Аналогичные целевые
показатели ставятся и по удовлетворённости населения.
Чтобы достигнуть их,
необходимо реализовать комплекс мероприятий.
В предстоящем 2008 году:
Строительство и
реконструкция 18 ЦПО;
Оснащение и переоснащение
ЦПО (компьютерами, сканерами, креслами, стульями);
Введение форменной одежды
для работников ЦПО;
Обеспечение ЦПО
бесплатными формами заявлений;
Распространение в ЦПО
буклетов и брошюр по Стандартам налоговых услуг;
Разработка и внедрение Правил
поведения работников ЦПО;
Разработка и внедрение
Правил мониторинга качества налоговых услуг;
Использование расчета
критериев качества гос. услуг в рейтинге налоговых органов;
Размещение «Терминал
налогоплательщика» в микрорайонах и сельских округах;
Расширение спектра
электронных услуг.
Координация работы по
проведению опроса населения независимыми организациями.
Выделение ЦПО в структуре
налоговых органов.
Создание отделов качества
гос. услуг в структуре областных налоговых органов.
Планы 2009 – 2010 годы:
Строительство и
реконструкция остальных ЦПО;
Обеспечение форменной
одеждой работников всех ЦПО;
Оснащение и переоснащение
ЦПО (компьютерами, сканерами, креслами, стульями);
Разработка и внедрение
«Терминал клиента ЦПО»;
Оснащение телевизорами и
системой видеонаблюдения;
Обеспечение ЦПО
бесплатными формами заявлений, Стандартами налоговых услуг;
Совершенствование расчета
критериев оценки качества гос. услуг в рейтинге налоговых органов;
Расширение спектра электронных
услуг.
Разработка и внедрение
электронного журнала входных и выходных документов ЦПО при взаимодействии с ИС
НК МФ.
Для максимального
увеличения поступлений в государственный бюджет без увеличения ставок налогов
предусматривается соблюдение жесткой налоговой дисциплины, создание
специализированной структуры в Налоговом комитете Министерства финансов
Республики Казахстан.
Будут проведены реформы в
области налогового и таможенного администрирования; расширены электронные
услуги для налогоплательщиков, внедрены методы пресечения
"лжепредпринимательства", деятельности "обнальных" фирм и
теневого оборота, в том числе оборота подакцизной продукции [41].
Для проведения взвешенной
фискальной политики, направленной на обеспечение стабильности бюджета,
ограничение государственных расходов, соблюдение жесткой бюджетной дисциплины,
сбережение значительной части нефтяных доходов в Национальном фонде,
стимулирование структурной перестройки экономики, предусматривается дальнейшее
совершенствование бюджетного законодательства, в том числе:
- переход к формированию
бюджета в соответствии с новой Концепцией формирования и использования средств
Национального фонда;
- трехлетнее бюджетное
планирование на уровне функциональных групп расходов Единой бюджетной
классификации;
- ориентирование процесса
исполнения бюджета на эффективность и результативность бюджетных программ;
- повышение качества
управления бюджетными деньгами (наличностью);
- установление мер
ответственности администраторов бюджетных программ и их государственных
учреждений за использование бюджетных средств.
В
результате реализации планируемых мер наряду с увеличением поступлений в
государственный бюджет ожидаются высвобождение дополнительных средств у
предприятий, сокращение теневых выплат заработной платы, снижение налоговой
нагрузки для субъектов малого бизнеса, упрощение налогового администрирования,
рост занятости населения, увеличение удельного веса поступлений от субъектов
малого бизнеса в бюджет с 14 % в 2005 году до 20 % в 2008 году, снижение уровня
коррупции в налоговых и таможенных органах, обеспечение стабильности
государственного бюджета [42].
Налоговая политика будет
направлена на стимулирование индустриально-инновационного развития страны,
повышение конкурентоспособности, сокращение доли теневой экономики и создание
рационального баланса налоговой нагрузки в экономике. Предстоит провести глубокий
анализ по налоговым льготам, оценить степень их влияния на эффективность экономики.
Поэтапно будет решаться
задача перераспределения налогового бремени с доходов юридических лиц на доходы
физических лиц, а также изучен вопрос внедрения всеобщего декларирования
доходов и расходов населения. Проводимая в целом взвешенная фискальная политика
направлена на обеспечение стабильности бюджета, эффективное выполнение
финансовых обязательств государства и ориентацию расходов на приоритетные
направления государственной политики. В сфере государственных закупок будет
сформирована система, учитывающая интересы государства и бизнеса и способствующая
эффективности и гибкости расходования государственных средств.
Заключение
Подводя итоги, отметим
что, налоги - это одно из основных понятий экономической науки. Сложность понимания
природы налога обусловлена тем, что налог - это одновременно экономическое,
хозяйственное и правовое явление реальной жизни. Налоги являются необходимым
звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства.
Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются
преобразованием налоговой системы.
Совокупность видов
налогов, взимаемых в государстве, форм и методов их построения, органов
налоговой службы образует налоговую систему государства. Налоговая система РК
включает в себя определенные виды налогов, сборов и пошлин, правовые нормы,
регулирующие налоговые отношения и органы налоговой службы.
Согласно статьи 59
Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в
бюджет» в Республике Казахстан действуют налоги и другие обязательные платежи в
бюджет, установленные Кодексом.
Суммы налогов и других
обязательных платежей поступают в доходы соответствующих бюджетов в порядке,
определенном Бюджетным кодексом Республики Казахстан и законодательством о
республиканском бюджете на соответствующий год. Бюджетная система Республики
Казахстан включает бюджеты различных уровней, основанные на экономических
отношениях и соответствующих правовых нормах. В Республике Казахстан
самостоятельно функционируют республиканский бюджет и местные бюджеты в
совокупности составляющие государственный бюджет.
Структурный анализ,
проведённый в дипломной работе, показал, что основными источниками налоговых
поступлений республиканского бюджета являются корпоративный подоходный налог,
налог на добавленную стоимость и поступления за использование природных и
других ресурсов. Рост налоговых поступлений в республиканский бюджет растёт из
года в год. Так с 2003 года налоговые поступления в республиканский бюджет
увеличились более чем в 3 раза. Сумма налоговых поступлений в республиканский
бюджет в 2008 г. на 36% превышают показатель 2006 года.
На основании данных
поступлении государственных доходов в разрезе видов налогов и платежей по
Республике Казахстан за 2002-2007 гг., предоставленным Налоговым Комитетом
Республики Казахстан на своём официальном сайте, был проведён анализ
поступлений в местные бюджеты на период 1 февраля 2002-2007 гг. Анализ доходов
местных бюджетов и доли налоговых поступлений в них позволил сделать вывод, что
в анализируемый период происходил рост доходов местных бюджетов и уменьшение
доли налоговых поступлений в них. Кроме того, анализ структуры доходов местных
бюджетов показал, что наблюдается постоянное падение доли налоговых поступлений
в общих поступлениях с 97,9% 2003 году до 89,9% в 2007 году (2004 г. – 96,4%,
2005 г. – 95,3%, 2006 г. – 90,9%). В то время как доля налоговых поступлений
доходной части местных бюджетов уменьшается, увеличивается доля официальных
трансфертов, выделяемых бюджетам областей.
Из налоговых поступлений
наибольшую долю имеют социальный налог и индивидуальный подоходный налог,
причём социальный налог приносит наибольшее количество налоговых платежей в
местные бюджеты, подоходный налог занимает вторую по значимости позицию, на третьей
позиции находятся поступления за использование природных и других ресурсов.
Необходимо также отметить, что из года в год происходит увеличение объёмов
налоговых поступлений вышеотмеченных налогов. Кроме того, за последние 2 года
(2006 и 2007 гг.) заметно изменилось соотношение объёмов поступлений
социального и подоходного налога, т.е. если в 2002-2005 гг. социальный объёмы
поступлений от социального налога заметно опережали поступления от подоходного
налога, то теперь они почти сравнялись, что является последствием изменения
налоговой политики, проводимой в стране.
В своём послании народу
Казахстана Президент Н.А. Назарбаев особо отметил необходимости приведения
налоговой системы в соответствие с задачами нового этапа развития Казахстана.
Действующий Налоговый кодекс сыграл позитивную роль в экономическом росте,
однако в настоящее время его потенциал практически исчерпан. Кодекс насчитывает
свыше 170 видов льгот и преференций, которые постоянно и бессистемно растут
[1].
Правительству следует
разработать новый Налоговый кодекс. Он должен способствовать модернизации и
диверсификации экономики, выходу бизнеса из «тени». Новый Кодекс должен
приобрести характер закона прямого действия, ограждающего от вольного
толкования его норм налоговыми службами, сочетать качество администрирования и
интересы налогоплательщиков. Но, главное, он должен предусматривать снижение
общей налоговой нагрузки для несырьевых секторов экономики, особенно для малого
и среднего бизнеса. Ожидаемые потери бюджета должны быть компенсированы за счет
повышения экономической отдачи от добывающего сектора.
Исходя из необходимости
достижения целей, поставленных Президентом страны, а также, подтверждая
преемственность в реализации основных направлений развития экономики,
Правительство определяет в качестве главной цели создание благоприятных
институциональных и экономических условий для повышения международной
конкурентоспособности Казахстана и качества жизни граждан страны. Это позволит
обеспечить решение стратегической задачи по вхождению Казахстана в ближайшие
десять лет в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира.
В ближайшие три года
Правительство ставит перед собой задачу достижения следующих ключевых
индикаторов выполнения Программы. Среднегодовой реальный прирост ВВП в размере
8,5 %, что позволит решить стратегическую задачу по удвоению ВВП в 2008 году по
отношению к 2000 году. Общий рост экономики за три года планируется на уровне
27,7 %. Рост ВВП на душу населения в 2008 году до 5559 долларов США, что в 1,5
раза выше сегодняшнего уровня. Рост производительности труда в среднем на 8,5 %
ежегодно. Среднегодовой прирост промышленного производства - 5 %, в том числе в
обрабатывающей промышленности - 6,7 %. Рост инвестиций в основной капитал - в
среднем на 15,7 % в год. Уровень среднегодовой инфляции - "в
коридоре" 5,7 %-7,3 % в 2006 году, 5 %-7 % - в 2007-2008 годах.
Политика доходов в 2008 –
2010 году будет направлена на продолжение стимулирования
индустриально-инновационного развития страны, повышение конкурентоспособности и
создание рационального баланса налоговой нагрузки в экономике.
Отдавая должное
содержанию налоговой и бюджетной политики, следует отметить, что существующая
система налогообложения, в свете стратегических планов развития Казахстана,
требует дальнейшего совершенствования и обеспечения стабильности основных
принципов, заложенных в налоговое законодательство, которое позволит обеспечить
поступательное развитие экономики государства, поможет создать достаточный
уровень жизни населения страны. Это во многом зависит от правильности выбора
стратегии и тактики налоговой реформы, умения предвидеть все, даже самые
отдаленные, ее социально-экономические и политические последствия и факторы,
которые могут вызвать какие-либо отклонения, способности четко реагировать на эти
отклонения от заданных параметров и быстро их корректировать путем внесения в
предварительные расчеты необходимых поправок.
Список
использованных источников
1.
Послание народу
Казахстана Президента РК Н.А. Назарбаева «Рост благосостояния граждан
Казахстана - главная цель государственной политики» Февраль 2008 г.
2.
Налоги: Учебное
пособие / Под ред. Д.Г. Черника. - М.: Финансы и статистика, 1996.
3.
Третьяков Ю.Т.
Налоги в рыночной экономике. - М.: Знание, 1993.
4.
Экономика:
Учебник / Под ред. доц. А.С. Булатова. 2-е изд., перераб. и доп. - М.:
Издательство БЕК, 1997.
5.
Байдунсенов А.Д.
Налоговая система Казахстана // Каржы-Каражат. Финансы Казахстана – 2005. № 4
с. 23-31.
6.
Кодекс Республики
Казахстан от 12.06.2001 N 209-2 "О налогах и других обязательных платежах
в бюджет (Налоговый Кодекс)".
7.
Земельный кодекс
Республики Казахстан от 20 июня 2003 года N 44.
8.
Инструкция «О
порядке исчисления и уплаты налога на транспортные средства», утвержденной
приказом министра финансов РК от 21 июня 1995 г. № 149.
9.
Алипов А. Налогообложение
малого и среднего бизнеса нуждается в совершенствовании // Каржы-Каражат –
Финансы Казахстана. –2006. - № 11. – С. 46-52.
10. Библиотека бухгалтера и
предпринимателя, Налоги и сборы в Казахстане № 2/104/ февраль 2007.
11. Отчёт Счетного комитета об исполнении
республиканского бюджета за 2006 год.
12. Об итогах исполнения государственного
бюджета за 1 квартал 2007 года и задачах на 2 квартал т.г. Доклад Министра
финансов Республики Казахстан Коржовой Н.А .на заседании Правительства
Республики Казахстан 24 апреля 2007 года.
13. Среднесрочный план
социально-экономического развития Республики Казахстан на 2007 – 2009 годы.
14. Официальный сайт Налогового комитета
Министерства Финансов Республики Казахстан www.salyk.kz.
15. Карагусова Г. Налоги: сущность и
практика использования. – Алматы // Каржа-каражат-Финансы Казахстана, 2004.
16. Сейдахметова Ф.С. Налоги в Казахстане
//Алматы: Lem 2002.
17. Официальный сайт Счётного комитета по
исполнению республиканского бюджета Республики Казахстан // www.esep.kz.
18. Сайт журнала «Эксперт-Казахстан» www.expert.ru/ printissues/ kazakhstan).
19. Рузавин Г.И. Основы рыночной
экономики: Учебное пособие для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.
20. Темирханов E.E. Гармонизация
налоговых отношений. – Алматы // Факсинфо, 2008.
21. Финансы, денежное обращение и кредит.
Учебник./Под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. – М.: «Проспект», 1999. – 496 с.
22. Финансы. Учебное пособие/Под ред.
Проф. А.М. Ковалевой.- 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика,
2000. – 384 с.
23. Финансы: Учебник для ВУЗов. Под ред.
Проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. – М.: Изд.
«Перспектива»; Изд. «Юрайт», 2000. – 520 с.
24. Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов
В.П. Основы налоговой системы: Учебное пособие для вузов/Под ред. Д.Г. Черника.
– М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998.
25. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение:
Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1999.
26. Байдунсенов А.Д. Налоговая система
Казахстана // Каржы-Каражат. Финансы Казахстана – 2001. № 4 с. 23-31.
27. Библиотека бухгалтера и
предпринимателя, Налоги и сборы в Казахстане № 2/104/ февраль 2005.
28. Буковецкий А.И. Введение в финансовую
науку -Ленинград –1999.
29. Карагусова Г. Налоги: сущность и
практика использования. – Алматы // Каржа-каражат-Финансы Казахстана, 2004.
30. Налоги в рыночной экономике. - М.:
Знание, 1993.
31. Налоги: Учебное пособие /Под ред.
Д.Г. Черника. - М.: Финансы и статистика, 1996.
32. Темирханов E.E. Гармонизация
налоговых отношений. – Алматы // Факсинфо, 2000.
33. Рузавин Г.И. Основы рыночной
экономики: Учебное пособие для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.
34. Сейдахметова Ф.С. Налоги в Казахстане
//Алматы: Lem 2002.
35. Финансы, денежное обращение и кредит.
Учебник./Под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. – М.: «Проспект», 1999. – 496 с.
36. Финансы. Учебное пособие/Под ред.
Проф. А.М. Ковалевой.- 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика,
2000. – 384 с.
37. Финансы: Учебник для ВУЗов. Под ред.
Проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. – М.: Изд.
«Перспектива»; Изд. «Юрайт», 2000. – 520 с.
38. Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов
В.П. Основы налоговой системы: Учебное пособие для вузов/Под ред. Д.Г. Черника.
– М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998.
39. Экономика: Учебник / Под ред. доц.
А.С. Булатова. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство БЕК, 1997.
40. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение:
Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1999.
41. Среднесрочная фискальная политика
Правительства Республики Казахстан на 2008 – 2010 годы.
42. Официальный сайт Министерства
Финансов Республики Казахстан www.minfin.kz
43. Официальный сайт Налогового комитета
Министерства Финансов Республики Казахстан www.salyk.kz
44. Официальный сайт Счетного комитета об
исполнении республиканского бюджета http://www.esep.kz/rus/content/view/full/698
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|