ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведённые
в курсовой работе исследования позволили сделать следующие выводы.
Бюджет
– это центральное звено системы финансов, поэтому он отражает все основные
качественные признаки финансов. Бюджет необходим каждому государству для
удовлетворения его объективных потребностей в деньгах, необходимых для
выполнения экономической, социальной и политической функций. Государственный бюджет,
как и вся система финансов, выполняет распределительную и контрольную функции,
но поскольку бюджет является особенной категорией по отношению к категории
«финансы», то ему присуще выполнение также следующих основных функций:
перераспределение национального дохода, финансовое обеспечение социальной
политики, регулирование и стимулирование экономики, контроль формирования и
использования централизованного фонда денежных средств. Распределительная и
контрольная функции государственного бюджета осуществляются не изолированно, а
в единстве, одновременно, поскольку в них находят отражение все стороны
бюджетных отношений. Содержание распределительной функции определяется
процессом перераспределения финансовых ресурсов между отраслями экономики,
территориями страны, сферами общественной деятельности – производственной и
непроизводственной, секторами экономики. Основу контрольной функции составляет
движение бюджетных ресурсов, которое отражается в соответствующих показателях
бюджетных поступлений и расходных назначений.
Стабильный
характер бюджетных связей, плановая форма движения централизованного фонда
денежных средств государства приводит к тому, что бюджетные связи отражаются в
соответствующем финансовом документе – бюджете – основном финансовом документе
страны. В нём предусмотрены те распределительные процессы, которые составляют
экономическое содержание бюджета. Бюджет как финансовый план, с одной стороны,
основывается на финансовых планах развития экономики и сфер деятельности, а с
другой стороны – во многом определяет их. Бюджетное планирование осуществляется
в соответствии с требованиями принципов единства, преемственности,
приоритетности, сбалансированности и обоснованности.
Межбюджетные
отношения – это отношения, которые складываются в бюджетном процессе между
вышестоящими нижестоящими уровнями бюджетов. Система межбюджетных отношений
обеспечивает решение следующих основных задач: гарантированное обеспечение всем
гражданам на всей территории страны минимума услуг, оказываемых государством;
обеспечение финансовой самодостаточности бюджетов всех уровней; упорядочение
финансовых потоков между уровнями бюджетов; обеспечение равномерного уровня
социально-экономического развития территорий. Важнейшими органами управления
финансами нашей страны являются Министерство экономики и бюджетного
планирования и Министерство финансов.
Доходы
бюджета – это часть централизованных финансовых ресурсов страны, необходимых
для выполнения государственных функций, и представляют собой денежные средства,
поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с
законодательством РК в распоряжение органов власти разного уровня.
Доходы
государственного бюджета подразделяются на: налоговые поступления; неналоговые
поступления; доходы от продажи основного капитала; официальные трансферты. В
составе доходов государственного бюджета роль и значение налоговых и
неналоговых поступлений весьма велика, поскольку 80-90 % всех доходов
приходится на долю этих поступлений. За период 2004-2006г.г. налоговые и
неналоговые поступления увеличились на 37,6% и 58%, соответственно. Доходы
государственного бюджета от операций с капиталом за этот же период увеличились
на 186,2%, а так же на 55% увеличились и доходы от поступлений
официальных трансфертов.
Государственными
расходами являются затраты государства на обеспечение своего бесперебойного
функционирования, удовлетворение потребностей членов общества, которые
покрываются из централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Все эти расходы государства в подавляющей части финансируются за счёт средств,
концентрируемых в государственном бюджете.
За
период 2004-2006 г. г затраты государственного бюджета Республики Казахстан
возросли на 52 %. Из них: расходы на государственные услуги общего характера за
данный период возросли лишь на 4 %; в составе расходов на оборону
произошло увеличение на 30 %; расходы на правовую, судебную,
уголовно-исполнительную деятельность увеличились на 8 %; расходы на образование
за данный период возросли на 79,2 %; так же увеличились расходы
государственного бюджета на здравоохранение на 49 %; расходы на социальную
помощь и социальное обеспечение увеличились на 17,3 %; расходы на
культуру, спорт, туризм и информационное пространство возросли на 30,5 %; расходы
на жилищно-коммунальное хозяйство увеличились на 74 %; расходы на
промышленность, недропользование, топливно-энергетический комплекс,
архитектуру, градостроительную и строительную деятельность так ж возросли на
45,2 %; расходы на транспорт и коммуникации повысились на 51 %; увеличение
расходов государственного бюджета на сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство
и охрану окружающей среды, земельные отношения составило 8,6 %; а вот расходы
на обслуживание государственного долга за период 2004-2006 г. г. значительно снижаются, почти на 65 %.
В
результате анализа фискальной политики за период 2004-2006 г. г. в области здравоохранения утверждена Государственная программа реформирования и развития
здравоохранения Республики Казахстан на 2005 - 2010 годы, на реализацию которой
в 2005 - 2007 годах в государственном бюджете предусмотрены дополнительно к
уровню 2004 года средства в сумме порядка 117,7 млрд. тенге.
В
социальной сфере была утверждена и выполнена Программа дальнейшего углубления
социальных реформ в Республике Казахстан на 2005 - 2007 годы, с 1 июля 2005
года была увеличена заработная плата государственным служащим и работникам
бюджетной сферы в среднем на 32 %.
В
сфере образования так же произошли позитивные изменения. Начиная с 1 июля 2005
года, были увеличены размеры стипендий студентам ВУЗов, а также учащимся
организаций среднего профессионального образования более, чем в два раза. Также
были предприняты попытки решения проблем жилищно-коммунальной сферы и развития
предпринимательства.
При
изучении прогноза фискальной политики на 2007-2009г.г. определены её основные
направления: снижение ставок социального налога и налога на добавленную
стоимость; рассмотрение постепенного перераспределения налогового бремени с
доходов юридических лиц на доходы физических лиц; рассмотрение перехода на
всеобщее декларирование доходов физических лиц; дальнейшее совершенствование
законодательства в части налогового администрирования с применением
информационных технологий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Среднесрочная фискальная политика Правительства Республики Казахстан на 2007 –
2009 годы.
2.
Среднесрочная фискальная политика Правительства Республики Казахстан на
2005-2007 годы.
3.
Краткий статистический ежегодник Казахстана – 2006год
4.
Статистический
сборник «Казахстан и его регионы 4`2006»
5. Бакша Н.В., Гамукин В.В.,
Свинцова А.П. Аспекты бюджета: императивный, экономический, финансовый,
налоговый, расходный, социальный. – М.: Издательство ИПО Профиздат, 2001.
6. Вавилов Ю.Я., Егорычева И.Н.,
Седова М.Л. и др. Финансы: учебное пособие. М.: Издательский дом Социальные
отношения, 2003.
7. Головачев Д.Л.
Государственный долг. Теория, российская и мировая практика. М.: ЧеРо, 1998.
8. Государственный бюджет:
Учебник / Под общ. ред. к. э. н., доцента Б.С. Утибаева – Алматы: Экономика,
2006. – 412 с.
9. Мельников В.Д. Основы
финансов: Учебник. – Алматы: ТОО «Издательство LEM»,
2005. – 560 с.
10.
Финансы: Учебник/ К.К. Ильясов. В.Д. Мельников - Алматы 2000 г.
11.
Финансы: Учебное пособие/ под ред. проф. А.М. Ковалевой, 4-е издание, перераб.
и доп. М.: Финансы и статистика, 2000.
12.
Финансы:
Учебник для вузов / Под ред. Проф. Л.А. Доброзиной. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 –
527 с.
13.
Журавлев В.В.,Савруков Н.Т. Государственный бюджет: Конспект лекций. – СПб.:
Политехника, 2000. – 560 с
14
Налоги, налогообложение и налоговое законодательство/Под ред. Е.Н. Евстигнеева.
СПб.: Питер, 2000.
15. Берлин
С.И. Теория финансов: Учебное пособие. – “Издательство Приор”, 1999.
16.
Финансы. Учебное пособие./ А.И. Деева – Экзамен, 2002.
17.
Нурмуханова Г.Ж. Государственный бюджет: Учеб. пособие – Караганда,
2001 –138 с.
18.
Абдугалимова А., Усумбаева А. Некоторые особенности формирования межбюджетных
отношений // Транзитная экономика. – 2002. - № 2
19. Елубаева
Ж. Об отдельных вопросах качества управления бюджетными ресурсами // Финансы
Казахстана. – 2004. - № 6
20.
Кудайбергенова
С.К. О системе финансового выравнивания в межбюджетных отношениях // Банки
Казахстана. – 2007. - № 1
21.
Назарбаев Н.А. Новый Казахстан в новом мире: Послание президента народу
Казахстана // Проспект СК. – 2007. – 2 марта
22. Рамазанов Н. Параметры
бюджета – 2007 // Деловая неделя. – 2006. – 1 сентября
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А.
Доходы
и расходы Государственного бюджета Республики Казахстан
(млн.
тенге)
|
2004
|
2005
|
2006
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Доходы
из них:
|
1286734
|
2098511
|
2148530
|
Налоговые
поступления
из них:
|
1186138
|
1998314
|
1632608
|
Корпоративный
подоходный налог
|
382814
|
834332
|
852241
|
Налог на
добавленную стоимость
|
242955
|
343926
|
364615
|
Акцизы
|
29913
|
33416
|
33765
|
Подоходный
налог
|
98535
|
122999
|
128357
|
Налог на
имущество
|
31579
|
37272
|
39525
|
Земельный
налог
|
5941
|
6903
|
8248
|
Социальный
налог
|
167995
|
197300
|
199867
|
Неналоговые
поступления
|
81500
|
66015
|
34179
|
Поступления от
операций с капиталом
|
19096
|
34182
|
54649
|
Официальные
трансферты
|
9310
|
36925
|
42709
|
Затраты
|
1323821
|
1946128
|
2021504
|
Государственные
услуги общего характера
|
83587
|
103785
|
80322
|
Оборона
|
58011
|
78664
|
73137
|
Общественный
порядок и безопасность, правовая судебная, уголовно-исполнительная
деятельность
|
118564
|
152904
|
127693
|
Образование
|
190748
|
256935
|
919237
|
Здравоохранение
|
131184
|
185456
|
195956
|
Социальная
помощь и социальное обеспеч.
|
272333
|
345356
|
319647
|
Культура,
спорт и информационное пространство
|
43948
|
57076
|
57359
|
Жилищно-коммунальное
хозяйство
|
69058
|
118326
|
120262
|
Сельское,
водное и лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые территории, охрана
окружающей среды и животного мира, земельные отношения
|
72033
|
64560
|
78261
|
Промышленность,
архитектурная, градостроительная и строительная деятельность,
топливно-энергетический комплекс и недропользование
|
27672
|
30054
|
40187
|
Транспорт и
коммуникации
|
104587
|
119476
|
158703
|
Прочие
|
71933
|
33933
|
68804
|
Дефицит
(профицит) бюджета
|
-18697
|
46663
|
57026
|
|
|
|
|
|
|
|
Краткий
статистический ежегодник Казахстана – 2006год, Статистический сборник
«Казахстан и его регионы 4`2006»
Приложение Б
Доходы
и затраты республиканского и местных бюджетов РК
(млн.
тенге)
|
Республиканский
бюджет
|
Местные
бюджеты
|
|
2004г.
|
2005г.
|
2006г.
|
2004г.
|
2005г.
|
2006г.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
Доходы
В том числе:
|
895186
|
1723892
|
1378841
|
391727
|
749661
|
769689
|
Налоговые
поступления
|
816458
|
1561912
|
1248151
|
369679
|
436402
|
384457
|
Неналоговые
поступления
|
72549
|
56782
|
29801
|
9130
|
9712
|
4378
|
Поступления от
операций с капиталом
|
6179
|
8750
|
4000
|
12918
|
25432
|
50649
|
Официальные
трансферты
|
66673
|
96448
|
96889
|
209061
|
278115
|
330205
|
Затраты
из них:
|
948889
|
1537659
|
1306514
|
614953
|
783484
|
714990
|
Государственные
услуги общего характера
|
61641
|
82785
|
56435
|
21946
|
27957
|
23887
|
Оборона
|
48235
|
71708
|
70240
|
10046
|
7456
|
2897
|
Общественный
порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная
деятельность
|
94787
|
125087
|
103629
|
24493
|
27818
|
24064
|
Образование
|
34571
|
66249
|
732279
|
167363
|
213534
|
186994
|
Здравоохранение
|
29224
|
56283
|
62185
|
107074
|
150316
|
133771
|
Социальная
помощь и социальное обеспечение
|
232998
|
314709
|
292980
|
40039
|
34140
|
26667
|
Жилищно-коммунальное
хозяйство
|
26275
|
26025
|
36691
|
67558
|
115826
|
83571
|
Культура,
спорт, туризм и информационное пространство
|
18989
|
26452
|
26888
|
28369
|
33756
|
30471
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
Сельское,
водное, лесное, рыбное хозяйство, особоохраняемые природные территории,
охрана окружающей среды и животного мира, земельные отношения
|
64368
|
62896
|
55495
|
8581
|
8016
|
22766
|
Промышленность,
архитектурная, градостроительная, строительная деятельность,
топливно-энергетический комплекс и недропользование
|
26474
|
27726
|
23195
|
9889
|
14043
|
16992
|
Транспорт и
коммуникации
|
82464
|
90387
|
98936
|
34027
|
44616
|
59767
|
Прочие
|
51037
|
59632
|
64769
|
27863
|
6235
|
4035
|
Обслуживание
долга
|
34121
|
29645
|
21553
|
1028
|
1161
|
620
|
Дефицит
(профицит) бюджета
|
-17261
|
46720
|
-31086
|
-12811
|
-39425
|
48834
|
Краткий
статистический ежегодник Казахстана – 2006год, Статистический сборник
«Казахстан и его регионы 4`2006»
Приложение В
Прогноз
затрат государственного бюджета РК на 2007-2009 годы.
Наименование
|
2007 год
|
2008 год
|
2009 год
|
в % к ВВП
|
доля, %
|
в % к ВВП
|
доля, %
|
в % к ВВП
|
доля, %
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
Затраты
|
22,1
|
100
|
20,9
|
100
|
19,4
|
100
|
Государственные
услуги общего характера
|
1,4
|
6,4
|
1,2
|
5,6
|
0,9
|
4,8
|
Оборона
|
1,4
|
6,4
|
1,4
|
6,5
|
1,3
|
6,7
|
Общественный
порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная
деятельность
|
2,0
|
9,1
|
1,9
|
9,3
|
1,7
|
8,8
|
Образование
|
3,6
|
16,1
|
3,6
|
17,3
|
3,6
|
18,4
|
Здравоохранение
|
2,6
|
11,6
|
2,7
|
12,7
|
2,6
|
13,7
|
Социальная
помощь и социальное обеспечение
|
4,3
|
19,5
|
4,4
|
20,9
|
4,4
|
22,5
|
Жилищно-коммунальное
хозяйство
|
1,2
|
5,4
|
1,0
|
4,7
|
0,9
|
4,5
|
Культура,
спорт, туризм и информационное пространство
|
0,7
|
3,3
|
0,6
|
3,1
|
0,6
|
2,9
|
Топливно-энергетический
комплекс и недропользование
|
0,4
|
1,6
|
0,3
|
1,5
|
0,2
|
1,2
|
Cельское,
водное, лесное, рыбное хозяйство, особоохраняемые природные территории,
охрана окружающей среды и животного мира, земельные отношения
|
1,0
|
4,7
|
0,9
|
4,5
|
0,8
|
4,2
|
Промышленность,
архитектурная, градостроительная и строительная деятельность
|
0,0
|
0,2
|
0,0
|
0,2
|
0,0
|
0,1
|
Транспорт и
коммуникации
|
1,7
|
7,5
|
1,6
|
7,9
|
1,6
|
8,0
|
Прочие
|
1,4
|
6,3
|
1,0
|
4,6
|
0,7
|
3,4
|
Обслуживание
долга
|
0,4
|
1,8
|
0,3
|
1,3
|
0,2
|
0,9
|
Среднесрочная
фискальная политика Правительства Республики Казахстан на 2007 – 2009 годы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|