2.1 Поступление администрируемых ФНС России доходов в
федеральный бюджет в 2007 году
Всего
в 2007 году в федеральный бюджет Российской Федерации
поступило 3 747,6 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 24,9% больше,
чем в 2006 году.
Основная
масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена
поступлениями НДС (37%) и налога на добычу полезных ископаемых (30%).
Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет
Российской Федерации в 2007 году составили 641,3 млрд. рублей. По сравнению с
2006 годом поступления выросли на 131,4 млрд. рублей, или на 25,8%.
Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный
бюджет, в 2007 году составили 405,0 млрд. рублей и выросли по сравнению
с 2006 годом на 28,2%.
Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы,
услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2007 году составили 1
390,4 млрд. рублей и по сравнению с 2006 годом выросли в полтора раза.
Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию
Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в 2007 году
34,3 млрд. рублей, что на 26,2% больше, чем в 2006 году.
Поступления
по сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в
2007 году 108,8 млрд. рублей и выросли относительно 2006 года на 16,7%.
Поступления
акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья и спиртосодержащую
продукцию в федеральный бюджет Российской Федерации в 2007 году
составили 4,3 млрд. рублей, что на 5,3% больше, чем в 2006 году.
В
федеральный бюджет в 2007 году мобилизовано акцизов на табачную
продукцию, производимую на территории Российской Федерации, 49,3 млрд.
рублей, что на 39,1% больше поступлений 2006 года.
Поступления
акцизов на нефтепродукты (бензин автомобильный, дизельное
топливо и моторные масла) в федеральный бюджет в 2007 году составили 52,1 млрд.
рублей, что на 4% больше, чем в 2006 году.
Налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) в 2007
году поступило в федеральный бюджет 1 122,9 млрд. рублей, в том числе на добычу
нефти – 1 017,3 млрд. рублей, на добычу газа горючего природного – 88,3 млрд.
рублей; на добычу газового конденсата из всех видов месторождений – 7,2 млрд.
рублей.
По
сравнению с 2006 годом поступления НДПИ выросли на 2,6%.
Страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской
Федерации, в 2007 году поступило 1 014,9 млрд. рублей, что на 27,5% больше,
чем в 2006 году.
В Фонд социального страхования (без учета суммы
расходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственного
социального страхования (суммы выплаченных пособий по временной
нетрудоспособности, по беременности и родам и др.)) в 2007 году поступило 64,1
млрд. рублей, что на 11,0% больше, чем в 2006 году.
В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в 2007 году поступило
71,8 млрд. рублей, что на 28,8% больше, чем в 2006 году.
В территориальные фонды обязательного медицинского страхования в 2007 году поступило
132,5 млрд. рублей, или на 25,6% больше, чем в 2006 году.
Всего
в 2008 году в федеральный бюджет поступило 4 078,7 млрд.
рублей администрируемых доходов, что на 8,8% больше, чем в 2007 году.
Основная
масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена
поступлениями налога на добычу полезных ископаемых (39%), НДС (24%) и налога на
прибыль (19%).
Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в
2008 году составили 761,1 млрд. рублей. По сравнению с 2007 годом поступления
выросли на 119,8 млрд. рублей, или на 18,7%.
Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный
бюджет, в 2008 году составили 506,8 млрд. рублей и выросли по сравнению с
2007 годом на 25,1%.
Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы,
услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2008 году составили
998,4 млрд. рублей и по сравнению с 2007 годом снизились на 28,2%. В
сопоставимых условиях (поступления за 2007 год приведены в условиях 2008 года)
темп роста НДС, по экспертным оценкам Службы, составляет 107,7%.
Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию
Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в 2008 году
40,3 млрд. рублей, что на 17,4% больше, чем в 2007 году.
Поступления
по сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в 2008 году
125,2 млрд. рублей и выросли относительно 2007 года на 15,1%.
Налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) в 2008 году поступило в
федеральный бюджет 1 604,7 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти – 1 493,0
млрд. рублей, на добычу газа горючего природного – 90,5 млрд. рублей; на добычу
газового конденсата из всех видов месторождений – 8,4 млрд. рублей.
По сравнению с 2007 годом поступления НДПИ выросли на 42,9%.
Страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, в 2008 году поступило 1
251,4 млрд. рублей, что на 23,3% больше, чем в 2007 году.
В Фонд социального страхования (без учета суммы
расходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственного
социального страхования (суммы выплаченных пособий по временной
нетрудоспособности, по беременности и родам и др.)) в 2008 году поступило 74,0
млрд. рублей, что на 15,5% больше, чем в 2007 году.
В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в 2008
году поступило 89,3 млрд. рублей, что на 24,4% больше, чем в 2007 году.
В территориальные фонды обязательного медицинского страхования в 2008 году поступило
162,4 млрд. рублей, или на 22,6% больше, чем в 2007 году.
2.3 Поступление
администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет в январе-ноябре 2009
года (предварительные данные)
Всего
в январе-ноябре 2009 года (по предварительным данным) в федеральный бюджет
поступило 2 718 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 30% меньше, чем в
январе-ноябре 2008 года.
Показатели,
заложенные на 2009 год в Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2009 год
и на плановый период 2010 и 2011 годов» в части ФНС России, выполнены. Бюджет
получил дополнительно 108 млрд. рублей.
Основная
масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена
поступлениями НДС (40%), налога на добычу полезных ископаемых (32%), ЕСН (17%)
и налога на прибыль (6%).
Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в
январе-ноябре 2009 года составили 168 млрд. рублей. По сравнению с
январем-ноябрем 2008 года поступления снизились в 4,2 раза.
Снижение
поступлений обусловлено ухудшением результатов финансово-хозяйственной
деятельности организаций и снижением с 2009 года ставки налога, зачисляемого в
федеральный бюджет, с 6,5% до 2 процентов. Суммы убытков, заявленные
налогоплательщиками, выросли в 2 раза и за I полугодие т.г. составили столько
же, сколько за весь 2008 год. Значительный рост убытков зафиксирован в
металлургии, химическом производстве. В банковской сфере убытки превысили
полученную прибыль.
Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный
бюджет, в январе-ноябре 2009 года составили 452 млрд. рублей и по
сравнению с январем-ноябрем 2008 года выросли на 3,6 млрд. рублей, или на 0,8%.
Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы,
услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в январе-ноябре 2009
года составили 1 086 млрд. рублей и по сравнению с январем-ноябрем 2008 года
выросли на 10,1%.
Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию
Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в
январе-ноябре 2009 года 27 млрд. рублей, что на 27% меньше, чем в январе-ноябре
2008 года.
Поступления
по сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в
январе-ноябре 2009 года 74 млрд. рублей и снизились относительно января-ноября
2008 года на 35%.
Снижение
поступлений по сводной группе акцизов в федеральный бюджет обусловлено
изменением законодательства в части акцизов на нефтепродукты. С 2009 года
уплата акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо и моторные масла осуществляется
в бюджет субъекта Российской Федерации в полном объеме.
Налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) в январе-ноябре 2009
года поступило в федеральный бюджет 877 млрд. рублей, в том числе на добычу
нефти – 792 млрд. рублей.
По
сравнению с январем-ноябрем 2008 года поступления НДПИ снизились в 1,7 раза,
что обусловлено снижением цены на нефть (с 102,5 $ в декабре 2007 года –
октябре 2008 года до 56,2 $ в декабре 2008 года – октябре 2009 года, или в
1,8 раза).
Страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской
Федерации, в январе-ноябре 2009 года поступило 1 123 млрд. рублей, что на
1,0% больше, чем в январе-ноябре 2008 года.
В Фонд социального страхования (без учета суммы
расходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственного
социального страхования (суммы выплаченных пособий по временной
нетрудоспособности, по беременности и родам и др.)) в январе-ноябре 2009 года
поступило 48 млрд. рублей, что на 17,0% меньше, чем в январе-ноябре 2008 года.
В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в январе-ноябре 2009
года поступило 80 млрд. рублей, что на 1,0% больше, чем в январе-ноябре 2008
года.
В территориальные фонды обязательного медицинского страхования в январе-ноябре
2009 года поступило 138 млрд. рублей, что на 0,3% больше, чем в январе-ноябре
2008 года.
3.
Совершенствование формирования налоговых доходов бюджета
3.1 Перспективы повышения государственных доходов в
современной России
Доходы
государства важны для всего общества. Основные направления повышения
государственных доходов следующие:
– изыскание резервов увеличения доходов бюджета за счет
уменьшения существующей недоимки по налогам, упорядочение льгот, отсрочек и
рассрочек, повышение уровня собираемости налоговых и таможенных платежей;
– ужесточение контроля за сбором акцизов на ликероводочные
изделия;
– снижение налогового бремени на добросовестных
налогоплательщиков, создание благоприятных условия для развития отечественного
товаропроизводства, предприятий малого и среднего бизнеса;
– стимулирование роста заработной платы в качестве основного
источника доходов населения, внутреннего платежеспособного спроса и доходного
источника региональных бюджетов;
– достоверная оценка налогового потенциала субъектов
федерации;
– создание экономического механизма стимулирования роста
собственных доходов регионов;
– увеличение поступлений в федеральный бюджет за счет
налоговых доходов и повышения эффективности использования государственной
собственности (дивидендов по акциям, принадлежащим государству, доходам от
сдачи в аренду, прибыли центрального банка);
– вносимые сейчас изменения в законодательство о налогах и
сборах должны быть направлены на повышение ясности законодательства и на
однозначность его применения налогоплательщиками;
– необходимо коренным образом изменить систему имущественного
налогообложения. Имущественные налоги должны стать серьезным источником доходов
региональных и местных бюджетов, а принципы их взимания должны стимулировать
эффективное использование имущества;
Налоговая система России имеет много проблем и недостатков. Для ее
улучшения разработаны следующие направления налоговой политики:
– сделать условия налогообложения четкими и не допускать
произвольной интерпретации, что позволит разграничить правомерную практику
налоговой оптимизации и случаи криминального уклонения от уплаты налогов.
– добиться, чтобы налоговая система способствовала
формированию рынка доступного жилья, развитию образования и здравоохранения.
– реформирование единого социального налога. Оно призвано
обеспечить повышение экономических стимулов для увеличения заработной платы и
легализации ее выплаты при одновременном снижении нагрузки на бизнес. Для этого
необходимо снизить эффективную ставку единого социального налога,
скорректировать механизм применения регрессии, в том числе снять неоправданные
ограничения на доступ к применению регрессии налогоплательщикам.
– надлежит принять главы Налогового кодекса, касающиеся
налога на наследование и дарение, местного налога на недвижимость и земельного
налога. Эти налоги должны способствовать цивилизованному обороту земли и
другого имущества, стать стабильным источником доходов региональных и местных
бюджетов.
– следует также в главе о водном налоге, предусмотреть сокращение
льгот и количества объектов налогообложения.
– необходимо определиться с размерами государственной пошлины
и перечнем юридически значимых действий, при которых она взимается.
– предполагается внести изменения в лесное и водное
законодательство. Они должны предусматривать установление системы платежей за
пользование природными ресурсами, способствующей их рациональному
использованию. Размер платежей должен быть адекватен реальной стоимости этих
ресурсов.
– актуальной остается проблема налогообложения добычи и
экспорта сырьевых ресурсов в целях экономически обоснованного изъятия в бюджет
доходов сырьевых компаний.
– необходимо усовершенствовать порядок взимания налога на
добавленную стоимость: исключить налогообложение авансовых платежей, решить
вопросы своевременного возмещения НДС при экспорте и осуществлении капитальных
вложений.
– следует оценивать работу налоговых инспекций по таким
показателям, как строгое выполнение требований налогового законодательства,
качество работы с налогоплательщиками. Необходимо приступить к разработке и
применению на практике стандартов деятельности налоговых инспекций, в том числе
учитывающих временные издержки налогоплательщиков на сдачу налоговой
отчетности.
– проведение выездных налоговых проверок не должно препятствовать
предпринимательской деятельности законопослушных налогоплательщиков и не может
применяться в качестве карательного инструмента. Недопустимо превышение
фактических сроков таких проверок, установленных законом.
В доходах российского федерального бюджета основные налоговые
поступления – это косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы,
таможенные пошлины). Это также свидетельствует о недостаточно рациональной
структуре доходных источников. Поскольку косвенное налогообложение по существу
представляет собой надбавки к цене товара, которые полностью оплачивают
конечные потребители, в конечном итоге чрезмерное косвенное налогообложение
сужает внутренний покупательный спрос и соответственно сокращает потенциальные
возможности экономического развития страны.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|