17) плата за
использование радиочастотного спектра;
18) плата за
использование особоохраняемых природных территорий республиканского значения;
19) плата за пользование
животным миром;
20) плата за пользование
судоходными водными путями;
21) плата за размещение
наружной (визуальной) рекламы в полосе отвода автомобильных дорог общего
пользования республиканского значения;
22) таможенные пошлины на
ввозимые и вывозимые товары;
23) поступления от
осуществления таможенного контроля и таможенных процедур;
24) пошлины, взимаемые в
качестве защитных мер отечественных товаропроизводителей;
25) консульский сбор;
26) государственная
пошлина за проставление государственными органами апостиля на официальных
документах, совершенных в Республике Казахстан, в соответствии с международным
договором, ратифицированным Республикой Казахстан;
27) государственная
пошлина за выдачу паспортов и удостоверений личности граждан Республики
Казахстан;
28) государственная
пошлина, взимаемая за выдачу водительских удостоверений;
29) государственная
пошлина, взимаемая за выдачу свидетельств о государственной регистрации
транспортных средств;
30) государственная
пошлина, взимаемая за выдачу государственных регистрационных номерных знаков;
31) государственная
пошлина, взимаемая за совершение нотариальных действий нотариусами
государственных нотариальных контор;
32) государственная
пошлина, взимаемая за совершение юридически значимых действий уполномоченным
органом в сфере интеллектуальной собственности [6].
Счетным комитетом по
контролю за исполнением республиканского бюджета (далее – Счетный комитет) в
соответствии со статьей 138 Бюджетного кодекса Республики Казахстан ежегодно
подготавливаются отчёты об исполнении республиканского бюджета за прошедший
год.
По данным отчёта Счетного
комитета об исполнении республиканского бюджета за 2006 год в процессе
исполнения республиканского бюджета за 2006 год Парламентом Республики
Казахстан уточнены и Правительством Республики Казахстан неоднократно
корректировались основные его параметры. Так, при уточнении бюджета доходы были
увеличены на 42,1 млрд. тенге, а налоговые поступления – уменьшены на 36,2
млрд. тенге. В последующем, Правительством в результате корректировок доходы
увеличены на 214,7 млрд. тенге, а налоговые поступления – на 136,4 млрд. тенге.
Кассовое исполнение доходов республиканского бюджета превысило утвержденные и
уточненные показатели соответственно на 26,0% и 22,3 процента.
Затраты республиканского
бюджета за 2006 год в процессе уточнения были увеличены на 42,6 млрд. тенге и
составили 1518,8 млрд. тенге, против 1476,2 млрд. тенге, а расходы на
приобретение финансовых активов – на 12,3 млрд. тенге и составили 103,5 млрд.
тенге. В свою очередь, Правительством в течение отчетного года были внесены
изменения к уточненному показателю и в результате затраты увеличены на 185,1
млрд. тенге и составили 1703,9 млрд. тенге. Фактическое исполнение затрат
составило 1686,3 млрд. тенге, или 111,0% к уточненному назначению и 98,9% - к
скорректированному показателю.
Дефицит республиканского
бюджета в процессе уточнения был увеличен на 12,5 млрд. тенге и составил 126,2
млрд. тенге. Фактически республиканский бюджет исполнен с профицитом на сумму
54,7 млрд. тенге. В 2006 году для финансирования дефицита бюджета были
привлечены внешние и внутренние займы. При этом сумма внутренних заемных
средств составила 167,6 млрд. тенге, из них 83,7 млрд. тенге были направлены на
погашение основного долга по государственным ценным бумагам, а 83,9 млрд. тенге
остались неиспользованными. В результате на 1 января 2007 года свободный
остаток средств республиканского бюджета составил 151,0 млрд. тенге и по
сравнению с 2006 годом увеличился в 12 раз. По оценке Счетного комитета, это
привело к упущенным возможностям дополнительного роста экономики республики,
которые, с учетом мультипликативного эффекта, превысили 200 млрд. тенге.
Погрешности
макроэкономического прогнозирования оказали значительное влияние на налоговые
поступления в республиканский бюджет, в доходной части которого их доля в 2006
году составила 90,2 процента. При этом основным фактором, повлиявшим на
увеличение налоговых сборов, явился рост цен на нефть. В отчетном году цены на
нефть по сравнению с 2005 годом увеличились на 20,2 процента. В 2005-2006 годы
углеводороды и металлы обеспечили более 3/4 стоимости товарного экспорта
республики, а доля налоговых поступлений в республиканский бюджет от нефтяного
сектора составила более 30 процентов [17].
Основные положения Закона
«О республиканском бюджете на 2006 год» исполнены. В полном объеме исполнены
семнадцать статей Закона, пять статей носят нормативный характер. Вместе с тем,
Правительством не обеспечено надлежащее исполнение двадцати четырех статей
Закона, две статьи не исполнены.
Отдельные агрегированные
показатели исполнения республиканского бюджета, указанные в статье 1 Закона,
исполнены не в полном объеме. Скорректированный объем затрат республиканского
бюджета не исполнен на сумму 17,6 млрд. тенге, а бюджетные кредиты – на 1,0
млрд. тенге. При уточненном дефиците республиканского бюджета на сумму 126,2
млрд. тенге сложился профицит в размере 54,7 млрд. тенге.
Как и в предыдущие годы,
в результате неполного выполнения статьи 2 в республиканский бюджет не
поступила арендная плата за пользование Российской Федерацией военными
полигонами в размере 3,5 млрд. тенге. Правительством так и не обеспечено
вступление в силу протоколов о внесении изменений и дополнений в соглашения и
договоры между Республикой Казахстан и Российской Федерацией по использованию и
аренде испытательных полигонов, а также соглашения об урегулировании взаимных
вопросов и условий расчетов от использования этих полигонов. В результате, не
выполнены расходы по программам «Поставка и ремонт вооружения и военной техники
в соответствии с межгосударственными договорами об аренде полигонов» и
«Подготовка специалистов с высшим послевузовским профессиональным образованием»
[12].
В 2006 году не исполнена
статья 7-1 Закона, согласно которой в доход республиканского бюджета должен
быть направлен трансферт из Национального фонда в размере 76,6 млрд. тенге.
Согласно уточненному
бюджету, доходы республиканского бюджета на 2006 год были установлены в размере
1 510,3 млрд. тенге. В соответствии с корректировкой поступления в бюджет
от организаций сырьевого сектора увеличились на 172,6 млрд. тенге и составили 1 682,9
млрд. тенге, фактически поступило 1 847,2 млрд. тенге, или 122,3% к
уточненному показателю.
В общей сумме доходов
налоговые поступления за 2006 год составили 1 667,8 млрд. тенге, или 90,2%
к общему объему доходов, неналоговые поступления – соответственно 49,2 млрд.
тенге и 2,7%, поступления доходов от продажи основного капитала – 8,3 млрд.
тенге и 0,5%, поступления трансфертов – 121,9 млрд. тенге и 6,6% (см.
Приложение 1).
Согласно данным Счётного
комитета уточненный и скорректированный показатели по налоговым поступлениям
республиканского бюджета за 2006 год перевыполнены на 31,7% и 15,9%
соответственно и составил 1 667,8 млрд. тенге. [6]
Перевыполнение плана
налоговых поступлений обеспечено, в основном, за счет корпоративного
подоходного налога – на 216,1 млрд. тенге (в 1,4 раза) и поступлений за
использование природных и других ресурсов – на 127,0 млрд. тенге (в 1,9 раза).
Структурный анализ
показывает, что основными источниками налоговых поступлений республиканского
бюджета, как и в предыдущие годы, являлись корпоративный подоходный налог,
налог на добавленную стоимость и поступления за использование природных и
других ресурсов. Так, в 2006 году доля корпоративного подоходного налога в
общем объеме налоговых поступлений составила 46,6%, а в 2005 году – 53,4%, НДС
– 29,4% и 22,0%, поступления за использование природных и других ресурсов –
16,0% и 19,5%, соответственно (см. табл. 2).
В 2006 году налоговые
поступления в республиканский бюджет возросли по сравнению с 2005 годом на
105,9 млрд. тенге, или на 6,8 процента. Среди налоговых поступлений наиболее
высокие темпы роста приходились на таможенные платежи (85,3%) и акцизы (56,4%).
Таблица 2 - Структура
налоговых поступлений в республиканский бюджет за 2005-2006 годы, млрд. тенге
Наименование
|
2005
|
Уд.вес, %
|
2006
|
Уд.вес, %
|
Темпы роста 2006г. к 2005г., %
|
Налоговые поступления
|
1 561,9
|
100,0
|
1 667,8
|
100,0
|
106,8
|
Корпоративный подоходный налог
|
834,3
|
53,4
|
776,6
|
46,6
|
93,1
|
Налог на добавленную стоимость
|
343,9
|
22,0
|
489,6
|
29,4
|
142,4
|
Акцизы
|
10,1
|
0,6
|
15,8
|
0,9
|
156,4
|
Поступления за использование
природных и других ресурсов
|
304,2
|
19,5
|
267,4
|
16,0
|
87,9
|
Сборы за ведение
предпринимательской и профессиональной деятельности
|
0,6
|
0,1
|
0,8
|
0,1
|
133,3
|
Таможенные платежи
|
53,1
|
3,4
|
98,4
|
5,9
|
185,3
|
Другие налоги и платежи
|
15,7
|
1,0
|
19,2
|
1,1
|
122,3
|
Примечание – Источник Министерство
финансов Республики Казахстан
|
В 2006 году не обеспечено
выполнение плановых показателей по специфике «Прочие налоги» на сумму 18,7 млн.
тенге: в республиканский бюджет поступило 20,0 млн. тенге, или 51,7% от
планового показателя.
Анализ уплаченных сумм
налогов и других обязательных платежей в бюджет за 2006 год по
налогоплательщикам, подлежащим республиканскому мониторингу, показывает, что
коэффициент налоговой нагрузки в среднем для предприятий, добывающих сырую
нефть и природный газ, по оперативным данным, составил 31,3%, а для
хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговлю нефтепродуктами, - 6,5
процента. По оперативным данным Налогового комитета, в ТОО «Север-ойл»
коэффициент налоговой нагрузки составил 0,3%, а в ТОО «Гелиос» – 1,7 процента.
Налоговая нагрузка банков второго уровня составила в среднем 6,6%, а страховых
и аудиторских компаний – 26,4 процента. При этом Налоговым комитетом и его
территориальными подразделениями во многих случаях осуществлялись проверки в
хозяйствующих субъектах, по которым налоговые нагрузки составляли ниже 10
процентов, а банки второго уровня в отчетном году не проверялись.
В 2006 году по итогам 45
071 проверки дополнительно начислено 114,9 млрд. тенге, взыскано 14,9 млрд.
тенге, или 13 процентов. Проведено 3 925 безрезультативных проверок, из которых
наибольшее количество приходится на город Алматы – 624, Карагандинскую область
– 566, Костанайскую область – 542.
Центральным аппаратом
Налогового комитета в 2006 году проведено пять проверок из восьми,
предусмотренных планом. Дополнительно начислено налогов и платежей в бюджет на
сумму 309,7 млн. тенге, из которых взыскано 24,0 млн. тенге, или только 7,7
процента.
Показатели взыскания в
бюджет дополнительно начисленных налогов и платежей по отдельным хозяйствующим
субъектам еще ниже. В частности, по результатам налоговой проверки в ЗАО НК
«Казахстан Темир Жолы» в 2004 году дополнительно начислено налогов и платежей
на сумму 30,7 млрд. тенге. После рассмотрения жалобы Налоговый комитет отменил
обжалуемое уведомление по акту налоговой проверки и направил уведомление о
начисленной сумме налогов и других обязательных платежей на сумму 8,5 млрд.
тенге. По итогам рассмотрения результатов этой проверки в суде, сумма
дополнительно начисленных налогов и платежей уменьшилась до 1,7 млрд. тенге,
или 5,5% от первоначальной суммы. Аналогичная картина наблюдалась и по другим
проверкам.[10]
С вступлением в силу
Налогового кодекса значительно сократился удельный вес взысканных сумм от дополнительно
начисленных налогов и платежей: с 54,0% в 2001 году до 13,0% в 2006 году.
В республике
увеличивается сумма переплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет,
которая по состоянию на 1 января 2007 года составила 693,5 млрд. тенге и по сравнению
с началом отчетного года возросла на 150,4 млрд. тенге, или на 27,7 процента. В
результате происходит определенное отвлечение оборотных средств хозяйствующих
субъектов и увеличение налоговой нагрузки налогоплательщиков, а также
увеличение сумм возврата поступлений из республиканского бюджета. Так, в 2006
году АО «Казцинк» из республиканского бюджета произведен возврат НДС по
оборотам, облагаемым по нулевой ставке, в размере 5,2 млрд. тенге, АО «Миттал
Стил Темиртау» – 11,5 млрд. тенге. При этом последним уплачено других налогов и
платежей в бюджет 1,5 млрд. тенге.
В структуре излишне
уплаченных сумм по налогам в государственный бюджет по состоянию на 1 января
2007 года наибольший удельный вес приходится на налог на добавленную стоимость
и корпоративный подоходный налог.
Счетным комитетом
установлено отсутствие сводных планов проверок хозяйствующих субъектов за
2004-2006 годы в центральном аппарате Налогового комитета, а также нормативных
правовых актов, регламентирующих взаимодействие подразделений мониторинга и
аудита.
Вышеуказанные факты
свидетельствуют о том, что механизм налогового администрирования усложнен и
недостаточно эффективен, в нормах и положениях налогового законодательства
имеются разночтения, допускающие двоякое толкование, а уполномоченным органом
не принимаются системные меры по повышению качества налоговых проверок и
упрощению механизма налогового администрирования.
Рисунок 2 - Динамика
поступлений КПН в 2006 году с учётом поступлений в Национальный фонд Республики
Казахстан, млрд.тенге [11]
Корпоративного
подоходного налога (далее - КПН) в 2006 году поступило 776,6 млрд. тенге, или
118,6% к уточненному показателю. При этом от организаций сырьевого сектора КПН
поступило 172,9 млрд. тенге, или 22,3% от общей суммы данного вида налога. По
состоянию на 1 января 2007 года, сумма КПН от организаций сырьевого сектора,
поступившая в Национальный фонд, составила 376,4 млрд. тенге.Общая сумма
переплат по КПН в 2006 году составила 68,3 млрд. тенге и по сравнению с 2005
годом увеличилась на 24,1 млрд. тенге (или на 54,6%), что связано с ростом
переплаты по КПН с юридических лиц - резидентов и нерезидентов, удерживаемому у
источника выплаты, в размере 11,7 млрд. тенге.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|