Общая
потребность действующих субъектов малого предпринимательства в финансовых
ресурсах, например, в сфере микрокредитования составляет около 7 млрд. долл.
США. Больше всего предпринимателей планируют получение кредитов в
государственных фондах поддержки малого предпринимательства (порядка трети тех
руководителей малых предприятий, кто собирается привлекать внешнее
финансирование). Далее в рейтинге следует частный сектор (партнерский кредит),
банковский кредит, привлечение кредитов международных организаций и зарубежных
фирм, получение займов в кредитных кооперативах.
При
определении форм и методов доступа предпринимателей к финансовым ресурсам
необходимо обеспечить дифференцированный подход, учитывая при этом разные
категории предпринимателей.
Первая
категория - это начинающие предприниматели. Для того, чтобы предприниматель
этой категории мог открыть свой бизнес государством должна быть выстроена
инфрастуктура по обучению, правовому сопровождению, консалтингу и
информационному обеспечению. С учетом мирового опыта и в реальных условиях
дефицита финансовых ресурсов государство должно создать условия, которые с привлечением
федерального и муниципального имущества могут формировать преимущественно
инновационные бизнесы, которые потом передаются предпринимателям в "лизинг
под ключ" на длительный срок. В этом случае не требуется обеспечения со
стороны предпринимателей:
§ простота процедуры лизинга приводит к понижению стоимости
транзакции;
§ для малых предприятий нет необходимости замораживать капитал
для софинансирования такого же оборудования в полном объеме;
§ лизинговые контракты специально приспособлены, чтобы
соответствовать потребностям МП.
Микрофинансирование должно быть обращено к потребностям владельцев
индивидуальных, семейных бизнесов, постоянно нуждающихся в доступе к финансовым
ресурсам, но не имеющих возможности пользоваться услугами банков и других кредитных
организаций, не заинтересованных в работе с мелкими заемщиками.
Микрофинансирование способствует решению как минимум трех задач:
§ увеличение количества предпринимателей без образования
юридического лица;
§ рост налоговых поступлений;
§ наличие
кредитной истории для дальнейшего развития субъектов МП через банковский
сектор/7/.
Средний
размер микрокредита в России в настоящий момент составляет 2-3 тысячи долларов,
максимальным его размером считается 10 тысяч. Услуга эта появилась на кредитном
рынке недавно - в 2001 году, и сейчас, по его оценкам, на этом рынке работает
порядка тысячи организаций - микрокредитами занимаются как банки, так и
некоммерческие организации и фонды, темпы его роста составляют сотни процентов
в год.
Суммарно микрокредиторы выдают 1 миллиард долларов ежегодно, в то
время как потребность российского малого бизнеса в микрокредитах составляет
около 5-7 миллиардов долларов.
По мнению
экспертов, главное препятствие на пути развития микрофинансирования - это
отсутствие общей, глубоко проработанной концепции и стратегии развития
микрофинансирования в стране. Сейчас стали появляться структуры, которые этим
занялись, но это носит локальный, а не общенациональный характер. Вторая
важнейшая проблема - у нас просто нет хорошо подготовленных
специалистов-менеджеров по микрофинансовым проектам.
Субсидирование
процентной ставки по кредитам, выдаваемым субъектам малого предпринимательства
также создает условия для удешевления кредитных ресурсов, направляемых на
развитие малого предпринимательства, содействие вовлечению средств частных
инвесторов в развитие малых предприятий.
Кредитование
субъектов малого предпринимательства должно осуществляться на льготных условиях
с компенсацией разницы части процентных ставок за счет бюджетных средств через
систему фондов поддержки малого предпринимательства. При этом кредитные
организации, осуществляющие кредитование субъектов малого предпринимательства
на благоприятных условиях,
должны пользоваться льготами в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
Вторая категория предпринимателей (развивающиеся) - это те,
которые уже создали функционирующие бизнесы. Но им нужна помощь для расширения
модернизации. Для этого требуются дополнительные кредитные ресурсы.
Для этой категории необходимо создать систему гарантийных
механизмов с участием государства, региональной и муниципальной властей.
Определенная часть риска должна ложиться и на банки. Это создаст возможность
поддержать развитие предпринимателя, вывести его на уровень, когда он сможет и
без поддержки государства идти за кредитом в банк, как обычный участник рынка.
Существующая в России практика предоставления государственных
гарантий от имени РФ и ее субъектов, подпадающая под действие федерального
гражданского законодательства и бюджетного законодательства федерального уровня
и уровня субъектов РФ, фактически не затрагивает хозяйствующие субъекты малого
бизнеса.
К третьей
категории (устойчиво работающие) можно отнести тех предпринимателей, у которых
есть и стабильный бизнес, и ликвидный залог, и своя кредитная история. Они
могут легко получить кредит в коммерческом банке и под инвестиционную программу
и под оборотные средства. В этом случае государственная поддержка малого
предприятия должна быть направлена на помощь в выходе на внешние рынки и
стимулирование экспорта продукции. При вступлении в ВТО следует ожидать, что на
рынок хлынет продукция малых предприятий Европы, Америки и Китая.
Предприниматели неизбежно столкнутся с тем, что конкурентное преимущество,
которое есть у них сейчас: наличие дешевой рабочей силы исчезнет. Если
государство в этой ситуации не создаст новые механизмы поддержки, есть
опасность массового свертывания мелких производств/12/.
3.2
Необходимость создания механизма предоставления государственных кредитных
гарантий малому бизнесу
Мировой опыт,
результаты опросов предпринимателей и представителей кредитных организаций России,
исследования зарубежных и отечественных специалистов, выполненные, в том числе,
в рамках международных проектов по оказанию России содействия в становлении
рыночных отношений, говорят о необходимости, целесообразности и актуальности
создания в стране института (системы) государственных гарантий по кредитам
субъектов малого предпринимательства, выдаваемых им коммерческими банками.
Большинство коммерческих банков России не рассматривают сейчас и не будут
рассматривать в обозримом будущем малые предприятия в качестве потенциальной группы
клиентов, если государство не возьмет на себя часть рисков финансовых структур,
неизбежно возникающих при кредитовании ими субъектов малого бизнеса.
В большинстве
стран с развитой рыночной экономикой, а также в ряде стран с переходной
экономикой, таких, например, как Чехия, Венгрия, Польша, Эстония, Литва программы
государственных кредитных гарантий являются действенным механизмом государственной
поддержки малого предпринимательства. В сравнении с другими формами государственной
поддержки, направленными на улучшение финансирования малого бизнеса, созданные
в этих странах системы государственных кредитных гарантий имеет целый ряд
преимуществ, а именно:
─
являясь не прямыми, а
косвенными мерами государственной финансовой поддержки, они требуют значительно
меньших бюджетных средств и при грамотном управлении позволяют добиваться
многократного увеличения финансирования субъектов малого предпринимательства из
внебюджетных источников, что особенно важно для России в условиях ее жестких
бюджетных ограничений;
─
опираются
на компетенцию и контроль банковских специалистов, что резко ограничивает потребность
в административно-управленческом персонале при реализации таких программ и
обеспечивает вовлечение в реализацию программ большего числа предпринимателей;
─
государственный
статус гарантии позволяет банкам снижать проценты по выдаваемым ими
предпринимателям кредитам, так как риск банка при этом снижается и
гарантированные государством займы связывают меньше собственного капитала
банка;
─
снижается
ответственность сторон путем разделения риска между заемщиком, банком и
гарантом;
─
гарантийные
продукты, предоставляемые государством, в зависимости от спроса можно
приспосабливать к различным финансовым продуктам, в том числе к финансовой
аренде (лизингу) или к инвестициям собственного капитала/9/.
Действующее в
настоящее время в России нормативно-правовое обеспечение кредитных гарантий как
на федеральном, так и на региональном уровнях предусматривает, что
государственная гарантия может выдаваться только, если обязательство получателя
кредита (принципала) обеспечивается также залогом его ликвидных активов, причем стоимость предлагаемых
в качестве залога активов должна быть равна сумме гарантируемого обязательства
принципала. Государственные гарантии, как федерального уровня, так и субъекта
РФ выдается высшим органом исполнительной власти в лице ее финансового органа.
Финансовый орган подписывает договор о гарантии (поручительстве) с кредитором,
после чего ему принадлежат все права и обязанности гаранта. Гарант в лице
финансового органа выполняет обязанность проведения финансовой проверки
принципала, а также проверки активов, которые предлагается использовать в
качестве залога.
Таким образом, существующая в России в настоящее время система
предоставления гарантий изначально направлена на оказание поддержки тем хозяйствующим
субъектам, которые могут предоставить достаточное залоговое обеспечение и для
большинства субъектов малого предпринимательства является недоступной.
В целях создания в России действенной системы предоставления
государственных гарантий, нацеленной на реальное облегчение доступа субъектов
малого предпринимательства к финансовым ресурсам на федеральном уровне
необходимо предпринять следующий ряд решительных мер:
1. Задачу создания в стране общегосударственной системы гарантий
по кредитам малому бизнесу признать первоочередной задачей политики государства
в вопросе обеспечения доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым
ресурсам, отразив данную позицию в тексте и в системе мер «Федеральной
программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской
Федерации на 2006-2008 годы»;
2. Правительству РФ принять решение о создании специализированной
государственной организации с филиальной сетью в субъектах РФ - Фонда кредитных
гарантий РФ, который будет оказывать адресную помощь в форме государственных
гарантий только действующим субъектам малого предпринимательства с
качественными бизнес-планами развития, но не имеющим необходимого залогового
обеспечения под банковский кредит, и выделить на это необходимые бюджетные
средства.
3. Правительству РФ определиться с выбором организационно-правовой
формы Фонда кредитных гарантий РФ. Оптимальной формой могло бы стать
специальное акционерное общество.
4. Центральному Банку РФ обеспечить:
─
содействие
коммерческим банкам в изменении методов их работы с субъектами малого
предпринимательства и в становлении их квалифицированными партнерами Фонда
кредитных гарантий РФ;
─
создание системы
переучета среднесрочных кредитов, обеспеченных государственных гарантий.
5. Правительству РФ провести консультации с организациями-донорами
и международными финансовыми институтами на предмет получения от них
необходимых знаний и опыта;
6. Правительству РФ необходимо добиться внесения изменений и
дополнений в существующее законодательство, регулирующее предоставление
кредитных государственных гарантий и в первую очередь:
─
разработать и внести в
Государственную Думу РФ проект федерального закона «О внесении изменений и
дополнений в Бюджетный кодекс РФ», предусмотрев в нем;
─
разработать и внести в
Государственную Думу РФ проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений
в Гражданский кодекс РФ», предусмотрев в нем;
7. Правительству РФ в условиях жестких бюджетных ограничений
организовать построение системы государственных гарантий поэтапно, предусмотрев
в качестве первого этапа создание в рамках Федеральной программы
государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на
2006-2008 годы создание филиалов Фонда кредитных гарантий РФ в ряде пилотных
регионов, отобрав их на конкурсной основе, одним из главных критериев отбора
которых могут быть реальные шаги субъектов РФ по созданию ими своих
региональных фондов кредитных гарантий/13/.
Заключение
Малый бизнес
фактически является основой стабильности общества, и его поддержка нуждается в
принятии действенных мер. Государство отдает отчет в том, что малому бизнесу
необходимы условия для создания устойчивой экономики, что также необходимо и
для безопасной и стабильной работы крупного бизнеса.
Хотелось бы
надеяться, что в ближайшее время и наша страна, учитывая обширный зарубежный
опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса к сегодняшним
экономическим условиям хозяйствования в России. Тем более, что имеющий глубокие
корни в экономической истории нашей страны малый и средний бизнес не
используется в полной мере как в увеличении объемов производства, так и в
повышении его эффективности и сбалансированности. Малое предпринимательство
ведет к оздоровлению экономики в целом. Следовательно, лучшим выходом из
создавшейся в России кризисной ситуации была бы государственная политика
правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого
предпринимательства в нашей стране.
Государственная поддержка
малого предпринимательства не означает, что государство создает "тепличные
условия" этому сектору экономики или участнику рынка. Целенаправленная
государственная политика, стимулирующая финансовые структуры вкладывать
средства в малый бизнес, может способствовать интенсивному росту и развитию
малого предпринимательства. Развитие государственных и муниципальных механизмов
финансовой поддержки малого бизнеса должно идти по пути обеспечения доступа
малого предпринимательства к источникам финансирования.
Необходимость
государственной финансовой поддержки индивидуальных предпринимателей
обусловлена отсутствием у них возможности на равных конкурировать с другими
субъектами хозяйствования (например, коммерческими организациями) по таким
параметрам, как доступ к ресурсам на финансовых рынках и государственным
инвестициям, приобретение новых технологий и нового технологического
оборудования, исследование конъюнктуры рынков, обучение и т.д. Для минимизации
действия этих факторов на развитие индивидуального предпринимательства и
стимулирования его развития государство проводит целенаправленную политику
государственной финансовой поддержки этой группы субъектов хозяйствования.
Основными формами финансовой поддержки являются: субвенции и субсидии
физическим и юридическим лицам; бюджетные кредиты, займы, ссуды;
государственные и муниципальные гарантии. Однако на сегодняшний день приоритетным
направлением финансовой поддержки предпринимателей является предоставление
поручительств или гарантий по кредитам, получаемым индивидуальными
предпринимателями в коммерческих банках. Кроме того, субъектам индивидуального
предпринимательства осуществляется государственная поддержка через ФФПМП путем
предоставления льготных кредитов (займов), в том числе через систему лизинга,
компенсацию процентной ставки по предоставляемым кредитам, микрофинансирование.
В государственных программах по поддержке малого бизнеса
отсутствуют механизмы денежно-кредитной налоговой, политики,
материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые
обеспечивали бы создание равных стартовых условий в развитии
предпринимательской деятельности. Финансово-кредитная и инвестиционная
поддержка малого предпринимательства должна сочетать оптимизацию налоговых
льгот, развитие системы кредитования и создание благоприятного инвестиционного
климата с участием специализированных фондов и других финансовых институтов.
Правительству необходимо всерьез задуматься над разработкой этих механизмов.
Библиографический список
1.
Бюджетный
Кодекс Российской Федерации.-М.: ООО «ВИТРЭМ», 2002.-160с.
2.
Российская
Федерация. Законы. Бюджетный кодекс Российской Федерации: [ФЗ № 145: принят
Гос. Думой 31.07.98 г.: по состоянию на 01.01.2006 г.]. – Информационная
система «ГАРАНТ».
3.
Федеральный
закон от 14 июня 1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого
предпринимательства в РФ»//Журнал российского права. - 2002.- №2. – С.12.
4.
Федеральный
закон РФ от 19 декабря 2006г.№238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год».//Российская
газета (Федеральный выпуск). – 2006. - № 4255. – С.3.
5.
Андреев
В.П. Правовой статус малых предприятий.//Российская юстиция. – 2002.- №9. –
С.15.
6.
Бюджетная
система Российской Федерации. Учебник//М.В. Романовского и др.; Под ред. М.В.
Романовского, О.В. Врублевской.-2-е изд., испр. и перераб.-М.: Юрайт, 2000.-615
с.
7.
Гурвич
В. Макроэффект от микрокредитов.//Российская Бизнес-газета. – 2006. - № 548. –
С.25.
8.
Добрынина
Е. Государство поддержит средний, мелкий и микробизнес.//Российская газета
(Центральный выпуск). – 2006. - № 4074. – С.15.
9.
Егоршева
Н. Его звали кластер.//Российская газета (Федеральный выпуск). – 2007. - №4337.
– С.30.
10. Зарипова Г.М., Яруллин
Р.Р. Государственное регулирование предпринимательства в аграрном секторе
экономики (на примере Республики Башкортостан).-Уфа, 2007. – 140 с.
11. Ибадова Л.Т.
Государственная финансово-кредитная поддержка малого бизнеса.//Финансы и
кредиты. – 2005. - №16. – С.46-57.
12. Ларичева З.М., Стрелкова
Л.В. Малый бизнес: проблемы и перспективы его развития.//Менеджмент в России. –
2006. - №5. – С. 38-43.
13. Орлов А. Предпринимательство
в России.//Вопросы экономики. – 2000. - №12.- С.12.
14. Рогожкин А. Крупнейшие
банки на рынке кредитования малого и среднего бизнеса в 2006 году.//Российская
газета (Федеральный выпуск). – 2007. - № 4310. – С.3.
15. Савельев В.М. Факторинг –
форма обслуживания малого и среднего бизнеса.//Финансы. – 2004. - №2. – С.48.
16. Трофимова Ж. Средние
стали крайними.//Российская Бизнес –газета. – 2007. - №595. – С.17.
17. Финансы: Учебник для вузов//Под
ред. Л.А. Дробозиной. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 527с.
18. Финансы: Учебник//Под
ред.А.Г. Грязновой, Е.В.Маркиной. – М.: Финансы и статистика. - 2006. – 504с.
19. Финансы: Учебник для
вузов.//Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти.-М.:
Издательство «Перспектива»; Издательством «Юрайт», 2001.-520с.
20. Экономика предприятия:
Учебник для вузов//Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – 3-е
изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 718 с.
21. Ясин Е.Р. Малый бизнес
просит не мешать работать.//Российская газета. – 2000. - №4. – С.2.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|