Наиболее
значительную часть в структуре расходов бюджета Пенсионного фонда РФ на 2007
год составляют трудовые пенсии- 90%, из них на выплату базовой части – 37 %,
страховой части – 53 %. По Отделению Пенсионного фонда РФ по Республике
Татарстан в структуре расходов бюджета Пенсионного фонда РФ на 2008 год
трудовые пенсии планируются на уровне 80%. Наибольшую долю в общем объеме
расходов бюджета Отделения составят расходы на выплату страховой части трудовой
пенсии – 45,2% от общего объема расходов, а также расходы на выплату базовой
части трудовой пенсии – 35,5% от общего объема расходов. Обеспеченность
собственными средствами Отделения Пенсионного фонда РФ по Республике Татарстан
на выплату пенсий составила 75% (в 2007 году – 67 %), на выплату базовой части
– 53% (в 2007 году – 52%). Такая низкая обеспеченность объясняется снижением
ставки единого социального налога с 1 января 2005года с 14 до 6 %,
зачисляемого в федеральный бюджет и перечисляемого в Пенсионный фонд для
выплаты базовой части трудовой пенсии.
Обеспеченность
собственными средствами на выплату страховой части трудовой пенсии составила
91% (в 2005 году- 91%). Таким образом, органы Пенсионного фонда России по
Республике Татарстан полностью обеспечили выплату страховой части трудовой
пенсии за счет собранных сумм страховых взносов.
В
последние годы бюджет Фонда формируется в значительной степени за счет
ассигнований федерального бюджета (в 2007 году - 32%). Снижение с
1 января 2005 года ставки единого социального налога (ЕСН) с 14 до
6 %, зачисляемого в федеральный бюджет и перечисляемого в Пенсионный фонд,
отразилось на уровне обеспеченности выплаты базовой части трудовых пенсий за
счет поступления указанного налога. Планируемые поступления ЕСН в
2008 году не обеспечат в полном объеме финансирование расходов на выплату
базовой части трудовой пенсии, в связи с чем потребуется дополнительное
привлечение средств федерального бюджета в сумме 191007,7,4 млн. рублей.
Ежегодное увеличение доли
средств федерального бюджета в финансировании пенсионной системы
свидетельствует об усиливающейся тенденции ее отхода от страховых принципов.
3. На сегодняшний день
основной проблемой в сфере государственного пенсионного обеспечения является
низкий размер социальной пенсии. На 1 января 2007 года размер социальной пенсии
в Республике Татарстан составил 1770,9 рублей, опустившись ниже прожиточного
минимума на 175,1 рублей.
С учетом вышеизложенных проблем в сфере пенсионного
обеспечения населения Пенсионным фондом Российской Федерации предлагается
следующее решение данных проблем.
В части повышения эффективности работы по
администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и
погашению задолженности по указанным взносам необходимо:
- устранить разделение функций администрирования
страховых взносов и возложить в полном объеме указанные функции на
Федеральную налоговую службу России либо на страховщика – Пенсионный фонд
Российской Федерации;
- упростить процедуру взыскания задолженности по ЕСН и
страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и начисленным пеням.
В целях укрепления доходной базы в части совершенствования
тарифной политики необходимо:
- ежегодно устанавливать величину тарифов страховых
взносов, исходя из финансовой обеспеченности текущих пенсионных обязательств в
целях сохранения пенсионных прав застрахованных лиц и долгосрочной
сбалансированности государственных пенсионных обязательств;
- систематически (ежегодно) осуществлять корректировку
(индексацию) границ шкалы регрессии единого социального налога и страховых
взносов темпами не ниже прогнозируемых темпов роста средней заработной платы;
- ввести единую ставку тарифа страховых взносов,
направляемых на финансирование страховой части трудовой пенсии, для всех
категорий страхователей.
В то же время следует
отметить, что даже в случае реализации всех предложенных мер пенсионная реформа
не приведет к ожидаемым результатам при отсутствии четкой государственной
политики в сфере заработной платы, которая должна предусматривать решение задач
по диверсификации экономики, наведению порядка в трудовых отношениях, повышению
социальной ответственности работодателей и реальному участию работников в
формировании своей будущей пенсии.
Список
использованных источников
1.
Конституция Российской
Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)//Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 237.
2.
Бюджетный кодекс
Российской Федерации. - М.: ОМЕГА-Л, 2006.
3.
Налоговый кодекс
Российской Федерации.- М.: ЭКСМО, 2006.
4.
Об инвестировании
средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской
Федерации: Федер. Закон Рос. Федерации от 24 июля 2002 г., № 111 -ФЗ //Российская газета.-2002 г. № 138-139.
5.
О трудовых
пенсиях в Российской Федерации: Федер. Закон Рос. Федерации от 17 декабря 2001 г., № 173-ФЗ// Российская газета.- 2001 г. N 247.
6.
О государственном
пенсионном обеспечении в Российской Федерации: Федер. Закон Рос. Федерации от
15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ// Российская газета.- 2001 г., № 247.
7.
Об основах
обязательного социального страхования: Федер. Закон Рос. Федерации от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ// Российская газета.- 1999 г., №250.
8.
Об обязательном
пенсионном страховании в Российской Федерации: Федер. Закон Рос. Федерации
от 15декабря 2001г.№167-ФЗ//Российская газета.-2001г.- №249.
9.
Об индивидуальном
(персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования:
Федер. Закон Рос. Федерации от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ// Российская газета.- 1996 г., №156.
10.
О бюджете
Пенсионного фонда Российской Федерации на 2005 год: Федер. Закон Рос. Федерации
от 23 декабря 2004 г. № 173-ФЗ// Российская газета.- 2004 г., № 290.
11.
О бюджете
Пенсионного фонда Российской Федерации на 2006 год: Федер. Закон Рос. Федерации
от 22 декабря 2005 г. № 174-ФЗ// Российская газета.- 2005 г. № 292.
12.
О бюджете
Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 год: Федер. Закон Рос. Федерации
от 19 декабря 2006 г. № 236-ФЗ// Российская газета.- 2006 г. № 290.
13.
О мерах по
совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской
Федерации: Указ Президента Рос. Федерации от 27 сентября 2000 г. № 1709// Российская газета.- 2000г., №189.
14.
Об утверждении
коэффициента индексации с 1 апреля 2006 года базовой части трудовой пенсии и
коэффициента дополнительного увеличения с 1 апреля 2006 года размера страховой
части трудовой пенсии: Постановление Правительства Рос. Федерации от 24 марта 2006 г. № 165//Россиская газета.- 2006г., № 151.
15.
Об установлении
дополнительных ограничений на инвестирование средств пенсионных накоплений
управляющими компаниями, заключившими договоры доверительного управления с
Пенсионным фондом Российской Федерации и негосударственными пенсионными
фондами, осуществляющими обязательное пенсионное страхование, в депозиты в
рублях в кредитных организациях: Постановление Правительства Рос. Федерации от
21 мая 2004 г. № 247//Российская газета.- 2004г., №109.
16.
Об утверждении
Типовых страховых правил негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего
деятельность по обязательному пенсионному страхованию: Постановление
Правительства Рос. Федерации от 13 февраля 2004 г. № 77//Российская газета.- 2004г., №37.
17.
Об утверждении
Правил передачи пенсионных накоплений для финансирования накопительной части
трудовой пенсии из одного негосударственного пенсионного фонда в другой
негосударственный пенсионный фонд или из негосударственного пенсионного фонда в
Пенсионный фонд Российской Федерации и определения их стоимости: Постановление
Правительства Рос. Федерации от 6 февраля 2004 г. № 55// Российская газета.- 2004г., №30.
18.
О дополнительных
мерах по организации управления средствами пенсионных накоплений: Постановление
Правительства Рос. Федерации от 2 декабря 2003 г. № 730//Российская газета.- 2003г., № 249.
19.
О реализации
права застрахованного лица на выбор инвестиционного портфеля (управляющей
компании) в соответствии с Федеральным законом «Об инвестировании средств для
финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»:
Постановление Правительства Рос. Федерации от 19 июня 2003 г. № 346//Российская газета.- 2003г., №122.
20.
Об утверждении
Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение
трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального
закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»: Постановление Правительства
Рос. Федерации от 11 июля 2002 г. №516//Российская газета.- 2002г., № 129.
21.
Об утверждении
Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал:
Постановление Правительства Рос. Федерации от 12 июня 2002 г. № 407//Российская газета.- 2002г., №108.
22.
О реализации
федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О
государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «Об
обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»: Постановление
Правительства Рос. Федерации от 21 января 2002 г. № 30// Собрание законодательства Российской Федерации.- 2002 г. № 4.
23.
О Пенсионном
фонде Российской Федерации (России): Положение утв. Постановлением ВС РФ от 27
декабря 1991 г. № 2122-1//Российская газета.- 1992г.№250.
24.
Александров Д.Г.
Пенсионная система в России: состояние, проблемы, перспективы, СПб.: СПбГУЭФ,
2000г..
25.
Гуев А.Н.
Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации.
"Экзамен", 2005 г.
26.
Захаров МЛ.,
Тучкова Э.Г., Савостьянова В.Б. Комментарий к новому пенсионному
законодательству. -М.: Проспект, 2002.
27.
Зурабов М.Ю. О
целях и ходе проведения Пенсионной реформы// Пенсия №4, апрель 2002 г.
28.
Капкаева Н.З.,
Журкина Н.С. Государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды:
Учеб.пособ. – Казань: КГФЭИ,2006.
29.
Покладова Т.А., Секачева
О.В., Чирков С.А. и др. Комментарий к Федеральному закону от 17 декабря 2001 г.
№173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». - Принт инвест.- 2005 г.
30.
Сторожук Д.А. Пенсионное
обеспечение безработных / Пенсионное обеспечение в РФ. Учебно методическое
пособие. -Омск: издат. ОмГу, 2004г.
31.
Шафигуллин А.Р.,
Полякова Е.П., Созинов А.С., Груничев А.С. Правовые основы пенсионной системы
Российской Федерации: Учеб.пособ. – Ростов- на Дону: Феникс.- 2007.
32.
Финансы.
Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/ под. ред. проф. Л.А. Дробозиной
– М.: Финансы, Юнити.- 1997г.
33.
Грудцына Л.,
Макаров А.История пенсионной системы //Адвокат.-2005г.- №5.
34.
Иванов Ю.А.,
Пенсионные системы мира //Кадровое дело.-2004г.- № 4.
35.
Тучкова Е.С.
Формирование российской системы пенсионного обеспечения, её современное состояние
и перспективы развития// Страховое ревю. - 1999.- №3.
36.
Сорокина
Е.Г.Зарубежный опыт реформирования пенсионных систем//Пенсия.-2005г.- №7.
37.
Угрюмов К.
Рецепт обеспеченной старости //Кадровое дело.-2004г.- №4.
38.
Федорова Т.,
Досье для Пенсионного фонда //Кадровое дело.-2004г.- №4.
39.
Фрик О.В. О применении
законодательства при переходе прав на пенсионные накопления //Журнал российского
права.- 2004г.- №1.
40.
Фрик О.В.
Переход пенсионных прав застрахованного лица: проблемы теории и практики
//Законодательство и экономика.- 2004г.- №2.
41.
Чупрова Е.В.
Проблемы финансирования системы обязательного социального страхования в
современной России//Законодательство и экономика.-2006г.-№3.
42.
Ширимова Е.В.
Пенсии: что изменилось? //Кадровое дело.- 2004г.- №4.
43.
www.budgetrf.ru
44.
www.ach.gov.ru
45.
www.duma.gov.ru
46.
www.pfrf.ru
47.
www.pfrrt.ru
48.
www.rospensia.ru
49.
www.tatar.ru
Приложения
Приложение 1
Информация о численности
пенсионеров и средних размерах пенсий по Республике Татарстан по состоянию на
01.04.2008г
Виды пенсий
|
Числ-ть пенсионеров (тыс. чел.)
|
Числен-ность
пенсионеров
(в %)
|
Средний размер пенсии
(руб)
|
На 01.01.08г.
|
На 01.04.08
|
отклонение
|
Всего
|
994,1
|
100
|
3 502,04
|
3 834,71
|
+ 332,67
|
Трудовые пенсии
|
Всего
|
929,6
|
93,5
|
3 564,90
|
3 924,90
|
+ 360,00
|
в том числе
|
|
|
|
|
|
по старости
|
771,6
|
77,6
|
3 775,26
|
4 149,65
|
+ 374,39
|
по инвалидности
|
101,2
|
10,2
|
2 797,21
|
3 020,31
|
+ 223,10
|
по случаю потери кормильца
|
56,8
|
5,7
|
2 178,88
|
2 484,82
|
+ 305,94
|
Пенсии по
государственному пенсионному обеспечению
|
Всего
|
64,4
|
6,5
|
2556,87
|
2533,32
|
- 23,55
|
за выслугу лет фед.госслужащим
|
0,2
|
-
|
5438,54
|
5947,63
|
+ 509,09
|
Пенсии военнослужащих
и их семей
|
1,7
|
0,2
|
3439,23
|
3437,02
|
- 2,21
|
Пенсионеры, пострадав. в результате
радиационных или техногенных. катастроф
|
1,4
|
0,1
|
4565,31
|
4768,80
|
+ 203,49
|
Социальные пенсии
|
61,1
|
6,1
|
2473,49
|
2443,77
|
- 29,72
|
Из
общего числа пенсионеров получатели двух пенсий
Пенсии
|
Численность
пенсионеров
(тыс.чел.)
|
Численность
пенсионеров
(в %)
|
Средний размер пенсий (руб.)
|
Общий
|
По государственному пенсионному
обеспечению
|
01.01.08
|
01.04.08
|
отклон.
|
01.01.08
|
01.04.08
|
отклон.
|
Инвалидов ВОВ
|
4,8
|
0,5
|
9 698,89
|
10 095,9
|
+ 397,01
|
4 554,97
|
4 485,36
|
- 69,61
|
Участников ВОВ
|
8,0
|
0,8
|
9 421,69
|
9 838,5
|
+ 416,85
|
3 964,08
|
3 918,62
|
- 45,46
|
Вдов погибших
военнослужащих
|
2,1
|
0,2
|
6 940,44
|
7 086,6
|
+ 146,19
|
3 130,99
|
3 131,48
|
+ 0,49
|
Рродители погиб.
военнослужащих
|
1,4
|
0,1
|
6 275,19
|
6 586,8
|
+ 311,64
|
2 970,50
|
2 964,00
|
- 6,50
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|