличие 10-12 млн.
малых предприятий, работающих на предпринимательских началах.
Значительное
повышение роли малого бизнеса как сектора экономики обусловлено следующими
причинами:
─
дифференциация
спроса и индивидуализация потребительских вкусов. Крупное машинное
производство, удовлетворив спрос на стандартные потребительские товары, создало
предпосылки к формированию индивидуализированного спроса, удовлетворением
которого занимаются индивидуальные и мелкосерийные производства;
─
в
связи со значительным увеличением трансакционных издержек крупных производств
стала экономически выгодной передача части функций на основе аутсорсинга, франчайзинга
и субконтракции малым предприятиям в целях повышения конкурентоспособности
основных производств крупных компаний;
─
возможность
экономического развития депрессивных регионов на основе переработки местных
ресурсов без значительных капиталовложений, разработка которых нерентабельна
или малорентабельна для крупных предприятий.
Динамика
роста экономических показателей в сфере малого предпринимательства приведена на
рис. 1, 2.
Объем
продукции, произведенной малыми предприятиями (млн. руб.)
Рис. 1.
Рис. 2.
Вышеизложенные
факторы, значительно повышающие роль малых предприятий в экономике, при
грамотной экономической политике создают предпосылки для повышения уровня
конкурентоспособности экономической системы в целом.
В настоящее
время состояние малого предпринимательства в российской экономике, на наш
взгляд, можно охарактеризовать как неудовлетворительное. В трансформируемой
экономике России функционирует около 1 млн. малых предприятий, из них более 200
тыс. зарегистрировано в Москве, тогда как, например, в США функционирует около 20
млн. малых и средних предприятий (без учета сельскохозяйственных). Количества
малых предприятий в экономике России недостаточно для создания эффективной
конкурентоспособной экономики. По оценке Министерства экономического развития и
торговли РФ, для значительных изменений в структуре экономики и создания
эффективной конкурентной среды в России должны функционировать не менее 3,5
млн. субъектов малого бизнеса.
Создание
достаточного для оптимального развития количества малых предприятий и создание фиктивной
институциональной конкурентной среды возможно в среднесрочном периоде методом
целевых программ при активной поддержке государства на федеральном и
региональном уровнях.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|