По разделу «Культура,
кинематография, средства массовой информации» отражаются расходы на
предоставление услуг в этой сфере, содержание учреждений культуры, управление
объектами, предназначенными для культурных целей, организацию, проведение или
поддержку культурных мероприятий, государственную поддержку и субсидирование
производства кинофильмов, радио- и телевизионного вешания, издательского дела,
а также предоставление грантов, субсидий для поддержки отдельных артистов,
писателей, художников, композиторов или организаций, занимающихся культурной
деятельностью.
По данному
разделу осуществляется выделение и финансирование особо значимых для
государства культурных объектов, таких как, например, Российская
государственная библиотека; Государственный Эрмитаж; Государственный русский
музей; Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина;
Политехнический музей; Новгородский государственный объединенный
музей-заповедник; Государственный академический Большой театр России;
Государственный академический Мариинский театр; Государственный фонд
кинофильмов РФ; Государственный Кремлевский Дворец и др.
Расходы на «Здравоохранение
и спорт» предусматривают расходы государства на содержание и обеспечение
деятельности учреждений, осуществляющих руководство и управление в сфере
здравоохранения, текущее содержание учреждений здравоохранения, включая
предоставление ими медицинских услуг, расходы на предоставление услуг отдельным
лицам, централизованные закупки медикаментов и медицинского оборудования,
реализацию мероприятий, связанных с организацией лечения граждан РФ за рубежом,
текущее содержание учреждений, обеспечивающих государственный
санитарно-эпидемиологический надзор, мероприятия в области санитарно-эпидемиологического
надзора, а также расходы бюджетов субъектов РФ по обязательному медицинскому
страхованию неработающего населения.
По данному
разделу отражаются также расходы на содержание и обеспечение деятельности
учреждений, осуществляющих руководство и управление в области спорта,
предоставление услуг по организации занятий спортом и физической культурой,
управление сооружениями, предназначенными для активных занятий спортом или
спортивных мероприятий, участие в российских и международных спортивных мероприятиях,
а также расходы на предоставление субсидий для поддержки команд или отдельных
участников соревнований.
По разделу «Социальная
политика» отражаются расходы на пенсионное обеспечение, связанное с выплатой
пенсий по старости, пенсий военнослужащим, государственным и муниципальным
служащим, судьям, пожизненным содержанием судей, включая надбавку в размере 50%
ежемесячного пожизненного содержания. По данному разделу отражаются также
расходы, связанные с организацией социального обслуживания населения,
функционированием учреждений и организаций социального обслуживания
(дома-интернаты для инвалидов, медико-санитарные экспертные комиссии и др.),
предоставлением мер социальной поддержки в виде пособий в денежной форме и в
форме льгот иждивенцам в случае потери кормильца, а также меры социальной
поддержки, связанные с обеспечением инвалидов техническими средствами
реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий.
В данном
разделе отражаются также расходы, связанные с социальным страхованием
населения, включая все виды пособий и страховых выплат, осуществляемых
Федеральным фондом социального страхования, предоставлением социальной защиты в
виде: пособий в денежной форме лицам, которые способны работать, готовы к
работе, но не могут найти подходящую работу; пособия на ребенка гражданам,
имеющим детей; пособия гражданам при возникновении поствакцинальных осложнений;
компенсации по автострахованию для инвалидов и другие. Здесь учитываются также
расходы на борьбу с беспризорностью, опеку и попечительство.
По разделу «Межбюджетные
трансферты» отражаются расходы на выплату трансфертов, иных форм финансовой
помощи, дотаций, субвенций и субсидий органам государственного управления
различного уровня. По этому разделу отражаются расходы, связанные с
формированием в составе федерального бюджета Федерального фонда финансовой
поддержки субъектов РФ, Фонда компенсаций, Фонда софинансирования социальных
расходов, Фонда регионального развития, а также иных форм поддержки бюджетов
других уровней, включая целевые, носящие текущий характер. Здесь также
отражаются расходы, осуществляемые за счет средств федерального бюджета путем
передачи средств Фонду социального страхования РФ и Пенсионному фонду РФ для
выплаты пособий и денежных выплат, а также Федеральному фонду обязательного
медицинского страхования на реализацию мер социальной поддержки отдельных
категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами и на обязательное
медицинское страхование неработающего населения, включая детей.
Федеральные бюджеты
на 2007 и 2008 гг. составлены уже в соответствии с новыми разделами
функциональной классификации расходов бюджетов (таблица 3).
Анализ
соотношения разделов функциональной классификации имеет большое значение для
определения намерений и предпочтений правительства на очередной финансовый год.
Таблица 3 - Распределение расходов
федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджета
РФ на 2007-2008 гг., %
Наименование
|
2007 г.
|
2008 г.
|
Всего
|
100,0
|
100,0
|
Общегосударственные вопросы
|
16,0
|
15,2
|
Национальная оборона
|
17,3
|
15,6
|
Национальная безопасность и
правоохранительная деятельность
|
13,2
|
12,7
|
Национальная экономика
|
7,7
|
7,9
|
Жилищно-коммунальное хозяйство
|
0,25
|
0,7
|
Охрана окружающей среды
|
0,15
|
0,1
|
Образование
|
5,1
|
4,8
|
Культура, кинематография и средства
массовой информации
|
1,2
|
1,2
|
Здравоохранение и спорт
|
2,7
|
3,4
|
Социальная политика
|
5,6
|
4,9
|
Межбюджетные трансферты
|
30,8
|
33,5
|
Так, из
таблицы 3 видно, что основная часть расходов федерального бюджета направляется
сегодня на финансирование общегосударственных вопросов, национальной обороны и
правоохранительной деятельности. В сумме эти расходы на 2008 г. составили 43,5% расходов федерального бюджета РФ.
Самая большая
статья расходов федерального бюджета — межбюджетные трансферты. В 2008 г. они составили в абсолютном выражении почти 1500 млрд. руб. Во многом это связано с тем, что в
настоящее время большая часть доходов сосредоточена в федеральном бюджете,
которые потом перераспределяются между уровнями бюджетной системы.
Расходы на
оборону — это вторая по величине статья расходов федерального бюджета. В 2008 г. эти расходы составили почти 670 млрд. руб. Конечно, это намного меньше, чем наше государство
тратило на военные нужды в условиях СССР. В ту пору расходы на вооружение
составляли от 25 до 30% ВВП. Однако если сравнивать эту статью с другими —
поддержка отдельных отраслей хозяйства, включая социальные отрасли, то она
существенно превосходит их.
Третье место
занимают расходы на общегосударственные вопросы — около 650 млрд рублей в 2008 г. Значительное количество расходов по этому разделу во многом объясняется тем, что в новой
бюджетной классификации в состав расходов на общегосударственные нужды входят
расходы на обслуживание государственного долга — примерно '/3 от
общих расходов по этому разделу.
Хочется
отметить, что расходы на обслуживание государственного долга на протяжении
последних лет занимали значительное место в структуре расходов федерального
бюджета. Так, расходы на обслуживание государственного долга в 2003 г. составляли 20,1% расходов федерального бюджета РФ. В 2004 г. они составляли 14,6%. В 2007 г. доля расходов федерального бюджета составляла 8,3%. Хотя доля расходов на
обслуживание государственного долга снижается, однако ее доля в расходах федерального
бюджета все еще остается значительной, особенно если сравнить уровень этих
расходов с расходами на образование, здравоохранение, науку.
Правда к 2009 г. Россия, в основном, погасила внешний государственный долг и это имеет положительные
последствия в целом для бюджета. Средства, которые высвободились по данному
разделу можно использовать на другие направления и это особенно важно при
текущем глобальном финансовом кризисе. Однако, внутренние долги и довольно
значительные еще остались.
Если говорить
о динамике внутреннего долга, то за последние годы его величина существенно
выросла. Так, если в 2000 г. он составлял 190,0 млрд руб., в 2001 г. — 372,6 млрд руб., то в 2002 г. он вырос до 561,3 млрд руб. К 2003 г. общий размер государственного внутреннего долга составил уже 604,9 млрд руб. На 1 января 2005 г. внутренний долг РФ составил 792,5 млрд руб. В последующие годы внутренний долг продолжал
расти. В 2006 г. он составил 843,2 млрд руб., в 2007 г. — 937,2 млрд руб. К концу 2008 г. государственный внутренний долг РФ составил 1 143,2 млрд
руб.
Расходы на
обслуживание государственного внутреннего долга также за последние годы растут.
Так, если в 2002 г. они составляли 55,0 млрд. руб., то в 2004 г. – 57,5 млрд. руб., в 2006 г. – 64,4 млрд. руб., а в 2008 г. уже 68,2 млрд. руб.
Стабильными,
но относительно невысокими являются расходы государства по поддержанию
отдельных отраслей народного хозяйства — промышленности, строительства,
сельского хозяйства, транспорта и др. В 2006 г. эти расходы составят всего 340 млрд руб.
Расходы на
образование также невелики. На протяжении последних лет они составляют не более
4—5% расходов федерального бюджета. Расходы на здравоохранение существенно ниже
— не более 2—3%.
Невелика
также доля расходов на фундаментальные исследования — всего 1,5% расходов
федерального бюджета. Это очень маленькая цифра, причем она постоянно падает. Так,
если в 2005 г. расходы государства на фундаментальные исследования составляли
1,03% ВВП, что составляло 3,87% расходов федерального бюджета, то в 2007 г. уже - 0,69% ВВП. В 2008 г. доля расходов на науку в ВВП составила всего 0,2%, что во много
раз ниже критического уровня, оцениваемого в 3% ВВП. Считается, что при уровне
расходов государства на науку в размере менее 3% ВВП, происходит разрушение
научно-технического потенциала. Такие расходы на науку фактически не позволяют
осуществлять глубокие фундаментальные исследования, которые бы смогли в самое
ближайшее время вывести страну на передовые рубежи научно-технического
прогресса.
Правда,
следует отметить, что в 2008 г. существенно возросли расходы по статье
«Социальная политика». Если в 2007 г. расходы по этой статье составляли всего
9% расходов федерального бюджета, то в 2008 г. — 22%. В настоящее время доля расходов на социальную политику составляет около 5%. Достаточно высокая доля
расходов на социальную политику связана с тем, что по этому разделу учитываются
расходы государственных социальных внебюджетных фондов — Пенсионного фонда РФ,
Фонда социального страхования и т.п.
В течение
каждого бюджетного года, особенно в годы текущего глобального кризиса
Правительство производит коррекцию расходов. Например, добавлено расходов на 2008 г. 25,8 миллиарда рублей в дополнение к предыдущим увеличениям расходной части бюджета текущего
года. Тем самым общая сумма расходов, которая обновляется, - 287,8 миллиарда
рублей.
Дополнительное
увеличение расходов, правда, по его словам, произойдет за счет увеличения
перераспределения расходов между 2008-м и 2009 годами: большая часть придется
на перераспределение расходов инвестиционного фонда.
Дополнительные
420 миллионов рублей выделят Владивостоку на подготовку саммита АТЭС в 2012
году. Как считает премьер Владимир Путин, "это хороший повод придать
дополнительный импульс для подъема всего Дальневосточного региона".
Решение о выделении дополнительных средств на проведение саммита АТЭС было
принято на заседании правительственной бюджетной комиссии. "В ходе
бюджетной комиссии мы договорились дополнительно проработать вопросы
финансирования ряда значимых проектов", - пояснил Путин. В общем, после
такого замечания вице-премьер не возражал ни по одному пункту. А расходы только
увеличивались - на ускорение строительства моста через Волгу в Ульяновске (2,9
миллиарда рублей), дороги Махачкала-Ботлих в Дагестане (1 миллиард), на
техническое оснащение Останкино (350 миллионов).
Кроме того,
ФГУП "Почта России" в текущем году будет выделено 1,6 миллиарда
рублей, ФГУП "Атомфлот" - 400 миллионов рублей. Еще в 1 миллиард
обойдется бюджету реконструкция набережной в Ярославле и в 2,18 миллиарда -
ускорение создания библиотеки имени Ельцина.
Чтобы
успокоить россиян, которые каждую дополнительную копейку расходов, объявлявшуюся
Кудриным, принимали с замиранием сердца, ведь это вклад в рост цен, главный
финансист пообещал справиться с инфляцией. Правда, не лично, а посредством
Центрального банка. Но осторожные признания, вроде "правительство должно
иметь низкий фон инфляции, но мы по-прежнему его упускаем", все же не
удержался и сделал. Сейчас он абсолютно уверен, что Центробанк удержит прирост
денежной массы в запланированных параметрах, несмотря на увеличение
непроцентных расходов федерального бюджета.
Премьерский
формат серьезно изменился с приходом Владимира Путина на Краснопресненскую
набережную. Теперь президиум больше напоминает традиционное совещание
президента с правительством. Прежде чем решить вопросы, стоящие в повестке дня,
Путин внимательно послушал министров. Вице-премьер Сергей Иванов пришел не с
пустыми руками, а с проектом, который одобрил на днях наблюдательный совет
"Роснанотехнологий".
- Сколько
стоит? - спросил Путин, явно не отвлекаясь от мысли раздела допдоходов бюджета.
-
Всего-навсего 300 миллионов рублей, - скромно произнес Иванов.
Зато о
преимуществах говорил долго и упорно, ведь проект по производству асферических
оптических линз с уникальным нанопокрытием позволит сократить число линз и
зеркал в конструкции любой оптической техники, начиная от фотоаппаратов, камер,
ксероксов и, конечно, космической аппаратуры и продукции военного назначения.
Таким
образом, Правительство РФ должно и может контролировать и корректировать
расходование средств государственного бюджета, а также вливание и
дополнительных средств по жизненно-важным приоритетным направлениям, таким как:
реальная экономика, наука и на технологии, поддержка малого и среднего бизнеса,
социальные проекты и другие направления.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|