рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Конвертируемость национальных валют и валютные курсы

В большей степени на состояние валютного курса реагируют те статьи платёжного баланса, в которых отражаются текущие операции. Показатели разбалансированности, такие как сальдо, по текущим операциям и торговый баланс, помогают определить условия, влияющие на изменение курсов валют. Значительное их изменение может быть воспринято как ранний признак увеличения (уменьшения) стоимости валюты.

Одним из главных факторов дефицитности платёжного баланса является превышение стоимости импорта товаров над объёмом их экспорта. Большинство стран сводит внешнеторговые операции (торговый баланс) с отрицательным сальдо, что является одной из главных причин общей несбалансированности их международных платежей.

Немаловажное значение для стран наряду с внешнеторговым сальдо имеет баланс услуг. Особенно важными для них являются поступления по транспортным перевозкам, страхованию, международному туризму, различным комиссионным сборам, рекламе и ярмаркам. Большие поступления от туризма имеют страны с особой экзотикой (Таиланд, Сингапур, Филиппины). У государств, имеющих выход к морю (Сингапур, Япония, Южная Корея, Гонконг) значительные доходы от обслуживания иностранных судов в своих портах и по страхованию. Страны, в которых расположены центры мирового значения (Великобритания, Германия, Япония, Гонконг, Сингапур), имеют поступления от финансовых услуг. Мировой кредитор - Япония – получает значительные доходы по инвестициям за границей и проценты по международным кредитам.

Усиление неравновесия платёжного баланса и потребность в привлечении заёмных средств для покрытия его пассивного сальдо стали важными факторами движения капиталов.

При значительном притоке иностранного капитала помимо облегчения своего финансового положения страны получают возможность повысить эффективность капиталовложений и использовать новые технологии. Вместе с тем приток капитала чреват "перегревом" экономики в первую очередь нагнетанием инфляции, увеличением избыточной денежной массы и повышением реального эффективного валютного курса.

Наряду с общеэкономическими на величину валютного курса действуют факторы состояния финансового рынка.

Значительное влияние на динамику валютных курсов оказывает изменение процентных ставок, регулирующих международные переливы капитала, прежде всего краткосрочного. Относительный рост процентных ставок в стране в результате проведения сдержанной денежно – кредитной политики способствует удорожанию её валюты. Инвесторы, желая извлечь доходы из более высоких процентных ставок, конвертируют свои активы национальных валют в иностранную, повышая спрос на неё на валютном рынке.

С другой стороны, увеличение процентных ставок внутри страны вызывает уменьшение спроса на неё со стороны заёмщиков. Это приводит к увеличению внутренних цен, росту инфляции и, в конечном итоге, к понижению курса национальной валюты.

Таким образом, изменение процентных ставок может как прямо, так и обратно пропорционально влиять на величину валютного курса.

Существенное влияние на валютный курс оказывает рост денежной массы, который равен сумме денег в указанном значении (деньги вне банков и депозиты до востребования в банковской системе). Такие показатели денежной массы, как коэффициент монетизации и скорость денежного обращения, характеризует степень доверия экономических агентов к национальной денежной системе.

Величины данных показателей довольно сильно различаются по годам и странам. Развитие многих стран мира убедительно показывает устойчивую связь низких показателей коэффициента монетизации (и соответственно высоких значений скорости денежного обращения) с высокими темпами инфляции и денежной эмиссией.

Низкие значения коэффициентов монетизации и высокие денежного обращения свидетельствуют о слабом доверии к национальной денежной системе, что является следствием высокого уровня инфляции. Это характерно для таких стран, как Монголия, Филиппины, Индонезия и Южная Корея.

Для стран с низким уровнем инфляции характерны высркие значения коэффициентов монетизации и низкие значения скорости денежного обращения. Лидирующие позиции по этому критерию занимают Великобритания, Люксембург, Япония, Гонконг, Тайвань. На территории этих стран действуют важнейшие мировые финансовые центры. И их нормальное функционирование возможно лишь при наличии исключительно высокого доверия к банковским системам соответствующих стран со стороны как резидентов. Так и нерезидентов Следует отметить значительное изменение данных показателей в России. В 1996 г. она имела низкий коэффициент монетизации и высокую скорость денежного обращения. Коэффициент монетизации снизился с 73,2 в 1990 г до 12,3 в 1995 г., а скорость денежного обращения увеличилась с 1,4 до 8,1 соответственно. Это свидетельствует о высоком уровне инфляции в стране и низкой степени доверия к национальной валюте и национальной банковской системе. В конечном итоге это влияет на величину валютного курса в сторону его понижения.

Регулирования валютного курса является составной частью проводимой в стране валютной политики. Оно может быть направлено на повышение или понижение величины валютного курса, поэтому в определенной мере воздействует на курсовое соотношение валют.

Все перечисленные факторы переплетаются и взаимно дополняют друг друга, оказывая неравнозначное влияние на курсовые соотношения валют в зависимости от конкретной экономической ситуации. Таким образом, формирование валютного курса – это сложный, многофакторной процесс, обусловленный взаимосвязью национального и мирового производства и обращения.


Глава 3. Классификация валют и их конвертируемость


Важным условием интегрирования экономки страны в мировой рынок является степень обратимости национальной валюты, которая позволяет товарам и услугам преодолевать национальные границы, а также обеспечивает перелив капитала между различными сегментами мирового валютно–финансового рынка. При классификации валют в зависимости от форм и объёмов валютных ограничений неконвертируемые (замкнутые), частично конвертируемые и полностью конвертируемые валюты.

Конвертируемость валюты имеет значение для сохранения и поддержания конкурентной альтернативы между внутренним и внешним рынком, когда в условиях открытости экономики внутренняя экономика функционирует как часть мировой экономики, а мировая экономика оказывает непосредственное влияние на внутренний рынок.

К предпосылкам обратимости валют относится степень интегрированности народного хозяйства в мировую экономику. Поскольку конвертируемость валюты напрямую связывает внутренний рынок с мировым, то при высокой степени внешнеэкономической открытости национальная экономика может адекватно приспосабливаться к мировым условиям производства, к требованиям мирового рынка и реагировать на изменение мировой конъюнктуры.

Переход конвертируемости валюты или восстановление её обратимости, например, в странах с развитой рыночной экономикой, как показывает мировой опыт, был связан с большим количеством национальных особенностей, но при этом все страны при выборе формы обратимости валют должны были решить следующие задачи:

- по каким операциям должна вводиться обратимость валют – по текущим операциям платёжного баланса или операциям движения капитала;

- для кого должны быть сняты ограничения – для резидентов или нерезидентов;

- в какой последовательности они должны быть сняты – сначала внешняя обратимость валюты, а затем внутренняя и наоборот.

Валюта считается неконвертируемой, если государство – эмитент ограничивает или запрещает её обмен на иностранные валюты по текущим операциям платёжного баланса. Для стран с неконвертируемыми валютами, как правило, характерно существование государственной валютной монополии, означающей, что все операции с валютными ресурсами осуществляются банками, уполномоченными на то государством, по валютным курсам, установленным также государственными властями.

Постепенный переход к конвертируемости всегда связан с реализацией валютной политики, которая нацелена на сужение государственного вмешательства во внешнеэкономическую деятельность и начинается с установления свободного обмена на иностранные валюты по текущим операциям, т.е. частичной конвертируемости.

Учитывая это обстоятельство, МВФ признаёт конвертируемые валюты тех стран, которые принимают на себя обязательство, вытекающее из статьи Устава, предусматривающие, что " ни одна страна – член не должна без одобрения Фонда устанавливать ограничения на платежи и переводы по текущим международным сделкам". Другими словами. Международный валютный фонд признаёт возможность введения обратимости валют только по текущим операциям платёжного баланса. К таким операциям относят платежи, обслуживающие торговлю и услуги. Краткосрочные банковские и кредитные операции, платежи по погашению займов и процентов по ним, переводы прибылей по инвестициям, дохода в виде дивидендов на капитал, вложенный в акции, денежные переводы некоммерческого характера и т.п.

Частичная обратимость валюты находится в зависимости от существующих в стране валютных ограничений, когда на определенные направления внешнеэкономической деятельности или на некоторые категории участников валютного рынка режим конвертируемости не распространяется, или когда устанавливаются определенные ограничения по валютным операциям с определенными странами, их объединениями либо регионами.

Наиболее распространенной формой частичной конвертируемости является сохранение ограничений на операции, связанные с международным движением капитала, в том числе и на финансовые операции.

При подведении двадцатилетних итогов работы Международного валютного фонда в 1965 г. подчеркивалось, что страны при переходе к обратимости своих валют могут выбирать различные формы, при этом платёжная система страны, валюта Внутренняя обратимость валют даёт право гражданам и организациям данной страны осуществлять платежи за границу и покупать иностранную валюту без ограничений, а нерезиденты этим правом не располагают. Другими словами, "если нет ограничений на возможности резидентов страны использовать свои накопления местной валюты, для приобретения какой, – либо иностранной валюты, её хранения или перевода, какому угодно резиденту для какой угодно цели, о валюте такой страны говорят, что она внутренне обратима".

Как показывает мировой опыт, станы с развитой рыночной экономикой при восстановлении своих валют начинали с внешней её конвертируемости, при которой право осуществлять свободный обмен денег данной страны для расчётов по текущим операциям с зарубежными партёрами предоставляется только нерезидентам (иностранным гражданам или иностранным фирмам), а резиденты данной страны (её граждане и предприятия, зарегистрированные по законодательству данной страны) этим правом не обладают.

Именно такой путь избрали страны Западной Европы, когда на основе договора, подписано в Риме в марте 1957 г. шестью странами – ФРГ, Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом и получившего название Римского договора, с 1 января 1958 г. взяли курс на формирование Европейского экономического сообщества и на углубление интеграционного процесса.

Начав в 1958 г. с разрешения иностранным держателям местных валют беспрепятственно обменивать их на доллары для совершения текущих операций, западноевропейские страны ввели внешнюю обратимость своих валют. Только через два года этот режим был, распространён на национальных держателей валюты и была установлена внутренняя их обратимость.

Этому предшествовал достаточно длительный подготовительный процесс. Попытки отдельных стран ввести конвертируемость своих валют без достаточных для этого оснований были безуспешными. Так, например, Великобритания в июле 1947 г. попыталась восстановить конвертируемость фунта стерлингов под натиском США в качестве платы за наём, полученный в 1946 г в размере 3,7 млрд. долл. Свободный размен фунта стерлингов привёл к локальному валютному кризису, который заставил уже через 35 дней после введения обратимости вести жесткие валютные ограничения.

Неотъемлемой составной частью системы свободной конвертируемости валют являются финансовая и кредитная дисциплина, высокий уровень развития экономики страны, на достижение которых была нацелена экономическая реформа Людвига Эрхарда, начавшая в 1948 г. К таким мерам Эрхард относил денежную реформу, направленную на оживление спроса, меры по противодействию инфляции, рост производительности труда и общее повышение эффективности экономики. Важную роль сыграла политика в области капиталовложений, для чего был отменён запрет на предоставление кредитов для развития промышленности с текущих банковских счетов, введены льготы по налогам для производителей. В стране были созданы условия для собственных накоплений как в обрабатывающей, так и в сырьевой промышленности, которые вместе с льготными кредитами обеспечили активизацию инвестиционного процесса. Было увеличено предложение товаров и услуг для достижения макроэкономического равновесия спроса и предложения на товарных рынках страны при одновременном создании внешнеэкономического потенциала.

Неблагоприятный рост цен на мировом рынке в начале 50-х годов привёл к росту стоимости импорта, к ухудшению торгового баланса Германии, что заставило перейти к мерам протекционистского характера, таким как введение лицензирования импортеров, передача права проводить лицензирование только центральным банкам земель. Одновременно была ужесточена политика переучёта векселей, принятых банками к оплате, повышена ставка для векселей с 4 до 6 %, а процентная ставка по закладным - с 5 до 7 %, центральным банкам было предложено сократить на 10 % учётные кредиты коммерческим банкам. Тем не менее, комплекс экономических мер позволил уже в 1954 г. Германии покончить с безработицей, решить серьёзные социальные задачи. Выросли доходы всех слоёв общества, личное потребление возросло с 1959 по 1962 г. в ценах 1954 г. с 69 млрд. до 172 млрд. марок. Западногерманское развитие значительно превысило средней уровень всех стран ОЭСР, даже если взять за точку отсчёта довоенный уровень. Таким образом, серьёзные преобразования в экономике позволили Германии создать условия для конвертируемости немецкой марки в 1958 г.

Важную роль для восстановления обратимости валют в западноевропейских странах (Бельгия, Великобритания, Голландия, Италия, Ирландия, Люксембург, Франция, ФРГ, Швеция) сыграл внешнеэкономический фактор. Начав осуществлять программу экономического сотрудничества, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург заключили в 1947 г. соглашение о многосторонних валютных компенсациях, к которому затем присоединились Германия. Важным шагом на пути к валютной гармонизации было создание в 1950г. Европейского платёжного союза и введение многостороннего клиринга. Постепенно происходили сближение структур национальных валютных систем, методов валютной политики, согласование её целей.

Тем не менее, коллективное введение обратимости валют вовсе не означало полную отмену всех валютных ограничений, как на этом настаивали США, а только выбор того механизма конвертируемости валют, который обеспечивал бы более эффективное развитие экономики каждой страны и создание на этой базе экономического и валютного союза.

Вопрос о том когда и как переходить к конвертируемости валюты странам, реформирующим централизованно-плановую экономику в рыночную, является дискуссионным для многих российских экономистов и западных экспертов.

К мотивам предпочтения перехода к конвертируемости с внешней обратимостью валюты можно отнести:

- стимулирование активности иностранных инвесторов, решение проблемы репатриации ввезенных капиталов и вывоза полученных прибылей;

- более или менее устойчивый международный спрос на данную валюту с соответствующим благоприятным воздействием на валютный курс и валютное положение стран;

- создание и укрепление престижа валюты в глазах мировой деловой общественности;

- сокращение расходов валюты, поскольку контингент нерезидентов обычно невелик по сравнению с отечественными собственниками валюты.

К этому можно добавить, что снимается такая важная проблема, возникающая, как правило, после введения внутренней конвертируемости, как долларизация экономики, т.е. широкое использование резидентами иностранной валюты во внутреннем платёжном обороте наряду или вместо национальных денег. Болезнь долларизации поразила практически все страны Латинской Америки, Восточной Европы и стала актуальной для России, о чём свидетельствует рост банковских депозитов. В конце 1993 г. объём валютных депозитов составил 12 трлн. руб., в 1994 г. - 39 трлн., руб., а в 1995 г. - 50 трлн. руб. В конце указанных годов показатель долларизации был на уровне 30.7;35.6; 24.6% соответственно. В начале 1995 г. валютная наличность в сфере обращения в России вдвое превышала всю рублёвую наличность (при курсе 1 доллар = 4300 руб.)

Следствием внутренней обратимости валюты можно считать и создание комфортных условий для бегства накоплений населения и предприятий за границу, которое усиливается с ростом инфляции и при неблагоприятном инвестиционном климате. Это заставляет расширять меры по валютному контролю, усиливать валютные ограничения и увеличивать вмешательство государства.

Тем не менее целый ряд стран с переходной экономикой при осуществлении рыночных реформ выбрали введение внутренней конвертируемости валют.

При отказе от государственной монополии на валютные операции, введении либерализации внешней торговли, при одновременном отказе от системы множественных валютных ресурсов в странах, реформирующих экономику, внутренняя обратимость валют должна была не только способствовать созданию институтов валютного рынка, но и побудить резидентов продавать свою накопленную валюту и использовать её для размещения на депозитах банков, интегрировать "чёрный" валютный рынок в официальную экономику. Продажа части валютной выручки экспортеров должна была обеспечить формирование валютных резервов стран.

Наряду с различием в деталях переход к внутренней обратимости валют в странах Восточной Европы был нацелен в первую очередь на развитие внутреннего товарного рынка, способствовал созданию конкурентной среды и обеспечил широкий доступ к импортным товарам. Некоторые страны (например. Болгария, Чехия, Польша, Россия) осуществляли "шоковый" переход к внутренней конвертируемости одновременно с либерализацией цен, а другие начали с накопления официальных валютных резервов. Улучшения структуры и итогов торгового баланса, а затем перешли к отмене валютных ограничений на текущие операции (например. Венгрия, Румыния). Большинство стран Центральной и Восточной Европы, а также страны Балтии, Армении, Грузия, Молдавия, Киргизия, Россия к середине 90-х годов подписали статью 8 Устава МВФ и формально ввели конвертируемость валюты по текущим операциям платёжного баланса.

Введение обратимости валют для стран с переходной экономикой в условиях отсутствия концепции и программы обоснованной макроэкономической политики обострило проблему инфляции, привело к долларизации экономики, к бегству капиталов потенциальных инвесторов, затруднило контроль за экспортно-импортными операциями. Следствием быстрого перехода к конвертируемости для некоторых стран стало снижение конкурентоспособности национального производства. Поддержание стабильного курса национальной валюты в условиях внутренней конвертируемости осложнило формирование валютных резервов из-за оттока валюты за границу. А для стран с сырьевой структурой экспорта в условиях падения цен на мировых рынках сырья ухудшение структуры платёжного баланса не только сокращает валютные поступления в официальные резервы, но и усложняет поддержание режима конвертируемости национальных денежных единиц.

Переход к обратимости валют по текущим операциям платёжного баланса происходит при сохранении многими странами валютных ограничений на свободное движение капиталов. Несмотря на принятую в 1976-1978гг. поправку к статье 4 Устава МВФ, которая зафиксировала необходимость обеспечения свободного движения капиталов, многие страны не только сохраняют валютные ограничения по финансовым операциям и операциям. Обслуживающим движение капитала, но и продолжаю сохранять очень широкий круг валютных ограничений. Более того, целый ряд стран, например, Латинской Америки (Боливия, Венесуэла, Чили), а также Греция, Кипр, Пакистан и многие другие. При формальном присоединении к требованиям статьи 8 Устава МВФ не отказались от валютных ограничений по отдельным видам текущих операций и по сути, сохраняют формальную обратимость своих валют.

Существует и другая группа стран, которые постепенно отменяют ограничения по валютным операциям, обслуживающим текущие сделки, но не считают себя готовыми присоединиться к статье 8 Устава ФВФ и имеют формально неконвертируемые валюты.

Требование МВФ и Всемирной торговой организации (ВТО) отменить все валютные ограничения и открыть рынки финансовых услуг для свободной конкуренции предполагает введение полной конвертируемости валют. Это означает отмену валютных ограничений при платежах не только по текущим операциям платёжного баланса, но и по операциям, связанным с заграничными инвестициями и другими международными перемещениями капиталов.

При режиме полной обратимости все владельцы валюты, как резиденты, так и нерезиденты, независимо от источников их получения имеют возможность использовать эти средства на любые цели в стране и за границей путём беспрепятственного обмена (купли – продажи) на любые денежные единицы.

Переход к внешней и внутренней конвертируемости валюты, как показывает мировой опыт, ещё не означает введение полной её обратимости, поскольку страны предпочитают ещё долгое время сохранять ограничения на международное перемещение капиталов.

Из 182 стран – членов МВ ОКОЛО 40 стран продолжают осуществлять контроль за платежами по текущим операциям и около 130 стран – по капитальным операциям, т.е. их валюты являются частично конвертируемыми. По информации МВФ полностью конвертируемыми могут считаться валюты ряда промышленно развитых стран, а из стран с переходной экономикой полностью конвертируется валюты Литвы, Латвии и Эстонии.

Переход к полной конвертируемости своих валют многие страны увязывают с разрешением противоречий. Отчетливо проявившихся в последнее десятилетие. Наряду с тенденцией к интернационализации рынка финансовых услуг, как следствия движения стран ЕС к интеграционному единству, существуют причины, которые лежат на пересечении интересов развития национальных и международных валютно - финансовых рынков, заставляющие сохранять валютные ограничения.

Во- первых. Наряду с общепринятым представлением о необходимости привлечения ссудного капитала. Поскольку прямые иностранные инвестиции стимулируют развитие национальной промышленности, создавая дополнительные рабочие места, существует потребность защиты своей экономики от внешнего негативного влияния, например от экспорта инфляции, когда эти инвестиции осуществляются в виде "горячих", ничем не обеспеченных долларов, а это заставляет принимать протекционистские меры. Именно так должны были поступить некоторые страны (ФРГ, Франция, Швеция), когда в 1971-1973 гг. ввели валютные ограничения с целью сдерживания притока капиталов.

Во – вторых, международное перемещение капиталов включает прямы и портфельные инвестиции, движение которых значительно опережает движение товаров и услуг, оказывая существенное влияние на платёжный баланс и валютный курс. С учётом этого либерализация финансовых рынков идёт очень медленно: политика протекционизма и введения все новых ограничений сменяется их постепенной отменной. В начале 70-х годов Великобритания ввела валютные ограничения на движение капитала со странами стерлинговой зоны, опасаясь оттока капиталов с переходом к плавающему курсу фунта стерлингов.

Только в начале 90-х годов страны ЕС взяли на себя обязательства соответствовать требованиям ВТО о либерализации услуг в банковской, страховой и фондовой сферах, но при этом, продолжая защищать свой финансовый рынок. Так, например, в банковском секторе Австрии продолжает действовать тест на экономическую целесообразность, когда каждый иностранный инвестор должен обосновать необходимость для страны присутствия его капиталов, или, например, в Бельгии действует требование о регистрации в качестве допуска к работе с ценными бумагами.

В третьих, с переходом к плавающим валютным курсам постоянные нарушения модели равновесного рынка открытых экономик поставили проблему его предсказуемости, для достижения которой на финансовых рынках стала использоваться теория разумных ожиданий. Не только не увеличившая возможность прогнозировать предполагаемые изменения в движении финансовых потоков. Но и не позволяющая учитывать вероятностные ошибки с необходимой точностью.

В-четвёртых. Некоторые страны рассматривают либерализацию движении капиталов не только как дополнительную возможность оказывать на них политическое давление, но и как существенное экономическое влияние. Это касается в первую очередь стран с развивающимися рынками, на которые в последнее десятилетие устремились финансовые потоки из развитых стран.


Заключение


Валюта - это иностранные денежные знаки в виде банкнот, казначейский билетов, монет, а также в виде записей на счетах (валюта записей).

Валюта бывает:

·                   Валюта одного государства;

·                   Международная коллективная валюта.

По сфере и режиму применения валюта делится на свободно конвертируемую, частично конвертируемую, замкнутую (неконвертируемую).

Валютный курс – это цена одной валюты по отношению к другой валюте. Другими словами, валютный курс означает меновую стоимость, выраженную в валюте другой страны.

Валютные курсы бывают фиксированными и плавающими.

На валютном рынке национальная валюта обменивается на иностранную. Обменный валютный курс – это цена одной валюты, выраженная в другой. Она может определяться спросом и предложением на валюты на открытом неограниченном рынке или же быть установлена государством (в России - Центральным банком РФ).

Чаще всего курс валюты определяется в зависимости от соотношения спроса и предложения той или иной валюты, поэтому он не может быть постоянной величиной, так как постоянно меняется спрос и предложение на валютном рынке. Курс валюты, предложение которой ограниченно, повышается, тогда как курс валюты с избыточным предложением падает.

Определение курса национальной денежной единицы в иностранной валюте на определенный момент называется котировкой. Котировку валют осуществляют центральные и крупнейшие коммерческие банки.

Важным условием интегрирования экономки страны в мировой рынок является степень обратимости национальной валюты, которая позволяет товарам и услугам преодолевать национальные границы, а также обеспечивает перелив капитала между различными сегментами мирового валютно–финансового рынка. При классификации валют в зависимости от форм и объёмов валютных ограничений неконвертируемые (замкнутые), частично конвертируемые и полностью конвертируемые валюты.

Конвертируемость валюты имеет значение для сохранения и поддержания конкурентной альтернативы между внутренним и внешним рынком, когда в условиях открытости экономики внутренняя экономика функционирует как часть мировой экономики, а мировая экономика оказывает непосредственное влияние на внутренний рынок.

При подведении двадцатилетних итогов работы Международного валютного фонда в 1965 г. подчеркивалось, что страны при переходе к обратимости своих валют могут выбирать различные формы, при этом платёжная система страны, валюта.

Все перечисленные факторы переплетаются и взаимно дополняют друг друга, оказывая неравнозначное влияние на курсовые соотношения валют в зависимости от конкретной экономической ситуации. Таким образом, формирование валютного курса – это сложный, многофакторной процесс, обусловленный взаимосвязью национального и мирового производства и обращения.


Литература


1.       Финансы, денежное обращение и кредит- В.К. Сенчагов, А.И. Архипов 1999 г.

2.       Деньги Кредит Банки - О.И. Лаврушин 2001 г.

3.       Общая экономическая теория – В.З. Баликоев 2007 г.

4.       Деньги и финансовые институты – И.Т. Балабанов, О.В. Гончарук, Н.А. Савинская 2000 г.

5.       Консультант Плюс.


Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.