Государственный бюджет, его структура
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1 Особенности,
функции и задачи государственного бюджета
1.2 Государственный
бюджет как основной финансовый план государства
1.3 Принципы
организации межбюджетных отношений их управление и регулирование
2. АНАЛИЗ
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ЗА 2004-2006 ГОДА
2.1 Анализ доходной
части государственного бюджета
2.2 Анализ расходной
части государственного бюджета
2.3 Анализ фискальной
политики РК
3. ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ
БЮДЖЕТА НА 2007-2009 ГОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В
данной работе исследуется особенности государственного бюджета Республики
Казахстан, его задачи и функции, анализируются его доходная и расходная части.
Актуальность
изучения заданной темы обуславливается тем, что с помощью бюджета государство
осуществляет сочетание централизованных и местных интересов регионов через
распределение налогов, бюджетных дотаций, трансфертов и как экономический
документ бюджет отражает политическую и социальную динамику общества.
Бюджет
– это центральное звено системы финансов, поэтому он отражает все основные
качественные признаки финансов. Поскольку « финансы» - это система императивных
денежных отношений, в процессе которых образуются и используются
государственные централизованные денежные фонды, то и « бюджет» представляет
собой систему денежных отношений, но более узкую. А именно, бюджет – это
система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и
используется бюджетный фонд. Бюджетный фонд является централизованным денежным
фондом, предназначенным для финансирования широкого круга общественных
потребностей (отраслей экономики, социальных нужд, управления, обороны и др.)
Бюджет
необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в
деньгах, необходимых для выполнения экономической, социальной и политической
функций. Бюджет любого государства включает в себя одни и те же категории:
налоги, займы, расходы и т. д., содержание которых не меняется при переходе от
одной общественно – экономической формации к другой. Данное обстоятельство
позволяет определить бюджет как экономическую категорию. Экономической
сущностью бюджета, как и любой другой экономической категории, являются производственные
отношения, выраженные в денежной форме ( бюджетные отношения) и имеющие
соответствующее им материально- вещественное воплощение.
В
статье 4 Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 24 апреля 2004 г. введённого в действие с 1 января 2005 г.. приводится следующее понятие бюджета: «Бюджет –
централизованный денежный фонд государства, предназначенный для финансового
обеспечения реализации его задач и функций». Бюджет представляет собой по форме
– финансовый план, по материальной сущности- централизованный фонд, по
экономической сущности – совокупность экономических отношений, по юридическому
оформлению – закон.
Бюджет
как совокупность экономических отношений имеет объективный характер.
Существование самостоятельной бюджетной сферы стоимостного распределения
объективно предопределено самим общественным производством, развитие которого
нуждается в соответствующих централизованных ресурсах. Это не результат субъективного
желания людей, а объективная необходимость, обусловленная природой и функциями
государства.
При
переходе к рыночной экономике государственный бюджет сохраняет свою важную
роль. Но меняются методы его воздействия на общественное производство и сферу
социальных отношений.
Бюджет
современного государства – сложный, многоплановый инструмент, отражающий
компромисс в соотношениях социально- экономических интересов различных
участников финансовых отношений. Это компромисс между республикой и регионами
по вопросам распределения налогов и по поводу расходов на социальные цели,
между собственниками и работающими по найму по уровню заработной платы и
доходов.
Цель
данной работы заключается в рассмотрении сущности государственного бюджета, его
функций, задач и назначения.
В
соответствии с целью исследования определены его основные задачи:
а)
изучить функции и задачи государственного бюджета;
б)
рассмотреть государственный бюджет как основной финансовый план страны;
в)
рассмотреть организацию межбюджетных отношений в Республике Казахстан;
г)
проанализировать доходную часть государственного бюджета Республики Казахстан
за 2004-2006 года;
д)
проанализировать расходную часть государственного бюджета Республики Казахстан
за 2004-2006года;
е)
рассмотреть прогноз развития бюджета на 2007-2009 годы.
Поставленная
задача была выполнена путем анализа экономической литературы и журналов,
посвященных экономической тематике, данных Национального банка и
Статистического Агентства РК.
Структура
курсовой работы состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и
приложения.
В
первой главе курсовой работы государственный бюджет рассмотрен как основной
финансовый план государства, определена его роль в реализации
бюджетно-налоговой политики. Подробно разбираются функции и задачи
государственного бюджета, а также рассматриваются организация и регулирование
межбюджетных отношений.
Во
второй главе подробно анализируются доходная и расходная части государственного
бюджета Республики Казахстан. Изучаются основные источники доходов
государственного бюджета, рассматриваются приоритетные направления расходов
государственного бюджета Республики Казахстан. Прослеживается динамика доходов
и расходов за период 2004-2006 годов. А также рассматривается и анализируется
фискальная политика в Республике Казахстан в том же периоде.
В
третьей главе рассматривается прогноз исполнения бюджета на 2007-2009 годы
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
БЮДЖЕТА
1.1
Особенности, функции и задачи государственного бюджета
Будучи
экономической формой существования реальных, объективно обусловленных
распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение –
по удовлетворению потребностей общества и его государственно-территориальных
структур, бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической
категории. Эта категория, являясь частью финансов, характеризуется теми же
чертами, которые присущи финансами в целом, но одновременно имеет в отличие от
других сфер и звеньев финансовых отношений свои особенности. К числу
особенностей бюджета относятся:
1.
государственный
бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений,
связанных с обособлением части национального дохода в руках государства и её
использованием в целях удовлетворения потребностей и отдельных государственно-территориальных
формирований;
2.
с
помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, реже –
национального богатства между отраслями экономики, территориями страны, сферами
общественной деятельности;
3.
пропорции
бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев
финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и
задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;
4.
область
распределения занимает центральное место в составе государственных финансов,
что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями.[9,
c. 321 ]
Экономическая
сущность государственного бюджета характеризуется чертами, специфика которых не
выходит за рамки общих с финансами свойств, т.е. способ выражения экономической
сущности через соответствующие функции у финансов в целом и у их звеньев
однотипны. Следовательно, государственный бюджет, как и вся система финансов,
выполняет распределительную и контрольную функции. Вместе с тем, поскольку
бюджет является особенной категорией по отношению к категории «финансы», то ему
присуще выполнение также следующих основных функций:
1.
перераспределение
национального дохода;
2.
финансовое
обеспечение социальной политики;
3.
регулирование
и стимулирование экономики;
4.
контроль
формирования и использования централизованного фонда денежных средств.
В
этих функциях получает непосредственное выражение экономическая сущность
государственного бюджета как инструмента стоимостного распределения валового
внутреннего продукта и национального дохода. Благодаря распределительной
функции происходит централизация денежных средств в масштабе государства и их
использование на удовлетворение общегосударственных потребностей. Контрольная
функция позволяет судить о том, насколько своевременно и полно финансовые
ресурсы поступают в распоряжение государства, как складываются пропорции в
распределении централизованных средств, экономно и эффективно ли они
используются.
Распределительная
и контрольная функции государственного бюджета осуществляются не изолированно,
а в единстве, одновременно, поскольку в них находят отражение все стороны
бюджетных отношений.
Содержание
распределительной функции определяется процессом перераспределения финансовых
ресурсов между отраслями экономики, территориями страны, сферами общественной
деятельности – производственной и непроизводственной, секторами экономики. Ни
одна из стоимостных распределительных категорий не осуществляет такого
многоаспектного перераспределения денежных средств как бюджет, и на столь
разных уровнях управления экономикой. [11, c.
145]
Межотраслевое
перераспределение базируется, с одной стороны, на налогах и платежах, вносимых
в бюджет юридическими и физическими лицами, а с другой – на финансировании за счёт
бюджетных средств различных инвестиционных программ, оборотных средств,
операционных и других расходов. Межтерриториальное перераспределение происходит
путём закрепления налогов и доходов за соответствующими органами
государственной власти, а так же посредством различных форм бюджетного
регулирования. Это позволяет сформировать в каждой административно-
территориальной единице такой бюджетный фонд, который обеспечивает её развитие
в соответствии с планом социально-экономического развития Республики Казахстан.[13,
c. 202]
Перераспределение
денежных средств между производственной и непроизводственной сферами
осуществляется посредством изъятия части финансовых ресурсов у предприятий
материального производства. А затем осуществляется бюджетное финансирование
организаций непроизводственной сферы, причём финансирование играет огромную
роль в формировании конечной структуры использования национального дохода.
Государственный бюджет выступает важным инструментом перераспределения
государственного дохода между секторами экономики. Конечно, в настоящее время
преобладающая часть денежных средств поступает в централизованный фонд из
государственного сектора, однако для финансового обеспечения
общегосударственных потребностей привлекаются также средства частных предпринимателей
и других субъектов негосударственной сферы экономики.
Широкое
использование распределительной функции для перераспределения уже
распределённой стоимости внутреннего продукта приводит к тому, что через
государственный бюджет может многократно перераспределяться одна и та же часть
национального дохода. Изменение взаимоотношений предприятий с бюджетом, когда
потоки денежных средств перетекают в бюджет и обратно, меняет взаимосвязи,
определяет степень воздействия бюджета на экономику не столько количественными
пропорциями, сколько их влиянием на процессы её функционирования и на рост
финансовых ресурсов страны. Поэтому распределительная функция бюджета находит
широкое использование в регулировании стоимостной структуры экономики,
совершенствовании отраслевых и территориальных пропорций, умилении
интеграционных процессов не только внутри государства, но и на
межгосударственном уровне.
Границы
действия распределительной функции определяются тем, что в отношения с бюджетом
вступают все участники общественного производства, все отрасли экономики.
Основным объектом бюджетного распределения выступает прибавочный продукт
(чистый доход), однако это не исключает возможности перераспределения через
бюджет и части необходимого продукта, например, налоговых платежей работников
материального производства, их использования.
К
особенностям распределительной функции бюджета относятся так же многогранность
её влияния на общественное производство и высокая степень действенности в
достижении конкретных результатов. Бюджетное финансирование широко используется
государством для регулирования стоимостных пропорций в экономике, для
обеспечения сбалансированности распределения финансовых ресурсов.
Распределительная функция бюджета позволяет направлять денежные средства на решающие
участки экономического и социального развития; она содействует достижению
высоких темпов роста экономики и повышению его эффективности. Распределительная
функция бюджета достаточно широко используется для регулирования стоимостной
структуры экономики, совершенствования отраслевых и территориальных пропорций,
усиления интеграционных процессов, в том числе на межгосударственном уровне.[16,
c. 89]
Основу
контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, которое отражается
в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.
Несвоевременное или неполное внесение налогов и платежей в бюджет
свидетельствует, например, о замедлении темпов развития отдельных отраслей
экономики. Если предусмотренные бюджетные ассигнования используются в неполном
объёме, то имеет место не совсем благополучная экономическая конъюнктура в
отраслях экономики и сферах деятельности. Сигнализируя о тех или иных
неполадках в экономике, бюджетные показатели одновременно служат основанием для
выработки или принятия конкретных мер, направленных на ликвидацию выявленных
недостатков, устранение нарушений финансовой дисциплины.
Контрольная
функция бюджета отличается чрезвычайно широкими границами действия и носит
всеобъемлющий характер. Она распространяется на все подразделения экономики, на
всех участников общественного производства. Хотя в бюджете концентрируются
далеко не все финансовые ресурсы страны, это не мешает контрольной функции
«посылать сигналы» об общем финансовом состояния экономики.
В
современных условиях постепенно меняется контрольная функция бюджета, поскольку
она получает всё больше возможностей для реализации своих задач на базе
широкого использования информации, автоматизированных систем, финансовых
расчётов, организации вычислительных центров, внедрения и более полного
использования персональных компьютеров.
Функции
государственного бюджета объективны, как объективна и сама эта категория.
Функции бюджета нужно рассматривать с точки зрения его внутренней потенциальной
способности, которые могут проявить себя в определённой сфере общественных
отношений лишь при обязательном участии человека. Поэтому проявление присущих
бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и
контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит своё
воплощения в создаваемом государством бюджетном механизме.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|