3. Пути
совершенствования процесса расходования бюджетных средств в России
Ключевая
проблема межбюджетных отношений - незавершенность децентрализации бюджетной
системы. Расходы субнациональных бюджетов перегружены обязательствами,
установленными федеральным законодательством («федеральные мандаты»), основная
часть их доходов формируется за счет отчислений от федеральных налогов и финансовой
помощи (в том числе – неформализованной), имеет место резкая несбалансированность
расходных обязательств и возможностей их финансирования. Официальная система
межбюджетных отношений остается чрезмерно централизованной, заведомая невыполнимость
(нерациональность) ее требований позволяет субнациональным властям переложить
основную политическую и финансовую ответственность на федеральный центр. Для
решения этой проблемы необходимо существенно расширить налогово-бюджетные
полномочия региональных и местных властей и повысить ответственность за их
использование при одновременном поддержании конкурентной среды, жёстких
бюджетных ограничений и увеличении доли федерального бюджета в доходах консолидированного
бюджета.
Существует
также проблема нецелевого использования бюджетных средств. Под использованием
средств не по целевому назначению понимается такое их использование, которое не
приводит к результатам, предусмотренным при их выделении, или приводит к этим
результатам, но сопровождается неправомерными действиями или событиями. Такая
неправомерность может быть закреплена в правовых актах, в заключаемых
договорах, в решениях полномочных органов, определяющих целевой характер
выделяемых из федерального бюджета средств.
Конкретные
формы нецелевого использования бюджетных ресурсов и связанных с ними
злоупотреблений могут быть объединены в несколько групп.
Нецелевое
использование бюджетных средств, выделенных на поддержку и развитие отдельных
отраслей экономики: сельское
хозяйство, уголедобыча, туризм.
Нецелевое
использование средств, выделенных на финансирование инвестиционных проектов ("Российский инсулин")
Нецелевое
использование средств, выделенных для финансирования министерств, ведомств,
государственных предприятий: Министерство
образования РФ, Федеральная миграционная служба России, "Русское
видео"
Нецелевое
использование средств, выделенных для финансирования Федеральных
целевых программ
Нецелевое
использование и хищение средств, выделенных на развитие территорий. Особо значительных масштабов достигают злоупотребления и практика
нецелевого использования средств федерального бюджета в регионах вооруженных
конфликтов (Чеченская Республика), а также в ряде субъектов РФ, грубо
нарушающих федеральное законодательство.
Так, в
Калмыкии, по результатам проверки Счетной палаты РФ, обнаружены многочисленные
и масштабные нарушения законодательства, связанные с расходованием средств
федерального бюджета: сбор налогов коммерческими структурами и нецелевое
использование средств, незаконная эмиссия и ряд других нарушений.
Значительные
объемы денежных средств, находящихся на балансе целевых внебюджетных фондов,
широкое предоставление полномочий по их распределению и расходованию,
недостаточный уровень внешнего контроля на фоне общей экономической и правовой
нестабильности способствуют проявлению криминальной активности в поле их
деятельности.
Например,
ситуация в Пенсионном Фонде РФ.
Известны
несколько схем незаконного перераспределения средств Пенсионного фонда в пользу
негосударственных финансовых структур. Наиболее часто используются
вексельная-дисконтная, "прокрутка" пенсионных средств через
коммерческие банки и товарная схема выплаты пенсий.
Выявлено
немало случаев нецелевого использования денежных средств управляющими
региональных отделений Пенсионного фонда: на расширение штатной численности и
заработную плату, выплату премий, выдачу беспроцентных ссуд работникам фонда,
строительство дорогостоящих зданий фонда, вхождение в уставной капитал
коммерческих банков, где размещаются расчетные счета, через которые
"прокручиваются" деньги, определенная часть которых присваивается, о
чем свидетельствуют материалы уголовных дел.
В целях
предотвращения злоупотреблений и неэффективного расходования средств
специалистами предлагается изменить структуру контроля и управления Пенсионным
фондом. Один из возможных вариантов - передача функции сбора пенсионных взносов
Министерству по налогам и сборам. Результатом этой меры может явиться
сокращение в 3,5-4 раза расходов на сбор пенсионных средств и уменьшение в несколько
раз время прохождения пенсионных денег. Эксперты бюджетного комитета Госдумы
считают, что при передаче этих функций налоговым органам сбор средств в
пенсионный фонд возрастет как минимум на 10%. Кроме того, деятельность МНС
гораздо прозрачнее, чем Пенсионный фонд.
Нецелевое
использование и хищение средств Фонда Социального Страхования России.
Используются аналогичные схемы, различающиеся конкретными деталями.
Нецелевое
использование средств внебюджетных фондов на региональном и местном уровнях достаточно
распространено.
В настоящее
время законодательством не предусмотрена уголовная ответственность за
незаконное или неэффективное использование государственных средств. Отсутствие
уголовной ответственности за нарушения при использовании бюджетных средств
способствует повторяемости и распространению этих нарушений. УК РФ
устанавливает ответственность лишь за незаконное получение и нецелевое
расходование государственного целевого кредита, в остальных случаях наказание
ограничивается административными и штрафными санкциями. В этой связи
целесообразно введение уголовной ответственности за нецелевое расходование
бюджетных средств, особенно в крупных размерах.
Важнейшее
значение в выявлении нарушений и злоупотреблений при использовании средств
бюджета имеет деятельность контрольно-ревизионной комиссии Министерства
финансово РФ. Предмет его - использование федеральных средств, поступающих в
виде дотаций, субвенций, ссуд, трансфертов, а также средств, отпущенных на
федеральные государственные программы, государственные федеральные предприятия
и организации, предприятия любых формы собственности по обращениям
правоохранительных органов. Экономические преступления, которые выявляет КРУ,
отличаются повышенной сложностью и требуют высокого профессионализма, которым не
всегда обладают сотрудники правоохранительных органов.
Опыт развитых
стран подсказывает, что надо сделать прозрачным, подконтрольным общественности
весь процесс составления плана расходования бюджетных средств и само
расходование. Иными словами, бюджет Федерации, республики, края, области или
района должен быть более подробным и выполняться согласно по каждому
направлению бюджетных средств, вплоть до небольших сумм, чтобы все видели, на
что власти собираются потратить и как в действительности тратят деньги
налогоплательщиков. Для этого бюджет должен быть детализированным, открытым и
понятным. Есть надежда, что контроль за движением средств федерального бюджета
и их использованием действительно усилится с полным переходом России на
казначейскую систему исполнения бюджета.
До сих пор
остаётся нерешённой проблема чрезмерной бюджетной и налоговой нагрузки на
экономику. По мнению экспертов, условием экономического роста является предел
этой нагрузки в 25% ВВП. По официальным данным, она находится на уровне 33% ВВП
и выше. Характерный признак чрезмерной нагрузки – значительная доля теневой
экономики. Единый социальный налог в размере 35%, по международным нормам,
чрезмерен для такой страны, как Россия. Значит, государственная администрация
плохо работает, государственные расходы не стали эффективными и социально
направленными. Нужно освободить экономику из под государственной опеки, с
одновременным подкреплением рыночного механизма сильной государственной
властью. Однако она должна не командовать бизнесом, а освободить рынок от
монополизма, ведомственного произвола, региональной замкнутости, коррупции,
которые препятствуют рыночным отношениям.
Ещё одна
немаловажная проблема – низкая эффективность расходования бюджетных средств.
Для её решения необходимо пересмотреть структуру бюджетных расходов, сокращая
ненужные расходы, повышать долю капитальных вложений в бюджетных расходах,
улучшать сферу образования и здравоохранения, выплачивать достойную заработную
плату работникам социальной сферы, создать механизм, связывающий доступ граждан
к общественным благам с уплатой налогов. Открытые конкурсы по закупкам товаров
и предоставлению услуг для бюджетных организаций оздоровят экономику, сократят
число злоупотреблений.
Определение
приоритетных направлений расходования бюджетных средств — это очень важная и
ответственная деятельность государства. К сожалению, в России до сих пор
сохраняются целый ряд негативных моментов в области расходования бюджетных
средств. Это низкая эффективность использования бюджетных средств; широко распространенная
практика нецелевого расходования средств бюджета; недостаточное количество
средств, выделяемых на решение социальных вопросов; низкая доля государственных
инвестиций в народное хозяйство, что уменьшает возможности быстрой стабилизации
финансового положения в стране.
Основными
задачами в области совершенствования процесса расходования бюджетных средств в
России являются:
1)обеспечение приоритетного финансирования социальных расходов;
2)расширение государственного финансирования инвестиций в
приоритетных областях экономики;
3)сокращение расходов по отдельным целевым статьям расходов и
целевым программам;
4)уменьшение дотаций по покрытие убытков отдельных отраслей;
5)концентрация расходов бюджета на наиболее эффективных затратах;
6)сокращение расходов на содержание государственного аппарата и
обслуживание государственного долга;
7) повышение
эффективности использования бюджетных средств на национальную оборону на основе
постепенного проведения военной реформы;
8) усиление
контроля за использованием бюджетных средств.
Правительству
РФ следует постоянно пополнять законодательную и нормативно-правовую базу по
вопросу бюджетного финансирования и расходования соответственно требований
времени. Пример тому Федеральный закон №63 от 26.04.07 г. ″О внесении изменений в Бюджетный кодекс
Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в
соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных
законодательных актов Российской Федерации″. В Бюджетный кодекс были
внесены существенные поправки в части исполнения бюджетов по расходам. Закон
№63 применяется в полном объеме с 1 января 2008 г.
Заключение
Из всего
вышеизложенного можно сделать вывод, что бюджет Российской Федерации является
важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов
производства и распределения общественного продукта и национального дохода,
бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования
основного централизованного фонда денежных средств государства.
Бюджет
является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения
функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в
бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.
Государственные расходы представляют собой часть
финансовых отношений, связанных с использованием средств государственного
бюджета. Состав расходов бюджетной системы определяется бюджетной
классификацией видов расходов.
В условиях рынка государственные расходы
находятся в определенном соотношении с расходами коммерческих структур,
общественных, религиозных и иных негосударственных организаций. Это соотношение
определяется экономической политикой государства, уровнем благосостояния населения,
размерами государственного сектора в экономике и другими факторами.
Организация государственных расходов основана на
следующих принципах:
1. Принцип целевого использования средств;
2. Безвозвратность государственных расходов;
3. Соблюдение режима экономии.
В
соответствии с Бюджетным Кодексом РФ классификация расходов бюджетной системы
включает:
- классификацию расходов по функциональному
признаку;
- классификацию расходов по экономическому
содержанию;
- классификацию расходов по ведомственному
признаку.
Расходы бюджетной системы по содержанию
представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государственных
функций. Суть целевого использования средств означает, что расходы финансовых
ресурсов из государственного бюджета производятся в соответствии с бюджетной
классификацией в размерах, принятых законом о Бюджете на соответствующий год.
Список использованных
источников
1.
Конституция Российской Федерации [Текст]. – М.: Приор, 2007.
2.
Бюджетный кодекс Российской Федерации [Текст]. – М.: Приор, 1998.-№145 – ФЗ
3. ФЗ «О
бюджетной классификации Российской Федерации» [Текст]. -2000. - №115
4.
Постановление Правительства РФ «О программе развития бюджетного федерализма в
Российской Федерации на период до 2005 г.» [Текст]. – 2001. - №584
5.
Постановление Правительства РФ «О мерах по повышению результативности бюджетных
расходов» [Текст]. – 2004. - №249
6. Основы
бюджетной системы [Текст]: учебник / М.Афанасьев. – М.:ФОРУМ – ИНФРА, 2004.
7. Климович
В.П. Финансы, денежное обращение и кредит [Текст]/ В.П.Климович//Форум-ИНФРА-М.
– 2006.
8. Финансы,
налоги и кредит [Текст]: учебник / А.М. Емельянов. М.: Изд-во РАГС. – 2006.
9. Управление бюджетом:
Курс лекций. - М.: Издательство «Дело и сервис», 2002.
10 Бюджетный процесс в
РФ: Учебное пособие / Л.Г. Баранова, О.В. Врублевская и др. – М.: Издательство
«Перспектива»: ИНФРА - М, 2008.
11. Бюджетная система
Росси: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ - ДАНА,
2006.
12. Финансы. Денежное
обращение. Кредит.: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2007.
13. Анализ экономики.
Страна, рынок, фирма. Под ред. В.Е. Рыбалкина. Учебник. – М. / Международные
отношения, 2008.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|