Камеральная система
Введение
Формирование
в России предпринимательских отношений, разнообразие форм собственности,
становление общепризнанных принципов защиты прав человека — все это требует от
налогового регулирования таких путей и подходов, которые диктуются не только
потребностями государства и бюджета, но и законами рыночной экономики, основанными
на борьбе за выживание хозяйствующих субъектов условиях конкуренции и
приумножения частной собственности.
Процесс
становления норм налогового законодательства выявил особую актуальность многих
институтов налогового законодательства и сфер налоговых отношений. Налоговое
законодательство становится важнейшим регулятором социально-экономического
развития общества и непосредственно затрагивает жизненные интересы граждан и
бюджетные интересы государства. В этих условиях особенное значение приобретает
институт защиты прав налогоплательщиков как непосредственных участников
предпринимательской деятельности. Именно они в процессе налоговой реформы и
становления налогового законодательства испытывают на себе всю остроту проблем,
связанных с неурегулированностью ключевых моментов имущественных и властных
налоговых отношений.
Криминальная
повседневность заставляет задуматься о том, насколько совершенна наша налоговая
система, и вообще совершенна ли она. Современные условия жизни вынуждают
налогоплательщиков скрывать свои доходы, не платить налогов, что в свою очередь
не способствует совершенствованию налоговой системы. И страх уголовной
ответственности является едва ли не самым значимым обстоятельством,
заставляющим платить налоги. Одним из важнейших условий стабилизации финансовой
системы любого государства, в том числе российского, является обеспечение
устойчивого сбора налогов.
Объем
мобилизуемых средств в виде налогов и других обязательных платежей в
федеральный и местный бюджеты во многом зависит от четкого исполнения
юридическими и физическими лицами налогового законодательства и других
нормативных актов. Вследствие неуплаты налогов образуется дисбаланс в бюджете,
в результате чего не выполняются различные социальные программы государства, в
недостаточной степени финансируется армия и военно-промышленный комплекс и,
следовательно, нарушается обороноспособность страны, которая является наиболее
значимым фактором стабильности страны. Также не выплачиваются пенсии,
заработные платы бюджетникам, страдает медицинская сфера. И это далеко не все
проблемы, существует множество проблем, которые возникают из-за несовершенства
налоговой системы.
Все
государственные органы, в том числе и налоговые, эффективно применяют контроль,
поскольку он является основным элементом управления. Посредством контроля
устанавливается достоверность данных о полноте, своевременности и эффективности
выполняемого задания, а также законность операций и действий, осуществленных
должностными лицами при выполнения задания, выявление внутренних резервов улучшения
деятельности и устранения допущенных нарушений и недостатков в работе, включая
привлечение к ответственности, допущенную халатность при выполнении
установленных заданий.
Таким
образом, контроль в налоговой деятельности – это метод руководства компетентного
органа государственного управления за соблюдением налогоплательщиками
требований налогового законодательства. Контроль за соблюдением налогового
законодательства в России осуществляет в соответствии с Налоговым Кодексом РФ и
законом «О налоговых органах Российской Федерации» от 21.03.1991г. (ред. от
27.07.2006) №943-1.[1]
В мировой
практике получил широкое распространение последующий аудиторский контроль. В
нашей стране обязательные аудиторские проверки предусматривались только для
предприятий, в деятельности которых участвовали иностранные инвесторы, и
некоторых других категорий предприятий. Такие проверки способствовали повышению
уровня постановки бухгалтерского учета на предприятиях, устранению недостатков
в исчислении налогов и, следовательно, пополнению доходной базы бюджетов.
Независимо
от результатов аудиторских проверок последующий контроль осуществляет
государство в лице налоговых органов. Однако, несмотря на все положительные
качества этого органа налогового контроля и в нем, как и во все остальных, есть
свои изъяны. Одним из важнейших является коррупция.
Сегодня
вопросы, касающиеся проведения налоговых проверок являются очень актуальными.
Ни один
налогоплательщик не застрахован от налоговой проверки. И хотя она является
нелегким испытанием для руководства организаций и бухгалтеров, не стоить
думать, что мы не в состоянии повлиять как на ход самой проверки, так и на ее
результаты.
Если в
организации прошла проверка, в результате которой начислили большие суммы
недоимки, пеней и штрафов, не следует сразу же впадать в отчаяние. Практика
показывает, что большой процент вынесенных по результатам проведения налоговых
проверок решений можно оспорить.
Любой
налогоплательщик (организации, предприятия, учреждения), должен знать правила и
порядок проведения проверок, оформления ее результатов, права и обязанности
сторон (налогоплательщика и налогового (проверяющего) органа). Тогда ее
проведение может и не оказаться таким неожиданным и непредвиденным, а результаты
ее проведения такими «ужасающими» и совсем не такими, какими их нужно
представить налоговому органу.
Порядок
проведения налоговых проверок определяется нормами Налогового кодекса
Российской Федерации. Знание его норм позволяет налогоплательщикам не только
видеть ошибки инспекторов, но и эффективно защищать свои права, нарушенные
вследствие таких ошибок.
Целью
курсовой работы является теоретическое обоснование выбранной темы.
Предмет
исследования курсовой работы: камеральная система.
Объект
исследования – ИФНС №4 по Алтайскому краю в г. Новоалтайске.
Задачи
данной работы:
1.Раскрыть
теоретические аспекты камеральных налоговых проверок.
2.Изучить
нормативно-правовое регулирование камеральных налоговых проверок.
3.Исследовать
организационно-экономическую характеристику ИФНС.
4. Рассмотреть
проблемы проведения камеральных налоговых проверок и пути их усовершенствования.
Методы
исследования, используемые в курсовой работе: наблюдение, сравнительный анализ,
графический.
Поставленная
цель и задачи определили структуру работы. Она состоит из введения, трех глав и
заключения.
В работе
будут использованы идеи как западных, так и отечественных специалистов.
Таким
образом, данная работа направлена на изучение и анализ камеральной системы
Российской Федерации.
Глава
1. Налоги
1.1 Сущность, функции и виды налогов
1.1.1 Сущность
налогов
Под налогом
понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с
организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве
собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных
средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или)
муниципальных образований (налог на добавленную стоимость, налог на игорный
бизнес, земельный налог и др.)[2].
Одно из
главных требований к налоговому контролю вытекает из известных с древности
принципов налогообложения – контроль должен приносить значительно больше
средств, нежели затрачивается на его проведение (принцип дешевизны и
эффективности налоговой системы). Российская практика проведения налогового
контроля не подтверждает это требование. Напротив, действия созданных по указам
Президента РФ комиссий (ВЧК, Комиссия по валютному контролю и др.) не принесли
ощутимых результатов, хотя на их проведение были отвлечены значительные
материальные и трудовые ресурсы. Меры чисто административного налогового
воздействия на экономику, как подтверждает практика, способны дать лишь
кратковременный результат в плане увеличения налоговых сборов. В целом же эти
меры обычно провоцируют уход от налогообложения, переток капиталов за границу в
ущерб российской экономике.
Статья 57
Конституции РФ[3]
провозглашает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
При этом законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков,
обратной силы не имеют.
Система
налогов и сборов в Российской Федерации отражает федеративное устройство
Российского государства и представлена тремя условиями[4]:
1)
федеральные налоги и сборы;
2)
региональные налоги и сборы, то есть налоги и сборы субъектов Российской
Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов;
3) местные
налоги и сборы.
Налоги – важная
экономическая категория, исторически связанная с существованием и
функционированием государства.
Первый
сущностный признак налога – отношение власти и подчинения. В отношении налогов
это означает, что субъект налога не может отказаться от выполнения возложенной
на него обязанности – внесения оклада налога в бюджетный фонд. При невыполнении
обязательств применяются соответствующие санкции (штраф, лишение свободы и др.)[5].
Второй
признак налогов – смена собственника. С помощью налогов доля частной
собственности (в денежной форме) становится государственной, при этом
образуется централизованный денежный фонд – бюджетный фонд. Налоги поступают
только в бюджетный фонд, в котором обезличиваются. Этим налоги отличаются
от сборов, в процессе которых образуются целевые денежные фонды. Например, сбор
на содержание правоохранительных органов, сбор на нужды образования, курортный
сбор и т.д.[6]
Важный
отличительный признак налогов – безвозвратность и безвозмездность, т. е. налог
никогда не возвращается плательщику налога, и последний при этом не получает
ничего взамен: ни права участия в каких-либо хозяйственных операциях, ни права
пользования материальными и нематериальными объектами, ни права какого-либо
действия (ввоза, вывоза товаров), ни документа. Этот признак отличает налоги от
пошлин (субъект пошлины получает право на осуществление каких-либо хозяйственных
операций (вывоз, ввоз товаров), получает какое-либо свидетельство, документ).
Взносы в
государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования,
Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд занятости) не относятся к
налогам, так как не обладают указанными выше признаками. Взносы вносятся на
определенные цели, возвратны и при этом не поступают в бюджетный фонд.
Для
изучения каждого налога необходимо выделить его элементы[7]:
- субъект
налога;
- носитель
налога;
- объект
налога;
- источник
налога;
- единица
(масштаб) обложения;
- ставка
налога;
- оклад
налога;
-
налоговый период;
-
налоговая квота (бремя налога);
-
налоговая льгота;
-
налоговая политика;
-
налоговый кадастр;
- система
налогов.
Субъект
налога – лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог.
Однако через механизм цен налоговое бремя может перекладываться на другое лицо.
Носитель
налога – физическое или юридическое лицо, уплачивающее налог из собственного
дохода. При этом носитель налога вносит налог субъекту налога, а не
государству. В действительности субъект и носитель налога не совпадают только
тогда, когда существуют условия для его переложения. Пример – косвенный налог:
субъект налога – производитель или продавец товара, носитель – потребитель
товара.
Объект
налога – имущество или доход, которые облагаются налогом. Объекты налога
многообразны: недвижимое имущество, движимое имущество, предметы потребления,
доходы.
Источник
налога – доход, за счет которого уплачивается налог.
Единица
(масштаб) налога – часть налога, принятая за основу для исчисления размера
налога. Например, по подоходному налогу – один рубль дохода; по земельному
налогу – единица измерения площади.
Ставка
налога – размер налога, установленный на единицу налога. Ставка может
устанавливаться в абсолютных суммах (р.) ил и в процентах.
Оклад
налога – сумма налога, взятая со всего объекта налога за определенный период,
подлежащая внесению в бюджетный фонд.
Налоговый
период – время, определяющее период исчисления оклада налога и сроки его
внесения в бюджетный фонд.
Налоговая
квота – доля оклада налога в источнике налога. Налоговая квота отражает тяжесть
налогового бремени, так как показывает, какую часть доходов плательщика изымает
каждый отдельный налог и все налоги в целом.
Налоговая
льгота – снижение размера налогообложения.
Налоговая
политика – меры в области налогов, направленные на достижение каких-либо целей.
Налоговый
кадастр – перечень объектов налога с указанием их доходности.
Система
налогов – перечень предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в
государстве.
1.1.2 Функции
налогов
Налоги как
стоимостная категория имеют свои отличительные признаки и функции, которые
выявляют их социально-экономическую сущность и назначение. Развитие налоговых
систем исторически определили четыре основные его функции[8]:
1. Фискальная
функция – обеспечение финансирования государственных расходов;
2. Регулирующая
функция – государственное регулирование экономики;
3. Социальная
функция – поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между
доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними;
4. Стимулирующая
функция.
Во всех
государствах налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию –
изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного
аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет
собственных источников доходов (многие учреждения культуры, библиотеки, архивы
и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития –
фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п.
Налогам
принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного
бюджета. Но не это главное. Государственный бюджет можно сформировать и без
них. Важную роль играет функция, без которой в экономике, базирующейся на
товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись – регулирующая. Рыночная экономика
в развитых странах – это регулируемая экономика. Представить себе эффективно
функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством, невозможно.
Иное дело – как она регулируется, какими способами, в каких формах. Здесь
возможны варианты, но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в
самой системе регулирования принадлежит налогам. Развитие рыночной экономики
регулируется финансово-экономическими методами – путем применения отлаженной
системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными
ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т.п.
Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.
Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия
налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает
условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств,
способствует решению актуальных для общества проблем[9].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|